Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод измерения простой сенсомоторной реакции на световой и звуковой сигналы




Авторы: А.А. Крылов, С.А. Маничев.

Предназначение методики: на основе измерений времени оценить быстроту и качество реагирования исследуемого на звуковой и световой стимулы. (Простая сенсомоторная реакция – элементарный вид произвольной реакции, которая осуществляется как простое (например, нажатие кнопки) движение в ответ на простой (загорание лампы) сигнал.)

Особенности методики: Работа проводится с использованием специальной экспериментальной установки. Испытуемый сидит за столом в удобной позе. Световой сигнализатор находится прямо перед глазами испытуемого на расстоянии 60-80 см (при работе со звуковыми сигналами наушники надеты на голову). Экспериментатор сообщает испытуемому инструкцию.

Инструкция испытуемому: «Положите руку на панель органов управления установки так, чтобы указательный палец правой руки свободно располагался на кнопке. После предупредительного сигнала сосредоточьтесь, смотрите на сигнальную лампу и при зажигании лампы как можно быстрее нажмите пальцем на кнопку» (при работе со звуковыми сигналами последняя часть инструкции будет звучать так: «Сосредоточьтесь и при появлении звукового сигнала как можно быстрее нажмите на кнопку»).

После нажатия экспериментатором на кнопку предупредительный сигнал немедленно выдается испытуемому; длительность предупредительного сигнала 1,0 с. Через некоторый интервал времени испытуемому автоматически выдается основной сигнал, при появлении которого он должен нажать кнопку.

Для достижения наибольшей точности измерение проводится в две серии, которые различаются по времени, разделяющему предъявляемые сигналы. Интервал времени, разделяющий предупредительный и основной сигналы, для I варианта опытов постоянный и равен 1,5 с. Для II варианта опытов длительность этого интервала меняется в случайном порядке в пределах от 0,5 до 2,5 с, причем используется не менее пяти градаций.

При обработке результатов определяются средние значения простой сенсомоторной реакции на световой и звуковой сигналы, делается вывод о роли модальности сигнала и об особенностях реакций, связанных с антиципацией момента появления сигнала.

Стимульный материал: экспериментальная установка включает в себя: блок формирования сигнала с сигнальным устройством (сигнальная лампа или зуммер и наушники), блок управления с кнопкой выдачи сигнала и пуска регистрирующего устройства, блок ответа с кнопкой снятия сигнала и остановки регистрирующего устройства, блок регистрации преждевременной реакции. В качестве световых сигнализаторов могут быть использованы газоразрядные лампы яркостью свечения 80-100 нт. Для звукового сигнала могут быть рекомендованы следующие характеристики: 200-300 Гц и 60-70 Дб. Время реакции — от момента выдачи сигнала до ответного движения включительно — экспериментатор фиксирует по электронному секундомеру с точностью до 0,001 с. Для записей данных используется протокол исследования.

 

 

Глава 11. Методики субъективного типа

 

Методики диагностики темпераментных и социально-психологических особенностей индивида

 

Методики диагностики темпераментных особенностей индивида

Личностный опросник Айзенка (EPI)

Автор: Г. Айзенк.

Предназначение методики: оценка таких свойств темперамента индивида как экстраверсия – интроверсия и эмоциональная стабильность – нестабильность (нейротизм).

Особенности методики: двухфакторый тест-опросник, стимульный материал которого включает 57 вопросов, из которых 48 относится к двум основным шкалам (по 24 вопроса на каждую шкалу) и 9 – к контрольной шкале «L» («лжи»). По каждому вопросу предусмотрены двухальтернативные варианты ответов («да» или «нет»).

Допускается индивидуальная и групповая форма тестирования.

Стимульный материал

 

Опросник структуры темперамента

Автор: В.М. Русалов.

Предназначение методики: оценка свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.

Особенности методики: тест-опросник, стимульный материал которого содержит105 вопросов. Допускается индивидуальная и групповая форма применения, без ограничения времени.

ОСТ содержит следующие шкалы:

- предметная эргичность – в самом общем виде отражает активность человека, а именно: выраженность потребности в освоении предметного мира, наличие или отсутствие стремления к деятельности, к напряженному умственному и физическому труду, а также уровень тонуса и вовлеченности в процесс деятельности.

- социальная эргичность – связана с потребностью в социальном контакте, с желанием исследовать социальные формы деятельности, со стремлением к лидерству и общению;

- предметная пластичность – выражается в скорости переключения с одного вида деятельности на другой, перехода от одних форм мышления к другим в процессе взаимодействия с предметной средой;

- социальная пластичность – проявляется в степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникации;

- темп – быстрота моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности;

- предметная эмоциональность – эмоциональность, чувствительность;

- социальная эмоциональность – эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере;

- социальный темп – темпоральные характеристики рече-двигательной активности в процессе общения.

Опросник также включает шкалу «L».

Стимульный материал

Экспресс-методика диагностики реактивной и личностной тревожности

Автор: А.С. Горбатенко.

Предназначение методики: изучение тревожности как состояния и свойства личности.

Особенности методики: методика представляет собой сокращенный вариант теста тревожности Ч.Д. Спилбергера и включает две субшкалы.

Из теста тревожности исключены пункты:

- не обладающие средней диагностической силой;

- не коррелирующие с итоговым показателем;

- имеющие одинаково высокие или одинаково низкие коэффициенты корреляции с итоговыми показателями каждой субшкалы.

Отбор пунктов методики требовал учета нескольких факторов и использования компромиссного подхода к оценке пригодности пунктов. Были отобраны лучшие из имеющихся пунктов таким образом, чтобы в каждой субшкале осталось по 10 пунктов.

Такое сокращение не затронуло концепции методики Ч.Д. Спилбергера: использование в каждой подшкале 10, а не 20 пунктов, каждый из которых имеет 4 варианта ответов, не оказывает существенного влияния на практическую пригодность шкалы.

Стимульный материал и обработка данных

Методики диагностики социально-психологических качеств индивида

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...