Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика изучения групповой и микрогрупповой идентичности в группе и подгруппах




Авторы: А.В. Сидоренков, Н.С. Тришкина.

Предназначение методики: оценка меры выраженности трех компонентов (ИК, ИА, ИП) групповой и микрогрупповой идентичности по группе в целом, внутри неформальных подгрупп, среди совокупности «самостоятельных» членов группы.

Особенности методики: составлена на основе порядковой шкалы с биполярным принципом упорядочивания признаков. Стимульный материал методики содержит 12 пунктов в виде утверждений (по четыре пункта на каждый компонент идентичности). Пункты имеют обратную формулировку. Оценка выраженности признака, отображенного в пункте, осуществляется на основе 7-балльной шкалы. Коэффициенты компонентов идентичности могут варьироваться от 4 до 28 баллов.

Стимульный материал

Методики диагностики характеристик индивида в группе и подгруппе

Методика изучения лидерства, вклада, стиля поведения индивида в группе и подгруппе

Автор: А.В. Сидоренков.

Предназначение методики: изучение трех параметров активности индивида – лидерства-ведомости (ЛВ), вклада в групповую деятельность (ВД), стиля межличностного поведения (МП) – в группе и неформальной подгруппе (если он включен в подгруппу).

Особенности методики: представляет собой модифицированный вариант Трехфакторного опросника межличностных отношений (А.С. Горбатенко).

Методика разработана на основе номинативной шкалы, а ее стимульный материал содержит 36 пунктов (по 12 пунктов на каждый аспект активности). Коэффициенты ЛВ, ВД, МП индивида могут варьироваться от +6 до –6.

Стимульный материал

Методика изучения социометрических статусов в группе и подгруппе.

Автор: А.В. Сидоренков.

Предназначение методики: изучение разновидностей социометрического статуса члена группы по группе в целом и в подгруппе (если индивид является членом подгруппы).

Особенности методики: позволяет оценивать следующие социометрические статусы членов группы: 1) коммуникативный; 2) референтный; 3) доверительный (по конфиденциально-охранительному, информационно-инфлюативному и деятельностно-совладающему доверию); 4) идентификационный (по когнитивному, аффективному и поведенческому компоненту).

В стимульном материале методики каждый вид и подвид статуса представлен соответствующим ему по содержанию критерием.

Стимульный материал

Методика изучения социально-психологической адаптации индивида в группе и подгруппе

Автор: А.В. Сидоренков.

Предназначение методики: изучение уровня адаптации индивидов к группе и неформальным подгруппам.

Особенности методики: составлена на основе порядковой шкалы с биполярным принципом упорядочивания признаков. Стимульный материал методики содержит 14 пунктов в виде утверждений. Оценка выраженности признака, отображенного в пункте, осуществляется на основе 7-ми бальной шкалы Ликерта. Коэффициенты адаптации индивида в группе и подгруппе могут варьироваться от 14 до 98 баллов. Чем выше коэффициент, тем выше уровень адаптации индивида в группе и подгруппе.

Стимульный материал

Глава 12. Применение ЭВМ в психодиагностике

Способы применения ЭВМ

 

В зависимости от сбора, обработки и хранения данных существует несколько способов применения ЭВМ в психодиагностике. Первый является самым архаическим и предполагает «бумажный» сбор (бланковое тестирование), обработку результатов «вручную» с последующим их вводом и хранением в компьютерной базе данных. Для этого достаточно единственной ЭВМ и любой системы для создания и оперирования простейшими табличными базами данных.

Второй заключается в бланковом тестировании с последующей компьютерной обработкой и хранением. Несмотря на широкое распространение компьютеров, традиционная бланковая технология тестирования сохраняет свое значение. Казалось бы, почему бы сразу не перейти к автоматизированному сбору данных, то есть производить его в режиме диалога испытуемого с компьютером? Это обусловлено несколькими обстоятельствами. Во-первых, она применяется тогда, когда испытуемые совершенно не имеют навыков работы на компьютере. Однако таких людей становится всё меньше. Более того, как показывает практика, даже при отсутствии знания компьютера многие испытуемые достаточно быстро включаются в работу и у них исчезает «компьютерная тревожность», если программная среда является простой и понятной для людей. Во-вторых, некоторые специалисты предпочитают пользоваться бланковыми формами (например, проективных методик) и строго следовать методическим требованиям даже тогда, когда имеют дело с вполне формализованным тестом, который может быть компьютеризирован. Это может быть связано с проблемой валидности и надежности некоторых тестов, предъявляемых и обрабатываемых с помощью компьютера, интерпретации компьютеризированных тестов, которые грешат расплывчатыми утверждениями общего харак­тера и др. В-третьих, в соответствии с существующим законодательством, постановлениями правительства или иными нормативно-правовыми актами в некоторых случаях допускается сбор и обработка данных только без использования средств автоматизации.

Третий способ основан на полной автоматизации диагностики: сбор, обработка и хранение данных, предъявление результатов и интерпретации. Причем в некоторых компьютерных тестах предусматривается сочетание второго и третьего способа. То есть, сам процесс тестирования может проводиться как в бланковой, так и в компьютерной форме, но с последующей автоматизацией всех остальных процедур диагностики. В случае наличия бланкового режима могут быть два основных способа ввода данных: «ручной» или автоматический (сканирование) ввод.

В ЭВМ могут храниться справочные материалы по ПДМ и другие данные, необходимые в практической работе. ЭВМ может существенно помочь при подготовке отчета или при проведении других работ психолога.

Базы данных. Одной из актуальных задач применения ЭВМ в психодиагностике является организация специаль­ных систем для хранения разноплановой и разнородной информации, в которых реализуются процедуры сортировки и поиска данных на запросы различной сложности. Такие системы носят название систем управ­ления базами данных (СУБД). Их основная задача заключается в унификации внутреннего представления ин­формации и устранении дублирования информации, требуемой для различных алго­ритмов.

СУБД позволяют систематически накапливать и хранить практиче­ски неограниченные объемы как экспериментально-психологических, так и других ре­левантных целям психодиагностики данных. Кроме того, базы данных дают возмож­ность проводить статистические расчеты по различным категориям испытуемых, в частности, получать их для однородных по интересующим параметрам выборок и проверять выдвигаемые статистические гипотезы.

Анализ данных. Психологу, оснащенному современным компьютером, становятся доступны сложные операции с информацией. Например, оперативная реализация широкого спектра различных трудоемких процедур для расчета дополнительных шкал, индексов, вспомо­гательных показателей и т.п.

Но главным является возможность развития подходов, ко­торые принципиально были ранее не доступны. Так, применение персональных ЭВМ дало импульс для развития и практического применения подхода субъективной парадигмы анализа данных относительно идеографических методик. В рамках техники ролевых репертуарных решеток реконструкция субъективно­го семантического пространства производится с помощью процедур кластерного и факторного анализа, а также алгоритмов многомерного шкалирования и масштабирования, требующих больших объемов вычислений.

Другой пример – постановка диагноза исследуемого объекта посредством его сравнения с диагностическими прецедентами. Реализация этого подхода возможна только с использованием высокопроизводительной компьютерной техники, так как он связан с применением трудоемких алгоритмов конструирования информативных опи­саний прецедентов, нахождения мер для сравнения объектов и определения оптималь­ных композиций диагностических прецедентов.

Еще одним фактором, существенно влияющим на качество психо­диагностический решений, является использование потенциала, зало­женного в компьютерной графике. Функция графики заклю­чается в наглядном представлении тех или иных особенностей анализи­руемой информации, что является эффективным средством для прямого воздействия на процесс интуитивного образного мышления исследователя и практического специали­ста.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...