Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация и методика библиографического обслуживания.




Вопросы к экзамену «Библиотековедение

Сущность библиографической информации и основные формы существования.

Информация (разъяснение, изложение) – это сведения или сообщение о чем-либо.

Результаты Библиогр. деятельности – это библиогр. инф-ция, созданная в результате Б. деят-ти.

Формы существования библиограф. инф-и: 1)электронная, 2)печатная, 3)неопубликованная, 4)карточная, 5)устная.Библиография запись – это элемент библиограф. инф-и в документальной форме сведения о док-те, позволяющие его идентифицировать, раскрыть его состав и содержание в целях Библиография поиска. Функция библиограф. Инф-и: 1) поисковая (библиогр. инф-я исп-ся для идентификации док-та по его точному библиогр. описанию); 2) коммуникативная (информационная) (реализуется путем информирования потребителей о док-те); 3)оценочная (рекомендательная) (реализуется путем отбора док-в по различным критериям, в первую очередь качественным) и отражение отобранных в библиограф. пособиях.

Библиогр. инф-я является результатом аналитико-синтетической переработки док-в (анализ док-та и выбор нужных сведений). Единицей библиогр. инф-и явл-ся библиограф. сообщения. Библиограф. сообщениябиблиогр. инф-и в устной форме. Библиогр. сообщение зафиксированное в документальной форме называется Библиогр. запись. Элементы библиогр. записи: 1) Библиогр. описание (единственный необходимый элемент библиогр. записи); 2)аннотация (краткая хар-ка док-та); 3) реферат – краткое изложение содержание док-та; 4)классификационные индексы; 5)ключевые слова. Основной формой существования библиогр. инф-и явл-ся библиогр. пособия. Библиогр. пособия – упорядоченное множество библиогр. записей.

Б\г – инф-я инфраструктура, обеспечивающая подготовку, распространение и использование б\г информации. Инф-я инфраструктура - сов-ть инф-х центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающая доступ потребителя к информационным ресурсам. Инф-я центр – орг-я, выполняющая функции по сбору, аналитико-синтетической переработке и распространению инф-и.

 

Организация и методика библиографического обслуживания.

 

Деятельность библиотеки, всех ее структурных подразделений направлена на качественное и оперативное обслуживание читателей, удовлетворение их информационных потребностей. Одним из основных и важнейших направлений деятельности библиотек является справочно-библиографическое обслуживание.

Б\р включает в себя 2 направления:

1) библиографирование

2) б\г обслуживание (БО)

Библиографирование – процесс создания, подготовки любой б\г информации. А результате формируется справочно- б\г аппарат.

Процессы подготовки БИ — библиографическое выявление, библиографический поиск, библиографическая обработка, библиографический отбор, библиографическая группировка — приня­то обозначать термином «библиографирование», а деятельность по дове­дению информации о документах до потребителей — термином «биб­лиографическое обслуживание».Последнее включает в себя создание и использование сиравочно-библиографического аппарата (СБА), спра- вочно-библиографическое обслуживание (выдачу справок по разовым запросам потребителей ииформации), библиографическое информиро­вание (систематическое обеспечение информацией в соответствии с по­стоянно действующими запросами пользователей) и информационное (библиографическое) обучение

Библиографическая работа — это совокупность процессов и опера­ций по подготовке и использованию разнообразных библиографических •средств для отражения и раскрытия фондов библиотеки, активного использования их реальными читателями и пользователями. Это до­стигается путем:

• формирования и ведения справочно-библиографического аппа­рата (СБА);

• составления для читателей библиотеки разнообразных библио­графических пособий — указателей и списков литературы, все­возможных картотек;

• подготовки и проведения устных библиографических обзоров;

• справочно-библиографического обслуживания (обеспечения чита­телей библиографической информацией по их разовым запросам);

• библиографического информирования (обеспечения читателей библиографической информацией по их долговременным, по­стоянно действующим запросам);

• информационного (библиографического) обучения.

Основные цели и задачи справочно-библиографического отдела:

• справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей на основе традиционных и современных информационных технологий, включая ресурсы Интернет

• формирование и ведение справочно-поискового аппарата

• обучение основам информационно-библиографической культуры

• организация библиографической работы библиотеки

• методическая работа по вопросам библиографической деятельности

В отечественных библиотеках осуществляются три вида библиографического обслуживания:

справочно-библиографическое обслуживание (СБО),

библиографическое информирование,

рекомендательно-библиографическое обслуживание.

К ним примыкает библиографическое обучение потребителей библиографической информации и пользователей библиографических услуг. Все шире развивается комплексное обслуживание, когда пользователю комбинированно предоставляют фактографическую и библиографическую информацию.

С ростом библиотечных ресурсов обычно возрастает и контингент абонентов информирования, что затрудняет дифференциацию удовлетворения проблемно-тематических информационных потребностей. Крупные библиотеки вследствие этого ориентируются на массовые формы информирования и дифференцированное информирование приоритетных пользователей. Малые библиотеки и библиографические службы более гибко удовлетворяют меняющиеся проблемно-тематические информационные потребности, организуют информационное сопровождение процессов проектирования, разработки и реализации научных, экономических, социальных программ, но обладают недостаточными ресурсами их обеспечения.

Рекомендательно-библиографическое обслуживание осуществляется в основном на абонементах и читальных залах общедоступных библиотек, главным образом муниципальных и юношеских. Сюда из центральных библиотек перемещается область активного развития рекомендательной библиографии. Квалифицированные библиографы и библиотекари практикуют проведение Дней библиографии, Дней пособий, информин, творчески разрабатывают оригинальные формы активного использования и преобразования библиографической информации: библиографические олимпиады, конкурсы, игры под названием «Следствие ведет библиограф» и другие.

Они оказывают постоянную помощь читателям в организации целенаправленного чтения, используя имеющиеся у них разнообразные текстовые материалы (библиографические энциклопедии, обзоры, эссе и др.) и, осуществляя библиографическое творчество, содействуют общему и дифференцированному образованию и самообразованию. Оптимальное библиографическое обслуживание, в соответствии с этическим принципом заботливости, отвечает правилам трех или семи «Н». Первые состоят в необходимости обеспечивать потребителя нужной информацией в нужное время и нужном месте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...