Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Цель, назначение, функции и ценность права




Прошлое и настоящее - наши средства, только будущее - наша цель.

Паскаль[313]

Цель и назначение права

Глубокое познание и оптимальное использование права в жизнедеятельности общества невозможны без уяснения тех целей, которые лежат в основе его создания и функционирования.

В этимологическом плане цель - это то, к чему стремятся, что надо достичь. В философии она интерпретируется как идеально намеченная модель, мысленно представляемый образ предполагаемого результата человеческого поведения.

Соответственно, под целью права следует понимать намеченное в правовых нормах и выражающее определенные идеалы состояние регулируемых общественных отношений и установок их участников.

Цель права может рассматриваться и как объективная, и как субъективная категория. Она вполне объективна по истокам, содержанию и формам проявления вовне, поскольку детерминируется реальными условиями жизни общества, аккумулирует интересы и волю определенных социальных групп, возводится «в закон» и не зависит от сознания каждого отдельного индивида. Вместе с тем эта же цель субъективна как сознательное творение людей, их общностей и образований, как идеальное, пока лишь мысленно намеченное состояние предмета воздействия. Это - две органически взаимосвязанные и дополняющие друг друга стороны единой цели права.

Цель права может фактически привести к устойчивому результату в заданном направлении только при условии, если она:

· во-первых, вызвана актуальными жизненными потребностями, правильно (хотя с опережением) отражает объективную действительность и сформулирована с должным учетом ее закономерностей;

· во-вторых, оптимально соотнесена с теми средствами и возможностями, которыми располагает общество на данном этапе своего развития.

Для этого, говоря другими словами, требуется, прежде всего, истинность и реальность цели. Иначе последняя окажется ложной, произвольной или невыполнимой, способной в лучшем случае содействовать получению лишь случайного, временного результата. Именно такая картина оказалась характерной, например, для российского налогового законодательства, по которому даже временные положительные результаты пришлось «выколотить» при помощи Чрезвычайной правительственной комиссии. Дэвид Юм говорил: «Благая цель может сообщить ценность только таким средствам, которые достаточны и действительно ведут к цели».

Нельзя сбросить со счета и некоторые нюансы категорий «цель права» и «цель в праве». В первой из них, очевидно, имеется в виду только та спрессованная цель, которая становится непосредственно перед самим правом данной страны как единой системой действующих там юридических норм. Тогда как под «целью в праве» допустимо подразумевать как те цели, которые свойственны каждому структурному элементу этой сложной системы, так и те, которых в каждом конкретном случае добиваются субъекты правовой деятельности, в том числе отдельные граждане, осуществляющие свои субъективные права, свободы, охраняемые законом интересы и юридические обязанности. В последнем случае цель, будучи отражением индивидуальных потребностей конкретных участников регулируемых жизненных отношений, выступает главным образом как идеальный внутренний мотив юридически значимых действий, как компонент механизма правореализации. И вовсе не исключено, что указанные выше цели не вполне совпадают и по объему, и по содержанию, и по направленности.

Цели права с точки зрения последовательности осуществления подразделяются на ближайшие (тактические) и перспективные (стратегические). Первые из них олицетворяют насущные потребности правового регулирования на данном этапе развития общественных отношений и сознания их участников, рассчитаны на реализацию безотлагательно, в «сегодняшней» жизнедеятельности общества. Перспективные цели выражают более отдаленные идеальные результаты, которые могут достигаться лишь в будущем, посредством повседневного осуществления целей всей суммы правовых установлений. Именно такие цели присущи, скажем, положениям действующей российской Конституции о том, что Российская Федерация - правовое и социальное государство (ст. ст. 1,7).

Непосредственная цель правовых норм и их комплексов олицетворена в тех общих масштабах поведения, которые адресованы участникам регулируемых ими отношений. Как раз достижение намеченного состояния регулируемых отношений и сообразных ему установок их участников означает тот прямой результат, который в первую очередь планируется правотворческим органом.

Но эта цель сама является средством получения определенных результатов в экономической, политической, социальной и духовной сферах человеческой жизнедеятельности. Такие результаты, предвосхищаемые при установлении тех или иных правовых норм, в юридической литературе чаще всего рассматриваются в качестве определенных социальных целей.

Последние указываются прямо в текстах многих нормативно-правовых актов. В остальных случаях они выявляются путем применения всех без исключения приемов (способов) толкования правовых норм.

При соотнесении непосредственных и опосредованных, ближайших и перспективных целей права, следует отказаться от порочного тезиса «цель оправдывает средства». Использование антигуманных средств для осуществления каких-либо целей человеческой деятельности приводит к обесчеловечиванию самой такой цели. Цель, для которой требуются неправовые средства, не есть правовая цель, чем бы она ни оправдывалась.

Основные функции права

. Цели права носят многоаспектный характер, направлены на закрепление определенных масштабов поведения, на обеспечение намечаемого состояния регулируемых отношений, на осуществление ценностных ориентаций, внутренних потребностей и установок их участников, на создание надежного мерила при оценке их поведения. Благодаря такой многоаспектности своих целей право служит одновременно и модульно-информационным средством, и регулятором общественных отношений, и средством воздействия на сознание и психологию людей, и мерилом правомерности поведения субъектов права. Это обстоятельство имеет важное значение при рассмотрении функций права.

Функции права - это основные направления воздействия на социальный организм, определяемые сущностью, целью и назначением права в обществе.

Первое из таких направлений заключается в модульно-информационном воздействии, которому соответствует модульно-информационная функция права. Она выражается:

· в описании образа намечаемой цели тех или иных правовых норм;

· в указании на типичные образцы жизненных ситуаций, при которых регулируемые жизненные отношения возникают, изменяются или прекращаются;

· в обозначении общих правил (масштабов) поведения участников этих отношений;

· в обобщенной дозировке юридических средств, призванных обеспечивать выполнение таких правил;

· в определении субъектного состава устанавливаемых правил поведения, если в этом есть необходимость.

Эта функция имеет важное значение. Она прямо ориентирует правотворческие органы на то, чтобы правовые нормы своевременно сообщались возможным участникам регулируемых отношений, правоприменительным учреждениям и т.д. Ее значение ныне возросло, поскольку Конституция РФ 1993 года провозгласила принцип, что необнародованные нормативно-правовые акты не подлежат применению (ст. 15).

Модулируемая в правовых нормах программа должна во всех своих частях воплощаться в жизнь, реализоваться в реальных действиях реальных лиц. Этому предназначению соответствует вторая, регулятивная функция права. Она осуществляется путем юридического воздействия на организуемые при помощи права отношения, направления внешнего поведения их участников по своеобразному «коридору» с обязательными эталонами (правилами, масштабами), обозначенными в нормах права. Регуляция ограничена строго системой таких отношений, поскольку любой индивид подвластен законодателю лишь постольку, поскольку он проявляет себя, изъявляет свою волю, совершает те или иные поступки.

Это юридическое воздействие в одних случаях выражается в закреплении определенных отношений, в других - в запрещении (вытеснении их путем запретов) или в ограничении, в третьих - в стимулировании, в четвертых - в упорядочении взаимных прав и обязанностей соответствующих лиц и т.д. Здесь речь уже идет о разных формах его проявления, зависящих, в первую очередь, от особенностей предмета и метода правового регулирования.

Регулятивная функция права носит, безусловно, сложный, многогранный характер. В ее рамках позволительно различать охранительную, ограничительную, поощрительную, обязывающую и т.п. формы государственного воздействия на организуемые отношения. Но все это - отдаленные разновидности одной и той же регулятивной функции права, выделяемые в ходе ее детализации по средствам, способам и приемам оказываемого воздействия.

В таком подходе не содержится никакой недооценки охранительных задач права. Только подчеркивается, что последним и охрана, и содействие развитию, и вытеснение или ограничение определенных общественных отношений достигается именно путем регулирования.

Единая регулятивная функция права призвана обеспечить оптимальное сочетание статики и динамики упорядочиваемых отношений в том русле, которое очерчено в правовых нормах.

Даже тогда, когда правовая норма, казалось бы, закрепляет регулируемое общественное отношение, она не только не умерщвляет, не останавливает его движения, но и создает простор для определенных изменений в заданном направлении.

Иначе и быть не может. В обществе устойчивость любого отношения, закрепленного правом, динамична, а его динамизм - устойчив. Хотя при правовом регулировании упор может быть сделан на то или иное изменение соотношения стабильности и динамичности в предмете воздействия, однако это не дает основания ни для отрыва статики и динамики предмета друг от друга, ни для возведения их в ранг разных функций права.

Цель и назначение права, как указывалось выше, проявляются не только в регулировании непосредственно самих общественных отношений, но и в воздействии на представления, чувства, ценностные ориентации, внутренние потребности и установки их участников. Тем самым обусловливается еще одна функция права - функция воздействия на сознание и психологию участников регулируемых отношений. Воздействие это осуществляется путем информирования их об общеобязательных образцах поведения в тех или иных жизненных отношениях, разъяснения мотивов и целей установления таких масштабов, убеждения в их необходимости, справедливости и ценности, предупреждения о возможных последствиях отклонения от них и т.д. Оно, в отличие от регулирования, не является властным, ибо правовые нормы, которые делают предметом воздействия не действия как таковые, а образ мыслей людей, - это не что иное, как позитивные санкции произвола и беззакония, о чем подробнее говорилось в предыдущем разделе данной работы.

Право выполняет и оценочную функцию, так как его нормы служат своеобразными мерилами дозволенности и приемлемости волеизъявлений людей в регулируемых жизненных отношениях, их правомерности или неправомерности. Немецкий философ Г. Гегель считал, что «чтобы поступок имел моральную ценность, необходимо понимание того, справедлив он или же несправедлив, является ли он хорошим или дурным». Оценка ценности или, напротив, ущербности поведенческих актов в юридически значимых сферах и процессах основывается на нормах действующего права. То же самое можно сказать применительно к оценке тех мер государственного принуждения или поощрения, которые предусматриваются в нормах права и применяются при их реализации.

Указанные выше функции права не только взаимосвязаны, но и взаимно переплетены. В современных условиях любая информация об общественных явлениях не отделена, например, от воздействия на сознание людей. Сознание и внешнее поведение личности тоже взаимообусловлены. Тем не менее, разграничение различных функций права имеет существенное познавательное и практическое значение.

В литературе нередко говорится об экономической, политической, социальной и т.д. функциях права. Для надлежащего понимания данной стороны проблемы необходимо учесть следующее.

В принципе, можно подходить многопланово к социальному назначению права, рассматривая его как средство и управления, и распределения благ, и обеспечения свободы личности, и социального контроля и т.д. При таком подходе оттеняются те или иные социальные задачи, выполняемые при участии права, и выделение множества различных «функций» последнего происходит соответственно этим задачам. Кроме того, возможен анализ экономической, социальной, политической и духовной роли права, если он осуществляется по основным сферам регулируемых отношений.

Но в подобных случаях речь, по существу, идет не о каких-то особых общественных и социально-политических функциях права, дополняющих его специально-юридические функции. В выполнении всякой социальной задачи в рамках любого вида общественных отношений право участвует не иначе, как путем модульно-информационного, регулятивного, духовного и оценочного воздействия. Эти магистральные направления всегда общесоциальные, ибо призваны решать важные для всего общества задачи, и всегда специально-юридические, так как связаны с сущностью, целью и назначением специфического социального феномена, каким служит право.

Значит, под экономической, социальной и политической, а равно под управленческой, контрольной, распределительной и т.п. функциями права фактически подразумевается активное проявление всех его постоянных функций либо в сфере экономических, социальных и политических отношений, либо в осуществлении управленческих, контрольных, распределительных или иных социальных задач.

Ценность права

Известно, что ценности - это свойства предмета (явления), которые нужны людям, их общностям и образованиям для удовлетворения их интересов и потребностей. В конечном счете ценно все то, что объективно необходимо и значимо для надлежащей организации жизнедеятельности личности и общества, достижения социального прогресса.

Раз ценности проектируются через призму человеческих потребностей и интересов, они представляют собой известное единство объективного и субъективного; их наличие и величина зависят не только от качества самого объекта, но и от отношения субъекта.

По своим подлинным целям, назначению и функциям право должно обладать несомненной ценностью. Исторически оно появилось как феномен цивилизации и культуры, а своим предназначением имеет содействие обеспечению естественных и иных прав и свобод личности, развитию демократии. Право утверждает равенство граждан, с древних времен в нем усматриваются «политическая справедливость» (Аристотель[314]), «свободная воля» (Гегель[315]), «продукт народного духа» (Гуго[316]), «защищенный государственный интерес» (Иеринг[317]), «продукт сознательной деятельности людей» (Муромцев[318]), «правила социальной солидарности» (Дюги[319]), «общественные потребности» (Новгородцев[320]).

Право, будучи связано с государством, в то же время отсекает произвол в его деятельности, ограничивает ее негативные проявления. Государство, все его органы и должностные лица подчинены нормам права точно так же, как и все остальные субъекты права. И законодательная, и исполнительная, и судебная власть должны непременно руководствоваться действующим правом, принимать решения в строгом соответствии с его нормами. Любое принуждение может применяться ими лишь по основаниям, в порядке и в пределах, которые очерчены правовыми нормами, обеспечивающими всеобщий масштаб и равную меру свободы для всех, кто находится в сфере правового регулирования. «Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, - сказано в статье 15 Конституции РФ 1993 года,- обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Для понимания ценности права важно и то, что в праве воплощаются начала гуманизма, нравственности, справедливости и человечности. Уважение к достоинству личности, создание условий для ее совершенствования и защита общечеловеческих ценностей - одни из исторических предназначений права.

Предусматривая общие, обязательные и наиболее рациональные масштабы (правила) поведения участников общественных отношений, право тем самым намечает определенный этический минимум для каждого из них, строго обеспеченный государством.

Оно благодаря своим специфическим свойствам не только поддерживает достигнутый этический уровень социальных связей, зависимостей и ограничений, но и способствует целенаправленному его повышению. Тем самым как бы излучаются социальные импульсы, направленные на совершенствование самого человека, его внутренней и внешней культуры, на изменение в лучшую сторону его этических представлений, установок и устремлений.

Величина нравственного потенциала права ярко выражается также в том, что его нормы определяют юридический статус (положение) человека в обществе, наделяют его необходимыми правами и свободами, защищают его интересы. Эти права и свободы олицетворяют направленность не только на определенные положительные действия, но и на пользование производственными, социальными, политическими и духовными благами, что видно, например, из второго раздела Конституции РФ, в том числе из нормы о свободе каждого использовать свои способности и имущество для любого вида деятельности, не запрещенного законом.

В этом отношении весьма ценно и то, что право, в отличие от этики, искусства и т.п., служит средством распределения в индивидуальное пользование материальных и духовных благ.

Выражая юридическим языком своего рода алгоритм распределительных связей, правовые нормы обеспечивают программирование материального и духовного обмена на длительные сроки.

Нередко отдельные граждане не фиксируют своего внимания не только на разумности, оптимальности, но и на большей социальной ценности адресованных им юридических конструкций.

Между тем эти конструкции призваны отражать объективно насущные потребности, интересы и ориентации людей, являются правовой основой для их достижения. Переводя эти потребности, интересы и ориентации в плоскость субъективных прав, юридических свобод и охраняемых законом интересов, право гарантирует их, обеспечивает их реализацию.

В конечном счете, право выступает в качестве своеобразного обеспеченного государством аккумулятора наиболее оптимальных форм человеческого общения, системы организующих, дисциплинирующих и социально совершенствующих средств, вносящих в нашу жизнь устойчивость, разумность, уверенность, равенство, свободу и справедливость.

В сфере регулируемых им отношений право призвано вбирать в себя лучшие черты морали и нравственности. Подчас встречающееся противопоставление последних правовым нормам представляется неверным. Можно говорить о несовершенстве тех или иных правовых норм в этом плане, однако несомненно, что им должно быть присуще все то ценное, что содержится в морали, нравственности и этике человеческой цивилизации.

Конечно, фактически подлинной ценностью в истории характеризуются не все правовые установления, которые нужны стоящим у власти социальным группам для достижения своих целей. В обществах, раздираемых антагонистическими противоречиями, различные слои населения неодинаково относятся к тем или иным правовым нормам. Но при определении социальной ценности права преобладающей должна считаться оценка социальных групп, не отживающих свой век, а устремленных на поступательное развитие общества.

Для многих стран крайне важно радикальное изменение укоренившихся представлений о роли права в жизни общества.

Еще А.И. Герцен отмечал, что в России идея права «смешивается с признанием силы или совершившегося факта. Закон не имеет для нас другого смысла, кроме запрета, сделанного власть имущим», что «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость законов научила его ненавидеть их; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности»[321]. Положение оставалось не менее удручающим в годы советской власти, когда партийные директивы имели приоритет над любой нормой права. Пока оно остается тревожным и в постсоветский период, изобилующий фактами пренебрежительного отношения к праву.

Настала, по-видимому, пора всему российскому обществу утвердиться в том, что право отнюдь не сводится к актам властвования, если не игнорировать заложенных в нем ценностей, а, наоборот, научиться видеть в нем высокозначимый феномен цивилизации и культуры[322]. Это тем более необходимо в современных условиях, когда в стране нарождаются рыночные отношения, в которых все правила игры задаются именно правовыми нормами. Новый Гражданский кодекс РФ (часть первая), введенный в действие с 1 января 1995 года, не только исходит из равенства участников экономических отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, но и однозначно ориентирует всех субъектов права на добросовестное, разумное и справедливое осуществление своих прав, свобод и обязанностей с должным учетом правил деловой этики (ст. ст. 1,10).

Во второй части Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 1 марта 1996 года, намечен перевод на такие договорные, гражданско-правовые рельсы взаимоотношений между Центральным банком России и коммерческими банками, между банками и их клиентами. Все это - важный шаг к утверждению понимания ценности права в обществе, включая сюда экономическую сферу.

Задача понимания ценности права, столь важная для современной России, весьма многогранна. Она требует и глубокого переосмысления укоренившегося за годы советской власти подхода к праву как концентрированному выражению политики. Этот подход приводил и, к сожалению, продолжает приводить не только к подчинению права, закона (подзаконных актов) политике, ее постоянным изменениям, но и к выхолащиванию из права всего того, что олицетворяет в нем многовековую практику земной цивилизации.

Право - это выражение не столько политики, сколько общих и стабильных правил поведения в обществе, выработанных и апробированных в истории человечества. Неуважение к праву, пренебрежение к установленным в нем масштабам поведения есть не что иное, как забвение общечеловеческих ценностей или даже попрание их для сиюминутной выгоды.

Следует всем помнить о том, что народ может жить, работать и спать спокойно только в стране, где знают, уважают и ценят законы, обеспечивают их стабильность, согласованность и осуществимость. В этом давно убедился весь западный мир. И чем быстрее осознает наш российский народ эту аксиому, тем больше будет надежд на нормальную жизнедеятельность всех и каждого в нашей стране.

Вопросы для самоконтроля

1) Что понимают под целью права?

2) Что являет собой цель в праве?

3) Какие существуют классификации целей права?

4) Как определяются функции права?

5) Какие выделяют основные функции права, каково их содержание?

6) В чем состоит ценность права?

7) Какие в истории политической мысли существуют представления (суждения) о ценности права?





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.