Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 21. Законность и правопорядок




1. Понятие и принципы законности. Ее соотношение с целесообразностью и справедливостью.

2. Гарантии законности. Система российских государственных органов, надзирающих за законностью. Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел.

3. Правопорядок и общественный порядок. Роль и место милиции в российской системе правоохранительных органов.

4. Дисциплина: понятие, виды, пути укрепления в условиях рыночных отношений.

Литература

· Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993.

· Конституция Республики Татарстан. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1993.

· Положение о службе в органах внутренних дел РФ // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - N 2. - Ст. 70.

· Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) (с изм. и доп.).

· Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изм. и доп.).

· Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с изм. и доп.).

* * *

· Теория государства и права: учебник / под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - С.518-525.

· Теория государства и права: хрестоматия: в 2 т. Т.1 Государство / автор-составитель М.Н. Марченко. -М.: ОАО «Издательский дом», 2004. - С.648-674.

· Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права: учебное пособие / Ф.Ф. Фаткуллин. - Казань: Изд-во КЮИ МВД России, 2007. - С.384-407.

* * *

· Афанасьев В.С. Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел / В.С. Афанасьев и др. - М., 1993.

Вопросы для самоконтроля

Ø В каких смысловых значениях в юриспруденции используется понятие законности?

Ø Раскройте составляющие законности как правового принципа.

Ø Как соотносятся содержания понятий «общественный порядок» и «правопорядок»? Дайте пояснение.

Ø Приведите примеры юридической фиксации дисциплины.

Ø Какие виды дисциплины выделяют в теории и по действующему российскому законодательству?

Ø Сформулируйте свои собственные вопросы для рассмотрения на занятии.

Задания на самоподготовку

ü Найдите в словарях и выпишите определения понятий: порядок, правопорядок, общественный порядок, законность, легитимность, правомерность, целесообразность, нормативность, инновационнность.

ü Составьте краткий конспект ответов на вопросы плана семинарского занятия по данной теме.

ü Составьте на отдельном листе перечень использованной Вами литературы по теме семинарского занятия (лекции, учебник, словари, монографии, периодика, др.источники); укажите, какие информационные ресурсы были задействованы (домашняя библиотека, библиотечный фонд вуза или иного образовательного учреждения, сайты и т.п.); на свое усмотрение отразите, по возможности, вопросы для самоконтроля / листок подпишите – ФИО, № учеб. группы, дисциплина, тема сем. занятия, число, подпись – листок сдается преподавателю, ведущему семинарские занятия, в конце урока ).

ü Составьте библиографический перечень работ, посвященных проблемам законности и правопорядка.

ü Приведите нормативно-правовые положения, содержащие такие термины, как правопорядок, общественный порядок, целесообразность, законность, правомерность.

Тема 22. Правовое сознание и правовая культура

1. Правосознание: понятие, структура, функции.

2. Уровни и виды правового сознания.

3. Правовая культура: понятие, структура, функции и виды.

4. Правовое сознание и правовая культура работников органов внутренних дел.

5. Пути повышения правового сознания и правовой культуры

Литература

· · Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

· · Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (с изм. и доп.).

· О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-I (с изм. и доп.).

· Налоговый кодекса РФ (НК РФ), гл. 15 (с изм. и доп.).

· Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изм. и доп.), гл. 2,3.

· Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с изм. и доп.).

· Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп.).

* * *

· Алексеев С.С. Общая теория права / С.С.Алексеев. - М., 2008.

· Теория государства и права: учебник / под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - С.547-565.

· Теория государства и права: хрестоматия: в 2 т. Т.1 Государство / автор-составитель М.Н. Марченко. - М.: ОАО «Издательский дом», 2004. - С.547-648.

· Фаткуллин Ф. Ф. Проблемы теории государства и права: учебное пособие / Ф.Ф. Фаткуллин. - Казань: Изд-во КЮИ МВД России, 2007. - С.384-407.

* * *

· Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел / П.П. Баранов. - М., 1991.

· Баранов П. Правосознание работников милиции: мифы, деформация, стереотипы / П. Баранов, Н. Витрук // Право и жизнь. - 1992. - N1. - С.110-118.

· Беседина В. А. Генезис и тенденции изменений социально-правовых институтов современной России / В. А. Беседина. – СПб., 2004.

· Суворов Л.К. Правовая культура работников органов внутренних дел / Л.К. Суворов. - М., 1991.

Вопросы для самоконтроля

Ø Что собой являет структура правосознания?

Ø В чем состоит специфика формирования структурных элементов правосознания?

Ø Какое практическое значение имеет выделение видов правосознания?

Ø Какова связь правосознания и правовой культуры?

Ø Какие факторы влияют на формирование правосознания и правовой культуры?

Ø Используются ли в правовом регулировании характеристики правосознания и правовой культуры?

Ø Каково соотношение юридического образования правосознания?

Задания на самоподготовку

ü Найдите в словарях и выпишите определения понятий: сознание, правосознание, правовая идеология, правовая психология, культура, правовая культура, образ жизни, мотивация поведения, интерес, потребность, правовое воспитание.

ü Составьте краткий конспект ответов на вопросы плана семинарского занятия по данной теме.

ü Составьте на отдельном листе перечень использованной Вами литературы по теме семинарского занятия (лекции, учебник, словари, монографии, периодика, др.источники); укажите, какие информационные ресурсы были задействованы (домашняя библиотека, библиотечный фонд вуза или иного образовательного учреждения, сайты и т.п.); на свое усмотрение отразите, по возможности, вопросы для самоконтроля / листок подпишите – ФИО, № учеб. группы, дисциплина, тема сем. занятия, число, подпись – листок сдается преподавателю, ведущему семинарские занятия, в конце урока.

ü Составьте библиографический перечень работ, посвященных проблемам правосознания и правовой культуры.

ü Приведите нормативно-правовые положения действующего законодательства, содержащие упоминание о правосознании и правовой культуре.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

Курсовая работа представляет собой самостоятельное, расширенное и углубленное изложение основных вопросов тем курса с привлечением специализированной научной литературы и аргументированным обобщением высказанных в ней позиций по рассматриваемой проблематике. Целью написания курсового проекта является приобретение и совершенствование навыков научно-исследовательской деятельности на основе разработки определенной темы дисциплины. При ее написании необходимо скрупулезно ознакомиться с программой учебного курса, что должно способствовать не только расширению юридического кругозора, но и более осмысленному освещению темы. Это предоставляет возможность проанализировать ее в системе других знаний, в более широком и разностороннем (междисциплинарном) аспекте.

Тема и структура курсовой работы выбираются курсантами из предложенного методического материала и согласуются с преподавателем с последующей регистрацией их в соответствующем кафедральном журнале. Номер темы курсовой работы, как правило, должен соответствовать порядковому номеру слушателя, определенному в учебном журнале группы. По согласованию с преподавателем, ведущим семинарские занятия, порядок выбор тем может быть изменен как в отношении всей учебной группы, так и применительно к конкретному курсанту при наличии заслуживающих внимание аргументов. План темы курсовой работы и перечень рекомендованной литературы являются примерными. Слушатель вправе в установленном порядке включить дополнительные вопросы либо внести иные обоснованные коррективы в план; он может избирательно подойти к рекомендуемой литературе, привлекая другие источники, публикуемые в общеполитических и профессиональных журналах, иной периодической и монографической литературе. Учебная и иная литература по теме может быть взята из планов семинарских занятий по одноименной теме, а также из общего перечня литературы по предмету, приведенного в конце рабочей программы дисциплины. При написании курсовой работы рекомендуется обращаться к различного рода словарям (энциклопедическому, философскому, политическому, социологическому, этимологическому, юридическому и т.д.) в целях более глубокого и адекватного уяснения сути (содержания) терминов, понятий и категорий, применяемых в научном обороте.

Слушатель обязан отразить в курсовой работе знание Конституций РФ и РТ, отраслевого (текущего) законодательства, учебной и специальной юридической литературы по избранной теме. Общетеоретические вопросы темы следует увязывать с деятельностью органов внутренних дел, привлекая правовые акты и обобщенный опыт работы МВД РФ и РТ.

Следует проявить самое серьезное отношение к надлежащему оформлению курсовой работы, объем которой должен колебаться в пределах 40-50 страниц рукописного текста или 25-35 страниц машинописного обрамления.

Структуру курсовой работы составляют следующие элементы:

ü титульный лист,

ü план,

ü введение,

ü вопросы темы,

ü заключение,

ü список привлеченной литературы.

Вопросы плана текстуально обособляются, страницы нумеруются, используемая литература обязательно фиксируется в виде сносок (в любом практикуемом варианте, но с непременным указанием фамилии и инициалов автора, названием цитируемой работы, местом и годом ее издания, страниц). В конце работы автор ставит свою подпись и дату представления курсовой работы на кафедру.

Во введении исполнитель курсового проекта должен отразить:

Ø актуальность темы исследования;

Ø источниковедческую базу, привлекаемую для исполнения исследования /НПА, НПД, ИПА и т.д.; учебная литература; монографии; периодика и др. возможные виды источников информации/;

Ø разработанность темы в отечественной (зарубежной) литературе / ФИО авторов, специализирующихся на данной проблематике /;

Ø цель исследования;

Ø задачи исследования (определение круга источников информации, поиск информации, изучение информации и т.д. – курсант должен иметь четкое представление о том, что собой являет по сути научное исследование проблемы);

Ø метод исследования;

Ø структуру исследования.

При написании содержания глав (вопросов) курсовой работы исполнитель доложен продемонстрировать навыки использования методов научного исследования (анализ и синтез; индукция и дедукция; единство исторического и логического и др.). Текст преимущественно пишется от третьего лица (например, такой-то автор приводит в своей работе такое-то определение, отмечает такие-то свойства; выделяет следующие закономерности и т.п.) с указанием ссылки на источник информации.

Заключение должно логически быть связано с обоснованием достижения цели и задач исследования, поставленных во введении курсовой работы.

Литература, приведенная в списке использованных работ, но не отраженная в сносках, засчитываться не будет. Помещаемый в конце работы список литературы разбивается на три части: вначале указываются нормативно-правовые акты в порядке их юридической значимости, далее следует учебная и справочная литература, наконец - специализированные источники. Учебная и периодическая литература в своей основе (массе – 2/3) должна датироваться сроком издания, не превышающим 2-5 лет от года написания курсового проекта.

Цитирование может быть:

Ø дословным (в этом случае цитата берется в кавычки);

Ø свободным (передача своими словами сути цитаты).

На титульном листе курсовой работы сверху вниз должны быть указаны наименования:

§ вуза,

§ кафедры,

§ дисциплины,

§ темы,

§ специальное звание,

§ номер взвода,

§ фамилия, имя, отчество курсанта,

§ домашний адрес.

На второй странице излагается план работы (оглавление) с указанием страниц разделов (вопросов). Далее помещается материал по разделам. Страницы должны иметь поля для замечаний рецензента.

Курсовая работа в установленные учебным планом сроки представляется курсантом на кафедру (не позже чем за один месяц до срока ее защиты); регистрируется в кафедральном журнале; передается заведующим кабинетом на проверку преподавателю кафедры в соответствии с учебной нагрузкой. Кафедра доводит до сведения курсантов результаты проверки курсовых работ. Допущенная к защите курсовая работа хранится на кафедре до момента ее защиты. Порядок предоставления курсовой работы курсанту для ее защиты определяется преподавателем, осуществляющим процесс ее защиты. Курсанту рекомендуется иметь черновой вариант курсовой работы, содержащий краткое изложение основного текста.

В случае, если преподавателем делаются по представленному тексту курсовой работы существенные замечания, курсовая работа возвращается курсанту на устранение последних. Исправленный (доработанный) вариант курсовой работы заново предоставляется на кафедру вместе с сделанными замечаниями по первоначальному ее тексту. Желательно новый вариант курсовой работы сопроводить краткой пояснительной запиской с указанием о принятых действиях по устранению замечаний рецензента.

В назначенный срок кафедрой по согласованию с учебным отделом института проводится защита курсовых работ. В ходе защиты курсовой работы курсант должен быть готовым не только раскрыть положения темы курсовой работы, но и дать ответы на все вопросы, связанные с процессом организации и проведения им научного исследования.

Те курсанты, которые принимают участие в подготовке конкурсных работ по дисциплине, в случае присуждения им призовых мест по ходатайству научного руководителя – преподавателя кафедры - могут быть в порядке поощрения освобождены от предоставления и защиты курсового проекта решением начальника кафедры. Конкурсная работа в подобных случаях оценивается на «отлично», о чем делается отметка в ведомости по защите курсовых работ.


Тема 1. Предмет и метод теории
государства и права

1. Введение.

2. Предмет Теории государства и права.

3. Место и роль Теории государства и права в правоведении и общей системе общественных наук.

4. Метод Теории государства и права.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

Литература

ü Абдуллаев М.И. Проблемы теории государства и права / М.И. Абдуллаев., С.А. Комаров: учебник. - СПб.: Питер, 2003.

ü Алексеев С.С. Общая теория права / С.С.Алексеев. - М., 2008.

ü Байтин М. И. О методологическом значении и предмете общей теории государства и права / М. И. Байтин // Государство и право. - 2007. - №4.

ü Добрынин Н.М. Юридическая наука и ее роль в становлении новых федеративных отношений: системный кризис, его причины и пути перехода на новый качественный уровень / Н.М. Добрынин // Государство и право. - 2007. - №1.

ü Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права / В.А. Козлов. - Л., 1989.

ü Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса / В.П. Кузьмин. - М.: Политиздат, 1980.

ü Лукич Р. Методология права / Р. Лукич. - М., 1981.

ü Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учеб.: в 2 т. / М.Н. Марченко.- 2-е изд., перараб. и доп. - М.: ТК Велби. Проспект, 2007.

ü Федосеев П.Н. Философия и научное познание.. / П.Н. Федосеев. - М.: Наука, 1983.

Тема 2. Основные этапы формирования и развития
теории государства и права

1. Введение.

2. Возникновение и основные этапы развития взглядов и учений о государстве и праве.

3. Основные направления в Теории государства и права ХХ столетия.

4. Состояние и перспективы развития отечественной теории права и государства в современный период.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

Литература

ü История политических и правовых учений: учебник / под ред. В.С. Нарсесянца. - М., 1988.

ü Ковлер А.И. Антропология права: учебник для вузов / А.И. Ковлер. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002.

ü Ленин В.И. О государстве // ПСС. - Т.39.

ü Нерсесянц В. С. Философия права: учебник для вузов / В. С. Нерсесянц. -М.: ИНФРА-НОРМА. 1997.

ü Основы политической науки: учебное пособие / под ред. В.П. Пугачева. -Часть 1. - М., 1993. - С. 37-58.

ü Правовая мысль: антология / автор-составитель В.П. Малахов. - М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

ü Теория государства и права: хрестоматия: в 2 т. Т.1 Государство / автор-составитель М.Н. Марченко. – М.: ОАО «Издательский дом», 2004.

ü Теория государства и права: хрестоматия: в 2 т. Т.2 Право / автор-составитель М.Н. Марченко. - М.: ОАО «Издательский дом», 2004.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...