Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи учреждений первичного звена по реабилитации безнадзорных детей и подростков

 

Экономический кризис в России вызвал появление большого количества семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной реабилитации. Поведение многих родителей в настоящее время приводит к полному отказу их от родительских обязанностей воспитания, содержания и обучения собственных детей. Это, как правило, заканчивается тем, что дети не получают должной медицинской помощи, голодают, бродяжничают, не посещают школу, пополняют ряды социальных сирот, а соответственно, ряды воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних.

Опыт работы открытого в 1995 г. в Смоленске социального приюта для детей и подростков показал, что одной из основных задач его коллектива является постоянное оказание медицинской, психологической, педагогической и правовой помощи безнадзорным и бесприютным детям, обеспечение их социальной поддержкой и содействие дальнейшему жизнеустройству.

Роль медицинской реабилитации, как показывают наши многолетние наблюдения, велика и связано это с тем, что отклонения в состоянии соматического, физического, психического, репродуктивного здоровья отмечаются практически у всех воспитанников приюта. Подобная характеристика состояния здоровья является следствием социальной запущенности детей на момент их определения в учреждение, а в дальнейшем определяется наличием имеющихся хронических заболеваний, что затрудняет у них выбор профессии.

Ежегодно через приют проходит около 200 детей. В структуре заболеваний на момент поступления регистрируются: патология центральной нервной системы (62% - 71%); патология сердечно-сосудистой системы (81%-95%); заболевания опорно-двигательного аппарата (30%-50%); аллергические болезни (21%-42%). Кроме того, до 50% детей страдает заболеваниями желудочно-кишечного тракта, 40% детей инфицированы МБТ. У 70% детей на момент поступления имеется кариозное поражение зубов. Реже встречаются заболевания эндокринной системы (13%-17%); болезни лор-органов (12%). Нарушения зрения отмечены у каждого девятого ребенка; заболевания мочевыделительной системы - у каждого восьмого, анемии - у 20% поступивших детей.

Широко распространены среди воспитанников приюта социальные болезни: - Так ЗППП встречается при поступлении у 10% детей; педикулез - в 50%; чесотка - у каждого четвертого.

Ежегодно в приют обращаются беременные девушки, как правило, в возрасте 15-16 лет, которые хотят избавиться от нежелательной беременности. Следует отметить, что в анамнезе ранние (до 10 лет) половые контакты насчитываются у 67% воспитанников, причем среди них встречаются дети, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Практически все подростки являются курильщиками. Медицинские документы на этих детей, (амбулаторная карта - ф.112, индивидуальная карта ребенка - ф.26) содержат весьма скудные сведения о состоянии их здоровья, а иногда (10%) документация полностью отсутствует. Все вышесказанное свидетельствует о недостаточной работе служб и ведомств, решающих проблемы социально неблагополучных семей. Это медицинские и силовые структуры, народное образование и учреждения опеки и попечительства, физической культуры и спорта, средства массовой информации и др.

Родители детей из социально неблагополучных семей не используют возможность скорректировать у них имеющиеся нарушения в состоянии здоровья при рождении, обусловленные патологией беременности и родов, не выполняют профилактические и реабилитационные мероприятия. Нередко родители вообще отказываются от педиатрического наблюдения. Дети, как правило, не посещают детские дошкольные учреждения и школы, и таким образом, полностью лишены медицинской и педагогической помощи. Подобное положение дел, способствует тому, что у каждого ребенка к 4-5 годам формируется ряд хронических заболеваний, а у 6% при поступлении в приют оформляется инвалидность. Положение детей в этих семьях усугубляется тем, что они не получают элементарного внимания, санитарно - гигиенических навыков, культуры поведения и растут в неблагоприятной для развития социально-психологической обстановке. Приобретая знакомство с вредными привычками и ранними, беспорядочными половыми связями, дети подвергаются в семьях насилию и формируют криминогенную группу населения. Каждый второй подросток имел уже отношения с милицией и органами правопорядка.

Нормативно-правовой основой организации специализированных учреждений на сегодняшний день в России являются следующие законодательные документы: Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", приказ Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социального развития РФ от 21.08.02г. № 273/171. В них утверждены рекомендации по взаимодействию органов управления и учреждений социальной защиты населения по вопросам выявления семей, находящихся в социально опасном положении. Кроме того, рядом постановлений, регламентируется деятельность учреждений для несовершеннолетних.

Внедрение постановляющих документов на местах позволяет организовать взаимодействие различных служб и ведомств, при работе с социально-проблемными детьми и подростками и их семьями. Это касается и совершенствования медицинского обслуживания в амбулаторно-поликлиническом звене детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Сегодня особую значимость приобретает медико-социальный патронаж, выполняемый различными специалистами. Одним из главных партнеров участкового врача-педиатра должны стать в этой работе социальный работник, социальный педагог, медицинский психолог, детский гинеколог, юрист.

Основная задача детской поликлиники по реабилитации детей и подростков из социально неблагополучных условий:

выявление семей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, и последующее взаимодействие с ответственными структурами;

выявление детей и подростков, имеющих факторы индивидуального и семейного медико-социального риска, нуждающихся в медико-психолого-социальной помощи и правовой защите.

Помимо этого, в связи с обслуживанием населения, в медицинских учреждениях согласно имеющимся страховым полисам ОМС, закреплять определенные учреждения и специалистов для медицинского обслуживания детей из государственных коллективов - обеспечивать госпитализацию каждого ребенка, находящегося в социально опасном положении, на период первичного обследования или по необходимости при нахождении в приюте.

В последние годы зафиксирован значительный рост детской безнадзорности: численность детей, лишенных родительского попечения и контроля со стороны родителей достигает 1,5 миллиона, их количество ежегодно увеличивается на 100-110 тысяч человек '. Это дети с разрушенной системой социальных связей, с широким спектром личностных деформаций, искаженными личностными установками и интересами. Вырастая, они не умеют трудиться, создать семью и, таким образом, порождают иждивенчество, неустроенность, безнадзорность собственных детей.

Такое положение дел вызывает значительный интерес к проблеме со стороны государства: ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка, реализуется федеральная целевая программа "Дети России", приняты федеральные законы о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. В науке и практике идет активный поиск новых форм и методов работы, направленный на успешную реабилитацию, социализацию и адаптацию безнадзорных детей.

В современной ситуации, как никогда, востребована новая педагогическая концепция работы с безнадзорными детьми, содействующая развитию социальной компетенции ребенка, его социализации и самоопределения в обществе.

Одним из звеньев системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются специализированные учреждения для детей, нуждающихся в социальной реабилитации. Создающиеся повсеместно, они нуждаются в новых подходах, программах, конкретных технологиях реабилитации безнадзорных детей.

Проблему актуализирует наличие противоречий между:

потребностью ребенка расти и развиваться в собственной родительской семье и отсутствием механизма влияния на семью, не желающую создавать для этого условия;

необходимостью формирования развивающей реабилитационной среды и отсутствием теоретически обоснованных и практически апробированных путей реализации этого.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...