Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическая часть социальной работы с безнадзорными детьми из приюта

 

Этапы работы

 

Вводный этап (от трех дней до трех месяцев).

Цель - частичное включение ребенка в социально организованную среду. К особенностям безнадзорных и беспризорных детей, осложняющим эффективное взаимодействие на этом этапе, можно отнести: трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками; отчуждённость и агрессивность по отношению к взрослым; негативное отношение к педагогу и полное недоверие к нему.

Основным субъектом деятельности является сам ребенок, взаимодействие осуществляется лишь по его инициативе и наличию желания общаться. Данное положение соответствует либеральному стилю педагогического руководства, который характеризуется тем, что ребенку предоставляется большая свобода, чем педагогу. Основные противоречия между педагогом и ребенком, возникающие на первом этапе, преодолеваются с помощью просьб со стороны педагога. Предъявление к ребенку жестких требований на данном этапе недопустимо.

В этот период педагогу необходимо продемонстрировать ребенку полное принятие его образа жизни, сопереживание его проблемам, готовность помочь. В его работе преобладают методы стимулирования, поощряется любая инициатива, одобряется проявление активности в предлагаемой деятельности. Из словесных методов чаще всего используется беседа (важно объяснить ребенку, что для посещения клуба ему не обязательно менять свой образ жизни), из которой педагог может узнать общую информацию о ребенке (педагогом заполняются карты наблюдения). На успешное завершение данного этапа указывают такие показатели, как добровольное согласие ребенка посещать учреждение, заинтересованность его предлагаемыми видами деятельности и установление первичного контакта с педагогами.

2. Начальный этап (от месяца до года).

Цель - адаптация ребенка к условиям социально организованной среды, освоение социально одобряемых форм поведения и деятельности. К особенностям детей, влияющим на эффективность процесса взаимодействия на этом этапе, относятся: настороженность к педагогу со стороны детей, отсутствие опыта полноценного, положительного общения со взрослыми, низкий уровень социального интеллекта, затрудняющий понимание общественных норм, правил, необходимость соответствовать им. Взаимодействие на данном этапе должно носить поддерживающий характер, так как ребенок вновь, возможно, за много лет, оказался включенным в организованную социальную среду, что требует от него самоорганизации и самодисциплины.

Субъектом деятельности на начальном этапе в большинстве ситуаций выступает педагог, он организует деятельность детей, предлагает новые формы досуга, управляет и контролирует их деятельность, но делает это еще не на прямую, а опосредованно (через группу, правила клуба и т.д.). Данный стиль педагогического руководства мы можем назвать либерально-демократическим: у педагога появляется больше функций по руководству деятельностью ребенка, но потребности и желания ребенка по-прежнему важны и первостепенны. Смысл педагогического взаимодействия на данном этапе - в переориентировании внимания ребенка на позитивное в себе и окружающем мире.

В работе педагога на втором этапе из числа словесных методов наиболее эффективны: индивидуальная беседа с ребенком (цель беседы - предоставить беспризорнику важную для него информацию, расширить его представления о социуме, окружающем мире и узнать больше о нем самом); индивидуальное консультирование, направленное на осознание ребенком своих положительных сторон. Из организационно-досуговых методов используются игры с элементами тренинга, направленные на развитие познавательной сферы; обучение эмоциональному самоконтролю; навыков конструктивного общения и т.д.; тематические досуговые мероприятия, направленные на приобщение ребенка к культуре, религии и т.д.; ролевые игры, направленные на восстановление способности ребенка выступать во взаимодействии активным субъектом деятельности. Из наглядных методов на данном этапе целесообразно использование информационных буклетов ("Права и обязанности подростка", "Ответственное поведение девушки в сексуальной сфере" и т.д.), позволяющих педагогу не навязывать ребенку разговоры на актуальные для него темы, а вызвать интерес и вопросы ребенка.

На эффективность и успешное завершение начального этапа указывают систематическое посещение ребенком учреждения, соблюдение правил нахождения в нем, активное участие в предлагаемых мероприятиях, возрастание потребности в достижении успеха и отсутствие агрессивных реакций на требования педагога.

3. Основной этап (от недели до полугода). Цель - развитие социальной активности ребенка, формирование мотивации изменить образ своей жизни.

Основная проблема ребенка, которую необходимо решить на этом этапе, - страх перед дальнейшим развитием отношений и последующими изменениями в его жизни. Ребенок боится вновь оказаться в травмирующей его ситуации без поддержки взрослых. Данная ситуация осложняется неуверенностью ребенка в себе, отсутствием постоянных друзей и поддержки с их стороны, несформированностью волевой сферы, отсутствием целеустремлённости, направленной на будущую жизнь, несформированностью жизненных планов. Взаимодействие педагога и ребенка на третьем этапе должно носить открытый характер.

Субъектами взаимодействия являются как педагог, так и ребенок. Педагог организует деятельность детей, проводит коррекционную работу, стимулирует и поддерживает положительные изменения, происходящие в ребенке, но осуществление данного процесса, характер изменений и их динамику устанавливает сам ребенок. Такой стиль педагогического руководства можно назвать демократическим: признается право за каждой стороной быть субъектом своей собственной деятельности. Противоречия, возникающие на данном этапе (отказ от деятельности, несогласие с педагогом и т.д.), необходимо разрешать с помощью анализа ситуации и совместного договора. В работе на основном этапе необходимо учитывать, что одна из причин дезадаптации несовершеннолетних - непопулярность и социальная отверженность ребенка в среде сверстников. Важно попытаться включить ребенка в группу просоциальной направленности, где у него появятся новые друзья, увлечения, ценности.

Содержание деятельности на данном этапе будет включать в себя такие формы работы, как занятия с элементами тренинга (обучение способности планировать и прогнозировать свою жизненную деятельность, развитие рефлексивных способностей), создание воспитывающих ситуаций, индивидуальное консультирование (развитие ответственности), ролевые игры, диспуты (формирование просоциальных поведенческих умений и навыков) и т.д.

О переходе ребенка на следующий этап указывают такие показатели, как устойчивый интерес к социально одобряемой деятельности, эффективное и активное взаимодействие с педагогами по решению и восстановлению утраченных социальных контактов, утрата зависимости от "уличной" группы и установление новых (просоциальных) контактов.

4. Заключительный этап (от двух недель до месяца).

Цель - восстановление социальных контактов ребенка.

Согласие ребенка изменить свой образ жизни знаменует начало четвертого этапа работы. Главное препятствие в осуществлении деятельности по ресоциализации дезадаптированного ребенка - его страх перед произошедшими изменениями. Ребенок, имеющий опыт проживания на улице, знает, как легко и быстро заработать деньги. Не стоит забывать, что именно на улице он впервые нашел укрытие, помощь, поддержку и по возвращению в общество при любой травмирующей его ситуации у него будет возникать желание все бросить и вернуться к старому образу жизни. В этом случае ребенку необходима поддержка со стороны педагога. Ребенок должен осознавать, что только жизнь в обществе и по его законам вызывает уважение и одобрение педагога, возврат к старому образу жизни возможен лишь при разрыве отношений с учреждением и педагогами. Таким образом, в ситуациях срыва и опасности рецидива активным субъектом взаимодействия выступает педагог. Он направляет ребенка, открыто высказывает свое мнение и по необходимости применяет санкции. Данное положение свидетельствует об авторитарном стиле взаимодействия. В ситуациях отсутствия рецидива у детей взаимодействие носит демократический характер. Для осуществления профилактики рецидивов с детьми проводятся индивидуальные беседы с ребенком, целью которых является планирование дальнейшей жизненной перспективы. Важно отметить, что завершением четвертого этапа считается момент включения ребенка в организованный социум и отсутствие рецидивов в течение полугода.

На наш взгляд, наиболее эффективно процесс взаимодействия педагога с дезадаптированными детьми осуществляется на базе модифицированного

С целью проверки эффективности разработанной технологии была проведена опытно-экспериментальная работа. На базе клуба (с 2001 по 2006 год) нами было исследовано 123 безнадзорных и беспризорных ребенка, из которых 47 девочек (37,5%) и 76 мальчиков (62,5% от общей выборки). Возраст детей от 13 до 18 лет. В контрольную группу (62 человека) вошли дети и подростки, процесс социально-педагогического взаимодействия с социальным педагогом которых осуществлялся традиционным образом. В экспериментальную группу (61 человек) вошли дети и подростки, процесс социально-педагогического взаимодействия с педагогом которых осуществлялся специально организованным образом (через клуб открытого доступа).

Для определения социально-психологических изменений, произошедших в личности дезадаптированного ребенка вследствие специально организованного взаимодействия с педагогом, мы выявляли характеристики процесса взаимодействия каждой группы на начальном и итоговом этапах работы социального педагога (экспертная оценка), а также сравнивали характеристики, измеряемые самоактуализационным тестом. Оценка эффективности процесса социально-педагогического взаимодействия социального педагога с беспризорными и безнадзорными подростками проходила с привлечением экспертов - сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних и социальных педагогов клуба (всего 5 человек) по комплексу критериев, включавшему в себя:

1) глубину процесса взаимодействия (описывает характеристики обсуждаемых ребенком тем);

2) разнообразие тематик, затрагиваемых в ходе общения и взаимодействия (описывает широту области, используемых в общении тем);

3) практический эффект от общения ребенка с социальным педагогом;

4) степень личностной значимости проблем, обсуждаемых в ходе взаимодействия с педагогом;

5) активность процесса взаимодействия (отражает степень интенсивности взаимодействия социального педагога и несовершеннолетнего);

6) просоциальную направленность процесса взаимодействия;

7) мотивированность на процесс общения и взаимодействия с педагогом;

8) проявление стремления к осуществлению совместной деятельности с педагогом;

9) включенность в деятельность социальных институтов. Оценивать выраженность каждого критерия предлагалось в интервале от 1 до 5 баллов.

Сравнение изменений социально-педагогического взаимодействия осуществлялось при помощи подсчета t-критерия Стьюдента.

На начальном этапе опытно-экспериментальной работы между характеристиками процесса взаимодействия для контрольной и экспериментальной групп не было статистически значимых различий, td = 0,93 ≤ tst (0,95). На итоговом этапе исследования между характеристиками процесса взаимодействия для контрольной и экспериментальной групп обнаружены статистически значимые различия, td = 3,9 ≥ tst (0,999), что свидетельствует о том, что процесс взаимодействия, выстроенный специально организованным образом, оказывает влияние на эффективность работы социального педагога с беспризорными и безнадзорными подростками.

Кроме того, сравнивались показатели шкал "Самоактуализационного теста" (САТ) контрольной и экспериментальной групп на начальном и итоговом этапах работы. В рамках самоактуализационного теста рассматривались базовые (поддержка и компетентность во времени) и дополнительные шкалы (№ 3 - сенситивность к себе, № 4 - спонтанность, № 5 - самоуважения, № 6 - самопринятия, № 9 - принятия агрессии, №1 0 - контактности, № 11 - познавательных потребностей). На начальном этапе исследования между результатами измерений для контрольной (процесс взаимодействия организован традиционным образом) и экспериментальной групп (процесс взаимодействия организован специальным образом) не было статистически значимых различий. На итоговом этапе между результатами самоактуализационного теста для контрольной и экспериментальной групп присутствуют статистически значимые различия. Благодаря специально организованному процессу взаимодействия произошли существенные новообразования в личности беспризорных и безнадзорных подростков.

Использование специально созданной технологии социально-педагогического взаимодействия социального педагога с подростками позволило достичь следующих результатов. Подростки начали осваивать умение планировать не только свое ближайшее будущее, но и отдаленные перспективы, причем учитывая реалии жизни, переживая настоящий момент своей жизни как актуальный, а не как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей "настоящей" жизни. Они начали учиться выстраивать свое поведение независимо от мнения асоциальной группы в соответствии с собственными целями жизни, убеждениями, установками и принципами, что однако не означало выраженной враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми просоциальными нормами.

Нами были рассмотрены и социально-педагогические показатели успешности взаимодействия в условиях клуба открытого доступа. За время опытно-экспериментальной работы (2001-2006 г) социальными педагогами проведена работа с 246 детьми данных категорий, что отражено в бланках индивидуального наблюдения за дезадаптированными несовершеннолетними, находящимися в картотеке клуба. В настоящее время в течение месяца в 18 клуб приходят от 3 до 5 новичков и практически 90% из них начинают постоянно его посещать. За данный период педагогам клуба удалось вернуть в семью 25 детей, в детский дом - 27 детей; оформить в приют 28 детей, направить на лечение в больницу 17 детей, направить в социальную гостиницу 9 детей; трудоустроить 13 детей; помочь с оформлением документов (паспорт, прописка и др.) 14 детям; отправить в армию 2 юношей. Нами учитывались только утвердившиеся на практике, стабильные результаты работы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...