Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Снятие машин с хранения. - 20 мин.




С длительного хранения техника снимается для выполнения мероприятий, предусмотренных планом Министра обороны и Генерального штаба, при освежении машин по плану командующего округом и при опробовании. В других случаях только по особому указанию.

С кратковременного хранения машины снимаются по приказу командира воинской части для обеспечения боевой подготовки войск и используются в пределах установленных норм по планам эксплуатации автомобильной техники.

Снятие машин с длительного хранения объявляется приказом командира воинской части. В приказе указывается:

- основание для снятия машин;

- марки и номера машин;

- порядок снятия и лица, ответственные за организацию работ;

- для каких целей и на какой срок машины снимаются с хранения.

О снятии с длительного хранения делается отметка в формуляре (паспорте).

Перевод автомобильной техники из режима хранения в готовность к использованию по назначению представляет собой комплекс организационных и технических мероприятий, которые должны заранее планироваться и проводиться в целях обеспечения своевременного приведения воинской части в различные степени боевой готовности.

Время (продолжительность) перевода автомобильной техники в готовность к использованию по назначению для каждой воинской части устанавливается соответствующими документами.

Во всех случаях начальники всех степеней должны обеспечить перевод автомобильной техники из режима хранения в готовность к использованию по назначению, в возможно короткие сроки.

Что достигается:

- быстрым вскрытием парковых помещений, выдачей ключей от люков машин и замков зажигания;

- рациональной организацией хранения аккумуляторных батарей, наличием приготовленного электролита, оснащением аккумуляторных средствами для механизированного разлива электролита и ускоренного подзаряда аккумуляторных батарей;

- созданием необходимых запасов топлива и низкозамерзающей охлаждающей жидкости;

- заблаговременным планированием последовательности доставки к машинам аккумуляторных батарей, топлива, охлаждающей жидкости, запасных частей, инструмента и принадлежностей, а также определением сил и средств, привлекаемых для выполнения этих работ;

- четкой организацией работ и точностью выполнения, всех операций технологического процесса снятия машин с хранения;

- применением наиболее эффективных способов пуска двигателей (использованием средств облегчения пуска холодных двигателей, прогревом двигателей при низких температурах проливкой горячей водой, с помощью предпусковых подогревателей и других средств, применением для пуска подогревателей и двигателей посторонних источников энергии);

- применением саморазгружающих подставок под один из ведущих мостов или других устройств, облегчающих снятие машин с подставок;

- наличием подготовленных и прошедших переподготовку водителей приписного состава;

- высокой натренированностью личного состава (в том числе, приписного) по выполнению комплекса работ по переводу техники из режима хранения в готовность к использованию.

Управление работами по переводу автомобильной техники, из режима хранения в готовность к использованию по назначению должно обеспечить согласованное по времени, месту исполнения и выполнение всех необходимых мероприятий. Для успешного их выполнения необходимо в дополнение к основным планирующим документам, предусмотренным соответствующими наставлениями, директивами и инструкциями, разрабатывать план-график выполнения основных мероприятий по переводу автомобильной техники из режима хранения в готовность к использованию по назначению.

План-график разрабатывают в нескольких вариантах в зависимости от вводимой степени готовности и времени года (для зимних и летних условий).

В план-график включают основные работы, от выполнения которых в большей степени зависит срок готовности автомобильной техники:

- приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние;

- разогрев воды;

- доставку индивидуальных комплектов ЗИП, аккумуляторных батарей, охлаждающей жидкости к машинам;

- расконсервацию машин;

- подготовку к пуску и пуск двигателя (двигателей);

- развертывание (подготовку) технических средств, обеспечивающих работу предпусковых подогревателей, пуск двигателей, проверку технического состояния машин;

- выявление и устранение повреждений (отказов);

- дозаправку систем топливом (при необходимости) и др.

Все работы согласуются по времени и месту, определяются ответственные исполнители, производится расчет выделения сил и средств.

Перевод автомобильной техники из режима хранения в готовность к использованию по назначению осуществляется водителями (механиками-водителями) и прибывшими из запаса с участием экипажей (расчетов) по технологическим картам снятия машин с хранения с учетом данных карточки машины длительного хранения.

При снятии машин с длительного хранения в условиях ограниченного времени работы выполняются в две очереди.

В первую очередь выполняются работы, обеспечивающие выход машин из парка и безаварийную их эксплуатацию:

- разгерметизация агрегатов (двигателя, топливных баков, трансмиссии, ходой части);

- установка аккумуляторных батарей;

- заправка топливом и охлаждающей жидкостью;

- пуск двигателя и проверка его работы на различных режимах, проверка контрольно-измерительных приборов и средств сигнализации;

- проверка давления воздуха в шинах и доведение его до нормы (при необходимости);

- проверка исправности работы осветительных и светосигнальных приборов, установка щеток стеклоочистителя и проверка его работы;

- проверка исправности тормозов и рулевого управления.

- В районе сосредоточения (сбора) или на привалах выполняются работы второй очереди:

- дозаправка машин топливом (при необходимости);

- укладка и крепление укрывочного брезента, установка тента;

- укладка ковриков на пол кабины;

- очистка инструмента от консервационной смазки и укладка его на место;

- устранение обнаруженных неисправностей, снижающих эффективность использования машин.

Начальник автомобильной службы непосредственно организует работу должностных лиц автомобильной службы, контролирует выполнение мероприятий по обеспечению перевода автомобильной техники, проводит инструктаж водителей, прибывающих из запаса, о порядке снятия машин с хранения, требованиях безопасности и ведет учет их прибытия.

Для обеспечения своевременного снятия машин с хранения могут развертываться подвижные мастерские технического обслуживания и ремонта.

Технологический процесс снятия машин с хранения указывается в разрабатанной в подразделениях технологической карте снятия машин с хранения, которая размещается в кабине на видном месте.

При снятии машин с хранения используется оборудование хранилища. Для устранения на них отказов и повреждений используются запасные части из одиночных групповых комплектов ЗИП, а также со склада автомобильного имущества.

В кабине каждой машины в мешочке должен храниться комплект инструмента, необходимый для выполнения первоочередных работ (подключение и крепление аккумуляторных батарей, установка зеркал заднего вида). В такой комплект могут входить: ключи гаечные 12*14 и 13*17, отвертка, плоскогубцы и переносная лампа. Кроме того, в кабине должны находится емкости для доставки и заправки охлаждающей жидкости.

3) Надежность и постоянная готовность к использованию автомобильной техники, содержащейся на хранении, достигается высоким качеством работ по подготовке машин к хранению, систематическим контролем их технического состояния, своевременным проведением технического обслуживания и опробования в процессе хранения, а также осуществлением мероприятий, обеспечивающих в короткие сроки снятие и подготовку машин к использованию после хранения.

Билет № 4

1. Назначение и устройство газораспределительного механизма автомобилей ЗИЛ-131 и КамАЗ-4310.

2. Ежедневное планирование использования автомобиля. Основные документы.

3. Техническое обслуживание рулевого управления.

1)

Устройство и работа газораспределительного механизма. Фазы газораспределения – 25 минут

 

Газораспределительный механизм служит для впуска в цилиндры горючей смеси и выпуск отработавших газов в соответствии с протеканием рабочего процесса в каждом цилиндре двигателя.

Для этого клапаны в определенный момент открывают и закрывают впускные и выпускные каналы головки цилиндров, которые сообщают цилиндры двигателя с впускными и выпускными трубопроводами.

Газораспределительный механизм состоит:

1. распределительный вал – 4

2. распределительные шестерни – 2

3. толкатели – 14

4. штанги – 12

5. ось коромысла с коромыслами – 11,12

6. клапана – 13

7. пружины

8. направляющие втулки клапанов

Распределительный вал предназначен для своевременного, в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя, открытия и закрытия клапанов.

Состоит:

опорных шеек – 3

кулачков – 5

эксцентрика – 1 – для привода топливного насоса

носка – для крепления распределительной шестерни

Изготавливается из стали, поверхность кулачков и опорных шеек упрочнены цементированием и закалкой ТВЧ.

Кулачки распределительного вала (по два на каждый цилиндр) размещены так, чтобы получить нужный порядок работы клапанов. Форма кулачков подбирается такой, чтобы обеспечить требуемую продолжительность открытия клапанов.

Привод распределительного вала от коленчатого вала осуществляется при помощи шестеренчатой передачи.

В четырехтактных двигателях рабочий процесс происходит за четыре хода поршня или два оборота коленчатого вала. За это время должны последовательно открыться впускные и выпускные клапана каждого цилиндра, а это будет возможно, если число оборотов распределительного вала будет в два раза меньше числа оборотов коленчатого вала, поэтому диаметр шестерни, установленной на распределительном валу, делают в два раза большим, чем диаметр шестерни коленчатого вала.

Осевое перемещение ограничивается:

ЗиЛ – 131 – упорным фланцем установленным между шестерней и передней опорной шейкой вала, который закреплен двумя болтами к передней стенке блока цилиндров.

КамАЗ – 740 – корпусом подшипника, в торцы которого упираются с одной стороны ступица шестерни, с другой упорный бурт задней опорной шейки вала.

В двигателе КамАЗ – 740 привод распределительного вала осуществляется от шестерни коленчатого вала через промежуточные шестерни, расположенные на заднем торце блока двигателя.

Клапаны в цилиндрах двигателей должны открываться и закрываться и закрываться в зависимости от направления движения и положения поршней в цилиндре. Чтобы обеспечить такую зависимость, на шестернях газораспределительного механизма делают метки: на зубе шестерни коленчатого вала и между двумя зубьями шестерни распределительного вала.

В газораспределительном механизме двигателя КамАЗ – 740 шестерни устанавливаются также по меткам.

 

Толкатели предназначены для передачи усилия от кулачков распределительного вала к штангам.

Изготовлены из стали, в виде малых цилиндрических стаканов, во внутренней части которых имеются сферические углубления для установки штанг.

При работе двигателя толкатели все время провертываются вокруг своей оси, что необходимо для их равномерного износа. Вращение толкателя достигается за счет выпуклой поверхности его нижней головки и скошенной поверхности кулачка распределительного вала.

ЗиЛ – 131 – стальные, пустотелые, торцы толкателей имеют наплавку из износостойкого чугуна. В нижней части стакана толкателя есть отверстие для слива масла. Этим маслом смазываются боковая поверхность толкателя и кулачки распредвала.

КамАЗ – 740 – грибкового типа с плоской тарелкой, пустотелые, с цилиндрической направляющей частью, изготовлены холодной высадкой из стали.

 

Штанги служат для передачи усилия от толкателей к коромыслам

Изготовлены:

ЗиЛ – 131 – выполнены в виде стальных стержней с закаленными наконечниками;

КамАЗ – 740 – трубчатые, с запрессованными наконечниками.

 

Коромысла служат для передачи усилия от штанг толкателей к клапанам

Изготовлены из стали в виде неравноплечего рычага, посаженного на ось. В отверстие коромысла для уменьшения трения запрессовывают бронзовую втулку.

ЗиЛ – 131 – литое;

КамАЗ – 740 – кованное.

Одно плечо коромысла через регулировочный винт упирается в штангу, а другое в стержень клапана. Регулировочным винтом регулируется тепловой зазор между стержнем клапана и носком коромысла.

От осевого перемещение коромысла удерживаются;

ЗиЛ – 131 – распорными пружинами, а крайние, расположенные за опорными стойками – плоскими пружинами, закрепленными на оси шплинтом. Внутри оси коромысла имеется канал для подвода масла через отверстия к бронзовым втулкам.

КамАЗ – 740 – пружинным фиксатором. К каждому коромыслу через отверстия в стойке коромысла подводится смазка.

Оси коромысел стальные пустотелые, крепятся при помощи чугунных стоек.

КамАЗ – 740 оси коромысел выполнены вместе стойкой коромысел.

 

Клапана служат для периодического открытия и закрытия отверстий впускных и выпускных каналов в зависимости от положения поршней в цилиндре и от порядка работы двигателя.

Изготовлены из жаропрочной стали.

Клапан состоит из:

головки;

стержня

 

Головка имеет узкую, скошенную под углом 45о или 30о кромку (рабочую поверхность), называемую фаской. Фаска клапана должна плотно прилегать к фаске седла, для чего эти поверхности взаимно притирают, до появления равномерного пояска шириной не менее 1,5 мм.

Головки впускных и выпускных клапанов имеют неодинаковый диаметр. С целью лучшего наполнения цилиндров свежей горючей смесью, диаметр головки впускного клапана делают большим, чем диаметр выпускного.

Зил – 131 – впускной – 50 мм. выпускной – 41 мм.

КамАЗ – 740 – впускной – 51,3…51,4 мм. выпускной – 46,33…46,5 мм.

В связи с тем, что клапаны во время работы двигателя неодинаково нагреваются (выпускной клапан, омываемый горячими отработавшими газами, нагревается больше), изготавливаются они из разного материала:

Впускные – хромистой жароупорной стали;

Выпускные – сильхромовой жароупорной стали.

Для увеличения срока службы выпускных клапанов двигателя на их рабочую поверхность наплавлен жароупорный сплав, стержни выполнены пустотелыми и имеют натриевое наполнение (50..60%), способствующее лучшему отводу тепла от головки клапана к его стержню.

КамАЗ – 740 оба клапана цельнометаллические.

Седла впускных и выпускных клапанов выполнены во вставных кольцах, изготовленных из жаростойкого чугуна и запрессованных в головку цилиндров. Это облегчает их восстановление при ремонте.

 

Пружина клапана служит для обеспечения плотной посадки клапана в седло.

Изготавливаются из специальной упругой проволоки.

ЗиЛ – 131 – имеют переменный шаг навивки витков, для предупреждения вибрации клапана. Одной стороной пружина упирается в шайбу расположенную на головке цилиндров, а другой в опорную шайбу.

КамАЗ – 740 – Цилиндрические, с равномерным шагом витков и разным направлением навивки. На каждом клапане установлено две пружины.

Выпускные клапана для повышения срока их службы принудительно поворачиваются;

Зил – 131 – имеется механизм поворота;

КамАЗ – 740 – за счет вибрации пружин с разным направлением навивки.

Во время работы двигателя в связи с нагревом клапанов их стержни удлиняются и может наступить такой момент, когда клапан не сядет в свое седло, что приведет к нарушению работы двигателя. Для обеспечения плотной посадки клапана в седло между стержнем клапана и носком коромысла должен быть определенный тепловой зазор(на холодном двигателе).

 

  Впускной выпускной
ЗиЛ – 131 0,25…0,30 0,25…0,30
КамАЗ – 740 0,15…0,20 0,20…0,25

2)

Ежедневное планирование эксплуатации автомобильной техники

Основным документом ежедневного планирования эксплуатации автомобильной техники является наряд на использование машин (рис. 16.12), который составляется в 2-х экземплярах, подписывается заместителем командира по вооружению (начальником автомобильной службы) и утверждается командиром части. В автомобильных частях наряд подписывается начальником штаба и заместителем командира по вооружению. Один экземпляр наряда передается дежурному по парку, он служит основанием для подготовки и выпуска машин из парка, другой экземпляр остается в службе части. На основании наряда выписываются путевые листы.

Основанием для составления наряда являются заявки командиров подразделений и начальников служб, которые подаются за сутки и учитываются в книге заявок, которая ведется в автомобильной службе части, а также наличие и техническое состояние автомобильной техники, время возвращения машин в парк в день, предшествующий планируемому, расписание занятий, приказы и распоряжения командира части.

В наряд включаются только штатные, исправные и прошедшие положенное техническое обслуживание машины, закрепленные приказом командира воинской части за водителями.

В воинской части составляется единый наряд, независимо от дислокации подразделений. Наряд на использование машин в выходные и праздничные дни для частей, входящих в соединения, утверждается командиром соединения, а при значительном их удалении — автомобильная техника включается в наряд только с разрешения командира соединения.

Подписанный и утвержденный наряд служит приказом командира части на использование машин. Количество машин, указанное в нем, является окончательным. Запрещается дописывать машины, потребность в эксплуатации которых возникла после утверждения наряда. В этом случае выход машин вне наряда разрешается лично командиром части, что заверяется его росписью на путевом листе и печатью.

Билет № 5

1. Что понимается под фазами газораспределения, зачем нужно перекрытие клапанов.

2. Моторные, трансмиссионные масла и пластичные смазки. Обозначения и маркировки. Свойства и порядок использования. Меры безопасности при работе.

3. Техническое обслуживание электрооборудования.

1)

Впускные и выпускные клапана открываются и закрываются с некоторым опережением или запаздыванием. Этим достигается лучшее освобождение цилиндров от отработавших газов и наполнение их свежей горючей смесью, что способствует увеличению мощности двигателя.

 

Углы поворота коленчатого вала относительно мертвых точек, соответствующих моменту открытия или закрытия клапанов, называются фазами газораспределения.

С этой целью впускной клапан открывается до прихода поршня в ВМТ в конце такта выпуска с опережением (ЗиЛ – 131 –31о КамАЗ – 740 – 10о) поворота коленчатого вала, а закрывается после прихода поршня в НМТ, в начале такта сжатия т.е. с запаздыванием (ЗиЛ – 131 – 83о КамАЗ – 740 – 46о). Продолжительность открытия впускного клапана составляет

ЗиЛ – 131 – 294о;КамАЗ – 740 – 236о поворота коленчатого вала, что значительно увеличивает количество поступаемой в цилиндр горючей смеси или воздуха.

Поступление смеси или воздуха до прихода поршня в ВМТ в конце такта выпуска и после прихода в НМТ начала такта сжатия, происходит за счет инерционного напора во впускном трубопроводе из-за часто повторяющихся тактов в цилиндрах.

Выпускной клапан открывается за 67о ЗиЛ – 131 и 66о КамАЗ – 740 до прихода поршня в НМТ в конце такта горения – расширения и закрывается после прихода поршня в ВМТ такта выпуска на 47о ЗиЛ – 131, 10о КамАЗ – 740. Продолжительность открытия выпускного клапана составляет ЗиЛ – 131 – 294о; КамАЗ – 740 – 256о.

Выпускной клапан открывается раньше, так как давление в конце такта расширения невелико и оно используется для очистки цилиндров от продуктов сгорания. После прохождения ВМТ отработавшие газы будут продолжать выходить по инерции.

Увеличение мощности двигателя достигается увеличением размеров и количества цилиндров и улучшением конструкции двигателя.

Плавность и равномерность работы многоцилиндровых двигателей обеспечивается чередованием рабочих тактов в различных цилиндрах через определенный угол поворота коленчатого вала двигателя.

 

Последовательность чередования одноименных тактов в различных цилиндрах называется порядком работы двигателя.

 

В восьмицилиндровых V – образных двигателях принят порядок работы цилиндров:

1 – 5 – 4 – 2 – 6 – 3 – 7 – 8

В результате такого перекрытия рабочих тактов в различных цилиндрах, восьмицилиндровые V – образных двигатели работают очень плавно.

2) Моторные масла

 

Надёжная работа двигателей зависит не только от сорта применяемого топлива, но и во многом от качества применяемого масла.

Классификация моторных масел, применяемых для двигателей автомобилей и гусеничных машин, установлена нормативно-технической документацией, согласно которой они делятся на группы, а в пределах каждой группы на классы.

 

Группы масел

Группа масел по эксплуатационным свойствам Рекомендуемая область применения
А   Нефорсированные карбюраторные двигатели и дизеля
Б Б1 Малофорсированные карбюраторные двигатели
Б2 Малофорсированные дизеля
В В1 Среднефорсированные карбюраторные двигатели
В2 Среднефорсированные дизеля
Г Г1 Высокофорсированные карбюраторные двигатели
Г2 Высокофорсированные дизеля
Д   Высокофорсированные дизеля, работающие в тяжёлых условиях
Е   Малооборотные дизеля, работающие на тяжёлом топливе

 

Условные обозначения масел расшифровываются следующим образом:

Масло М-8В1

М – масло моторное;

8 – средняя величина вязкости при 100°С в мм2/с (сСТ);

В – группа масла;

1 – подгруппа масла (1 – для карбюраторных двигателей, 2 – для дизелей).

Масло М-63/10В

М – масло моторное;

6 – класс вязкости масла, характеризующий диапазон вязкости масел при температуре -18°С (2600 – 10400 мм2/с);

3 – масло загущенное;

10 – вязкость масла при 100°С в мм2/с (сСТ);

В – группа масла.

По условиям применения масла подразделяются на летние, зимние и всесезонные.

 

Трансмиссионные масла

Трансмиссионные масла применяются для смазки деталей коробок передач, раздаточных коробок, главных передач ведущих мостов и т.д.

В современном автомобиле строении применяются зубчатые передачи различных типов. Особенно широко распространены винтовые, косозубые, конические, спиральные и гипоидные передачи. Их преимущество перед прямозубыми передачами заключается в том, что они позволяют передавать больший крутящий момент при равных габаритах, плавной и бесшумной работе. Но к маслам для этих передач предъявляются более высокие требования, чем к маслам для передач с прямыми зубьями, поскольку скорости скольжения в таких передачах больше.

Поэтому от правильного применения трансмиссионных масел во многом зависит надёжная работа агрегатов трансмиссии.

В старой маркировке трансмиссионных масел применялись буквенные и цифровые обозначения. Например, ТАП-15В, ТСп-15К и др.

Т – трансмиссионное масло;

А – автомобильное;

Д – долгоработающее;

С – получено из сернистых нефтей;

П – подержат присадку;

К – для автомобилей КамАЗ;

И – импортная присадка;

В – всесезонное;

ГИП – для гипоидных передач.

Цифры, следующие за буквами указывают вязкость масла в мм2/с при +100°С.

В соответствии с ГОСТ 17479.2-85 применяется другое обозначение трансмиссионных масел, например, ТМ-3-18. ТМ – трансмиссионное масло; первая цифра «3» – группа по эксплуатационным свойствам;вторая цифра «18» - класс кинематической вязкости

 

Группы масел по эксплуатационным свойствам

Группа Состав масла Рекомендуемая область применения
  Масла без присадок Цилиндрические, конические, червячные передачи, работающие при контактных напряжениях до 1600 МПа и температуре масла до +90°С
  Масла с противоизносными присадками То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла до +130°С
  Масла с противозадирными присадками умеренной эффективности Цилиндрические, конические и спирально-конические передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла до +150°С
  Масла с противозадирными присадками высокой эффективности Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла до +150°С
  Масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла Гипоидные передачи, работающие с удельными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла до +150°С

 

Классы вязкости трансмиссионных масел

Класс вязкости Кинематич. вязкость при +100°С, мм2 Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па с, °С, не выше
  6,0…10,99 11,0…13,99 14,0…24,99 25,0…41,00 минус 45 минус 35 минус 18 -

Наибольшее распространение нашли трансмиссионные масла с противоизносными и противозадирными присадками.

Масло ТМ-3-18 (ТАП-15В) обладает улучшенными противозадирными свойствами за счёт введения соответствующих присадок.

Комплект эффективных присадок содержится в масле ТМ-3-18К (ТСп-15К), предназначенных в первую очередь для трансмиссии автомобилей КамАЗ. Масло обладает очень хорошими эксплуатационными свойствами.

Для районов с холодным климатом применяют масло ТМ-3-9 (ТСп-10) с противозадирной присадкой.

Эксплуатация гипоидных передач обеспечивается маслом ТМ-4-18 (ТСп-14ГИП), которое содержит в своём составе эффективную противоизносную, моющую и противопенную присадки.

 

Марка автомобиля Марки трансмиссионных масел
Коробка передач, раздаточная коробка Ведущий мост
ГАЗ-66 ТМ-3-18 (ТАп-15В) ТМ-3-18К (ТСп-15К) ТМ-4-18 (ТСп-14ГИП)
ЗИЛ-131 ТМ-3-18 (ТСп-14, ТАп-15В) ТМ-3-18 (ТСп-14, ТАп-15В)
Урал-4320 ТМ-3-18К (ТСп-15К) ТМ-3-18К (ТСп-15К)
КамАЗ ТМ-3-18К (ТСп-15К) ТМ-3-18 (ТАп-15В) ТМ-3-18К (ТСп-15К) ТМ-3-18 (ТАп-15В)
КрАЗ-260 ТМ-3-18К (ТСп-15К) ТМ-3-18 (ТАп-15В) ТМ-3-18К (ТСп-15К) ТМ-3-18 (ТАп-15В)
МТ-ЛБ   ТМ-3-18К (ТСп-15К)
АТС-59   ТМ-3-18 (ТАп-15В)

 

Пластичные смазки

Наряду с жидкими маслами при эксплуатации военной автомобильной техники большое применение находят мазеобразные смазочные материалы, называемые пластичными смазками. Основной особенностью пластичных смазок является то, что они совмещают в себе механические свойства твёрдых и жидких тел.

Основные функции, выполняемые пластичными смазками – уменьшение износа деталей, снижение коэффициента трения и защита металлов от коррозии. Если преобладающее значение имеют две первые функции или даже какая-нибудь из них, то смазку принято называть антифрикционной. Смазки, назначение которых преимущественно предохранять металлические изделия от коррозии, называются защитными.

Большинство смазок содержит в своём составе около 80-90% нефтяных или синтетических масел, в которые для придания им эластичности вводится 10-20% загустителя.

В качестве загустителя наибольшее распространение получили мыла различных металлов (натрия, кальция, лития, алюминия и др.), а также извлекаемые из нефти твёрдые углероды (парафин, церезин и их смеси).

Пластичные смазки, применяемые на автомобильной технике, по назначению подразделяются на следующие группы:

- многоцелевые;

- общего назначения;

- морозостойкие;

- термостойкие;

- химически стойкие;

- приборные;

- консервационные и канатные;

- специализированные.

Рассмотрим подробнее каждую группу.

Многоцелевые смазки работоспособны в узлах трения всех видов (подшипники качения, скольжения, шарниры и т.д.).

Основной многоцелевой смазкой является Литол-24 (МЛи 4/13-3). Смазка содержит антикислотную присадку. Водостойка. Рекомендуется для узлов трения ходовой части, подвески, рулевого управления, трансмиссии.

Зимол – дублирует Литол-24 в районах особо холодного климата.

Смазки общего назначения используются для дублирования многоцелевых.

Солидол синтетический «С» (СКа 3/7 – 2) – водостойкая смазка с хорошими защитными свойствами. Стабильна при хранении. Заменитель – солидол жировой.

Прессолидол синтетический «С» - по составу и свойствам близок к солидолу «С», но превосходит его по низкотемпературным свойствам, однако уступает по работоспособности при повышенных температурах. Применяется в тех случаях, когда требуется, когда необходимо обеспечить пропрессовку смазки при температурах ниже минус 20°С. Заменитель – прессолидол жировой (УС-1).

Графитная смазка УСсА (СКа 2/6 – ГЗ). По составу и свойствам близка к синтетическому солидолу «С». Отличается введением в её состав 10% графита. Применяется для смазки листов рессор, тросов, тяг, резьбовых соединений.

Морозостойкие смазки предназначены для механизмов, в которых при низких температурах (до минус 60°С) смазки обычного типа могут не обеспечивать нормальную работу.

Зимол – по основным характеристикам близок к Литол-24.

ЦИАТИМ-201 (НЛи 6/9 – 1). Умеренно водорастворима. Имеет хорошие низкотемпературные свойства. Работоспособна при температуре минус 60°С. Защитные и противоизносные свойства невысоки. Применение при повышенных температурах ограничено. Применяется для смазки деталей электрооборудования АТ (генераторов стартеров и т.д.)

Заменитель – смазка ЦИАТИМ-203 (НЛи 5/9 – 2).

Термостойкие смазки предназначена для механизмов, рабочие температуры в узлах которых достигают плюс 120…150°С.

ЦИАТИМ-221 (ЛКа 6/15 – 2). Применяют в скоростных электромашинах.

Химически стойкие смазки предназначены для работы в контакте с агрессивными средами.

ЦИАТИМ-205 (Хт 5/7 – 1) – готовят загущением смеси вазелинового медицинского масла с добавкой парфюмерного высокоочищенным церезином. Рекомендуется для применения при кратковременном контакте с окислителями и их парами и для герметизации соединений и уплотнений.

Приборные – применяются для смазки деталей, приборов и точных механизмов (ОКБ-122-7, ВНИИ НП-274 Н).

Консервационные и канатные смазки предназначены для длительной консервации наружных и легкодоступных внутренних неокрашенных металлических поверхностей.

Пушечная – основная консервационная пластичная смазка. Содержит антикоррозийную присадку. Водостойка. При нанесении смазку следует нагревать до плюс 100…120°С. Применяется для наружной консервации изделий всех типов из чёрных и цветных металлов при хранении их при температуре от минус 50°С до плюс 50°С.

Канатная 39У – водостойкая, липкая с хорошими консервационными свойствами. Рекомендуется для смазывания стальных канатов.

Специальные смазки предназначены для использования в узкоспециальных целях.

Согласно нормативно-технической документации обозначение смазок включает буквенную и цифровую индексацию. Например, МЛи 4/13 – 3.

Начальная буква даёт классификацию по назначению:

С – общего назначения;

О – для повышенной температуры (до плюс 70°С);

М – многоцелевые (от минус 30°С до плюс 30°С);

Л – термостойкие (плюс 150°С и выше);

Н – морозостойкие (ниже минус 40°С);

И – противозадирные и противоизносные;

П – приборные;

Х – химически стойкие;

З – защитные;

К – канатные.

Загуститель обозначается первыми двумя буквами металла, входящего в состав мыла: Ка – кальциевое; На – натриевое; Ли – литиевое; Ли-Ка – смешанное литиево-кальциевое.

4/13 – рекомендуемый температурный диапазон: в числителе – уменьшенная в 10 раз без знака минус минимальная температура, а в знаменателе – уменьшенная в 10 раз максимальная температура эксплуатации. В данном случае минус 40°С… плюс 130°С.

Цифра «3» - условное число, характеризующее консистенцию смазки. Консистенцию обозначают условным числом от 0 до 7

Все специальные жидкости, применяемые на ВАТ также ядовиты. Перевозить и хранить специальные жидкости следует в металлических резервуарах с герметичными крышками. Резервуары должны иметь надпись «Яд», а также знак. Установленный для ядовитых веществ.

Правильное применение горючего и смазочных материалов относятся к важнейшим факторам обеспечения надёжности и долговечности современных автомобилей и способствует экономному их расходу.

 

Билет № 6

1. Назначение системы охлаждения, ее основные части автомобилей ЗИЛ-131 и КамАЗ-4310.

2. Назначение и общее устройство парка воинской части.

3. Основные работы при подготовке автомобиля к зимнему периоду эксплуатации.

1) Служит для поддержания оптимального теплового режима путем отвода части теплоты от нагретых деталей двигателя и передачи этой теплоты окружающей среде.

 

Теплота в двигателях может отводиться двумя способами: жидкостью – жидкостная система или воздухом – воздушная система. В большинстве двигателей армейских автомобилей применяют жидкостные системы охлаждения.

Переохлаждение двигателя приводит к ухудшению смесеобразования, увеличению потерь теплоты через стенки двигателя и на трение, повышению интенсивности изнашивания поршневых колец, поршней и цилиндров.

Повышение температурного режима приводит к перегреву деталей, разжижению масла, что увеличивает трение и износ деталей, а также опасность заклинивания поршней в цилиндрах и выхода двигателя из строя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...