Музеефикация памятников архитектуры. Проблема «памятник- музей».
В музееведении принято различать два типа музеефикации памятника: 1) памятник "как музей" - то есть превращение памятника в самостоятельный объект музейного показа с целью раскрытия его информационного потенциала, выявления историко-культурной ценности и включения в актуальную культуру; 2) памятник "под музей", что предусматривает приспособление памятника под музейное использование. В первом случае тема экспозиции в памятнике и вокруг него посвящена исключительно самому памятнику, а сдержанность оформления сводит к минимуму вторжение в его облик. Во втором случае экспозиционер более свободен в выборе темы и архитектурно-художественного решения экспозиции; степень этой свободы зависит в первую очередь от историко-культурной ценности памятника (чем она выше, тем бережнее должны быть действия экспозиционера, строже и осмотрительнее подход к решению экспозиции), а также от степени сохранности интерьера. В памятник исключительной историко-художественной ценности недопустимо привнесение какого-либо чуждого ему экспозиционного материала. Между этими двумя полюсами - множество промежуточных форм смешанной музеефикации, когда в памятник, экспонируемый "как музей", привносятся дополнительные экспозиционные комплексы (выставка деревянной скульптуры в церкви Ризпрложения Московского Кремля) или в приспособленном под экспозицию интерьере выделяются фрагменты реконструированных интерьеров или целые залы (двусветный зал дворца Алфераки в Таганроге, приспособленного под историко-краеведческую экспозицию). Нередко зданию возвращаются те или иные изначальные функции, которые становятся неотъемлемой частью процесса музеефикации и одновременно музеефицированными нематериальными историко-культурными объектами (возобновление театральных представлений в усадьбе Останкино в Москве, торговли в музее "Лавка Чеховых" в Таганроге, богослужений в музеях-храмах).
Одна из сложных проблем, встающих перед экспозиционерами - соотнесение архитектурного памятника и проектируемой в нем экспозиции. Основное правило музейного работника, приступающего к проектированию экспозиции в памятнике - "не навреди". Историческая, мемориальная, научная, художественная ценность памятника при создании экспозиции должны возрастать, информационный потенциал - раскрываться. Это достигается путем соблюдения целого ряда "этических принципов". Попытаемся сформулировать некоторые из них. Уважительный и тактичный подход экспозиционера к архитектурному объекту проявляется прежде всего в том, что планируемая экспозиция с идеологической точки зрения не должна вступать в противоречие с историко-художественным образом здания. Тема будущей экспозиции может не иметь к истории памятника никакого отношения, но она не должна вступать в противоречие с моральными устоями той культуры, которая стоит за памятником, воплощена в нем, - иначе весь процесс музейной коммуникации окажется построен на недопустимых диссонансах, приводящих к резкому непониманию и неприятию экспозиции значительной частью субъектов музейной коммуникации. Самые вопиющие примеры такого рассогласования - атеистические или "дарвиновские" экспозиции в бывших храмах, столь характерные для недавнего прошлого. Но не менее нелепа и оскорбительна была бы выставка икон в мемориальном доме, связанном с памятью деятеля революции или ученого-атеиста. Всегда надо помнить: музей не судилище, не место "выяснения отношений" - это дискредитирует саму идею музея.
Всюду, где возможно, следует выявить архитектурные достоинства самого памятника и его информационный потенциал. Восстановленные росписи, выявленные светом или иными средствами, информация о памятнике, тактично введенная в ткань основной экспозиции, оставленные открытыми и проаннотированные зондажи, шурфы, реставрационные раскрытия и т.п. заставят посетителя обратить внимание на памятник не только как на оболочку экспозиции, но как на самоценный и важный экспонат. Важный момент-тактичность оформления экспозиции. Специалисты различают три типа оборудования по его отношению к памятнику: стилизованное, нейтральное, контрастное. Приступая к работе, экспозиционер должен иметь в виду: только очень талантливый дизайнер способен построить экспозицию по принципу стилизации или контраста, не уродуя при этом интерьер старинного здания и не впадая в безвкусицу. Если вы не уверены в ожидаемом результате - остановитесь на нейтральном решении, призванном свести к минимуму современное вторжение в живую ткань памятника. Музеефикация интерьера памятника "как музея" применяется чаще всего к усадебным домам, дворцам, мемориальным и культовым памятникам. Моделирование типологического интерьера проводится также в музеях деревянной архитектуры, "музеях купеческого быта", "городского быта" и др. историко-бытовых и этнографических музеях. Во дворцах и усадьбах сама театрализованность и парадность быта, сосредоточение художественных ценностей изначально придавали интерьерам репрезентативный, "музейный" характер, что облегчило их переход "в музейное состояние". Дворец русской знати всегда выполнял репрезентативную функцию и изначально был рассчитан на некий ограниченный круг "экскурсантов". В ряде случаев во дворце еще при владельцах создавался музей (например, музей оружия в Гатчине), устраивались выставки, особое внимание уделялось мемориальным вещам и комнатам, проводились экскурсии. С 1870-х гг. существовала система билетов и пропусков, книги регистрации посетителей, путеводители. В усадьбах просвещенных российских дворян своеобразные "музеи" начали формироваться еще в XVIII в., что было связано с почитанием предков, рода, прошлого, обязательным увлечением "высоким" искусством, свойственными менталитету дворянства. В усадебных домах сосредоточивались галереи родовых портретов, фамильные реликвии, собрания произведений искусства, с XIX в. - естественнонаучные и археологические коллекции. Со 2-й пол. XIX в. усиливается "музейный" элемент в усадьбах, некоторые усадебные собрания оформляются по типу музейных и оказываются доступны более широкому кругу лиц. Некоторые владельцы стали выделять специальные дни и часы для осмотра усадеб публикой, иногда посетителям даже предоставлялись экипажи. В усадьбах появляются мемориальные комнаты, посвященные знаменитым людям.
Полностью музеефицированные дворцы-музеи появились в 1918-19 гг. До 1928 г. были музеефицированы дворцы Строгановых, Шуваловых, Юсуповых в Петрограде, дворцы Петергофа, Гатчины, под Москвой - Останкино, Кусково, Архангельское и др. На их базе создавались историко-бытовые музеи, в первую очередь выполнявшие задачу сохранения художественных сокровищ in situ. С конца 1920-х начала 30-х гг. часть дворцов была закрыта, часть использована "под музеи". В процессе реставрации после Великой Отечественной войны заново было осмыслено значение дворцов и их собраний, заложены теоретико-методологические основы их изучения, сохранения, репрезентации. Для большинства дворцов-музеев основным требованием музеефикации является максимально точная реставрация, культура реставрационного проекта, максимально полное восстановление декоративных ансамблей интерьеров. Во дворцах-музеях пригородов Петербурга, подвергшихся разрушению в годы Великой Отечественной войны, дополнительной темой к "воссозданию картины мира" является деятельность реставраторов: так, тайна исчезновения и ежедневный кропотливый труд по воссозданию Янтарной комнаты на многие годы стали ведущей темой экспозиции и экскурсии в этом зале Царскосельского дворца. Элементы театрализации, оживления бывают уместны, как, например, изредка проходящие по залам дворцов "имитаторы" в кринолинах и париках. Возможность "погружения" в атмосферу театрализованной парадной жизни дворца дает практика реконструкции или моделирования традиций. Исключительно удачным и уместным примером может служить возрождение театральных постановок в музее-усадьбе "Останкино" (Москва).
Ежегодно возникает значительное количество мемориальных домов-музеев.Только кропотливая предварительная работа может привести к созданию мемориального музея, который станет, действительно, явлением культуры данного места. По словам Е.К. Дмитриевой, "в идеале рождению каждого мемориального музея должно предшествовать возникновение особого мемориального пространства, "освященного духом" великого человека". Подготовка к музеефикации начинается со сбора материала, связанного с пребыванием интересующего лица в крае, изучения мемориальных мест и предназначенного к музеефикации дома: его архитектуры, истории бытования и перестроек, степени сохранности, круга людей, обитавших в нем или так или иначе связанных с ним. Выявляется период жизни и деятельности меморируемого лица, который был связан с местом. Обширный документальный материал, сборы которого нередко занимают многие годы и продолжаются уже после открытия музея, дает возможность экспозиционерам быть документально точными, не допускать приблизительности, гипотетичности. Натурные исследования дома ведут реставраторы совместно с сотрудниками музея. Важнейший этап - комплектование экспозиционных материалов, которые наполнят мемориальное пространство и станут основой будущей экспозиции. Основу составят мемориальные вещи, если таковые удастся собрать. Как правило, для этого предпринимаются расследования перипетий судеб предметов, находившихся в доме, ведется выявление и кропотливая работа с их возможными обладателями. Музеи устанавливают и поддерживают связь с родными и потомками меморируемого лица и его близких, друзей. Только благодаря длительной работе сотрудников Самарского дома-музея А.Н. Толстого с А.А. Первяковой, а Музея-усадьбы А.С. Пушкина в Берново Тверской области - с потомком Вульфов были обнаружены и приобретены бесценные мемориальные предметы, ставшие основой экспозиций. Размещение музея в доме, бывшем обиталищем человека, предполагает и организацию экспозиционного пространства по типу жилой среды. В XX веке сложилась определенная устойчивая схема организации экспозиции мемориальных домов-музеев. Как правило, в ней выделяются две составляющих: в одной части дома создается специфическая мемориальная среда, в той или иной степени приближенная к своему прообразу - человеческому дому - и призванная раскрыть существенные стороны личности, образа жизни, вкусов и предпочтений, "творческой лаборатории" хозяина; в другой части создается экспозиция, сообщающая сумму сведений о меморируемой личности, ее биографии, вехах творчества и т.п. Эта часть экспозиции носит характер историко-биографический, историко-литературный, историко-культурный и т.п. Иногда выделяется еще одна структурная часть экспозиции, посвященная непосредственно самому дому (или шире - усадьбе), истории его строительства, реставрации, другим владельцам и обитателям. Тенденцией последних десятилетий является стремление сохранить следы всей длительной истории мемориального дома и раскрыть в экспозиции все периоды его существования. Стремление к полной реконструкции на "оптимальную дату", каковой для мемориального дома всегда является время жизни в нем меморируемой персоны, сегодня уступает место пристальному интересу ко всем временным "слоям" его бытования, к максимальному сохранению подлинности.
Степень свободы экспозиционера, работающего в мемориальном доме, зависит в первую очередь от сохранности мемориальных интерьеров. При высочайшей степени подлинной мемориальности (какую являет, например, дом Л.Н. Толстого в Хамовниках) любой произвол недопустим и единственно возможный путь создания экспозиции - тщательное определение и сохранение места каждого предмета, каждой мелочи как драгоценного подлинного свидетельства. Этот метод сродни консервации. Такой уровень мемориальное™ возможен лишь там, где мемориальная среда была зафиксирована сразу после отъезда или смерти хозяина. Другой метод построения экспозиции, сопоставимый с фрагментарной реставрацией, применяется в частично сохранившемся мемориальном пространстве и является наиболее распространенным. Он основан на тщательном изучении источников и реконструкции интерьеров с использованием аналогий, типичных и типовых предметов, реже воспроизведений. В этом случае от такта, опыта и знаний музейных специалистов будет зависеть судьба музея, который может стать точным и достоверным воссозданием мемориальной среды, а может превратиться в грубую фальсификацию или лишенный индивидуальности новодел. Третий вариант - мемориальные стены лишены какого-либо наполнения, мемориальная обстановка отсутствует и принципиально не воспроизводима. В этом случае задача экспозиционера - найти экспозиционные средства для воссоздания образа хозяина, времени его жизни в доме, эмоционального настроя и т.д. В мемориальной части экспозиции нежелательно присутствие каких бы то ни было "музейных посредников": даже текст аннотации может восприниматься как нечто чужеродное, нарушающее гармонию и разрушающее образ. Для наталкивания посетителя на правильные выводы и соображения применяется "скрытая экспозиция". Это документы, книги, изобразительные источники, необходимые для раскрытия тех или иных фактов жизни "героя" экспозиции, но включенные в предметный ансамбль: портреты и фотографии близких людей, гостей, бывавших в доме, наиболее важные для понимания творческого пути рукописи, разложенные на столе кабинета и т.п. Историко-биографическая часть экспозиции представляет собой совсем иной тип музеефикации - приспособление памятника под музейную экспозицию, хотя и непосредственно связанную с самим памятником. Здесь свобода творчества экспозиционера гораздо большая. Как правило, сегодня создатели таких экспозиций стремятся не просто сообщить в них определенную сумму информации, но экспозиционными средствами создать образ великого человека, его творчества, его духовных поисков, компенсируя тем самым "бытовизм" мемориальной среды, зачастую повествующей о повседневном быте великого человека, но крайне мало раскрывающей его сложный духовный мир и творческие искания. Поэтому экспозиция этой части нередко строится по образному методу (музей-квартира М. Зощенко в Петербурге, музей А. и М. Цветаевых в г. Александрове), приобретает смысл "экспозиции-метафоры". Специфическими объектами музеефикации являются памятники культовой архитектуры.Сегодня в РФ подавляющую часть подобных объектов составляют памятники православного наследия. Основная часть музейных объектов - памятников мусульманской культовой архитектуры - сосредоточена в республиках Татарстан и Дагестан. Проблема музейного показа культовых памятников имеет множество аспектов - юридических, экономических, этических, теологических; мы рассматриваем ее в рамках музееведения. Сложность взаимоотношений музеев и церкви требует от музейных работников знания научно-обоснованной исторической картины музеефикации храмов и монастырей. В истории их развития можно выделить этапы, различающиеся по цели и методам музеефикации, динамике изменений сети музеев-храмов и монастырей. Период до 1917 года - предыстория музеефикации культовых зданий. Развитие храма и музея как взаимосвязанных феноменов культуры, складывание в обществе тенденции понимания храма как музея и музея как храма подводит исследователя к осознанию закономерности музейного использования памятников культовой архитектуры как части культурного наследия. Секуляризация русского общества в XIX в. вела к тому, что, с одной стороны, ряд культовых зданий утратил свои функции, с другой - мемориальное, художественное, историко-культурное значение ряда храмов в глазах части общества начинает преобладать над их культовой функцией. Во многих христианских странах аналогичный процесс привел в XX в. к логичному и постепенному усилению "музейной функции" и превращению ряда старинных храмов в музеи. Случаи музеефикации утративших культовые функции храмов в конце XIX века указывают на то, что и в России определенная часть архитектурных памятников православия без революционного насилия постепенно переходила бы в разряд музейных объектов. Для музеев-храмов Октябрьская революция явилась важнейшим рубежом. За несколько последующих лет было музеефицировано не менее полутора сотен храмов. В "насильственной музеефикации" первого десятилетия советской власти следует выделять 2 компоненты: действительно насильственное закрытие властями множества церквей и монастырей, и стремление интеллигенции к их сохранению в музейных условиях. Это стремление "зафиксировать" разрушаемую культуру православия приводит к преобладанию соответствующего экспозиционного метода; для перевода храма "в музейное состояние" часто достаточно было смены вывески. Этот опыт заслуживает не только достойного места в истории музейного дела, но и внимания со стороны современных экспозиционеров-проектировщиков. Не менее важен и интересен позитивный опыт взаимодействия музеев и церкви по сохранению православного наследия в экстремальной ситуации, многочисленные примеры которого показывают понимание священнослужителями спасительной миссии музеев. Максимальное развитие сети музеев-храмов и музеев-монастырей приходится на 1924-25 гг. За последующие полтора десятилетия сеть музеев-храмов и музеев-монастырей была буквально разгромлена. Период 1927-41 гг. характеризуется тем, что уже сами "музеи-храмы" объявляются идеологически вредными "рассадниками религиозных настроений", закрываются, а часто уничтожаются физически. Что касается сохранившихся, наблюдается стремление все дальше уводить музей "в бывшей церкви" от изначального образа культового интерьера, отделяя историко-культурное и художественное значение храма от религиозно-символического и функционального. В интерьер вводится все больше дополнительного интерпретирующего материала преимущественно антирелигиозной направленности, устраиваются чуждые памятнику экспозиции. В годы Великой Отечественной войны вновь изменяется отношение общества к религии и к национальному культурному наследию и создаются предпосылки для восстановления и развития на новом уровне сети музеев-храмов и музеев-монастырей, которые музеефицируются теперь преимущественно как памятники архитектуры и монументальной живописи, нередко восстановленные из руин. Особое значение для сохранения и музеефикации культовых памятников имела организация с конца 1950-х гг. сети музеев-заповедников. Новый этап музеефикации культовых памятников начинается с рубежа 1970-80-х гг. С одной стороны, планируется музеефикация "в качестве самостоятельных объектов показа" значительного числа культовых памятников, с другой — нарастает неудовлетворенность существующими экспозиционными подходами. Экспозиционеры стремятся понять особенности процесса восприятия посетителями интерьера музея-храма, оценить возможности воздействия на этот процесс, определить границы допустимого вмешательства. Эти разрозненные наблюдения, эксперименты, проекты, в основном оставшиеся нереализованными, отнюдь не утратили своего значения и не востребованы по сей день. Исследования влияния музеефикации на восприятие памятников показали, что целый ряд важных характеристик интерьера (подлинность, древность, художественная ценность) не воспринимаются в действующем храме. Из этого следовал важный вывод о необходимости сохранения ценных с архитектурно-художественной точки зрения памятников в качестве храмов-музеев. Аудитория музея-храма шире, раскрываемый информационный потенциал значительнее и многограннее. Для многих посетителей приобщение к ценностям православной культуры возможно только в музейной экспозиции. Однако в процессе музеефикации памятник культовой архитектуры теряет по сравнению с действующим в эмоциональности, интимности интерьера, воспринимается более холодным, рациональным. Для восполнения этих потерь при экспонировании необходимо реконструировать не только архитектурные формы и убранство интерьера, но хотя бы частично атмосферу его эмоционального воздействия. Исчезновение музеев-храмов как особого типа музеев со своеобразной историей, традициями, выработанными экспозиционными приемами стало бы невосполнимой утратой для музейного мира России и культуры в целом. В сложившейся ситуации эта группа музеев-памятников требует бережного сохранения и развития, главным образом, в плане создания научно обоснованных экспозиционных решений, адекватных современной социокультурной ситуации и наиболее полно и многогранно раскрывающих потенциал каждого музея-храма для максимально широкой аудитории. В настоящее время есть примеры удачного опыта совместного использования культовых памятников музеем и общиной. Технические средства в интерпретации памятников архитектуры.В два последних десятилетия XX века сложились новые перспективные подходы к экспозиционному показу памятников архитектуры с использованием технических средств. Одним из новых подходов к решению проблемы экспонирования культовых интерьеров стал так называемый "аудиовизуальный (АВ) показ" - экспонирование интерьера с помощью аудиовизуальных технических средств, выполняющих роль музейных посредников. Примеры таких экспозиционных решений немногочисленны, но опыт этот перспективен и заслуживает изучения. Рассмотрим один из наиболее удачных в нашей стране примеров аудиовизуального показа архитектурного интерьера. Первая попытка восстановления эмоционального воздействия, целостности и синтетичности интерьера православного храма при помощи новых технических средств была предпринята сотрудниками музея "Московский Кремль" совместно с авторским коллективом Всесоюзного НИИ технической эстетики при музеефикации церкви Ризположе-ния в Кремле. Авторы исходили из предоставляемой АВ-средствами возможности показать синтетический характер художественного решения интерьера древнерусского храма со свойственной ему спецификой световых и акустических особенностей. Новизна подхода потребовала нетрадиционной методики работы над проектированием экспозиции. На подготовительных этапах были исследованы акустические особенности интерьера и особенности светораспределения на период средневековья и на сегодняшний день, написан режиссерский сценарий, разработана и создана аудиовизуальная установка. Наиболее важная роль отводилась исследованию и реконструкции световой среды храма, которые позволили смоделировать традиционную систему освещения с помощью современных технических средств. Дневному свету отводилась роль постоянного фонового освещения. Частичное экранирование световых проемов приблизило уровень освещенности естественным светом к условиям функционирования храма при слюдяных (нередко подкрашенных) окончинах. Основную активную функцию призваны были выполнять реконструированная система традиционного искусственного освещения и система высвечивания отдельных объектов направленным светом. Система искусственного освещения храма включала паникадило, "тощие" свечи, индивидуальное освещение икон иконостаса свечами или лампадами. При этом была учтена психология восприятия современного зрителя, чьи представления о достаточности освещенности значительно превосходят существовавшие в прошлом, и световой поток каждой электрической свечи был установлен в 2-3 раза превосходящим световой поток настоящей восковой свечи. Это позволило, восстановив атмосферу таинственной сумрачности, обеспечить необходимую комфортность осмотра и сохранить восприятие освещения интерьера как торжественного и праздничного. Если описанная система служила в основном целям научной реконструкции, то система высвечивания объектов направленным светом является уже чисто музейным средством активизации зрительского восприятия. С этой целью был сконструирован подвижный "световой маркер" - источник, дающий узкий пучок света, способный перемещаться с одного объекта на другой, меняя при этом свой диаметр. Передвигаясь в сумраке с иконы на икону, высвечивая ту или иную фреску, фокусируясь в узкий пучок на наиболее важных деталях, световой маркер концентрирует внимание зрителя на тех фрагментах интерьера, о которых согласно сценарию сообщается информация, и позволяет рассмотреть их и запомнить. Наличие световой указки и контрастные изменения освещенности не искажают восприятия интерьера, так как являются временным фактором; после отключения приборов восприятие интерьера формируется только традиционной системой освещения. Кроме системы освещения, представляющей совершенно новый, не применявшийся до сих пор прием экспонирования интерьера, аудиовизуальный показ памятника предусматривает наличие системы звуковоспроизведения, системы демонстрации слайдов и системы автоматического управления техническими средствами. Программа показа сопровождается речью и хоровым пением, которое, являясь обязательной составной частью синтеза искусств средневековья, одновременно позволяет выявить и раскрыть акустические свойства интерьера. Дополнительный материал по истории и архитектуре памятника был введен в систему АВ-показа в виде слайдпрограм-мы, которая демонстрировалась в начале сеанса в притворе храма и выполняла роль вводного раздела. Попытки решения проблем экспонирования интерьера при помощи аудовизуальных средств были сделаны уже в конце 1980-х годов при музеефикации церкви Вознесения в Коломенском (Москва) и Дмитриевском соборе Владимира. Сама гипотетичность предположений об изначальном облике ныне пустого и белого интерьера церкви Вознесения делала особенно привлекательной для их наглядного показа подвижную, изменчивую, не закрепленную в постоянных формах структуру АВ-показа. Она позволяла бы не только объяснить зрителям, каким мог быть интерьер в XVI веке, но и построить на глазах у зрителей при помощи света и цвета наглядную реконструкцию, не вторгаясь при этом в реально сохранившуюся ткань памятника. В проекте АВ-показа Дмитриевского храма г. Владимира возникла еще одна плодотворная идея: включение в систему АВ-показа не только интерьера, но и внешних форм памятника. Очевидно, что для экспонирования Дмитриевского храма с его уникальными фресками и белокаменным резным декором она была особенно актуальна. Световой маркер, соединенный с фонограммой лекции, давал возможность максимального раскрытия информационного потенциала памятника, а музыкальное сопровождение и общая подсветка в вечерние часы делали восприятие более эмоциональным. Как уже отмечалось, частичное или полное реальное воссоздание памятника по мнению большинства исследователей является слишком радикальной мерой и может применяться только в исключительных случаях. Стремление максимально сохранить все следы исторического бытования архитектурного объекта, неудовлетворенность односторонностью, необратимостью метода реконструкции, ведущей к утрате памятником не только его подлинности, но и многоаспектности, вылилось в 1990-е годы в поиски новых подходов к экспозиционной интерпретации с помощью новейших технических средств несохранившихся памятников. В 1990-х годах за рубежом возникает метод, получивший название "ненавязчивой интерпретации". В основе этого подхода - применение исключительно консервационных мер к материальному остатку памятника и виртуальное восстановлениеисторической эволюции его архитектурных форм. Метод применяется к руинированным памятникам архитектуры и памятникам археологии. Интерпретация таких памятников в форме, интересной для широкой публики - задача, которую пытаются решить многие музеи. Комплекс технических средств, созданный для виртуальной реконструкции, получил название "ворота времени". Первая очередь этой интерпретационной системы "временные рамки" была установлена в археологическом музее Энама (Бельгия) в 1997 г. (автор концепции - Дж.Сандерленд, технический проект IBM, научно-информационное обеспечение - Институт археологического наследия Фландрии). При помощи системы производится виртуальная реконструкция церкви бенедиктинского аббатства на разные исторические периоды ее существования. Технически "временные рамки" состоят из установленной в специальной кабине компьютерной системы сенсорного экрана и камеры, направленной на фундамент церкви. Прозрачный сенсорный экран позволяет посетителям видеть в режиме реального времени "материальный остаток" древней церкви - ее фундамент в реальном пейзаже. На него "накладываются" синхронизированные с ним полупрозрачные трехмерные графические реконструкции церкви на разные исторические периоды, которые "воздвигаются" над реальным фундаментом на глазах зрителя, как бы смотрящего на археологический участок через окно-экран. В дальнейшем в археологическом парке Энама предполагается установить целый ряд подобных систем в ключевых точках музея под открытым небом на остатках фундаментов бенедиктинского аббатства, существовавшего с 1063 по 1795 г. Представляется, что оптимальным вариантом при сложной музеефикации комплексного памятника является сочетание самых разных подходов к его интерпретации, как традиционных, так и новых. Проблема музеефикации археологических памятниковявляется одной из наиболее трудных. Хотя недвижимые памятники археологии рано стали объектами "музейного" интереса, до сих пор в России музеефицированных памятников археологии очень мало. Сеть археологических музеев-заповедников растет крайне медленно, научная методика до конца не разработана, требуется серьезное обобщение накопленного опыта именно с позиций музейного дела. Важнейшей для рассматриваемой проблемы особенностью археологических объектов является то, что музейное использование, как правило, - единственный возможный вариант использования памятника археологии (в отличие от памятника архитектуры, ландшафта, для которых альтернативой является утилитарное использование). Учет памятников, их включение в "Своды", создание археологических карт - представляют собою меры превентивные, направленные на сохранение от разрушения, но практически не раскрывают информационный потенциал памятников и не обеспечивают их функционирование в современной культуре. Соответственно, музеефикация - не просто оптимальный, но единственный путь включения такого памятника в современную культуру. Одновременно она позволяет решить проблему сохранения, ибо после археологических раскопок и полевой научной фиксации археологический объект, как правило, разрушается, зарастает, засыпается и со временем исключается из охранных списков. Другая особенность музеефикации большинства археологических объектов - невозможность транспортировки на другую территорию. Как правило, памятник археологии может быть музеефицирован только на месте обнаружения. Этапами музеефикации недвижимых археологических объектов являются: раскопки, консервация, благоустройствоподходов, оформление сопроводительными текстами и др. виды экспозиционной интерпретации. При отборе археологических памятников для музейного показа выделяют несколько типов объектов. Археологические памятники:городища, селища, стоянки, могильники, оросительные системы, производственно-ремесленные комплексы, то есть комплексы, позволяющие всесторонне осветить все основные моменты жизни и деятельности древних людей. Археологические объекты:отдельные сооружения (в т.ч. в составе археологических памятников). Археологические находки:вся движимая часть археологического памятника или объекта. Особое место среди памятников древности принадлежит наскальным изображениям. Эти памятники относят к археологическим, хотя они не связаны с раскопками. Петроглифы обладают исключительной аттрактивностью и экспрессивностью, оказывают сильное эстетическое воздействие. Опыт показывает, что иногда музеефикация наскальных росписей приносит им вред. Во Франции массовое посещение пещер с росписями привело к изменению атмосферно-влажностного режима и порче росписей. Поэтому сначала должен быть продуман способ показа памятника посетителям. В РФ созданы два музея на основе памятников наскального искусства - "Беломорские петроглифы" в Карелии и "Томская писаница" в Кемеровской области. Одиночный археологический объект может быть преобразован в объект музейного показа. Существуют разные подходы к музеефикации археологических объектов и памятников. Одна точка зрения - музеефицировать и экспонировать следует только подлинную, сохранившуюся часть памятника. Такой подход применяется при "закрепляющей консервации" глинобитной и деревянной архитектуры, сохранившихся фрагментов культурного слоя. При музеефикации каменной архитектуры перекладывают или наращивают до определенного уровня верхние ряды кладки, обозначая границу между подлинными и до-компонованными рядами. Прием докомпоновки играет роль не только усиления "экспозиционности" памятника и повышения уровня раскрытия информационного потенциала, делает его более аттрактивным и понятным публике - надстройка, кладущаяся на цементе, укрепляет кладку и предохраняет ее от разрушения. В настоящее время все чаще используется при музеефикации археологических памятников метод реконструкции, основанный на возведении постройки целиком на основании сохранившихся частей, данных раскопок и привлечения аналогов. Этот эффектный с музейной точки зрения прием вызывает негативное отношение со стороны многих специалистов. Сторонники такого подхода утверждают, что сделать памятник археологии интересным и понятным для самого широкого круга посетителей - одна из важнейших задач археологического музея, и наиболее действенный путь к решению этой задачи - применение реконструкций. Тактично и осторожно используется реконструкция в археологическом заповеднике "Танаис": среди многочисленных античных построек, законсервированных на уровне фундаментов и доступных для осмотра, одна усадьба реконструирована частично и одна - полностью, с возведением макета жилища в натуральную величину. Реконструкции смело использованы кемеровскими археологами и музейными работниками в заповеднике "Томская писаница". Простейший и древнейший способ музеефикации археологических объектов и памятников - консервация недвижимых частей объекта под открытым небом, часто в сочетании с экспонированием найденных при раскопках предметов в отдельном здании. Это самый распространенный в мире способ, именно так экспонируются египетские древности, мегалитические постройки, античные памятники Средиземноморья, Крыма, Закавказья. Примеры на территории РФ - античный Танаис и средневековая крепость "Кром" в Пскове, где на определенный уровень выведены фундаменты и фрагменты нижних частей стен древнейших сооружений. Этот способ наиболее удобен для музеефикации каменных сооружений. Другой способ - изоляция от атмосферных воздействий путем возведения навесов, павильонов или других укрытий над археологическими объектами. Этот способ широко распространен за рубежом; в РФ можно назвать "Костенки" (Воронежская обл.), погребение неолитических мальчиков "Сунгирь" (Владимир). Его достоинство - надежность сохранности, недостаток - нарушение прилегающего культурного слоя и визуальной связи объекта с окружающей средой. Иногда археологические объекты, расположенные в черте современных городов, тоже превращаются в объекты показа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|