Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержательный раздел рабочей программы




 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ

Повторение и углубление изученного в основной школе

Общие сведения о языке (5 ч.)

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Русский язык как система средств разных уровней (2 ч)

Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка. Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис.

Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия (4 ч)

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного

произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное средство. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

Фонетический разбор.

Лексика и фразеология (6 ч)

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно - бытовая и книжная. Просторечие. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные

синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические и фразеологические словари.

Слово (морфемика) и словообразование (4 ч)

Обобщение ранее приобретенных учащимися знаний о составе слова и словообразовании.

Выразительные словообразовательные средства.Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография (6 ч)

Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. Морфологический разбор частей речи.

Речь, функциональные стили речи (3 ч)

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог. Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Речеведческий анализ художественного и научно-популярного текста.

Оценка текста. Рецензия. Функциональные стили речи, их общая харак-теристика.

Научный стиль речи (4 ч)

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.

Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля.

 

Примерное тематическое планирование

 

Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
Повторение и углубление изученного основной школе Общие сведения о языке (10 ч.)
Урок 1.Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Орфографический тренинг. Урок 2.Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка. Орфографический тренинг. Урок 3. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Орфографический тренинг. Урок 4. Функции русского языка как учебного предмета. Орфографический тренинг. Урок5.Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков. Синтаксическая разминка. Урок6-7. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Синтаксическая разминка. Урок 8.Проблемы экологии языка. Синтаксическая разминка. Урок 9. Рр1.Изложение лингвистического текста Урок 10.Контрольная работа 1: диктант по повторению. Осознавать русский язык как духовную, нрав-ственную и культурную ценность народа; как воз-можность приобщения к ценностям национальной и мировой культуры. Использовать разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, ре-феративное) с выборочным извлечением инфор-мации в зависимости от коммуникативной установки. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях. Владеть приемами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде развернутых планов, выписок, конспектов, рефератов. Самостоятельно планировать работу по устранению пробелов в навыках правописания (с учетом ошибок, допускаемых в письменных работах по русскому языку и литературе.
Русский язык как система средств разных уровней (4 ч)
Урок 11. Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка. Единицы языка. Уровни языковой системы. Урок 12.Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис. Урок13-14. Рр2,3. Изложение (сжатое) с элементами сочинения. Производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разборы, анализ художественного текста.
Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия (8 ч)
Урок 15. Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Урок 16.Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Урок 17.Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Урок18. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Урок 19.Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное средство. Урок20. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Урок 21.Фонетический разбор. Урок22.Контрольная работа 2, включающая фонетический разбор. Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков некоторых согласных, сочетаний согласных звуков, некоторых грамматических форм, иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Соблюдать в собственной речевой практике основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка. Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм. Соблюдать орфографические нормы в собственной речевой практике.
Лексика и фразеология (12 ч)
Урок23. Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Урок 24.Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Урок25.Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Урок 26.Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы Урок 27. Межстилевая лексика, разговорно- бытовая и книжная. Урок28.Просторечие. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Урок29.Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Урок30.Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Урок 31.Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Урок 32. Лексические и фразеологические словари. Урок33. Рр4..Лексико-фразеологический анализ текста. Урок34.Контрольная работа 3: диктант с лексико-грамматическими заданиями. Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения лексических норм. Соблюдать лексические нормы в собственной речевой практике. Использовать в практике устной и письменной речи синонимические конструкции.
Состав слова (морфемика) и словообразование (8 ч)
Урок35,36.Обобщение ранее приобретенных учащимися знаний о составе слова и словообразовании. Урок37,38.Выразительные словообразовательные средства. Урок39,40.Словообразовательный разбор. Урок41.Практическая работа по теме Урок 42.Контрольная работа 4. Анализировать состав слова, выполнять словообразовательный разбор.
Морфология и орфография (12 ч)
Урок43.Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Урок 44. Служебные части речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Урок45-46.Нормативное употребление форм слова. Урок47-48.Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. Урок49.Принципы русской орфографии. Урок 50.Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. Урок52,53.Морфологический разбор частей речи. Урок54.Контрольная работа 5: диктант с лексико-грамматическими заданиями. Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Соблюдать орфографические нормы в собственной речевой практике. Выполнять морфологический разбор.
Речь, функциональные стили речи (6 ч)
Урок55.Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Урок 56.Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог. Текст, его строение и виды его преобразования. Урок57. Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат. Оценка текста. Рецензия. Урок 58.Функциональные стили речи, их общая характеристика.   Урок59. Рр5. Речеведческий анализ художественного и научно-популярного текста. Урок60. Рр6. Сочинение на одну из тем (по выбору учащегося) Иметь представление о понятиях «язык» и «речь», основных особенностях чтения, аудирования, говорения, письма. Адекватно понимать и анализировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, воспринима-емых зрительно или на слух. Использовать разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной установки. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
Научный стиль речи (7 ч)
Урок61.Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Урок62.Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Урок 63.Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Урок 64.Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Урок65.Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля. Урок66. Рр7. Изложение с продолжением учащимися темы, затронутой в тексте (или выражением собственных суждений по теме, оценки описываемого в тексте факта, события, изображенного в нем персонажа) Урок 67.Итоговая контрольная работа 6. Урок 68.Общая и индивидуальные ориентировочные беседы о темах выпускных рефератов, проектов. Всего контрольных работ – 6, практическая работа – 1, уроки развития речи – 7. Распознавать тексты научного стиля по их внея-зыковым и лингвистическим признакам; анализиро-вать научные (учебно-научные, научно-популярные) тексты с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств. Сопоставлять и сравнивать научные тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей.Создавать учебно-научные тексты (в устной и письменной форме) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. Выступать с сообщениями, небольшими докладами, презентациями; участвовать в диалоге, дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения; составлять аннотации, тезисы, конспекты; писать рецензии. Выбирать тему будущего выпускного реферата, проекта; собирать материал по избранной теме.

 

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе по программе Л.М. Рыбченковой

(68 часов в год- из расчёта 2 часа в неделю).

 

№ урока Содержание программного материала Кол. часов Дата по плану Фактич.
  Повторение и углубление изученного основной школе Общие сведения о языке (10 ч.)      
  Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Работа с карточками.        
  Три периода в истории русского Языка. Орфографический тренинг.     .  
  Русский язык в современном мире.Орфографический тренинг.        
  Функции русского языка как учебного предмета. Словарный диктант.          
  Взаимосвязь языка и культуры. Синтаксическая разминка.        
6-7 Активные процессы в русском языке на современном этапе. Синтаксическая разминка.       .  
  Проблемы экологии языка. Синтаксическая разминка.     .  
  Рр1.Изложение лингвистического текста      
  Диктант по повторению.      
  Русский язык как система средств разных уровней (4 ч)      
  Словари русского языка.Единицы языка.        
  Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис.        
13-14 Рр2,3. Изложение (сжатое) с элементами сочинения.      
  Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия (8 ч)      
  Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии.        
  Понятия фонемы, открытого и закрытого слога.      
  Логическое ударение.      
  Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.        
  Выразительные средства русской фонетики.      
  Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.      
  Фонетический разбор.      
  Контрольная работа, включающая фонетический разбор.      
  Лексика и фразеология (12 ч)      
  Лексическая система русского языка. Многозначность слова.      
  Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.      
  Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.      
  Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы      
  Межстилевая лексика, разговорно- бытовая и книжная.      
  Просторечие. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы.      
  Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.      
  Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.      
  Лексическая и стилистическая синонимия. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.      
  Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический анализ текста.      
  Рр. Сочинение на морально-этическую тему.      
  Диктант с лексико-грамматическими заданиями.      
  Состав слова (морфемика) и словообразование (8 ч)      
35-36 состав слова и словообразование.      
37-38 Выразительные словообразовательные средства.        
39-40 Словообразовательный разбор.      
  Практическая работа по теме. Словарный диктант.      
  Контрольная работа      
  Морфология и орфография (12 ч)      
  Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи.      
  Служебные части речи.      
45-46 Нормативное употребление форм слова.      
47-48 Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.      
  Принципы русской орфографии.      
50-51 Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.      
52-53 Морфологический разбор частей речи.      
  Диктант с лексико-грамматическими заданиями.      
  Речь, функциональные стили речи (6 ч)      
  Язык и речь. Основные требования к речи.      
  Устная речь. Письменная речь.Текст.      
  Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат. Рецензия.      
  Контрольная работа: защита рефератов.      
  Рр. Подготовка к сочинению.      
  Рр. Сочинение на одну из тем (по выбору учащегося)      
  Научный стиль речи (7 ч)      
  Функциональные стили речи, их общая характеристика.      
  Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.      
  Нейтральная, общенаучная и специальная лексика.      
  Термин и терминология.      
  Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы,      
  Рр. Изложение с продолжением учащимися темы.      
  Итоговая контрольная работа        
  Общая и индивидуальные ориентировочные беседы о темах выпускных рефератов, проектов.        
  Всего: диктант – 3 словарный диктант-2 контрольная работа – 4 изложение - 3 практическая работа – 1 сочинение -3        
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...