Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел I. Разютие психологического стресса




ifflL


Раздел I. Разютие психологического стресса


Главе 4. Пс


стресс, адаптация и развитие личности


JUS


 


покойства и депрессии [239, 414]. Таким образом, адаптив­ность должна рассматриваться как процесс взаимодействия окружающей среды и личности, а не как характеристика личности.

Но главным в анализируемой проблеме является не толь­ко то, как человек выдерживает стресс, но и то, какую пользу он извлекает из него, чему учится. В исследованиях детского стресса этот вопрос пока еще слабо разработан, но тем не менее очень интересен. В то время как наблюдение роди­тельного стресса свидетельствует о повышении склонности к психическим нарушениям, ряд авторов считают, что гени­альность в науке, искусстве или других сферах деятельности связана с тяжелой утратой в детстве [230, 459]. Возможная изоляция, тяжелые испытания в детстве формируют у ребенка склонность исследовать и развивать творческие способности. Проявление творческих склонностей и способностей имеет связь с возрастом родителей. Родители более старшего воз­раста часто имеют детей, превосходящих других в различных отношениях, однако возраст родителей создает их детям и риск утраты родителей.

Факт стресса в детстве и проявления гениальности от­мечают V. Goertzel и М. Goertzel [335], изучавшие биографии 400 известных людей XX столетия. Они нашли, что более чем 75% из них в детстве обладали физическими недостатками или дефектами, жили трудно, в плохих условиях или в бедности.

Почему наличие психосоциальных и физических стрессо­ров в детстве связано с последующими высокими достижени­ями? Возможно, как считает A. Adler [229], здесь имеет место механизм компенсации. Кроме того, способные дети могут стремиться к творчеству или к науке в связи с бегством от не­выносимой жизни дома.

В то время как склонные к науке дети могут «бежать в дей­ствительность», артистичные дети могут «бежать в фантазии». Е. Anthony [239] предположил, что воображение определяется несколько шизоидной способностью или тонкими границами «Я» и выполняет роль буфера против стресса, а не суть резуль­тат стресса. Однако от способности видеть вещи по-другому и фантазировать до регресса функций ego — большая пропасть, подлежащая научному исследованию.


Положительное действие стресса во взрослой жизни. В пси­хоаналитической литературе приведены результаты большого количества исследований отрицательного влияния стресса на взрослых. Однако увеличивается число фактов и иссле­дований его положительной роли. Некоторые исследователи сообщают, что отмечается корреляция между стрессом и его положительным действием [295], в то время как другие обра­щают внимание на то, что все жизненные ситуации кончаются одновременно положительным и негативным результатом [275, 506].

Имеются по крайней мере четыре пути, по которым борьба со стрессом ведет к положительному исходу. Они включают применение способов снятия стресса, рост мастерства и уве­ренности в себе, изменения перспектив и переоценка ценно­стей, укрепление социальных связей.

Снятие стресса при этом исследовалось достаточно деталь­но, и оно действительно лежит в основе многих поведенческих техник его преодоления. Некоторые из них будут рассмотрены в последующих главах. Оно включает в себя приемы купиро­вания стресса, его переключения или десенсибилизации к нему, в результате чего последующие стрессовые ситуации переносятся значительно легче с помощью расширения стра­тегий преодоления.

Успешное преодоление стресса может усиливать личност­ные качества типа уверенности в себе или внутреннего локуса контроля, особенно у лиц с недостаточной их выраженностью. Например, Т. Cook, R. NoVaco и J. Sarason [288] исследовали действие лагерной обстановки на локус контроля новичков. Они нашли существенную связь между локусом контроля и подверженностью стрессу. Новички с внешним локусом контроля добивались приобретения хороших отношений с начальством и вследствие этого у них развивался и внутрен­ний локус контроля, то есть они чувствовали, что становятся более способными к управлению собой и внешней средой. У тех же новичков, начальство которых стремилось к строгой дисциплине и соответственно обучало их, фиксировался рост стресса.

Рост положительных исходов при воздействии стресса отмечен не только у отдельных лиц, но и у групп в результате


110.


Раздел I. Развитие психологического стресса


Глава 4. Психологический стресс, адаптация и развитие личности



 


приобретения разнообразных способов жизни и деятельно­сти.

Перенесение стресса, особенно угрожающего жизни, может изменить и жизненные перспективы человека, при­вести к переоценке ценностей. У людей после того как они были близки к гибели, наблюдалось изменение взглядов на жизненные перспективы, уменьшение заинтересованности в материальном благосостоянии и усиление стремления к се­мье или духовным ценностям. При изучении старения люди в интервью о способах и ресурсах преодоления жизненного стресса отмечали часто смерть ребенка или пережитый на войне стресс. Перенеся Запредельный стресс, каждодневные проблемы больше не казались им важными.

Другой хорошо известный положительный результат стресса — укрепление социальных связей. После каждой природной катастрофы репортеры включают отчеты по­страдавших людей, которые рассказывают, как потом они сплоченно все, что необходимо, делали вместе. После сти­хийных бедствий, войн, социальных катастроф некоторые исследователи отмечают уменьшение количества психиче­ских нарушений, случаев алкоголизма и даже преступлений. Ясно, что так происходит не всегда, особенно при индиви­дуальном стрессе.

Изучение долгосрочных последствий стресса военного времени (посттравматического стресса) позволяет сделать предположение, что наряду с известными ужасами войны стресс может оказывать положительное, развивающее воз­действие. Война не только способствует физическому опу­стошению, но и создает психологические нарушения: 23% всех несчастных случаев во Второй мировой войне имели психологическую природу [327]. Эти проблемы могут про­должаться и после окончания войны, что отражается в росте самоубийств и несчастных случаев среди ветеранов в следу­ющие после войны пять и более лет. Но солдаты часто упо­минают и положительный опыт войны — героизм, дружбу, навыки преодоления.

G. Elder и Е. СНрр [307] по результатам исследований выделили 18 положительных и отрицательных последствий стресса. К положительным относятся навыки преодоления


трудностей, формирование самодисциплины, расширение жизненных перспектив, проявление настоящей дружбы и понимание цены жизни, приобретаемые при разлуке с люби­мыми, потере друзей и постоянной тревоге. К нежелательным последствиям относились потери (смерть), негативные эмо­ции. Во внимание принималось, что положительный военный опыт скорее всего приведет к расширению житейского опыта и приобретению новых навыков борьбы со стрессами. Участ­ники серьезных сражений в роли способа преодоления чаще всего называли самодисциплину, а положительной ролью стресса — ценность жизни, но у них при уходе со службы и позднее, в мирной жизни, выше вероятность появления эмо­циональных проблем [487].

G. Elder и Е. СНрр для изучения положительного и отри­цательного действия стресса использовали обычную шкалу посттравматического стрессового расстройства (PTSD). Они нашли, что люди, упоминавшие положительные последствия войны, почти все вопросы оценивают на 9% выше. Чем сильнее был стресс на войне, тем большее количество людей упоминало о его положительной роли. У людей, для которых стресс закончился благополучно, вероятность развития в дальнейшем не только PTSD, но и обычной депрессии была ниже [273].

W. Beardslee [252] провел ряд экспериментов с людьми, у которых в детстве родителям были поставлены диагнозы онкологических или психических заболеваний. Он обнару­жил высокий уровень самопонимания у этих людей, то есть причинную связь между событиями в мире и внутренними переживаниями. Процесс познания себя ведет к развитию ценностной и смысловой структуры личности. Эта черта раз­вивается во времени и постепенно становится устойчивой характеристикой. Познание себя требует не только осознан­ности и рефлексии своих мыслей и поступков, но и учета этой рефлексии в последующих действиях. В итоге самопознание включает важный эмоциональный компонент: человек при­знает ценность познания, относится к нему серьезно и при­лагает усилия [246].

Другие аспекты самопознания включают реалистичную оценку требований ситуации и индивидуальных возможностей


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...