Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел II. Преодоление психологического стресса




Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 6. Теоретико-методологические основы проблемы преодоления стресса



 


Таблица 5 Иерархия защитных механизмов

 

Уровни Формы (механизмы) отражения реальности
I. Проектные механизмы 1. Отрицание 2. Искажение 3. Иллюзорная проекция
II. Незрелые механизмы 1. Фантазирование           . ■ ■ •. ■ ■ > ■ 2. Проектирование 3. Ипохондрия 4. Пассивная агрессия (обращенная на себя) 5. Отказ от деятельности
III. Невротические механизмы 1. Интеллектуализация (изоляция, навязчи­вые действия, ошибки, рационализация) 2. Подавление 3. Действия по шаблону 4. Замещение (превращение, фобии) 5. Диссоциация
IV. Зрелые механизмы 1. Сублимация 2. Альтруизм 3. Запрещение 4. Предвосхищение 5. Юмор

и поэтому менее «патологичны». Агрессивные люди, приписы­вающие гнев другому лицу, используют незрелые механизмы; человек, трансформирующий агрессию в необоснованное вос­хищение, использует невротический механизм; человек, субли­мирующий свои переживания, применяет зрелый механизм. Проективные механизмы включают такие важные стратегии, как «отрицание» — неспособность признать, что событие дей­ствительно имело место, а иллюзорная проекция может вклю­чать параноидальные фантазии, которые могут сопровождаться крайними формами реакции (например, насилием).

Он связал эти иерархические категории с материалами ин­тервью, полученными 30 лет назад в исследованиях на людях в начале их обучения и в старших классах школы, и показал, что с переходом во взрослую жизнь характерные защитные стили часто меняются от незрелых к более личностно зрелым. Инди­виды, использующие менее зрелые механизмы, в дальнейшей жизни являются менее адаптированными или менее успешны­ми, если их оценивать по карьере и семейной стабильности.


G. E. Vaillant приводит убедительные примеры изменения защитных стилей. Он был одним из первых, кто изучал про­цессы преодоления в повседневной жизни и пытался изменить психоаналитическую теорию преодоления с учетом феноменов процесса адаптации. Однако, хотя он и отошел от традицион­ной психоаналитической теории, признавая, что использова­ние защитных механизмов — не всегда проявление патологии, но оставался непоследовательным в утверждениях, что, с одной стороны, адаптационные стратегии не осознаваемы, а с другой — что, тем не менее, они отражают процессы развития. Если, как он утверждал, защитные механизмы сознательно не приобретаются, то как же они развиваются? В то же время он приводил примеры, из которых следовало, что люди, которых он изучал, пытались сознательно изменить свои стили адапта­ции. Например, стиль адаптации одного из них вначале описы­вался как действия по шаблону, и он агрессивно отказывался от проявлений гнева и враждебности, но как только он стал по­лучать удовольствие от таких действий, у него появился более зрелый тип защиты — альтруизм. Следует также отметить, что G. E. Vaillant в своих ранних работах проявлял малый интерес к техникам решения проблем, а также утверждал взгляд на эмо­ции лишь как на компонент стрессогенной ситуации, хотя для решения проблем роль бессознательного очень важна.

В более поздней работе он приводит конкретные способы развития личности и, в частности, рассматривает три модели этого развития: нейробиологическую, теорию социального научения и запечатление — импритинг [489]. С нейробиологи-ческих позиций нейронные процессы взросления предположи­тельно продолжаются в течение всей жизни, позволяя человеку развивать высшие функции, проявления личности, такие как устойчивость к парадоксам, возможность сублимации и т. д. Такая модель может объяснить различия в развитии личности во взрослой жизни, хотя автор и утверждал, что, например, система­тическое отравление нервной системы наркотиками и алкоголем задерживает развитие личности, проявления своего «Я».

С точки зрения теории социального научения, мы осва­иваем более взрослые механизмы защиты через накопление знаний и социальную поддержку. «Обучение, как и наслед­ственность, заключает G. E. Vaillant, играет важную роль в


154.


Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 6. Теоретико-методологические основы проблемы преодоления стресса


J55


 


выборе нами типа защиты. Сублимация менее вредна, чем мазохизм, альтруизм приводит к лучшим результатам, чем автоматизмы, а юмор обеспечивает нам больше друзей, чем остроумие» [489, с. 332]. Добавим, что социальная поддержка облегчает развитие механизмов защиты, повышая чувство за­щищенности и самоуважения, и подкрепляет использование более зрелых способов защиты.

Однако он считал, что наиболее полной, совершенной моделью является развитие личности путем использования механизма запечатления. В этом случае «критике подвергается не социальная поддержка, а способность воспринимать эту поддержку» [489, с. 332]. Он, например, выделяет несколько способов восприятия любви — от наиболее незрелых (подра­жания и восприятия) до наиболее зрелых (идеализация и иден­тификация). При подражании и восприятии люди неосознан­но, некритично прислушиваются к тем, кто для них значим. При идеализации и идентификации мы можем распознавать и разделять положительные и отрицательные черты тех, кого мы любим: «по сравнению с восприятием, идентификация яв­ляется более гибким, обратимым, нейтральным, дифференци­рующим, обоснующим свой выбор способом взаимодействия с другими... С помощью идентификации мы можем вести внутренние диалоги (... например, он делает так-то и, если я выбираю, то смогу тоже сделать так)» [489, с. 351].

G. E. Vaillant придерживается мнения, что защитные меха­низмы являются неосознанными — даже такие, которые вклю­чают планирование и предвосхищение, — «параноик не может усилием воли стать альтруистом» [489, с. 103—104]. Но он в то же время говорит: «... с помощью терапии, взрослея или в отношениях с любимым человеком люди учатся более зрелым способам самообмана» [там же]. Таким образом, G. E. Vaillant занимает двойственную позицию в том, что в адаптации яв­ляется сознательным, а что неосознанным; с одной стороны, он приводит убедительные примеры, а с другой — эти же при­меры свидетельствуют, что развитие и применение более зре­лых стратегий преодоления осуществляется по крайней мере частично и в определенных случаях с помощью сознательного управления.

N. Наап [339] предложила более четкий подход к опреде-


лению того, что лежит в основе осознанной или неосознанной регуляции адаптации. Она также стремилась к объединению про­цессов адаптации и защитных механизмов преодоления в более крупное психодинамическое образование. В противоположность подходу, который использовал G. E. Vaillant, она утверждала, что защитные механизмы являются патологией, и создала иерархию механизмов адаптации, основываясь на степени сознательно­сти или неосознанности ее стратегий. N. Наап выделила десять основных, базовых личностных процессов, которые могут про­являться втрех видахдействий [по 339]: преодоление — сознатель­ный, гибкий и целенаправленный, допускающий проявления эмоций средней силы; защита — вынужденный, отрицательный, ригидный, в большей степени направлен на совладание с тре­вогой, чем с проблемой; избегание — автоматизируемый, «ри-туализованный», иррациональный, существенно искажающий межличностные отношения (таблица 6). ...... ...

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...