Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 12. Приемы управления состоянием психологического стресса




Глава 12. Приемы управления состоянием психологического стресса

ванные детекторы, контролирующие некоторые формальные характеристики реализации программ, которые почти не касаются их качественного содержания. В настоящее время выделено несколько таких детекторов, в том числе, например, анализатор, оценивающий стохастичность внешней среды и динамику изменения ее в процессе реализации деятельности. Этот анализатор определяет время запуска программы в це­лом, интенсивность ее реализации и, вероятно, уровень ком­промисса при наличии нескольких программ, альтернативных друг другу. Существует специальный анализатор-детектор, определяющий момент прекращения реализации одного эле­мента программы к моменту включения следующего, то есть «on—off» анализатор. Нарушения в его работе лежат, по-ви­димому, в основе развития синдрома навязчивых состояний, обусловливают некоторые типичные ошибки человека, на­ходящегося в состоянии тревоги средней и крайней степени. Н. П. Бехтерева описала детектор ошибок, сигнализирующий об их наличии или случайных сбоев в реализации программ; Р. Гранит выделил детектор цели, определяющий отношение к ней; Е. Н. Соколов обнаружил детектор новизны [по 149].

Вторым элементом, определяющим развертывание про­граммного реагирования, является наличие в мозгу специальной системы, задача которой — выбор из имеющегося набора про­грамм какой-либо одной, по тем или иным причинам являю­щейся наиболее приемлемой для организации взаимодействия организма со средой, и «оживление», мобилизация этой про­граммы, формирование ее готовности к включению в действие. Как отмечает В. И. Медведев, здесь имеется в виду нечто иное, чем известные механизмы ретикулярной формации. Описывае­мая система осуществляет указательные действия в соответствии с концептуальной моделью реальной действительности, то есть, как бы приводит в соответствие физиологические и психологи­ческие компоненты. Его исследованиями было установлено, что такой системой формирования готовности программ и выбора этой программы является система нейропептидов [147].

В виде гипотезы можно также предположить наличие еще одного элемента, участвующего в формировании и реализации деятельности. При анализе экологической среды, в которой находится человек, и его социальных отношений почти всегда


328  Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

возможно встретить ряд факторов, взаимодействие с кото­рыми может быть осуществлено лишь антагонистическими или почти антагонистическими программами. Наблюдения показывают, что в этих случаях, как правило, ответ носит компромиссный характер. В. И. Медведев [148] считает, что это приводит к довольно интересному теоретическому по­ложению, связанному с общей проблемой диалектических решений в Центральной нервной системе (ЦНС) при действии антагонистических факторов. Изучая адаптационные реак­ции человека в сложных условиях трудовой деятельности, он выдвинул предположение о формировании мегапрограммы, оптимальной для комплекса факторов и субоптимальной для каждого из факторов в отдельности. Механизмы формиро­вания такой мегапрограммы и являются третьим элементом, определяющим развертывание системного реагирования в виде определенного функционального состояния.

Таким образом, можно прийти к заключению, что все пе­речисленные компоненты могут и являются объектом, на ко­торый должны быть направлены управляющие воздействия.

Не затрагивая социальных форм управления, таких как воспитание, формирование мировоззрения, идеалов и т. п., возможные пути управления функциональным состоянием могут быть сведены к неспецифическим формам воздействия, все многообразие которых сводится к снижению неблагопри­ятных условий внешней среды, развитию защитно-приспосо­бительных механизмов организма, стимуляции механизмов антигипоксической защиты и т. п., а также специфическим формам экстернальной и интернальной регуляции — адапта­ционные воздействия, рефлексорегуляция, психо-эстетиче-ская регуляция, фармакологическое управление, термогидро-бароуправление, психическая саморегуляция и т. д.

12. 2. Классификация приемов управления состоянием психологического стресса

Зарождение и развитие психологического стресса определя­ется воздействием совокупности внешних (средовых) и вну­тренних (субъектных) факторов и зависит от индивидуальных


 

I


 

_12Э

Глава 12. Приемы управления состоянием психологического стресса

(психологических, физиологических, профессиональных и др. ) особенностей конкретного индивида. К числу внешних факторов, формирующих состояние стресса, относятся экс­тремальные воздействия физико-химических, социальных, профессиональных, организационных, экономических, ин­формационных и других характеристик окружающей среды, интенсивность влияния которых зависит от особенностей внутреннего мира индивида, а именно субъективной оценки значимости события, степени неопределенности воздействия и т. п. (субъективный фактор). Эти факторы чаще всего явля­ются непосредственной причиной возникновения состояния стресса. Но главная причина его развития заключается в ин­дивидуальных особенностях человека, таких как его мораль­но-нравственные (ответственность, дисциплинированность и др. ), психологические (мотивация, способности, воля и др. ), профессиональные (подготовленность, опыт, способы трудовой активности), физиологические (состояние здоровья, адаптационные возможности, функциональные резервы и др. ) и другие факторы, — именно они предопределяют характер оценки стрессогенной ситуации конкретным человеком, сте­пень устойчивости к экстремальному воздействию, наличие способов (стратегий) преодоления стресса, возможности адаптации к стрессогенным факторам и т. д.

В связи с наличием разнообразных условий проявления экстремальности (стрессогенности) в субъект-объектных отношениях в различных ситуациях жизни и деятельности человека, своеобразным характером причинно-следственных связей между перечисленными факторами, особенностями механизмов регуляции состояния стресса, а также достаточно продолжительным опытом исследований и практического применения различных приемов управления состоянием стресса было разработано и предложено большое количество различных методов, приемов, средств преодоления стресса. Некоторые авторы предприняли попытки их систематизации по разным основаниям и принципам [26, 75, 95, 99, 122, 125, 127, 143, 162, 169].

А. Б. Леонова [125] провела анализ разных классификаций методов и средств управления, регуляции функционального состояния. Она считает, что радикальным направлением


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...