Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 12. Приемы управления состоянием психологического стресса




I


 

333

Глава 12. Приемы управления состоянием психологического стресса

Четвертый класс (фармакологические средства) — 1) адап-тогены; 2) ноотропы; 3) стимуляторы центральной нервной системы; 4) транквилизаторы; 5) витамины.

Л. Г. Дикая [75] предложила оригинальную модель класси­фикации средств саморегуляции функционального состояния. В основу классификации положен сформулированный ею новый подход к решению проблем регуляции, основанный на результатах анализа взаимодействия психологических систем саморегуляции состояния и профессиональной деятельности. На продуктивность этого взаимодействия оказывают влияние, с одной стороны, внутренние изменения в организме субъекта, его психические состояния и переживания, а с другой сторо­ны — требования профессиональной деятельности и условия ее выполнения. Саморегуляция функционального состояния выступает в форме разрешения противоречия между этими потоками воздействия во внутреннее изменение состояния субъекта. Неоднозначность и индивидуальность различия в изменениях функционального состояния определяются так­же взаимодействием целей, мотивов и детерминант этих двух видов деятельности, интенсивностью и качественным свое­образием регулятивных систем, участвующих в саморегуляции состояний и деятельности.

Разработанная Л. Г. Дикой классификация средств и ме­тодов саморегуляции предусматривает их воздействие — 1) на системы неспецифической генерализованной активации (уро­вень бодрствования, когнитивная активация, ориентировоч­ный рефлекс); 2) на специфические системы активности — с участием эмоциональной и волевой саморегуляции (состояния ожидания, бдительности, готовности); 3) на активационные, когнитивные, личностные, эмоциональные регуляторные системы. Критериями классификации являются, во-первых, уровни регуляции — а) непроизвольный и неосознаваемый; б) произвольный и неосознаваемый; в) произвольный и осо­знаваемый; г) осознаваемый и целенаправленный, а, во-вто­рых, соответственно уровням — способы саморегуляции: а) флуктуации сон—бодрствование, ориентировочная реакция, когнитивная активация; б) состояние ожидания, готовности, бдительности, расслабления, эмоционального реагирова­ния, двигательной и речевой активности; в) волевые усилия,


334  Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

двигательная и позно-тоническая активность; г) изменение мотивов, самоанализ, самоубеждение и т. д.

Указанная классификация основана на представлениях о том, что особенности межсистемного взаимодействия психоло­гических систем деятельности профессиональной и по саморе­гуляции состояния в значительной мере определяются уровнем сформированности механизмов и осознанности способов и средств регуляции. Непроизвольная и неосознаваемая саморе­гуляция состояния включается в систему регуляции профессио­нальной деятельности в форме генерализованной активации на психофизиологическом уровне ее обеспечения и в форме локальной активации в качестве компонента, определяющего динамику этой деятельности. Произвольная саморегуляция по мере ее становления приобретает черты самостоятельной дея­тельности и вступает во взаимодействие с профессиональной деятельностью по типу совмещенной деятельности, которая отражается в интерференции компонентов их психологических систем и приоритетности для субъекта одной из них в зави­симости от характера мотивации, личностных особенностей, уровня профессионализации субъекта и степени включенности саморегуляции в профессиональную деятельность.

Анализ теоретических положений проблемы преодоления стресса, а также классификаций приемов его преодоления свидетельствуют о том, что к числу перечисленных превен­тивных (профилактических) и оперативных (коррекционных) методов и средств противодействия стрессу следует отнести также стратегии преодоления. Они направлены не только на регуляцию метаболизма, активацию функциональных ресур­сов и резервов организма и психики, оптимизацию психофи­зиологических функций и эмоциональных реакций, но и на мобилизацию специфической когнитивной и поведенческой активности (эти вопросы рассмотрены в гл. 9).

В связи с изложенным представляет интерес классифи­кация методов преодоления стресса, которую разработали К. Matheny et al. [392]. Авторы систематизировали стратегии преодоления по двум классам.

I. Превентивные стратегии:

1) избегание стрессоров (путем совершенствования орга­низации жизни и деятельности);


I


Глава 12. Приемы управления состоянием психологического стресса

2) регулирование (снижение) уровня требований к человеку;

3) изменение видов поведения, вызывающих стресс;

4) развитие ресурсов преодоления стресса — физиологи­
ческих возможностей, личностных способностей (в том числе
уверенности, самоуважения, самоконтроля), познавательных
способностей (теоретических и практических, чувства време­
ни и др. ), социальных возможностей (социальной поддержки,
межличностных отношений), финансовых возможностей.

II. Оперативные стратегии:

1) контроль за стрессорами и симптомами стресса;

2) организация использования ресурсов;

3) наступление на стрессоры — решение проблемы, отста­
ивание своих прав, десенсибилизация (медитация);

4) повышение устойчивости (переносимости) к стрес­
су — перестройка когнитивной структуры, отрицание, фоку­
сирование ощущения;

5) снижение возбуждения — релаксация, самораскрытие,
катарсис, самолечение.

Следует отметить, что в данной классификации понятие «стратегия» употребляется слишком расширительно, — в психологических исследованиях это понятие относят к ин­дивидуальным приемам целенаправленного поведения [10, 31, 160], а в отношении к проблеме преодоления стресса оно характеризует все те типовые действия, поступки, решения, которые предпринимает конкретный человек в интересах про­филактики развития у него стресса или же в целях коррекции этого состояния (снижения стрессовой реакции, сохранения или восстановления нормального функционального состоя­ния). Указанные цели (профилактика и коррекция стресса) предусматривают использование как индивидуальных стра­тегий поведения по преодолению стресса, так и применение методов и средств эргономического, социального, медицин­ского, психологического и других видов обеспечения жизни и деятельности, экстернальных средств регуляции состояний и их психической саморегуляции.

На основании анализа литературных материалов и ре­зультатов собственных исследований нами разработана клас­сификация методов и средств профилактики и коррекции со­стояния стресса (табл. 10).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...