Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

462 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса




462   Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса


Глава 16. Приемы психической саморегуляции (коррекции) стресса


 



Публичное выступление

Наиболее пугающее предстоящее выступление

Незапланированное выступление

Публичное выступление

Речь перед 5—10 незнакомыми людьми

Речь перед 2—3 друзьями

Репетиция с семьей

Подготовка речи

Согласие выступить

Мысль о том, что придется выступать

 

  Полет
Высокий уровень страха Свободный полет
  Взлет
  Движение по взлетной полосе
  Запуск двигателей
  Посадка в самолет
  Ожидание посадки
  Проверка билетов
  Сдача багажа
  Путь к аэропорту
  Сбор вещей
Низкий уровень страха Планирование путешествия

Рис. 6. Иерархия страхов при боязни полета и публичных выступлений

если и не сопровождается релаксацией. Происходит движе­ние по «лестнице страха», и человек преодолевает все более устрашающие объекты или ситуации, потому что снижается их напряженность путем ранее проведенной релаксации. На­конец, происходит обращение к наиболее страшному объекту, но к этому моменту уже снизилась напряженность всей шкалы страха и при появлении такого объекта он уже не пугает.

При построении «лестницы страха» надо соблюдать не­которые правила. Вначале она должна включать не более 15 событий. Путем мозгового штурма можно получить список примерно из 20—25 событий. Это важно, потому что, скорее всего, какие-то из них придется потом отбросить. Наиболее страшные события располагаются вверху. Заполняются и по­следующие ступени лестницы — важно, чтобы находящиеся в самом низу лестницы события хоть немного походили на реально устрашающие, вызывающие некоторое напряжение, необходимость их преодоления.

Для большей точности оценки уровня напряженности следует расположить объекты на шкале, присвоив каждому


из них значение от 0 до 100 в соответствии с вызываемым ими страхом (напряжением) Например, расстояние от первого со­бытия до второго может располагаться в масштабе 5 единиц, потому что они не сильно различаются по степени страха. Следующее событие может располагаться через 15 единиц, так как вызывает большее напряжение. Надо присвоить каждому событию значение, но нельзя присваивать одно значение не­скольким событиям. Шкала должна состоять примерно из 15 пунктов с относительно равными интервалами между ними. В соответствии с ростом их стрессогенности, отражающимся в расстоянии между пунктами, на то же значение должно вы­растать и субъективное ощущение дистресса.

Можно представить боязнь собак в интервале от наблюде­ния за собакой до непосредственного прикосновения к собаке, боязнь выйти из дома может быть представлена в милях от до­ма или от находящихся рядом членов семьи. Клаустрофобия может быть вычислена в размерах комнаты или во времени, проведенной в ней. Шкала страха полета может длиться от представления полета, прихода в аэропорт, наблюдения за самолетом, посадки в самолет, движения самолета по взлетной полосе и, наконец, взлета.

Перед третьим, заключительным этапом процедуры ги-посенсибилизации следует объяснить пациенту, как надо мысленно представить тот или иной объект или событие. Как уже отмечалось ранее, указанная процедура не предусматри­вает использование реальных объектов. Однако существуют приемы применения таких объектов, и технику, которую разработал J. Wolpe, можно модифицировать. Гипосенсиби-лизация с реальным объектом называется контрастной де­сенсибилизацией, или десенсибилизацией в реальных условиях (гипосенсибилизация в естественных условиях).

Пример использования такого приема снижения вос­приимчивости стрессогенного фактора приводится в работе B. C. Лобзина и М. М. Решетникова: «Пациент Н., завуч поселковой школы, 29 лет, ... год назад в связи с болями в области сердца находился на обследовании в стационаре... Перед выпиской играл в шахматы с соседом по палате. Во время игры партнер внезапно скончался от остро развив­шегося кардиологического шока. После нескольких минут


464  Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса


Глава 16. Приемы психической саморегуляции (коррекции) стресса


 


оцепенения Н. выпрыгнул из окна (первый этаж) и убежал домой. Таким образом, первичное развитие заболевания шло по типу аффекта, однако, в дальнейшем приобрело характер «психоаллергии».

Через некоторое время Н. стал замечать, что малейшее, даже косвенное, упоминание в разговоре, кинофильме, книге слова «смерть» вызывает у него резкое ухудшение самочув­ствия, бледность, слабость, потребность лечь, тахикардию и повышение артериального давления.

Указанные явления удерживались в течение нескольких дней. До обращения к психотерапевту лечился у невропато­лога, кардиолога и гипнолога без существенного улучшения. После ускоренного курса обучения базисным состоянием аутотренинга (6 сеансов гетеротренинга — только упражне­ния «тяжести» и «тепла») на фоне релаксации больным са­мостоятельно проведен курс аутогенной десенсибилизации. Сущность самовоздействия заключалась в многократном об­разном представлении ступенчато усиливаемого сенсорного образа, вызывающего повышенную психо-эмоциональную и вегето-сосудистую реакцию. Усиление аффектогенной эмо­циональной окраски сенсорного образа от занятия к занятию рекомендовалось «дозировать» по появлению признаков лег­кого беспокойства, однако, при этом постоянно помнить, что конечной целью этих упражнений является спокойное реаги­рование на образное представление «той самой ситуации». В качестве отправной точки больному было предложено начать с общих размышлений на тему «Жизнь имеет начало и конец», которые после выхода из аутогенного состояния должны были обязательно вербализоваться. Контрольные собеседования проводились 1 раз в три дня.

В течение двух недель больным самостоятельно было проведено около 50 сеансов лечебного аутотренинга с после­дующей вербализацией. Во время последнего собеседования с врачом при упоминании о смерти аффектогенная ситуация излагалась Н. совершенно спокойно, буквально в двух фразах: «Мы сидели, играли в шахматы, а потом он упал и умер». Веге­тативные реакции в норме. При катамнестическом наблюде­нии в течение пяти лет рецидива нет» [133, с. 222—223].

Для представления устрашающих событий существуют


два метода — представление эмоций и иллюстрированное представление. Какой из них будет более эффективным для конкретного пациента, зависит от того, насколько хорошо он умеет представлять образы. Если хорошо, то можно на­чать с эмоциональных образов. Если нуждается в конкретных стимулах и не считает себя способным хорошо представлять образы, то иллюстрированное представление будет лучше. В любом случае метод не повлияет на результат.

Техника представления эмоций давно используется для десенсибилизации. Представляется «лестница страха», как будто просматривается картинка или фильм. Картинка дела­ется настолько яркой, насколько возможно ее приблизить к обычному фильму. Сцены, как правило, сопровождаются эмо­циями, но следует сохранять спокойствие. Не нужно самим их стимулировать, но и не надо блокировать, избегать их. Обычно это задача врача (психотерапевта) — вызывать образ словами, чтобы сделать картинку максимально яркой. Некоторым достаточно написать на бумаге несколько слов для каждого пункта. Другие используют магнитофонную запись с голосом врача. В любом случае перед началом релаксации надо четко знать, образы каких ситуаций будут использоваться. Это легко сделать, так как за каждый сеанс надо будет представлять не более 3—4 объектов из всей «лестницы страха».

Иллюстрированное представление — это метод представ­ления устрашающих сцен на рисунках или слайдах. Вначале выбирается устрашающий стимул в виде символа. Например, одна студентка примерно с 6-летнего возраста страдала стра­хом при виде грызунов. Она занималась гипносенсибилизаци-ей, начиная только с представления картинок. Для объектов, расположенных на «лестнице» внизу, она выбрала линии, по­хожие на изображение абстрактной крысы, или мультфильмы. Для середины лестницы использовались стертые или темные изображения крыс. Выше середины были более яркие цветные картины. Около вершины — картины людей с крысой в руках. Для таких сцен можно взять слайды, рисунки, фотографии, хотя и не рекомендуется их смешивать: эффективнее одина­ковый изобразительный ряд.

Данный, заключительный этап гипносенсибилизации предусматривает воспроизведение представлений об устра-

16 В. Бодров


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...