Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

иные формы организации.




· Образовательный процесс отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания:

· двусторонность взаимодействия педагога и ученика;

· направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие личности;

· единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон;

· взаимосвязь всех структурных элементов: цели-содержания образования и средств достижения образовательных задач — результата образования;

· реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека.

46)Классно-урочная система обучения. Урок как основная форма обучения. Кла́ссно-уро́чная систе́ма обучения — преобладающая в современном образовании и повсеместно распространённая организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок.Истоки классно-урочной формы обучения можно обнаружить в древних цивилизациях и в эпоху античности, например, агогэ — спартанская система воспитания, где форму класса представляли «агелы» — отряды.Классно-урочная форма обучения, основанная на учебном плане и плане организации обучения «один класс — один год», возникла в начале 16 века в Европе. Например, городская школа реформатора Иоганна Агриколы (учебный план Эйслебена) (1527), разработанная гуманистом и педагогом Филиппом Меланхтоном система организации немецких школ и университетов (Саксонский устав) (1528), Страсбургская гимназия Иоганна Штурма (1537), Вюртембергский учебный план швабского реформатора Иоанна Бренца (1559) и т. д.Чешский педагог Ян Амос Коменский, обобщив опыт прогрессивных школ, коллегиумов и университетов Европы, разработал классно-урочно-предметную систему, содержащуюся в его теории всеобщего универсального образования и воспитания.Основные признаки классно-урочной системы обучения. Все члены учебной группы в одно и то же время изучают одну и ту же тему, один и тот же вопрос, одним и тем же образом. Содержание обучения делится на узкоспециальные учебные предметы, а каждый предмет изучается в отдельности;учащиеся делятся на классы — учебные группы, постоянные по составу, одноуровневые (в смысле изучения программы); отсюда возникли одноуровневые (одновозрастные) классы;для всех членов группы (класса) определяется одна и та же последовательность изучения тем и разделов учебного предмета;по характеру деятельности выделяются две разные группы людей: одни только учат (учителя), другие только учатся (ученики);изучение определённого учебного предмета организуется на одном «языке» для всех членов класса;определяются общие для всех членов группы начало и конец занятий, количество, длительность и время перерывов на отдых.Классно-урочная система обучения является одним из проявлений группового способа обучения — общественно-исторической формации организации обучения, которая доминирует в мире в течение нескольких веков.Классно-урочная система относится в настоящее время к традиционному образованию. Выполнив свою историческую миссию, эта система начинает терять эффективность в современных социокультурных и экономических условиях. Основными недостатками классно-урочно-предметной системы следует признать: невозможность учёта множества социальных факторов, воздействующих на ребёнка, невозможность творческого саморазвития ребёнка, невозможность впитывать информационные и технологические инновации, невозможность поспевать за темпами изменений в обществе и другие.Многочисленные реформы классно-урочно-предметной системы: мангеймская, дальтоновская, метод проектов, метод комплексов, система Френэ, школа Дьюи, модульная система и т. д., пытались преодолеть основной недостаток классно-урочно-предметной системы — неприспособленность школьного образования к развитию индивидуальных способностей ребёнка. Все реформистские концепции основывались на изменении содержания образования и в соответствии с этим разрабатывали новые методы и формы учебно-воспитательной работы.Самая решительная модернизация классно-урочной системы (Браун, Трамп, Пархерст и другие) основывалась на ином подборе содержания. Самый радикальный отказ от предметной системы, проводимый реформаторами (Килпатрик, Линке, Декрол и др.), сводился к иной дифференциации содержания. Таким образом, они не решали проблему по сути и в лучшем случае совершенствовали классно-урочно-предметную систему в определённых социально-политических и экономических условиях.Системой обучения, отличной от классно-урочной, является создаваемая в настоящее время система коллективного обучения по индивидуальным программам.

47)Типология и структура уроков. Нестандартные формы организации урока. ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ:Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут бить разделены на типы по различным признакам. Этим объясняется существование многочисленных классификаций уроков. В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:

· - по основной дидактической цели;

· - по основному способу их проведения;

· - по основным этапам учебного процесса.

По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:

· урок ознакомления с новым материалом;

· урок закрепления изученного;

· урок применения знаний и умений;

· урок обобщения и систематизации знаний;

· урок проверки и коррекции знаний и умений;

· комбинированный урок.

Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:

· в форме беседы;

· лекции;

· экскурсии;

· киноуроки;

· самостоятельная работа учащихся;

· лабораторные и практические работы;

· сочетание различных форм занятий.

Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:

· вводные;

· первичного ознакомления материалом;

· образования понятий, установления законов и правил;

· применения полученных правил на практике;

· повторения и обобщения;

· контрольные;

· смешанные или комбинированные.

Для более полного охвата разнообразных по своему назначению уроков, которые конструируются в практике обучения, их разделяют не только по типам, но и по видам. Деление уроков на виды наиболее целесообразно осуществлять по характеру деятельности учителя и учащихся. При этом подразделение на виды происходит для каждого типа урока в рамках используемой типологии.

48)Воспитание как педагогический процесс, его закономерности и принципы. Философия трактует закономерность как объективный, устойчивый, повторяющийся, необходим и существенная связь между явлениями и процессами, которые характеризуют развитие. Поскольку закономерные связи между предметами и явлениями имеют внешний и внутренний характер, то и закономерности педагогического процесса отражают его связи с общественной средой и свойственные компонентам этого процесса внутренней связи.Воспитание в широком смысле тесно связано со всеми общественными процессами, зависит от уровня развития экономики, политической системы и т.д. Это означает, что проблемы, которые приходится решать в педагогичному процессе, обусловлены общественной средой Поэтому первая закономерность педагогического процесса, реализует воспитание в широком понимании, заключается в его целостности, а также обусловленности его цели, задач, содержания, форм и методов социально-экономическими и идеологическими потребностями общества.Педагогический процесс осуществляется в условиях, которые могут способствовать или препятствовать его успешному функционированию Например, состояние отечественной экономики, изменения, происходящие в социальной структуре, оставивший принцип финансирования культурно-образовательной сферы негативно влияют на педагогические процессы в современной школе Это означает, что задачи, содержание, формы и методы педагогического процесса зависит не только и от потребностей, но и от возможностей общества, условий, в которых он происходит.Среди внутренних связей между компонентами педагогического процесса важным является связь между процессами обучения, воспитания, образования и развития Психолого-педагогическая теория и практика доказывают, что учебная и воспитания являются решающими в развитии личности Без обучения невозможно достичь цели воспитания А предпосылкой успешного обучения является определенный уровень воспитанности молодого человека Поэтому в целостном педагогическом процессе все уроки и воспитательные мероприятия должны производить развивающий эффект, а обучение должно быть воспитывающим и развивающим.Эффективность обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе зависит от обеспечения педагогами единства своих действий с действиями учеников, а также от единства целей воспитательных воздействий педагогов и самих сокрытия учащихся, педагогического руководства и самодеятельности. Это требует стимулирования активности, самостоятельности учащихся, побуждение их к самовоспитания, самообразования, самовыражения.Не меньшую роль играет организация деятельности и общения учащихся в воспитании и обучении В активной деятельности (игровой, учебно-познавательной, трудовой, общественной) ученик усваивает способы действий и поздние на объективные свойства предметов В обучении и воспитании существенное значение имеют общение педагогов и воспитанников, а также общение между учениками, благодаря которым ученик овладевает социальным опытом, общественными ценностями, утверждает себя как личность.Успешность педагогического процесса зависит и от умения педагогов правильно учитывать индивидуальные особенности воспитанников Каждый возрастной период имеет свои характерные особенности, зная которые, педагог об Бира соответствующее содержание, формы и методы обучения и воспитания.Пристального внимания требует взаимосвязь коллектива и личности в педагогическом процессе. Ведь в коллективе формируются такие черты личности, как коллективизм, взаимопомощь, сочувствие, гуманизм, доброта тощ что, молодой человек учится правильно общаться, оценивать себя, принимает лучшие образцы поведения у своих товарищей.Важно и закономерная связь задач, содержания, форм и методов в педагогическом процессе Управление целостным педагогическим процессом начинается с проектирования его целей и задач, которые определяют в все последующие его элементы - содержание, формы и методы деятельности педагогов и учащихся Содержание педагогического процесса должен обеспечить достижение поставленных задач Он ощутимо влияет на отбор методов, форм, технических средств обучения и воспитания.Для достижения ожидаемого результата задачи, содержание, формы и методы педагогического процесса должны образовывать целостную логическую систему, обязывающий педагога продумать связи между ними, выбрать их рациональный вариант.

49)Методы воспитания, их классификация и характеристика. Методы воспитания – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения учебно-воспитательных задач. Методы представляют собой механизм, обеспечивающий взаимодействие и взаимоотношение воспитателя и воспитанников.Метод воспитания частей является совокупностью составляющих его элементов (деталей), которые получили название методических приемов. Приемы не имеют независимой педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одинаковые приемы часто используются в различных методах.Методы могут взаимозаменяться различными приемами.Поскольку воспитательный процесс характеризуется многосторонностью своего содержания, а также необыкновенной состоятельностью и подвижностью организационных форм, то непосредственно с этим и связана вся разнообразность методов воспитания. Существуют методы, которые выражают содержание и специфичность процесса воспитания; другие методы ориентированы непосредственно на воспитательную работу с младшими или старшими школьниками; некоторые методы представляют собой работу в специфических ситуациях. Можно также выделить и общие методы воспитания, области применения которых распространяются на весь воспитательный процесс.Классификация общих методов воспитания направляет процесс нахождения общих и особенных закономерностей и принципов и этим способствует более рациональному и результативному их употреблению, помогает постичь назначение и специфические особенности, свойственные отдельным методам.Классификация общих методов воспитания включает в себя:

· методы формирования сознания личности (такие как беседа, рассказ, дискуссия, лекция, метод примера);

· методы организации деятельности и формирования опыта коллективного поведения личности (приучение, инструктаж, метод формирования воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, иллюстрации и демонстрации);

· методы инициирования и мотивации деятельности и поведения личности. (познавательную игру, соревнование, дискуссию, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание

· методы контроля, самоконтроля и самооценки в процессе воспитания.

В действительных обстоятельствах педагогического процесса методы воспитания представляются в сложной и противоречивой целостности. Организация использования методов в совокупности, в системе находится в преимущественном положении перед использованием разрозненных, отдельных средств. Безусловно, они могут использоваться и по отдельности на каком-либо определенном этапе педагогического процесса.

50)Средства воспитания, их характеристика. Средства воспитания - это совокупность приемов воспитания; как правило, это предметы материальной и духовной культуры, которые используются в воспитательном процессе для решения конкретных воспитательных задач.Средствами воспитания является: художественная литература и другие книги, газеты, журналы, радио, телевидение, кино, театр, выставки, музеи, игры, спорт, художественная самодеятельность.Любой объект материальной или духовной культуры выполняет функцию средства воспитания при следующих условиях:

1) с ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника;

2) он выделен как предмет усвоения в образной, наглядно-действенной или знаково-сигнальной (устной или письменной) форме;

3) объект вместе со своей информацией привлечен к общению и совместной деятельности воспитателя и воспитанников.

Субъективные причины обусловлены деятельностью воспитателя, который конкретизирует способы использования средств воспитания в соответствии с целями и задачами и уровнем воспитанности детей, учитывая новые требования с общества к личности, современные педагогические рекомендации и передовой опыт воспитания. Воспитательные возможности единичного средства воспитания ограничены реально воспитатель использует систему средств воспитания, причем чем богаче набор используемых средств воспитания, тем эффективнее йог го результат Зависимость уровня воспитания детей от используемой системы средств воспитания является одним из фундаментальных законов педагогики. Средства воспитания обусловлены целью и задачами воспитания, методами и формами организации воспитательного процесса, осуществляют заметное влияние на всестороннее развитие личности Для воспитания любого качества в личности, любого убеждения, элемента внутреннего мира личности необходимы адекватные (соответствующие) средством воспитания. Система средств разрабатывается воспитателем в соответствии с целями и задачами воспитания. Различают задачи перспективные (на несколько лет) средне-срочные (преимущественно в год) и текущие (в неделю) Одни средства воспитания являются общими, используются для достижения любой цели, другие - специальные - для достижения отдельных задач К общим (совместных) средствам относятся газеты, журналы, художественная литература, физическое культура. Перспективные задания включают в себя воспитание устойчивых характеристик личности Для их формирования выбирают и долгосрочные факторы жизнедеятельности: коллектив воспитанников, коллектив воспитателей, производительный труд детей и др. На каждом этапе воспитания перспективные задачи конкретизируются и уточняются, с ростом уровня воспитанности они развиваются и усложняются. Текущие (оперативные) задачи определяются воспитателем, исходя из уровня воспитанности учащихся и необходимости конкретизации перспективных и средне-срочных задач, затем добираются адекватные средства существования. Например, для формирования привычек культурного поведения (текущие задачи) воспитанникам сообщаются правила поведения, которые разучиваются, запоминаются и используются Эти правила и личный пример воспитателя являются средствами воспитания Личность воспитателя является одним из важнейших средств воспитания Воспитатель является для учащихся конкретным образцом поведения, носителем и распространителем культурных и н национальных ценностей, в том числе норм поведения, культуры речи, эстетических и нравственных идеалов. Формами организации воспитательного процесса являются разнообразные внеклассные и внешкольные мероприятия, семейные дела, занятия в кружках, секциях, туризм, художественная самодеятельность, различные виды труда В них используется система средств воспитания, адекватных поставленным задачам. Существуют общие и специальные формы организации воспитательного процесса (по их отношению к средствам воспитания). К общим форм внеклассной работы относятся кружки, олимпиады, тематические вечера, праздники, смотры, конкурсы, выставки. В них принимают участие все школьники или несколько параллелей (начальные классы, 5-9 классы, 10-12 классы) В организации общих мероприятий одни средства являются ведущими, другие вспомогательными.

 

51)Понятие «самовоспитание», его методы и прием. Под самовоспитанием понимается сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование личности. Личность является активной силой не только в преобразовании окружающего мира, но и в собственном ее формировании. Воспитательная цель осмысливается и принимается воспитанником в результате систематического целенаправленного влияния со стороны воспитателя. В процессе самовоспитания ученик выступает в качестве субъекта воспитательного процесса. Самовоспитание находится в-непосредственной зависимости от содержания жизни школьников, их интересов, отношений, характерных для того или иного возраста. Исследованиями установлено, что потребность в самовоспитании возникает у школьников уже в младшем возрасте и может быть успешно использована в педагогической работе. Экспериментально доказано, что формы самосовершенствования с учетом возрастного и индивидуального развития школьников весьма разнообразны и выражаются в виде приспособления, подражания, ориентации на взрослых, друзей и коллектив сверстников. Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания. Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль. Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

52)Понятие о формах воспитания и их характеристика. К формам педагогического процесса относятся также конкретные формы воспитания (воспитательной работы), которые осуществляются во внеурочной воспитательной работе классными руководителями и другими педагогами. Чаще всего эти формы проводятся в рамках классных часов (часов классного руководителя) в соответствии со школьным расписанием или общешкольных мероприятий.В теории воспитания форму воспитательной работы характеризуют как выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру общения, отношений педагогов и учащихся. Форма воспитательной работы организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. Одна и та же форма может отражать разное содержание. Кроме того, различают формы воспитательной работы:

· а) по видам деятельности: учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;

· б) по способу влияния педагога: непосредственные и опосредованные;

· в) по времени проведения: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов); продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель); традиционные (регулярно повторяющиеся);

· г) по времени подготовки: формы воспитания без включения учащихся в предварительную подготовку и формы, предусматривающие такую подготовку;

· д) по субъекту организации: организаторами деятельности детей выступают педагоги или другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициаторами деятельности и её организаторами выступают сами воспитанники;

· е) по результату: формы, результатом которых является обмен информацией. Формы, результат которых – выработка общего решения (мнения); формы, результат которых – общественно значимый продукт.

53)Идеологическое воспитание школьников. Одной из самых актуальных задач современной школы является воспитание подрастающего поколения в соответствии с социальными преобразованиями в обществе. Поэтому сегодня все усилия педагогов нашей школы направлены на создание новой, более совершенной воспитательной системы, которая повышает социальную значимость деятельности школьников, ориентирует учащихся на достойное выполнение социальных ролей гражданина, патриота, труженика.Одним из приоритетных направлений деятельности педагогического коллектива нашей школы является идеологическая и воспитательная работа, которая включает в себя: идеологическое воспитание, идейно - политическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, идейно-нравственное воспитание, национальное и интернациональное воспитание.Цели идеологической и идейно-воспитательной работы в школе: привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности и формирование активной гражданской и личной позиции школьника. Основными задачами идейно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания являются:

· Формирование у детей системы знаний, понимания исторической и причинной обусловленности происходящих событий и явлений, представлений о роли личности в истории, ответственности за мир, природу, окружающую среду, гражданское общество, коллектив, свою семью, за самого себя.

· Формирование взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, мотивации поведения через увлекательные для учащихся формы активности, социально одобряемую и результативную деятельность на благо страны, своей семьи, через проявление заботы о старших, через приумножение экономических, политических, миротворческих, культурных, спортивных и других достижений нашей страны.

· Развитие национального самосознания и гражданской позиции во внеклассной и досуговой деятельности учащихся.

· Развитие и поддержание заложенного в каждом человеке естественного чувства любви к своей земле, историческим корням и Родине в целом на основе осознания самоценности общества, членом которого он является.

· Развитие навыков группоориентированного поведения и межличностного общения, лидерских качеств, активной личностной и социальной позиции.

· Формирование нравственного самосознания, ответственности как черты личности и обучение культуре поведения на основе управления собой.

54)Формирование нравственной и эстетической культуры личности. Формирование основ нравственной культуры школьников осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества.Воспитание гуманности. Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде. Строится вокруг одного центра - человека. Если гуманизм - это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности.В психологическом словаре понятие "гуманность" определяется как "обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и страхования и реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи". Однако если исходить из связи гуманизма и гуманности, то содержание понятия "гуманность" должно раскрываться прежде всего через признание ценности человека, которая понимается как единство двух сторон - естественной жизни каждого индивида и социальной, куда входят все функции, выполняемые человеком в обществе, в том числе и уровень развития его личностных качеств. Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во вне учебной деятельности. В педагогической науке (И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суровегина и др.) определены основные принципы экологического образования школьников. К числу таких принципов относятся: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого уровней в раскрытии экологических проблем в учебном процессе.

55)Воспитание экологической культуры личности и культуры безопасной жизнедеятельности. Поскольку политическая культура является одной из основных форм проявления общественного сознания в виде конкретных мировоззренческих ценностей. Оказывающих влияние на социальный выбор индивидуума, воспитательная работа по формированию политической культуры личности определяется необходимостью обретения обучающимися социального и политического опыта, предполагает формирование политических ценностей и идеалов белорусского государства и общества, особенностей государственного устройства Республики Беларусь. В рамках патриотического воспитания на кафедре инфекционных болезней БГМУ на практических занятиях постоянно проводятся беседы со студентами об уважительном отношении к государственной символике Республики Беларусь, обсуждается роль достижений отечественных ученых и спортсменов в становлении и дальнейшем укреплении национального статуса на общемировой арене.Постоянно проводятся единые дни информирования в рамках тематики, утвержденной Главой Администрации Президента Республики Беларусь. Воспитание нравственной культуры предполагает приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным моральным ценностям, потребность в нравственном самосовершенствовании. В рамках нравственно-этического воспитания на кафедре проводятся беседы о деловом стиле одежды, речевом этикете, взаимоотношениях в коллективе. В рамках воспитания экологической культуры, культуры безопасной жизнедеятельности и формирования здорового образа жизни личности на кафедре инфекционных болезней проводятся профилактические беседы с целью исключения вредных привычек у студентов БГМУ, студенты постоянно оказывают помощь сотрудникам больницы в уборке и озеленении территории инфекционной клинической больницы города Минска. Во время перерывов практических занятий с целью исключения возможности курения на территории больницы проводится контроль сотрудниками кафедры совместно с администрацией больницы за территорией ГИКБ.

56)Формирование ЗОЖ. Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций. Формирование установки на здоровый образ жизни является важнейшей задачей государства, так как образ жизни — определяющий фактор здоровья. Формирование ЗОЖ является также задачей органов здравоохранения, социальной защиты, образования. На формирование ЗОЖ направлены рекомендации ВОЗ:

· питание с малым содержанием жиров животного происхождения;

· сокращение количества потребляемой соли;

· сокращение потребления алкогольных напитков;

· поддержание нормальной массы тела;

· регулярные физические упражнения;

· снижение уровня стрессов и т. д.

Формирование установки на ЗОЖ лежит в основе любой профилактической деятельности, многочисленных программ, направленных на повышение здоровья общества. Пропаганда ЗОЖ является важнейшей функцией и задачей всех органов здравоохранения (особенно учреждений первичной медико-санитарной помощи), центров санитарного просвещения, учреждений образования, органов социальной защиты и т. д. Установка на ЗОЖ должна формироваться по следующим направлениям: 1) усиление и создание положительного в образе жизни; 2) преодоление, уменьшение факторов риска.

57)Воспитание культуры трудовой и профессиональной деятельности. В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

· формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

· развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

· воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

· вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Содержание трудового воспитания определяется названными задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы и т.д. Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.

58)Воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности. Чтобы процессы самосовершенствования стали доминантами в психическом развитии необходимо три группы условий:

· осознание личностью целей и задач и возможностей своего развития и саморазвития;

· участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, определяющий опыт успеха и тренинг достижений;

· адекватные стиль и методы внешних воздействий.

Технология саморазвития личности вводит ряд организационно-методических изменений, направленных на раскрепощение школьника. Восстанавливается природосообразная психологическая структура деятельности ребенка, где присутствуют этапы: целеполагание, планирование, организация, реализация целей, анализ и рефлексия; расширяется выбор содержания и методов деятельности. Данная технология включает три взаимосвязанные и взаимопроникающие подсистемы. Теоретическая - эффективность процессов самосовершенствования, самовоспитания, влияния личности на себя определяется уровнем осознания ребенком целей – возможностей своего развития. Практическая - формирование опыта деятельности учащихся по самосовершенствованию. Решающее значение для возникновения и формирования доминанты самосовершенствования личности имеет удовлетворение потребностей саморазвития и самосовершенствования в опыте жизнедеятельности ребенка в продуктивных творческих видах деятельности. И поэтому одной из важнейших методических, организационных задач данной технологии – предоставить самостоятельность, дать возможность проявить творческие способности личности. Самостоятельность есть важнейший результат воспитания и самовоспитания; вместе с тем она выступает одновременно и как важнейшее условие и инструмент саморазвития личности. Охватывает всю воспитательную работу. Эта деятельность реализуется во второй половине дня: проводимые школьные и классные мероприятия, кружки и спортивные секции и др. Учащиеся вовлекаются в широкую и многообразную внеклассную деятельность по интересам, которая дает тренинг самостоятельности, приносит опыт успеха и убеждает ребенка в огромных возможностях его личности. Формирование психических свойств, обеспечивающих развитие познавательной активности и основных психических процессов (внимания, восприятия, памяти)..

59)Типология семей. Семейное воспитание. Тип семейного воспитания - валовая, интегративная характеристика внутрисемейных отношений, отношения родителей к своему родительскому долгу, разного рода ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребёнку, уровня родительской компетентности.

Существует множество типологий семьи, т.к. типологии базируются на различных критериях (численность, функции, традиции). Типология с точки зрения численности:

· - расширенная семья, когда вместе проживают несколько поколений, или несколько семей сестер и братьев (в России таких мало);

· - полная нуклеарная семья, в которой совместно проживают родители и дети (типичная семья для современной России);

· - неполная семья, в которой отсутствует либо один родитель, либо дети.

Существует типология семьи с точки зрения количества детей

· Малодетные,

· среднедетные,

· многодетные. Количество детей, по которому судят о том, к какому типу относится семья со временем меняется (1-2 – малодетная, 3-4 – средне, 5 и более – многодетная). Типология по количеству участвующих в браке: моногамия – 1 женщина и 1 мужчина, полигамия – 1 мужчина и много женщин (у мусульман), полиандрия – 1 женщина и много мужчин (в Гималаях).

Типология по распределению ролей в семье:

· - патриархальная семья,

· - матриархальная,

· - эгалитарная (равенство),

· - партнерская (где совместно принимаются какие-либо решения),

· - автономная (где каждый член семьи решает свои вопросы автономно).

Кроме того, семья как объект может быть классифицирована по:

· - типам поселения – городская и сельская;

· - социальному положению родителей – семьи крестьян, рабочих, служащих;

· - этапам жизненного цикла – молодая, зрелая, «опустевшего гнезда»;

· - степени формализации – фактическая, юридическая;

· - однородности соци

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...