Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика изучения зарубежной драматургии в трудах литературоведов и методистов




Многовековая история искусства драматургии от эпохи Античности до наших дней отразила в себе наиболее яркие и значимые явления и тенденции развития человеческого общества. Стремясь отразить наиболее острые и значимые для человека своего времени проблемы бытия в сценическом действии, драматургия стала своеобразным памятником «вечности» основополагающих категорий и переживаний человеческого общества: любви и смерти, чувства и долга, преданности и предательства, искренности и видимости. И именно поэтому неоспоримым можно признать тот факт, что знакомство с шедеврами западноевропейской драматургии не только может стать интересным для современных школьников, но и в какой-то мере является одним из обязательных условий их становления как полноценных членов человеческого общества с многовековой историей.

Адекватное понимание мировой драматургии прошлых веков зачастую невозможно без вникания в особенности той или иной театральной системы. Обширные материалы по истории западноевропейского театра от средневековья до XVIII века можно найти в двухтомной «Хрестоматии по истории западноевропейского театра», составленной С. С. Мокульским. Наряду с текстами пьес в книгах содержатся исторические свидетельства и теоретические работы.

Серьёзное научно-популярное изложение истории театрально-драматической деятельности мы находим в переведённой с английского «Иллюстрированной истории мирового театра», написанной оксфордскими учёными под редакцией Дж. Р. Брауна. В отличие от книг, созданных советскими учёными, английские авторы не ограничиваются изложением фактов европейской театральной жизни. Книга включает в себя обзор театральных систем Японии (Но, Кабуки, Дзёрури), Китая, Индии, театральных форм архаичных азиатских, африканских и американских культур. Таким образом, театральное искусство предстаёт как архетип человеческого сознания, деятельность, возникающая неизбежно как необходимое, культурологически обусловленное и ментально значимое явление.

Хороший материал по истории драмы можно найти в общих работах по истории национальных литератур. Прежде всего, стоит отметить грандиозную девятитомную «Историю всемирной литературы», выпущенную советскими литературоведами, охватывающую всю эволюцию мировой словесности от первых письменных источников до современности.

Неоценимую помощь в изучении европейской драмы дают также вузовские учебники по мировой литературе. Назовём учебник «История западноевропейской литературы.Средние века и Возрождение» М.П. Алексеева, В.М. Жирмунского, С.С. Мокульского и А.А. Смирнова, где увлекательность изложения сочетается с обилием фактического материала. Написанная ведущими учёными-литературоведами, специалистами по средневековой и ренессансной литературе, книга и спустя много лет после написания пользуется заслуженной славой лучшего учебника по данному периоду развития литературы. В издании 2000 года сняты некоторые устаревшие формулировки, добавлены новые материалы, касающиеся творчества Уильяма Шекспира.

В учебнике «История литературы. От истоков до наших дней» В.А. Лукова даётся подкреплённый авторскими концепциями о развитии литературы краткий компендиум фактов из историко-литературного процесса, в том числе и по поводу драматургии - от античности до творчества современных драматургов.

В книге «Трагедии и комедии. Этюды по истории английской драмы. Е. Н. Чернозёмовой и А. Л. Штейна сводятся воедино «драматические ходы, сквозные темы и образы, бытовавшие на английской сцене в течение столетия от рубежа XVI-XVII веков до рубежа XVII и XVIII веков. Авторам представлялось интересным проследить, как драматургия шекспировской эпохи создала свой, ни с чем не сравнимый колорит, и что оказалось воспринятым и продолженным на новом этапе её развития после открытия театров в эпоху Реставрации» (стр. 6). Доходчивое изложение материала (от драм Джона Лили до «Школы злословия» Ричарда Шеридана) соединяется в монографии с интересным и оригинальным анализом драматических текстов.

Наиболее изучаемый драматург мирового театра - Уильям Шекспир. Невозможно даже приблизительно подсчитать количество книг и статей, посвященных его жизни и отдельным проблемам его творчества. Одним из наиболее значительных исследований на русском языке является книга Л. Е. Пинского «Шекспир». Это серьёзная аналитическая работа выдающегося советского исследователя литературы эпохи Возрождения, в котором представлен поэтапный анализ творческого пути драматурга и поэта. По мнению литературоведа, многое в его произведениях определяет выбор жанра, в зависимости от которого может меняться мировосприятие и поэтика его пьес. Важную роль в концепциях Пинского составляет представление о магистральных для эпохи Возрождения сюжетах; исходя из этого, Пинский рассматривает пьесы Шекспира как величайшее выражение самой сути этики и эстетики Возрождения.

Подробный и обстоятельный анализ творчества драматурга можно найти также в книге А.А. Аникста «Шекспир. Ремесло драматурга», где рассматривается эволюция драматической манеры великого английского поэта. Загадки величайшей из трагедий Шекспира - «Гамлета» - раскрываются в подробной монографии А.А. Аникста «Трагедия Шекспира «Гамлет».

Подробный и обстоятельный анализ творчества Шекспира, дополненный биографическими сведениями, реконструируемыми зачастую гипотетично, содержится и в переведённой на русский язык книге великого датского критика и литературоведа Георга Брандеса (1842-1927) «Шекспир. Жизнь и произведения».

Характерные черты драматургии барокко выявляются на примере немецкой драматургии XVII века (к сожалению, почти не переведённой на русский язык) в монографии выдающегося немецкого культуролога Вальтера Беньямина (1892-1940) «Происхождение немецкой барочной драмы». Автор рассматривает основные составляющие барочной эстетики и поэтики, зачастую распространяя свои выводы на историю литературы вообще.

Французской литературе XVII-XVIII веков, связанной с классицистическими устремлениями, посвящена книга Д. Д. Обломиевского «Французский классицизм». В ней прослеживается эволюция классицистических форм от поэзии Ф. Малерба и драматургии предшественников Пьера Корнеля (вроде ЭтьенаЖоделя или Александра Арди) до революционного классицизма Мари-Жозефа Шенье. Творчество каждого великого драматурга (Корнеля, Жана Расина, Жана-Батиста Мольера) поставлено в зависимость от социальных, политических и этических представлений эпохи. Классицистической драматургии приписывается роль идейного рупора времени, предельно полно выразившаяся в результате в драматургии эпохи революции, которая более подробно рассматривается в предыдущей книге того же автора «Литература французской революции 1789-1794 гг.».

Проблемы творчества Ж.-Б. Мольера добросовестно исследованы в книгах С. С. Мокульского «Мольер. Проблемы творчества» и «Мольер (1622-1673)», а также в книге «Мольер. История пути формирования жанра высокой комедии» Г. Н. Бояджиева. В них подчёркивается, с одной стороны, реалистическая тенденция в его творчестве, произведения драматурга понимаются как отражение актуальной для своего времени проблематики; с другой стороны, выделяется тенденциозная сторона его творчества, столь характерная для эпохи классицизма, когда произведение искусства оценивалось с точки зрения его моральной и духовной нужности и полезности.

Стоит отметить книгу А.К. Дживелегова «Итальянская народная комедия. Commedia dell’arte», где даётся подробный анализ истории итальянского площадного театра XVI-XVIII веков. Несмотря на то что итальянская комедия масок была не литературным явлением, а лишь сценической импровизацией (сохранились лишь примерные сценарии таких комедий, образцы которых можно найти в упомянутой Хрестоматии С. С. Мокульского), значение её для истории литературы огромно: влияние комедии масок обнаруживается в театральном творчестве Ж.-Б. Мольера, в сказочных фьябах Карло Гоцци, преодоление застывших форм комедии масок стало основой театральной реформы Карло Гольдони. Творчество Гольдони рассматривается в книге Б. Г. Реизова «Карло Гольдони». Реизов, выдающийся исследователь французских реалистов Бальзака, Стендаля и Флобера, пытается в творчестве Гольдони найти генетические основы европейской литературы реализма. В творческом пути Гольдони выделяются те элементы, которые выглядят наиболее прогрессивными и важными в контексте развития литературы от Просвещения к литературе реалистического метода.

В методическом отношении определённое значение имеет книга З.И. Либинзона «Фридрих Шиллер», где в сжатой форме для школьников излагаются основные проблемы, связанные с изучением творчества великого немецкого драматурга. Повествование о жизни Шиллера можно найти в книге П. Ланштейна «Жизнь Шиллера» автор рассматривает эволюцию творчества поэта в связи с фактами его биографии.

Творчество Гёте и проблемы поэтики и смыслового содержания его великой трагедии «Фауст» всесторонне исследуются в книгах А.А. Аникста «Гёте и Фауст. От замысла к свершению» и «Творческий путь Гёте». Автор выявляет гуманистическое содержание произведений великого немецкого поэта и, прежде всего, его главного творения - трагедии «Фауст». Рассматривая связи Гёте с сентименталистскими и штюрмерскими традициями, с философскими воззрениями его эпохи, А. Аникст настойчиво подчёркивает мысль о творческой индивидуальности немецкого гения. В своей трактовке «Фауста» Аникст подчёркивает одновременно обусловленность трагедии временем её создания и связь произведения, главной герой которой уже давно стал вечным героем мировой культуры, с традициями европейской культуры.

Литература XIX века очень подробно исследована в отечественном и переводном литературоведении. Эволюция театрального искусства и драматической поэзии показана в книге Д. Д. Обломиевского «Французский романтизм». Автором тщательно исследованы изменения в мире драматической поэзии (В. Гюго, А. де Виньи, А. де Мюссе, А. Дюма), обусловленные новыми тенденциями в европейском мировоззрении. Важным представляется автору проследить связь французского театра с традициями Уильяма Шекспира и показать тот разрыв с театральными представлениями поздних классицистов, который возник благодаря радикальному переосмыслению значения театральной деятельности и поэтики драмы, осуществлённому авторами-романтиками. Французская драма классицизма исследуется в книге в её поступательном развитии: любая тенденция, возникающая в истории мировой культуры, не существует в статичной форме, развивается, изменяет свой вид, эволюционирует - вплоть до возможного переосмысления содержательной стороны явления.

В книге В. А. Лукова «Французская драматургия. Предромантизм, романтическое движение» исследуются пути развития французской драматургии с конца XVIII века до 1830-х годов. Подробно охарактеризован вклад в развитие драматургических жанров многих выдающихся писателей: таких, как Жан-Жак Руссо, Виктор Гюго, Проспер Мериме, Оноре де Бальзак, Александр Дюма, Альфред де Виньи, а также ряда малоизвестных современному читателю и зрителю драматургов. Показана решающая роль драматургии романтического движения, как и писателей реалистической ориентации в теоретической и практической подготовке реформы французской драмы. Автор рассматривает романтическую драму в качестве переходного этапа от классицизма к реализму в драматургии, представленному драмами великого Оноре де Бальзака.

Наиболее значимая на русском языке книга о творчестве Виктора Гюго - «Виктор Гюго. Очерк творчества» М. С. Трескунова, где предлагается подробный анализ драматического творчества и эстетических воззрений создателя знаменитого предисловия к трагедии «Кромвель», драм «Эрнани» и «РюиБлаз». В книге подчёркивается новаторская сущность драматических произведений Виктор Гюго, подчёркнувшего теоретически и практически свой разрыв с традицией классицистической драматургии.

В книге Н. Я. Берковского «Романтизм в Германии» можно найти обширный материал по немецкой романтической драме (Людвиг Тик, Генрих фон Клейст), ставшей одной из форм литературной практики представителей йенского и гейдельбергского этапов немецкого романтизма. В своём анализе творческого метода Тика-драматурга автор выявляет тенденциозную сторону его творчества, связанную с пародийным по отношению к существующей театральной традиции содержанием комедий немецкого драматурга. В творческом наследии Клейста важным оказывается его самобытность, неповторимость, спорные для современников драматурга стороны его творчества - представление о хаотичности мироздания, экспрессивность, мрачный пессимизм.

О драматической поэзии Джорджа Гордона Байрона можно прочитать в изданиях: «Байрон» А.А. Елистратовой и «Джордж Ноэл Гордон Байрон. 1788-1824» А. С. Ромм. Драмы Байрона, как и его поэмы, выражают бунтарские настроения их создателя - одного из выдающихся представителей английского революционного романтизма. В анализе его лучших драм - «Манфреда» и «Каина» - выявляется самобытность новаторской романтической поэтики, смело создаваемой поэтом в драматическом искусстве с сознательной ориентацией на достижения Гёте.

В книгах В. Г. Адмони «Генрик Ибсен. Очерк творчества», Х. Хейберга «Генрик Ибсен», Г. Н. Храповицкой «Ибсен и западноевропейская драма его времени» освещаются наиболее значимые проблемы драматического творчества великого норвежского драматурга, оказавшего значительное влияние на историю европейской драмы. Творчество Ибсена разделяется на периоды, каждый из которых обладает своими формальными, поэтическими и содержательными особенностями; при этом, сколько ни изменялся творческий метод драматурга, его творческий путь связан единым смысловым стержнем - нравственными проблемами и идеями, важными для драматурга. Подчеркнём важность контекстуального подхода, осуществлённого в книге Г. Н. Храповицкой: творчество Ибсена стало той разделительной гранью, которая размежевала романтический пафос и мелодраматический реализм пьес середины XIX века и того взлёта драматического искусства, которым характеризуется состояние европейской культуры на рубеже XIX-XX веков.

Творчество Ростана освещено в недавно вышедшей книге В. А. Лукова «Эдмон Ростан». В книге подчёркивается полемичность творчества драматурга-неоромантика по отношению к реалистической и натуралистической драме его времени. Выявляется связь творческого метода Ростана с традициями романтической драматургии, освещается эволюция творческого метода драматурга.

Достаточно полно исследовано и творчество Бернарда Шоу. Здесь следует упомянуть небольшую книгу А. А. Аникста «Бернард Шоу (к столетию со дня рождения)», где даётся краткий, но серьёзный обзор творчества драматурга. Значительно более обстоятельна книга П. С. Балашова «Художественный мир Бернарда Шоу», где представлен подробный литературоведческий анализ его пьес. Жанр интеллектуальной драмы, созданный драматургом, меняет, по мнению автора, традиционную поэтику театральной пьесы, даёт автору возможность столкнуть на сцене противоположные интеллектуальные концепции, превратив пьесу в философский полилог. Отсюда вытекает и особая поэтика пьес Шоу, где характеры зачастую несут в себе идейное наполнение - и все пространство пьесы подчиняется интеллектуальному замыслу автора. В книге А.Г. Образцовой «Бернард Шоу и театральная культура на рубеже 19-20 веков» творчество драматурга рассматривается в контексте театральных явлений его времени; Шоу как один из крупнейших реформаторов театра представлен в окружении других выдающихся деятелей драматического искусства своего времени.

Творчество писателей XX века, близких к социалистическому лагерю или поддерживавших социалистические идеи, довольно подробно исследовалось в советском литературоведении. В частности, творчеству чешского фантаста Карела Чапека было посвящено немало исследований, среди которых книги И. А. Бернштейн «Карел Чапек. Творческий путь», О. М. Малевич «Карел Чапек. Критико-биографический очерк», С. В. Никольского «Карел Чапек - фантаст и сатирик». В них драмы Чапека рассматриваются как самобытная попытка создать поэтику гротескно-фантастического театра. Подробно освещаются нравственные и идейные поиски чешского драматурга, приведшие его в лагерь социалистов. При анализе пьес «R.U.R.», «Средство Макропулоса», «Из жизни насекомых» основное место уделяется идейной позиции ироничного автора псевдофантастических пьес, в которых ирреальная ситуация лишь подчёркивает противоречия жизни вокруг и внутреннего мира человека.

Особенно плодотворно в советское время изучалось творческое наследие Бертольда Брехта. Среди посвящённых его театральной деятельности книг можно назвать монографии Э.И. Глумовой-Глухарёвой «Драматургия Бертольда Брехта», В.Г. Клюева «Бертольд Брехт - новатор театра» и «Театрально-эстетические взгляды Брехта. Опыт эстетики Брехта», Л.З. Копелева «Брехт», Б.Ф. Райх «Брехт. Очерк творчества», И. М. Фрадкина «Бертольд Брехт. Путь и метод., Е.Г. Эткинда «Бертольд Брехт». В книгах обстоятельно рассматривается теория теорию эпического театра, связь этой теории с традициями европейской драматургии (например, раннегреческого театра) и полемический подход к проблемам театральной жизни драматурга-теоретика, недовольного состоянием современного театра, зачастую грешащего некоторым субъективизмом или же коммерчески-развлекательными тенденциями. Для этого привлекаются и сведения о режиссёрских открытиях Брехта, напрямую связанных сего многосторонней

деятельностью. Творчество драматурга привлекало советских учёных своей идеологической определённостью, потому рассматривалось как актуальное и прогрессивное; особенное внимание уделялось идеологической составляющей его творчества.

Назовём также интересную эссеистическую книгу английского учёного Э. Бентли «Жизнь драмы», где сделана любопытная попытка объяснить сам феномен театра, причины его появления и существования. Автор рассматривает многообразные типы театральной деятельности, привлекая разнородный материал, попутно давая яркие и интересные характеристики деятельности Бернарда Шоу, Луиджи Пиранделло, Бертольда Брехта.

Литературоведческой и методологической основой изучения драматических произведений зарубежных авторов в школе призван стать тот богатейший опыт, который накоплен отечественными и зарубежными исследователями данного вопроса. Предложенный в данном параграфе материал призван помочь учителю составить собственное представление об истории зарубежной драматургии, а также дать ориентиры в накопленном арсенале литературоведческих и историко-литературных источников, которые могут быть использованы в процессе подготовки к занятиям со школьниками.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...