Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение зарубежной драматургии в 9 классах




 

Основными задачами методики изучения драматических произведений зарубежной драматургии в 9 классе стали:

·   закрепление представления об истории и эволюции драматического и театрального искусства;

·   формирование понимания важности и умения рассматривать произведение в его историческом контексте;

·   формирование восприятия драматического произведения в его родовом, жанровом и художественном своеобразии;

·   освоение знаний, умений и навыков анализа драматического произведения на основе понимания художественного своеобразия драматического искусства;

·   закрепление понятия об интерпретации драматического произведения, развитие литературно-творческих способностей, определяющих собственную возможность к интепретации.

·   закрепление навыков говорения и чтения на иностранном языке.

Данные задачи, а также принципы отбора литературного материала и организации учебного процесса, определили драматические произведения для основного изучения в 9 классе, для самостоятельного чтения и обсуждения (для внеурочной работы) и для дополнительного чтения учащихся. Данный список значительно меньше предлагаемого для курса 8 класса, что объясняется значительной перегрузкой программы по литературе в 9 классе, завершающем основное образование:

·   произведения для изучения в урочное время - У. Шекспир «Гамлет».

·   произведения, рекомендуемые для самостоятельного прочтения и обсуждения и для внеурочной работы-Эсхил «Агамемнон»,Софокл «Эдип-царь», «Антигона». П. Корнель «Сид», Д. Г. Байрон «Манфред», «Каин», В. Гюго «Король забавляется», М. Метерлинк «Слепые», «Синяя птица», Б. Брехт «Добрый человек из Сезуана», «Мамаша Кураж».

Формируя список драматических произведений зарубежных писателей для 9 класса, мы выделили для основного изучения (для проведения нескольких уроков, посвященных чтению и обсуждению прочитанного, знакомству с творческой биографией драматурга, исторической эпохой, подробным разговором о жизни произведения после его создания и до наших дней) только одно произведение, наиболее значимое, на наш взгляд, для изучения отечественной литературы. Так, образ Гамлета занимает, пожалуй, одно из значительных мест в традиции русской литературы XIX-XX веков (И. С. Тургенев, А. Блок, М. Цветаева, Б. Пастернак и др.)

Проводя урок английского языка по теме «В. Шекспир», мы ставим следующие задачи:

Образовательные:

·   Провести практику в речевой деятельности: монологической, диалогической речи, аудировании.

·   Ознакомить учащихся с лексикой по теме: "Биография Шекспира".

·   Уметь проводить воображаемую экскурсию по Стратфорду-на-Эйвоне.

·   Уметь логически строить высказывание.

·   Провести практику в работе по группам.

·   Активизировать известную учащимися лексику по теме: "Famous People".

Воспитательные:

·   Воспитывать уважение, к истории Великобритании.

·   Развивать любовь к чтению.

Развивающие:

·   Развивать мышление, творческую фантазию, инициативу в осуществлении иноязычной речевой деятельности.

·   Повышать удельный вес самостоятельной работы в школе и дома.

·   Развивать межпредметную связь (с литературой, историей) и познавательный интерес урока.

Трагедия У. Шекспира «Гамлет» по праву считается самой трудной для истолкования, самой сложной по своему художественному замыслу пьесой Шекспира, что нельзя не учитывать, несмотря на богатейший опыт обращения к ней в школьном литературном образовании. Величайшие актёры, режиссёры и литераторы предлагали свои интерпретации образов и конфликта шекспировской пьесы - и различные истолкования в силу своей разноречивости зачастую лишь запутывали и без того неоднозначную пьесу. Гамлет стал поистине вечным образом, эталоном рефлектирующего героя в литературе.

Приведем несколько примеров того, как может быть «развернуто» прочтение трагедии на уроках:

"Eternal" and multifaceted image of the world literature.

Материал для комментария учителя: Гамлет (Hamlet) не сразу начинает мстить за отца, он медлит, размышляет, философствует. Это уже не средневековый мститель, он - герой рефлектирующий. Отучившись в университете в Виттенберге (Wittenberg) (скажем попутно: в университете, известном такими именитыми профессорами как Мартин Лютер(Martin Luther), доктор Фауст (Doctor Faustus) или Джордано Бруно(Giordano Bruno), он попадает в средневековую реальность родной Дании - реальность, полную преступлений и лжи. Все преступные факты и человеческие слабости, осознанные Гамлетом, складываются в его сознании в страшную картину реальности, где мир - тюрьма, а связь между поколениями утеряна, что и найдет свое отражение в знаменитом монологе героя "To be or not to be".

Задание для работы на уроке: Этот монолог очень любопытно соотнести со знаменитым 66 сонетом, написанным ещё в первый период творчества:

with all these, for restful death I cry, -to behold desert a beggar born,needy nothing trimm'd in jollity,purest faith unhappily forsworn,gilded honour shamefully misplac'd,maiden virtue rudely strumpeted,right perfection wrongfully disgrac'd,strength by limping sway disabled,art made tongue-tied by autority,folly (doctor-like) controlling skill,simple truth miscall'd simplicity,captive good attending captain ill:with all these, from these would I be gone,that, to die, I leave my love alone.

(Shakespeare 1999, с. 95).

 

Какие же выходы из ситуации предлагает Гамлет? Герой предполагает несколько возможных исходов:

'tis nobler in the mind to sufferslings and arrows of outrageous fortune,to take arms against a sea of troubles,by opposing end them? To die: to sleep;more; and by a sleep to say we endheart-ache and the thousand natural shocksflesh is heir to, 'tis a consummationto be wish'd. To die, to sleep;

(Shakespeare 1983, с. 189)

Покориться, восстать или покончить с собой - вот возможности, стоящие перед Гамлетом. В финале пьесы, в конце пятого акта, главный герой убивает Клавдия (Claudius) чисто импульсивно, когда узнаёт, что тот отравил не только старого Гамлета, но и его самого вместе с матерью - Гертрудой (Gertrude).

Вопросы для обсуждения: Is such an act of implementation of the original task - to take revenge? Whether Hamlet has gone against the perpetrator, his uncle and the blows of fate, or resigned?

На эти вопросы нельзя дать однозначного ответа. Перед смертью Гамлет выхватывает из рук Горацио кубок с отравленным вином, желая его выпить; таким образом, можно говорить и о загадочном самоубийстве Гамлета - равно как и о самоубийстве Офелии (Ophelia).

Материал для комментария учителя: Рядом с Гамлетом действует его двойник - Лаэрт(Laertes), чья сюжетная функция также связана с мотивом мести за отца. Лаэрт почти не размышляет над своими поступками, совершая их в страстном порыве. На его фоне рельефней выглядит рефлектирующий главный герой. Рефлексия Гамлета - рефлексия человека Возрождения, осознавшего свою возможность не соглашаться с существующим ходом вещей. Мысль Гамлета порою настолько усложняется, что делает проблематичным немедленное осуществление намерения, обрастающего сомнениями. Вместе с тем интеллектуальный склад ума заставляет главного героя быть проницательным, срывать маски с лицемеров и обманщиков, разоблачать устоявшиеся предрассудки.

Таким образом, именно разговор о сложности характера Гамлета, о многогранности и неоднозначном понимании шекспировского персонажа, на наш взгляд, должен стать ключевым для организации уроков по данному произведению, который найдет свое продолжение во время изучения творчества И. С. Тургенева, А. А. Блока, Б. Л. Пастернака и других русских писателей, обращавшихся в своих произведениях к этому «вечному образу».

Дополнительно из произведений У. Шекспира учащимся предложены для прочтения «Комедия ошибок», «Виндзорские насмешницы», «Юлий Цезарь», «Макбет», «Король Лир», «Антоний и Клеопатра», «Зимняя сказка» ("Comedy of Errors," "Merry Wives of Windsor," "Julius Caesar," "Macbeth," "King Lear," "Antony and Cleopatra," "Winter's Tale").

В целом уроки по творчеству Шекспира очень занимательны и полезны для языковых навыков. Приведем один из примеров подобного урока.

План урока

.Вступительное слово учителя. Постановка задачи.morning dear boys and girls. Good morning dear guests. Today we are going to have an unusual lesson: we are going to speak about a great poet and playwright William Shakespeare.hope you will help me to do it. The aim of our today’s lesson is to learn more about this great man and we shall begin with the words you see on the screen

“All world’s a stage,all the men and women merely players:have their exits and entrances;one man in his time plays many parts…”

(As You Like It Act II, Scene 7)really thought so, but why? We shall try to find the answer to this question today.

2.Активизация речи учащихся с опорой на имеющийся в их распоряжении материал.

T: Look at this portrait of the writer. What can you tell us about him?: William Shakespeare is the world’s greatest poet and dramatist. Every Englishman knows more or less the works of his country’s greatest poet. Words and phrases from Shakespeare’s writings have become part of the English language and are used by all.: Shakespeare made fuller use of the English language than any other writer. There is no better way for a foreigner or an Englishman to understand the richness of the English language than by studying how Shakespeare used it.

3.Фонетическая разминка. Чтение названий пьес Шекспира и деление их на группы: трагедии, комедии, исторические драмы.

T: What do you know about Shakespeare’s plays?:Shakespeare wrote 38 plays. Among them are tragedies such as Hamlet, King Lear, Othello, Macbeth; comedies such as All’s Well That Ends Well, Twelfth Night, Much Ado About Nothing; historical dramas such as Henry IV, Richard III.

 

Таблица 1

Comedies · All's Well That Ends Well <http://well/>‡

· As You Like It <http://it/>

· The Comedy of Errors <http://errors/>

· Love's Labour's Lost <http://lost/>

· Measure for Measure <http://measure/>

· The Merchant of Venice <http://venice/>

· The Merry Wives of Windsor <http://windsor/>

· A Midsummer Night's Dream <http://dream/>

· Much Ado About Nothing <http://nothing/>

· Pericles, Prince of Tyre <http://tyre/>

· The Taming of the Shrew <http://shrew/>

· The Tempest <http://tempest/>

· Twelfth Night <http://night/>

· The Two Gentlemen of Verona <http://verona/>

· The Two Noble Kinsmen <http://kinsmen/>

· The Winter's Tale <http://tale/>Historical dramas · King John <http://john/>

· Richard II <http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/otkrytyi-urok-zhizn-i-tvorchestvo-shekspira>

· Henry IV, part 1 <http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/otkrytyi-urok-zhizn-i-tvorchestvo-shekspira>

· Henry IV, part 2 <http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/otkrytyi-urok-zhizn-i-tvorchestvo-shekspira>

· Henry V <http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/otkrytyi-urok-zhizn-i-tvorchestvo-shekspira>

· Henry VI, part 1 <http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/otkrytyi-urok-zhizn-i-tvorchestvo-shekspira>

· Henry VI, part 2 <http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/otkrytyi-urok-zhizn-i-tvorchestvo-shekspira>

· Henry VI, part 3 <http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/otkrytyi-urok-zhizn-i-tvorchestvo-shekspira>

· Richard III <http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/otkrytyi-urok-zhizn-i-tvorchestvo-shekspira>

· Henry VIII <http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/otkrytyi-urok-zhizn-i-tvorchestvo-shekspira>Tragedies · Romeo and Juliet <http://juliet/>

· Coriolanus <http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/otkrytyi-urok-zhizn-i-tvorchestvo-shekspira>

· Titus Andronicus <http://andronicus/>

· Timon of Athens <http://athens/>

· Julius Caesar <http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/otkrytyi-urok-zhizn-i-tvorchestvo-shekspira>

· Macbeth <http://macbeth/>†

· Hamlet <http://hamlet/>

· Troilus and Cressida <http://cressida/>

· King Lear <http://lear/>

· Othello <http://othello/>

· Antony and Cleopatra <http://cleopatra/>

· Cymbeline <http://cymbeline/>    

 

. Выполнение упражнений разного типа для активизации устной речи учащихся.

Now let us do several exercises and see if you understood the information about Shakespeare you read at home.) Translate from Russian into English: В) Interpret the following phrases:

-эти близнецы похожи как две капли воды; 1. He makes gloves-

в конце 16-го века; 2. He writes plays-

в начале 17-го века; 3. To work as an actor-

к тому времени; 4. Different stories staged in a theatre-

мало что известно о; 5.Sad stories with the unhappy ending-

для личного чтения; 6.Young people from 13 to 19 years old

- его пьесы до сих пор идут… 7. A comedy-) Finish the following sentences: 1. William Shakespeare is…

. William Shakespeare was…

. His father John Shakespeare lived in…

. William was the third child …

. Shakespeare’s great plays…

. He stopped writing in…

. He was buried in the…

5. Работа по цепочке в режиме Р1-Р2, Р3-Р4…

Look through the biography of William Shakespeare once more and ask each other questions:: Supposed answers:

. When and where was 1.William Shakespeare was born in Stratford-upon-Avonborn? on the 23rd of April, 1564.

. What was his mother? 2. His mother Marry Arden was a daughter if a farmer.

. What was his father? 3. His father John Shakespeare was a glove-maker.

. What kind of education did he 4. He got a good classical education at get? King’s New School (a kind of a grammar school).

. How old was he when he 5. He was only 18, when he married married Anne Hathaway? the 26-year-old Anne Hathaway.

. What was she? 6. She was a daughter of a farmer.

. How many children did they 7. They had three children: Susannah, have? then twins -a son Hamnet and a daughter Judith.

. Why did he leave Stratford? 8. We don’t know exactly why he did it.

. What did he become in London? 9. He became an actor, a writer and a poet.

. When did he produce most of 10.He produced most of his known his known work? work between 1589 and 1613.

. When did the company build 11.In 1599 a partnership of company the Globe theatre? membership built the Globe theatre.

. What plays were performed in 12. Julius Caesar, Othello, King Lear that theatre and what happened and Macbeth were performed there. to that theatre? On the 29th of June 1613 a cannon set fire to the Globe and burned the theatre to the ground.

. When did Shakespeare retire 13.In 1613 he stopped writing and and go to live in Stratford? went to live in Stratford.

. When did he die and where was 14. Shakespeare died on the 23rd of April 1616 he buried? and was buried in the chancel of the Holy Trinity Church in Stratford-upon-Avon.

6. Высказывания учащихся с опорой на показанные слайды. (Презентация «Экскурсия по Стрэтфорду»).

. Учащиеся суммируют полученную информацию о Шекспире в самостоятельных высказываниях по его биографии.

Let us summarize the information about the biography of this great man. How much do we know about the life of this great man?: Although the name of William Shakespeare is well-known in the world, we know veryabout his life. He was born on April 23rd, 1564 in Stratford-upon-Avon. His mother,Arden, was a daughter of a farmer. His father John Shakespeare was a glove-makerhad an office in Stratford-upon-Avon.: Little is known about William’s childhood. He got his education at the Grammar school.got married in 1582 to Anne Hathaway and had three children, Susannah, the eldest,twins- a son Hamnet, and another girl, Judith.: William lived in Stratford until he was twenty-one, when he went to London. We don’texactly why he did it. Some people say that the reason was his love of poetry and theatre.is a story that Shakespeare’s first work in London was holding rich men’s horses at the theatre door. But nobody can say whether this story is true.: Later, Shakespeare became an actor and a member of one of the big acting companies.he began to write plays for his company and in a few years he became a well-known author.: Shakespeare’s work as an actor (although he usually acted only small parts) helpedgreatly in writing of his plays. He knew the stage and that helped him to write the most wonderful plays ever written.

8.Выполнение заданий в формате ГИА. Развитие навыков диалогической речи.

Учащимся раздается 5 карточек - заданий.

I think it’s time to speak about Shakespeare’s works. I’ll give you the cards. Read the task attentively and talk about Shakespeare’s works in a given situation.. You are at the box-office. You would like to buy two tickets for one of Shakespeare’s plays. They must not be expensive. Your deskmate is a box-office clerk. Use the following expressions: - Are there any…

Would you like…

Haven’t you got…

Let me see…

How much…

Here you are…. You are going to the cinema and would like to see one of the screen versionsone of Shakespeare’s plays. Speak about it using the words:- to be on

·         Shall we go…

·         It’s a good idea.

·         I’ll wait for you…

·         at about 6….

·         not to be late…

·         -See you soon…

Примерные ответы учащихся:

. At the Box- Office.

1. Are there any seats left for Saturday night?

2. Would you like them in the stalls?

1. Haven’t you got anything cheaper?

2. Let me see…I’ve got two free seats in the dress circle.

1. How much are they?

B - 7.50

A- OK. I’ll take them. Here is 15 pounds. Thank you very much.Here you are. I hope you will enjoy the performance

. Going to the Cinema.There’s an interesting film on at the “Pobeda” cinema.Shall we go and see it?I think it’s a good idea. When and where shall we meet?I’ll wait for you outside the “Pobeda” at about ten to six.Fine. I’ll try not to be late. Bye.See you soon.

. At the Library.Hello.Hello.Have you read this book?Oh, yes, I loved it. Has Shakespeare written any other plays?A great number. Shall I choose a book for you?Do, please.Try this. It’s very famous and very good.“All’s Well That Ends Well by William Shakespeare.’d love to try it. Thank you.You are welcome.

. At the Library’s Counter.Hello … Are you waiting to take out a book?Yes, but I must give back this book first.Oh, let me see! What is it?It’s a book of comedies written by William Shakespeare.is one of my favorite authors.My favorite writer is Mark Twain. His “Adventures of Huckleberry Finn” are. And what are Shakespeare’s comedies about?Oh, they are about people. They show how some misunderstanding may lead totroubles, but people always find the way out. I laughed a lot when I read the book.Which comedy did you like most?“Twelfth Night”. It’s my favourite one.Oh, I think I shall take this book and read this comedy too

. Speaking About Books at School.…Yes?Can you help me?Certainly. What’s the problem?I need your advice. I have read all the books of poetry we have got at home. And I wantborrow some really good stuff at our library. Can you think of any good book?Have you read Alexander Pushkin’s?Of course I have. I have just finished Ruslan and Ludmila.I see. Let me think… Do you like Shakespeare?I do. I read King Lear not so long ago.Have you read his sonnets?No. What are his sonnets about?They are about his love to a beautiful lady.Great. Thanks for your help … I knew you would give mea piece of good advice.

9.Знакомство учащихся с сонетами Шекспира. (Развитие навыков аудирования и чтения).

T: William Shakespeare was not only a great playwright; he was a great poet too. If you readbiography of Shakespeare well I think you have learnt something about his sonnets.you share this information with us?

P: Published in 1609, the Sonnets <http://sonnets/> were the last of Shakespeare's non-dramatic works to be printed. Scholars are not certain when each of the 154 sonnets was composed, but evidence suggests that Shakespeare wrote sonnets throughout his career for a private readership.: Now let us listen to one of his sonnets.It is sonnet 130.

My mistress’ eyes are nothing like the sun;is far more red than her lips’ red;snow be white, why then her breasts are dun;hairs be wires, black wires grow on her head.have seen roses damask’d, red and white,no such roses see I in her cheeks;in some perfumes is there more delightin the breath that from my mistress reeks.love to hear her speak, yet will I knowmusic hath a far more pleasing sound;grant that I never saw a goddess go;mistress, when she walks, treads on the ground.yet, by heaven, I think my love as rareany she belied with false compare.at the slide, listen to the sonnet once more, mark the stress and the intonation, and try to read it in the same manner.now I would like you to listen to the translation of this sonnet. It was made by onethe most talented translators of the poems in the world by Samuel Marshak.the translation of the sonnet, please.

 

Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать;

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.

 

С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек,

А тело пахнет так, как пахнет село.

Не как фиалки нежной лепесток.

 

Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе,

Не знаю я как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.

И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.

(С Маршак)

. Просмотр учащимися 2-х минутного фильма о театре Глобус.

T: Look at this slide. We are in London again. Do you know what building it is?you are. It is the Globe theatre, the place where many of Shakespeare’s plays were shown for the first time. Would you like to tell us what you know about this building?

P: In 1613 Shakespeare stopped writing and went to live in Stratford where he died in 1616. Shakespeare was buried in the chancel <http://chancel/> of the Holy Trinity Church <http://stratford-upon-avon/> two days after his death.monument was built to him in Stratford and in the Poets’ Corner in Westminster Abby.: Let us see the film.

11.Высказывания учащихся по просмотренному фильму.

What new interesting information have you learnt from the film?

. The Globe was built on the southern bank of the river Thames.

. There were only three theatres at that time in London.Globe was the third one.

. We saw the only surviving contemporary picture of the Globe theatre.

. The Globe theatre was fussy, crowdy, noisy, and the actors had to attract the attention of the audience.

. Rich people sat at the theatre and poor people stood around the stage.

. On June 29th 1613 the original Globe theatre burnt down duringperformance of Henry the 8th.

. The reconstruction of the theatre began in 1989.

. The new Globe theatre was opened on June 12th 1997.

12.Завершающее знакомство с биографией Шекспира.

Последние высказывания учащихся по биографии писателя, чтение эпитафии и объяснение ее содержания.

T: And now we are going to speak about the last years of Shakespeare’s life: In 1613 Shakespeare stopped writing and went to live in Stratford where he died in 1616. Shakespeare was buried in the chancel <http://chancel/> of the Holy Trinity Church <http://stratford-upon-avon/> two days after his death. A monument was built to him in Stratford and in the Poets’ Corner in Westminster Abby.: Shakespeare was buried in the chancel <http://chancel/> of the Holy Trinity Church <http://stratford-upon-avon/> two days after his death. Read the epitaph carved into the stone and try to explain what it means.

P2: Good friend for Jesus sake forbeardig the dust enclosed herebe the man that spares these stones,crushed be he who moves my bones.

P3: The epitaph carved into the stone slab covering his grave includes a curse <http://curse/> against moving his bones, which was carefully avoided during restoration of the church in 2008.: Thank you very much.

. Выводы по изученному материалу.

T: Our lesson comes to its end, so let us say a few words about Shakespeare, his work and his influence on theatre and literature.: Shakespeare was a great humanist. He believed in man and wished people of his countrybe wiser and happier.hundred years later his plays are still acted - not only in England but in the whole world.: Shakespeare's work has made a lasting impression on later theatre and literature.

In particular, he expanded the dramatic potential of characterization <http://characterisation/>, plot <http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/otkrytyi-urok-zhizn-i-tvorchestvo-shekspira>, language <http://language/>, and genre<http://genre/> Until Romeo and Juliet <http://juliet/>, for example, romance had not been viewed as a worthy topic for tragedy.: In Shakespeare's day, English grammar, spelling and pronunciation were less standardized than they are now, and his use of language helped shape modern English.

14.Прослушивание романса на стихи сонета Шекспира в переводе на русский язык.

Now we shall listen to the translation of Shakespeare’s sonnet set to music. Listen to this song and try to find and read this sonnet in the original.

. Our lesson is over. I thank you for you good work and help. I hope that our lesson will be the starting point in your learning and reading Shakespeare’s works. Thank you once more. Good bye.

Организация самостоятельной работы учащихся в девятом классе приобретает характер, несколько отличный от предыдущего года работы в 8 классе. Как уже отмечалось, практически все произведения зарубежной драматургии, предлагаемые для курса 9 класса, вынесены на самостоятельное чтение. Организация уроков внеклассного чтения и дополнительных внеурочных занятий и мероприятий становятся основной формой работы.

Пройдя курс восьмого класса, школьники уже имеют представление о произведениях Античной драматургии, а, следовательно, обращение к творчеству Софокла, Эсхила в целом должно стать материалом для организации самостоятельно исследовательской деятельности учащихся.

«Орестея» Эсхила - единственная античная драматическая трилогия, дошедшая до нашего времени. Она состоит из трёх трагедий: «Агамемнон», «Хоэфоры» («Приносящие возлияние») и «Эвмениды». В ней раскрывается греческое представление о роке, под воздействием которого складывалась практически вся классическая греческая культура. Греки верили, что человек может быть наказан не только за поступки, совершенные им сознательно, по своей доброй воле, но и за те, которые он совершил по воле рока, по велению богов или даже за грехи, совершенные его предками (род Атридов, к которому принадлежат герои трагедии, проклят за давнее преступление).

Трагический конфликт между гражданственным долгом и милосердием изображен в более ранней пьесе Софокла «Антигона», рассказывающей о трагической гибели дочери Эдипа. В трагедии сталкиваются Антигона, которая защищает вечные нравственные обычаи человеческого рода, и царь Креонт, издающий указы, согласуясь со своим пониманием насущной политической идеологии.

Продолжая тему судьбы, долга и чувственного начала в человеке, мы предлагаем для дальнейшего знакомства с зарубежной драматургией трагедию эпохи Классицизма: в пьесе Пьера Корнеля «Сид» формируется важнейший конфликт классицистической литературы - конфликт долга и чувства.

В курсе девятого класса традиционным стало изучение произведение писателей романтиков - это и обращение к творчеству В.А.Жуковского, и изучение раннего творчества А. С. Пушкина, и знакомство с произведениями М. Ю. Лермонтова. Новаторские драматические поэмы Джорджа Гордона Байрона сыграли немалую роль в возникновении популярности надолго вошедшего в моду в XIX веке байронического образа, оказавшего заметное воздействие и на русскую литературу (многие герои в пьесах, романах, поэмах А. C.Пушкина, М. Ю. Лермонтова). Символико-философская пьеса «Манфред» (1817) изображает типичного байронического героя, постигшего всю мировую скорбь и охваченного глубоким разочарованием. Его страдания связаны с добровольно принятым одиночеством, одиночеством эгоцентриста, ставящегося превыше всего в мире самого себя, жаждущего полной и абсолютной свободы, погубившего любящую его Астарту, со смертью которой прерывается его последняя связь с миром людей. Не примирённый с Богом (отказ от исповеди - один из символичных романтических жестов) Манфред умирает, предвкушая избавление от терзающих его душевных мук.

Вершиной драматургии Байрона считается мистерия «Каин» (1821), где позаимствованный из Ветхого завета сюжет претерпевает значительные изменения. Обращение к данным произведениям может быть обусловлено ходом основного учебного процесса - в качестве дополнительного материала к разделу «Романтизм», а может быть выделено отдельно в качестве, например, внеурочного мероприятия, посвященного творчеству Д. Г. Байрона.

Продолжая разговор о романтизме в зарубежной литературе, логично обратить внимание учащихся на творчество В. Гюго. Подлинным манифестом французской романтической драмы стало предисловие Виктора Гюго в его ранней трагедии «Кромвель».

Новая теория драмы позволила Гюго создать новаторские драматические произведения. Романтические преувеличения, характерные для творчества Гюго, у которого любой изображаемый им центральный герой будет титанической личностью с неистовыми страстями. Практически все его драмы заканчиваются смертью главных героев. В трагедии «Король забавляется», сюжет которой известен многим по опере Джузеппе Верди «Риголетто», где по цензурным соображениям изменены имена действующих лиц, невинная девушка Бланш жертвует жизнью ради спасения жизни своего неверного возлюбленного - короля Франциска I. Вот такое интегрированное занятие, посвященное творчеству великих композитора и писателя.

Многие программы 9 класса обращаются к произведениям XX столетия, поэтому мы сочли возможным продолжить материал по истории драматургии творчеством бельгийского драматурга Мориса Метерлинка - представителя символизма в театре. В его ранних «маленьких драмах» (например, «Слепые», «Там, внутри») сюжетная сторона весьма ослаблена, поскольку за первым, видимым планом скрывается второй, мистико-символический, который читателю и зрителю надлежит прозревать интуитивно. Внутри самой жизни скрывается трагическое начало, с которым невозможно бороться. Позднее творчество драматурга более оптимистично. Наиболее знаменитое произведение этого периода - театральная сказка «Синяя птица». Символическая поэтика пьесы связана с желанием автора показать победу тёмных сил над светлыми, торжество добра, красоты и истины. И пусть идеал (воплощённый в образе синей птицы) не может быть пойман навсегда, само стремление человека к гармонии и истине, наделяет его жизнь красотой и добром. Конечно, знакомство с феерией «Синяя птица» возможно и на более раннем этапе литературного образования (например, в программе под ред. А. Г. Кутузова это произведение изучается в курсе 6 класса), однако понятие символа, способность к прочтению невидимого плана драматического произведения формируется много позже. Произведения М. Метерлинка вызывают неподдельный интерес у подростков: их привлекают загадочность его мировосприятия, свойственная их возрасту некоторая категоричность и пессимистичность.

Философский подход, фантастику и гротеск также близкие мировосприятию старших школьников соединил в своём творчестве выдающийся чешский писатель и драматург Карел Чапек. Из творчества этого драматурга мы рекомендуем прочитать девятиклассникам пьесу «Средство Макропулоса»,в которой нашел отражение осторожный и одновременно ироничный подход к новым изобретениям, в идеале способным дать человеку высшее счастье. Долгая жизнь в 300 лет мучительна, не приносит счастье, делает человека неспособным к эмоциям, равнодушным к надоевшей жизни. Человек перестаёт любоваться жизнью и ценить любовь, если не боится ничего потерять. Оказывается, смерть придаёт жизни красоту и нравственное начало.

Вниманию учащихся также предлагается пьеса одного из крупнейших реформаторов театра в ХХ веке Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана». Драматург создал теорию эпического театра, задачей которого было, с одной стороны, возродить традиции народного театра древнегреческого типа, а с другой - внести в мир современного театра, грешащего чрезмерным субъективизмом или же развлекательными тенденциями, объективное начало. Зритель должен не сопереживать действию, а критически смотреть на него несколько отстранённым и объективным взглядом. Театральные постановки должны сорвать с действительности субъективные и мистические покровы, обнажить конкретные реалии, язвы действительности, истинные законы существования во имя революционного изменения жизни. Для этого каждое явление подаётся исключительно со своей смысловой стороны, все образы обобщаются и подаются в неожиданном ракурсе, сценические эффекты минимализируются. Примером такого театра может служить одна из наиболее популярных пьес Брехта, также предлагаемых для самостоятельного прочтения девятиклассникам - «Мамаша Кураж». Внешне пьеса представляет собой историческую хронику. На фоне событий Тридцатилетней войны (Германия, XVII век) автор изображает похождения маркитантки Анны Фирлинг, прозванной мамашей Кураж за свой бесшабашный нрав, которая отправляется на войну со своими тремя детьми в надежде на обогащение. К концу пьесы она теряет постепенно всех своих детей, но тащит с глупым упорством свою тележку дальше, не желая расстаться с реальностью войны. Материнство и надежды на своё маленькое счастье несовместимы с войной, а стремление на чужих страданиях решить свои материальные проблемы внутренне порочна. Внутренне пьеса обращена к современности, она написана в обстоятельствах разгорающегося пламени Второй мировой войны и должна служить предостережением для современников. В соответствии с теорией эпического театра каждая картина пьесы предваряется изложением содержания, вводятся зонги (комментирующие песни, подобно хору у Эсхила). Эти непростые для понимания пьесы не только заинтересуют школьников, но и позволят особым образом завершить историческое «путешествие» по зарубежной драматургии - обращение Брехта к традициям Античного театра создают условия для красивой кольцевой композиции разговора об истории зарубежного театра.

Итак, руководствуясь данными принципами отбора драматических произведений зарубежных авторов и организации процесса их изучения в 9 классах, мы разработали методику работы в каждом из классов, обеспечили ее разработками отдельных уроков, представляющих образцы организации видов учебной деятельности учащихся, примеры аналитических и творческих заданий, системой взаимосвязи урочной деятельности и внеурочных мероприятий. Целью, определившей структуру и задачи предлагаемой методики, стало формирование необходимых для анализа драмы знаний, умений и навыков, развитие способности творческого восприятия и неравнодушного отношения к драматическому произведению, его театральному или кинематографическому воплощению.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...