Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок работы с информацией, составляющей служебную тайну.




Условия сохранения конфиденциальности СТ включает:

Порядок определения режима конфиденциальности и порядок обработки (использования) сведений, составляющих СТ.

1. Руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции определяет:

· категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения

· порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям

· порядок снятия пометки "Для служебного пользования" с носителей информации ограниченного распространения

· организацию защиты служебной информации ограниченного распространения.

Порядок обработки и использования документов, составляющих СТ (самостоятельно)

Документы с пометкой "Для служебного пользования":.

· печатаются в машинописном бюро. На обороте последнего листа каждого экземпляра документа машинистка должна указать количество отпечатанных экземпляров, фамилию исполнителя, свою фамилию и дату печатания документа. Отпечатанные и подписанные документы вместе с черновиками и вариантами передаются для регистрации работнику, осуществляющему их учет. Черновики и варианты уничтожаются этим работником с отражением факта уничтожения в учетных формах;

· учитываются, как правило, отдельно от несекретной документации. При незначительном объеме таких документов разрешается вести их учет совместно с другими несекретными документами. К регистрационному индексу документа добавляется пометка "ДСП";

· передаются работникам подразделений под расписку;

· пересылаются сторонним организациям фельдъегерской связью, заказными или ценными почтовыми отправлениями;

· размножаются (тиражируются) только с письменного разрешения соответствующего руководителя. Учет размноженных документов осуществляется поэкземплярно;

· хранятся в надежно запираемых и опечатываемых шкафах (ящиках, хранилищах).

 

Понятие профессиональной тайны и особенности ее правового режима и субъекты профессиональной тайны.

 

Нормативное основание

Ст.9 закона Об информации П.6 - информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определённых видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

П.4 Указ Президента от 6 марта 1997 №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» - сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
Нормы о тайнах Федеральных законов о видах профессиональной деятельности.

 

1. Понятие профессиональной тайны

Охраняемая законом профессиональная тайна - конфиденциальность информации о жизненно важных обстоятельств личности либо деятельности организаций, полученной гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определённых профессиональных видов деятельности.

 

Поверенный (гражданин): личность, доверитель

Профессиональная функция: налоговая, адвокатская, усыновления и тайна исповеди

Поверенный (юридическое лицо): организация, доверитель

Профессиональная функция: банковская тайна, аудиторская, судебная и следственная.

 

Личность/доверитель передает тайну поверенному – осуществляется профессиональная функция (доверие или требование законом).
Организация/доверитель передает тайну поверенному – осуществляется функция (доверие или требование законом).

 

Признаки ПТ.

1) конфиденциальность - состояние защищённости от третьих лиц информации о жизненно важных событиях и обстоятельствах личности либо деятельности организаций.

Такими обстоятельствами для личности являются, например, факты усыновления, финансовое состояние (банковская тайна) и состояние здоровья (врачебная тайна).
Для деятельности организаций ими могут быть особенности реализации их полномочий, например, в сфере финансов (банковская тайна и аудиторская тайна), налогообложения (налоговая тайна) и др.
2) легитимность ПТ является обязательность защиты сведений физическими лицами или организациями в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

3) факт передачи физическим лицам при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациям при осуществлении ими определённых видов профессиональной деятельности информации о жизненно важных обстоятельствах личности либо деятельности организаций. Необходимость передачи сведений о важных обстоятельствах частной жизни обусловлена особенностями реализации потребностей, например, в воспитании детей (тайна усыновления), в ходе судебной защиты (адвокатская тайна), о финансовом благополучии (банковская тайна), в духовной сфере (тайна исповеди).
Передача сведений, составляющих ПТ, основана на условиях максимального доверия либо требованиях закона.

4) особенности реализации профессиональной функции физических лиц и организаций, которым доверитель (обладатель сведений) передает, т.е. доверяет сведения о важных обстоятельствах своей жизни и деятельности.

Название "профессиональная тайна" определяется особенностями профессии работников, которые реализуют функции физических лиц и организаций, которым доверитель (обладатель) сведений доверяет свои секреты.
Реализация профессиональной функции во многом зависит от деловых качеств работников, т.е. способностей выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у них профессионально-квалификационных качеств (наличие базового образования, определенной профессии, специальности и квалификации, опыт работы по данной специальности и т.д.)

 

Следовательно, природа профессиональной тайны обусловлена:
1. Особенностями реализации определенной профессиональной функции, в рамках которой возникает необходимость у личности и организации реализовать личные либо общественные интересы и при этом сохранить их в конфиденциальном состоянии.
Поэтому она именуется профессиональной.
2. Природа ПТ обусловлена доверием либо требованием закона.

 

2. Правовой режим профессиональной тайны.

ПРПТ включает нормы права, которые определяют:

- состав сведений, составляющих ПТ

- состав субъектов ПТ, и их правовой статус

- условия передачи сведений, составляющих профессиональную тайну третьим лицам

- условия и требования сохранности в конфиденциальном состоянии информации ограниченного доступа
- меры ответственности за нарушения конфиденциальности.

Нормативно-правовые основания ПРПТ: ФЗ «Об информации» определяет общий правовой режим (ст.9). Другие ФЗ и иные НПА о профессиональной деятельности определяют виды профессиональной тайны – специальный правовой режим.

 

Состав сведений, составляющих профессиональную тайну, зависит от обстоятельств и условий:

- особенностей важных обстоятельств личности либо деятельности организаций, которые подлежат защите;

- конкретного вида профессии, в рамках которых реализуются личные либо общественные интересы;

- цели и содержание реализации профессиональных функций;
- характера публичного интереса поверенных (обладателей) в получении сведений, составляющих профессиональную тайну.

 

Например, для банковской тайны состав таких сведений ограничивается рамками банковских операций по счету и вкладу своих клиентов и корреспондентов, т.е. сведениями по операциям и счетам юридических лиц и граждан (сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).
Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.
Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону (ст.26 ФЗ «О банковской деятельности»).

Субъектами профессиональной тайны являются:
доверитель – личность либо организация, которым принадлежит информация, составляющая профессиональную тайну:
обладатель (поверенный)граждане (физические лица) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организация при осуществлении определенных видов деятельности, которые получают на основании закона или договора информацию, составляющую ПТ;
пользователь – работник, специалист, выполняющий трудовую функцию в области определенной профессии, в рамках которой возникает необходимость у доверителя реализовать личные либо общественные интересы и при этом сохранить их в конфиденциальном состоянии.

 

Третьи лица – государственные органы или органы местного самоуправления, которым может быть предоставлена информация, составляющая ПТ, в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда (п.7 ст.9 Закона «Об информации»).

2.3. Условия передачи сведений ПТ.

• Условия передачи от доверителя поверенному (обладателю) информации, составляющей профессиональную тайну, сформулированы федеральным законом или договором (адвокатская, аудиторская и др.);
• Условия передачи информации, составляющей профессиональную тайну, от обладателя третьим лицам по запросу определяются только федеральным законом либо по решению суда (п.7 ст.9 ФЗ Об информации);
• Условиями являются уполномоченность представителя госоргана; целесообразность и мотивированность запроса.

 

37. Особенности правового режима отдельных видов профессиональной тайны.

 

Банковская тайна (ст.26 ФЗ о банковской деятельности)

· Справки по операциям и счетам юр.лиц и граждан выдаются кредитной организацией им самим, судам(судьям), Счетной палате РФ, налоговым органам, ФОИВ в области финансовых рынков, Пенсионному фонду РФ, Фонду социального страхования РФ и органам принудительного исполнения суд.актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их Д-ти, а при наличии согласия руководителя следственного органа – органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

· Справки по операциям, счетам и вкладам физ.лиц выдаются кредитной организацией руководителям (должн.лицам) федеральных гос.органов при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом РФ, в случае проверки в соот-вии с ФЗ «О противодействии коррупции» сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущ-ого характера:

Граждан, претендующих на замещение гос-ых должностей РФ, должностей глав муниц.образований, муниц.должностей, замещаемых на постоянной основе

Граждан, претендующих на должность судьи

Граждан, претендующих на замещение гос.должностей субъектов РФ, должностей глав МО, муниц.должностей, замещаемых на постоянной основе

Граждан, претендующих на замещение должностей федеральной гос.службы, должностей гос-ой гражданской службы субъектов РФ, должностей муниц.слежбы

Гос.органы и ОМС не вправе раскрывать третьим лицам инф-ию, полученную от кредитных организаций в соот-вии с ФЗ.

Адвокатская тайна (ст. 8 ФЗ об адвокатской д-ти)

1. Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.

2. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

3. Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения.

Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Указанные ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аудиторская тайна (ст. 9 ФЗ об аудит-ой д-ти)

1. Аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением:

1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;

2) сведений о заключении договора оказания аудиторских услуг;

3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг.

2. Аудиторская организация и ее работники, индивидуальный аудитор и работники, с которыми им заключены трудовые договоры, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну.

Налоговая тайна (ст.90, 102 и др Налогового кодекса РФ)

1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;

6) предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

7) о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;

8) предоставляемых органам местного самоуправления в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам.

2. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Тайна связи (ст. 63 ФЗ О связи)

1. На территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи.

Ограничение этого права допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Тайна усыновления (ст.139 Семейного кодекса РФ и др)

1. Тайна усыновления ребенка охраняется законом.

Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.

2. Работники органов записи актов гражданского состояния не вправе без согласия усыновителей (усыновителя) сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (одним из родителей) усыновленного ребенка.

Тайна завещания (ст.1123 ГК РФ)

Нотариус, другое удостоверяющее завещание лицо, переводчик, исполнитель завещания, свидетели, нотариусы, имеющие доступ к сведениям, содержащимся в единой информационной системе нотариата, и лица, осуществляющие обработку данных единой информационной системы нотариата, а также гражданин, подписывающий завещание вместо завещателя, не вправе до открытия наследства разглашать сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены.

В случае нарушения тайны завещания завещатель вправе потребовать компенсацию морального вреда, а также воспользоваться другими способами защиты гражданских прав, предусмотренными настоящим Кодексом.

Не является разглашением тайны завещания представление нотариусом, другим удостоверяющим завещание лицом сведений об удостоверении завещания, отмене завещания в единую информационную систему нотариата в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.

Врачебная тайна (ст. 13 ФЗ Об основах охраны здоровья граждан в РФ)

1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

3. С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.

4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю,

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

3.1) в целях осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля за исполнением лицами, признанными больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, возложенной на них при назначении административного наказания судом обязанности пройти лечение от наркомании, диагностику, профилактические мероприятия и (или) медицинскую реабилитацию;

5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания

9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

Тайна следствия (ст. 9 ФЗ О гос-ой защите потерпевших, свидетелей)

1. По решению органа, осуществляющего меры безопасности, может быть наложен запрет на выдачу сведений о защищаемом лице из государственных и иных информационно-справочных фондов, а также могут быть изменены номера его телефонов и государственные регистрационные знаки используемых им или принадлежащих ему транспортных средств.

2. В исключительных случаях, связанных с производством по другому уголовному либо гражданскому делу, сведения о защищаемом лице могут быть представлены в органы предварительного расследования, прокуратуру или суд на основании письменного запроса прокурора или суда (судьи) с разрешения органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты.

Профессиональная тайна - ответственность

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...