Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфические законы организации




 

Рассмотренные выше законы относятся к универсальным законам, действие которых распространяется на социальную, биологическую и частично – техническую системы. К этой группе относятся основополагающие (законы синергии, самосохранения и развития) и фоновые (композиции и пропорциональности, информированности и упорядоченности, единства анализа и синтеза) законы.

Существуют еще и специфические законы, которые объединяют ряд за­конов, касающихся только социальных организаций (рис. 3.4).

Специфические законы отражают:

- неразрывную связь всех звеньев организации;

- пропорциональность производства и управления;

- переход от администрирования к стратегическому планированию;

- упреждающее управление;

- воздействие технологических новаций на развитие социально-эконо­мических организационных систем;

- требования экономии времени и интеллектуального ресурса персонала организации.

 

Рис. 3.4. Типология объективных законов организации

 

Специфические законы способствуют установлению устойчивых коли­чественных и качественных соотношений между управляющей и управляемой частями системы. Они являются составной частью теории организации и оп­ределяют правила организации управленческого труда, в числе которых:

- планирование (стратегическое, тактическое, оперативное);

- координация деятельности всех звеньев организации;

- стабильность и регламентация трудового процесса;

- гибкость построения системы управления;

- адаптация работников к информационной среде управления;

- кооперация управленческого труда;

- горизонтальная интеграция процессов управления.

Их формулировка и конкретная реализация во многом зависят от специ­фики организации и от целей, стоящих перед ней.

Специфическими являются законы, отра­жающие принципы организации управленческого труда:

закон своеобразия: для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая структура производства и управления.

Закон социальной гармонии: в каждой организации развитие социаль­ной сферы увеличивает производительность труда сотрудников благодаря по­вышению их эмоционального уровня и активизации трудовой деятельности.

Закон социальной загрузки: для каждого человека существует опти­мальный объем загрузки работой, при котором в полной мере раскрываются его способности и возможности.

Закон эффективного восприятия и запоминания информации: про­цессы восприятия и запоминания информации реализуются наиболее эффек­тивно, если они приближаются к процессу мышления.

Закон эффективного осмысления: эффективное осмысление нового возможно только при наличии у человека большого объема знаний или ин­формации по данной тематике.

Закон установки: любой человек воспринимает наиболее полно ту ин­формацию, на которую он настроился и к которой приготовился.

Закон устойчивости информации: первая информация о каком-либо событии является более устойчивой, чем повторная информация о том же со­бытии.

Закон доходчивости информации: доходчивость сообщения выше при одновременном использовании нескольких форм подачи одной и той же ин­формации.

 

 

Принципы организации

 

Из законов организации вытекают принципы оптимизации функционирования системы управления и повышения эффективности деятельности людей в организации. Изучая законы и принципы организации, следует помнить, что они будут эффективно работать только в том случае, если руководитель сможет найти их разумное сочетание, выделить главный (на данный момент времени) закон и подчинить ему все другие законы и принципы организации управленческого труда, обеспечивающие достижение глобальной цели организации.

Принцип структуры.

Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций. Организационную структуру можно сравнить со скелетом живого организма – с основой конструкции, которая связывает воедино функционирующие отдельные части тела. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации. Иными словами, структура организации устанавливает некоторый общий набор предварительных положений и предпосылок, определяющих, какие члены организации несут ответственность за те или иные виды решений.

Структура организации определяет также структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организации. Она устанавливает ответственность подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за пе­редачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих осо­бого внимания.

Принцип иерархии.

С понятием структуры организации тесно связано понятие об
иерархических взаимосвязях. Все большее количество организаций имеют иерархическую природу. Почти каждая организация – церковь, университет или предприятие – состоит из подразделений, которые делятся на более мелкие организационные единицы, дробящиеся в свою очередь на еще более мелкие части. В классической теории организации понятию иерархической структуры соответствует так называемый принцип лестницы. Этот принцип предполагает деление власти и ответственности по вертикали иерархии и распределение обязанностей между подразделениями.

Иерархическая структура имеет важное значение для общей теории систем. Почти каждая система в природе и обществе имеет
иерархическую структуру. Иерархия представляет собой, по-видимому, общую закономерность природы.

Принцип иерархической структуры, один из основных принципов теории организации, является также главным принципом общей теории систем.

3) Принцип административной (формальной) власти.

Основой классической теории организации является принцип узаконивания власти за некоторым центральным источником власти; при этом на­чальник имеет право отдавать кому-то приказания, а подчиненный обязан повиноваться приказу. Власть это способность заставить подчиненных исполнять свои решения. Основой власти является формальное положение руководителя и руководство с помощью поощрений и взысканий, которые сопутствуют этому формальному положению. Власть связана не с личными качествами руководителя, а с его положением в организации. Природа административной власти существенно отличается от природы власти вождя, которая основана на его личных качествах и таланте.

Власть служит средством интеграции деятельности отдельных элемен­тов организации и их ориентации на достижение общей цели.

Традиционное представление об административной власти по-прежнему занимает значительное место в специальной литературе по проблемам управ­ления. Однако применение этих взглядов ограничивается другими концеп­циями. Примером является принцип признания авторитета, который гласит, что степень распространения власти определяется готовностью подчи­ненного признать директивы и приказания руководителя. (Авторитет – это характер связи в формальной организации, благодаря которому то или иное лицо или член организации может влиять на те действия в организации, в которых он заинтересован).Этот принцип признания авторитета стал важ­ным элементом модели человеческих отношений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...