Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объективные законы организации




 

В процессе функционирования организаций возникает большое количество самых разнообразных устойчивых и неустойчивых связей. При поверхностном рассмотрении они воспринимаются как нечто случайное. Тем не менее в подавляющем большинстве эти связи подчинены социальным законам и закономерностям.

Закон представляет собой общепринятое правило, которое признается обязательным для исполнения. Применительно к социальным организациям закон – это устойчивая, объективная связь явлений или событий, присущая достаточно большому количеству организаций и обладающая неизбежной повторяемостью в сходных условиях.

Законы играют решающую роль в теории организации, поскольку они образуют фундамент этой дисциплины, способствуют переходу от эмпирического к логическому методу познания, позволяют использовать в процессах управления конкретными организациями научно обоснованные методы предсказания дальнейшего развития событий.

Основными законами теории организации, имеющими внешнюю и внутреннюю направленность, являются:

- закон синергии;

- закон самосохранения;

- закон развития;

- закон композиции и пропорциональности;

- закон информированности и упорядоченности;

- закон единства анализа и синтеза.

Закон синергии. Потенциал организации определяет ее возможности в достижении по­ставленной цели и зависит от множества факторов. Общий потенциал может быть представлен в следующих взаимодополняющих видах:

- производственный потенциал (определяется технологическими воз­можностями организации по производству продукции – объем, качество, имидж, перспектива и др.);

- организационный потенциал (связан с возможностью персонала реали­зовать потребности и интересы работников и общества в организации, безо­пасности, управлении, стабильности и порядке);

- экономический потенциал (определяет наличие или возможность орга­низации функционировать в условиях простого или расширенного воспроиз­водства продукции). Это основной потенциал, характеризующий стабиль­ность или ликвидность организации и определяющий темп достижения ос­новной цели – получения максимальной прибыли;

- социальный потенциал (также может рассматриваться как возможность персонала реализовать потребности и интересы работников и общества в ин­формации, знаниях, творческом труде, самовыражении, общении, отдыхе);

- технологический потенциал (определяется возможностью персонала организации достичь результатов, запланированных в бизнес-плане);

- экологический потенциал (связан с возможностью персонала реализо­вать экологические цели организации и общества в целом, а также с реализа­цией потребностей человека в безопасности, здоровье, организации устойчивого развития жизни);

- политический потенциал (определяется возможностью персонала дос­тичь результатов в области удовлетворения потребностей и интересов в вере, патриотизме, самопроявлении и самовыражении, управлении.

Каждый ресурс организации имеет свои количественные и качественные характеристики: объем, вес, производительность, цену, технический или про­фессиональный уровень, впечатление, производимое на других участников организационных отношений. Совокупность ключевых характеристик опре­деляет потенциал конкрет­ного ресурса организации. В реальной деятельности важен потенциал не отдельного ресурса, а их совокупности. Именно в сово­купности эти характеристики и факторы, воздействуя на эффективность функционирования организации, определяют синергию. Синергия (от греч. synergia – сотрудничество, содействие) означает совместное и однородное функционирование элементов системы.

Закон синергии: «Для любой системы (организации) существует та­кой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо суще­ственно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше».

Задача руководителя заключается в том, чтобы найти нужный набор элементов и так организовать работу, чтобы синергия в организации носила созидательный, а не разрушительный характер.

В таблице 3.1 приведен перечень основных показателей, позволяющих сделать вывод о действиях системы управления по использованию синергетического эффекта.

 

Таблица 3.1

Основные показатели созидательного синергетического эффекта

Личностные и групповые Для организации в целом
   
Увеличение производительности труда Высокий уровень показателей экономической деятельности
Внесение предложений по улучшению условий организации труда Быстрая и адекватная реакция на изменения во внешней среде
Повышение уровня профессиональной подготовки Использование прибыли в целях расширения собственного бизнеса
Усиление исполнительской дисциплины Устойчивые показатели развития организации

Окончание табл. 3.1

   
Освоение смежных профессий Совершенствование структуры
Рост заработной платы Освоение новых рынков сбыта
Переход к групповым формам оплаты труда и гибкая система поощрений трудовой деятельности Использование современных технологий коммуникации и управления
Приобретений акций организации Повышенный спрос на продукцию
Сознательное отношение к труду Высокое качество товаров и услуг
Лояльность к руководству Создание положительного имиджа
Отсутствие конфликтов Здоровый моральный климат
Участие в коллективных мероприятиях Инновационная деятельность

Закон самосохранения. Организации присуще стремление к самосохранению. При рыночных отношениях и острой конкуренции происходит естественный отбор организа­ций, наиболее приспособленных к сложившимся условиям. Организации, не удовлетворяющие потребностям общественного развития, обречены на ги­бель. Поэтому выбор целей и миссии организации является первым и самым ответственным моментом в стремлении к выживанию. Решению проблем выживания организаций способствует закон самосохранения.

Закон самосохранения: «Любая система (организация), равно как и ее отдельный элемент, стремится сохранить себя как целое, за счет оптимального использования совокупности входящих в нее элементов».

Действие закона самосохранения организации проявляется в поддержании ее целостности, экономном использовании ресурсов, адаптации к внутренним и внешним изменениям, ее качественном и количественном развитии.

Данный закон служит основой оценки способности организации к вы­живанию в изменяющихся условиях существования. В ходе построения оценки необходимо составить полное описание факторов внутренней и внеш­ней среды, оказывающих влияние на деятельность организации, разбить эти факторы на две группы: позитивные и негативные.

Позитивные факторы относятся к ресурсам, повышающим возможности организации в борьбе за выживание. Организация способна к выживанию и устойчивому развитию, если потенциал позитивных (созидательных) факто­ров превышает соответствующий показатель негативных (разрушительных) факторов.

Из закона самосохранения следует, что прибыль не может быть главной целью организации, потому что прибыль является сугубо внутренней проблемой. Основой борьбы за самосохранение служит способность организации не только приспосабливаться к внешней среде, но и уметь использовать происходящие в ней изменения в своих интересах.

Для повышения устойчивости организации по отношению к разрушающим воздействиям со стороны внешней и внутренней среды необходим ряд мероприятий.

К мероприятиям организационно-экономического характера можно отнести:

- создание резервного денежного фонда;

- увеличение доли высоколиквидных материальных фондов;

- диверсификацию деятельности;

- установление постоянных партнерских отношений с целью формирования устойчивой среды обитания;

- использование при заключении сделок с партнерами контрактов форвардного типа;

- совершенствование структуры управления;

- автоматизацию производства;

- использование ноу-хау и освоение новых технологий работы;

- активизацию маркетинговых исследований с целью выявления новых возможностей организации.

К мероприятиям социально-психологического характера отно-сятся:

- разработка системы повышения профессиональной пригодности персонала;

- регулярная оценка уровня профессиональной пригодности персонала;

- улучшение социально-бытовых условий;

- разработка системы мотивации экономического и социального характера;

- создание кадрового резерва из людей, входящих в состав организации, и из внешней среды;

- проведение мероприятий по борьбе с конфликтными ситуациями;

- разъяснение сотрудникам значимости их труда в обеспечении устойчивого существования организации.

Закон развития. Развитие – это необратимое и направленное изменение материи. Существует две формы развития: эволюционная (непрерывные, постепенные количественные и качественные изменения); революционная (скачкообразные изменения).

Развитие бывает прогрессивным и регрессивным. Прогрессивное – это переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Регрессивное – обратное движение, переход от высшего к низшему, деградация, возврат к изжившим себя формам и структурам. Тем не менее регресс играет не только отрицательную роль в жизни человека или организации. Регресс часто сопровождается отсеиванием детальных и концентрацией общих представлений исходя из опыта и интуиции. Прогресс и регресс тесно связаны между собой и составляют диалектическое единство, это составные части процесса гармонии.

Без прогресса нет регресса, а без регресса нет прогресса.

Прогресс и регресс сопутствуют развитию любых организаций, поскольку в них идут процессы внедрения новых технологий (прогресс) и нако­пления опыта, упорядочения производственных отношений и укрепления традиций (регресс).

Развитие организации описывается кривой жизненного цикла, которая включает восемь взаимосвязанных этапов (рис. 3.3): нечувствительность (Э1), внедрение (Э2), рост (Э3), зрелость (Э4), насы-
щение (Э5), спад (Э6), крах (Э7), ликвидацию или утилизацию (Э8).

 

Рис. 3.3. Динамика развития организации

Положительная тенденция (Э2, Э3, Э4) свидетельствует о прогрессивном развитии, а отрицательная (Э6, Э7) – о регрессивном. Этапы Э1, Э5, Э8 могут представлять как прогрессивное, так и регрессивное развитие в зависимости от направления наклона линии этого этапа.

Закон развития: «Каждая система (организация) стремится достичь наибольшего потенциала для достижения поставленной цели при прохождении всех этапов жизненного цикла, в результате чего происходит качественное изменение ее состояния».

Исходной точкой, предопределяющей процессы развития организации, является определение цели ее существования. Цель организации должна исходить из запросов потребителя, т.е. организация должна решать социально значимые проблемы, стоящие перед обществом. В основу деятельности практически любой организации положена коммерческая идея, т.е. предвидение того, каким путем она будет зарабатывать деньги и какой будет получать доход. Однако для обеспечения успешного развития такое понимание цели является слишком упрощенным. Прибыль должна рассматриваться как один из критериев успеха, а не как самоцель.

Деньги – это не цель, а лишь средство достижения цели.

Основной целью организации должно быть эффективное и быстрое развитие.

Закон развития опирается на принципы: инерции, самозависимости, эластичности, непрерывности и стабилизации.

Принцип инерции (или запаздывания) реализуется в двух направлениях:

А. Изменение потенциала системы должно начинаться спустя некоторое время после начала функционирования новых ресурсов организации и продолжаться некоторое время после их выбытия.

Б. Внедрение нового ресурса должно начинаться спустя некоторое время после его создания или приобретения, а устаревший ресурс должен изыматься из использования через некоторое время после внедрения нового.

Принцип самозависимости: на ход развития организации (повышение ее потенциала) влияет потенциал самой организации.

Принцип эластичности: каждая организация пытается сгладить последствия внутренних и внешних возмущающих воздействий.

Принцип непрерывности: процесс изменения потенциала организации идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения.

Принцип стабилизации: организация стремится к стабилизации эффективных этапов жизненного цикла.

Закон композиции и пропорциональности (гармонии). Деятельность организации связана с использованием каких-либо ресурсов, набор которых должен быть достаточно полным для успешного проведения той или иной работы. Если каких-то ресурсов не хватает, то имеющиеся не будут использоваться, то есть станут лишними. Увеличение количества одних ресурсов не может полностью компенсировать недостаток других. Поэтому организация должна обладать структурой ресурсов (композицией) в такой пропорции, которая позволит обеспечивать удобство и оперативность в процессе функционирования. Таким образом, композиция и пропорциональность – это естественный процесс в жизни организации, создающий гармонию. Гармония, в свою очередь, является непременным условием достижения положительной синергии.

Закон композиции и пропорциональности: «Каждая система (организация) стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре все необходимые ресурсы (композицию), находящиеся в заданном соотношении и подчинении (пропорции)».

Реализация закона композиции и пропорциональности основана на выполнении ряда принципов: планирования, координирования, ограничения, стабилизации, согласования, полноты.

Принцип планирования: в каждой организации должен быть обоснованный план деятельности и развития.

Принцип координирования: каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие корректировки в набор и пропорции ресурсов.

Принцип ограничения: набор ресурсов и их пропорции, находящиеся в ведении специалистов, должны быть ограничены рамками разумности для их эффективного управления.

Принцип стабилизации: изменение содержания набора ресурсов и их пропорций не должно выходить за пределы заданного диапазона (нормативный уровень).

Принцип согласования: планируемые к использованию ресурсы должны подходить друг к другу по техническим, химическим, интеллектуальным и другим характеристикам.

Принцип полноты: каждая организация должна выполнять весь набор функций производства и управления на своем участке деятельности независимо от количества постоянных работников.

Организация представляет собой единый, целостный развивающийся объект, для которого характерна тенденция к объединению. Формирование объединения различного уровня происходит в соответствии с законом композиции и пропорциональности. В рамках достижения единой цели существует объективная тенденция организаций к созданию устойчивых объединений с соблюдением принципов соразмерности и пропорциональности.

Указанная тенденция реализуется, прежде всего, в желании выбрать оптимальную структуру и создать благоприятную среду обитания. Организации стремятся работать с добросовестными и надежными партнерами. По мере развития и завоевания определенного сектора рынка налаживается взаимодействие не только с партнерами, но и с потребителями, а также с конкурирующими организациями.

В процессе реализации этой тенденции возникают деловые объединения сложного типа. Примером могут служить объединения организаций по отраслевому или региональному признаку (банковские пулы, финансово-промышленные группы, холдинги). Основные цели, преследуемые организациями при создании объединений, заключаются в следующем: минимизация издержек, получение дополнительной прибыли, снижение рисков, создание устойчивой среды для организаций. Кроме того, могут решаться такие корпоративные задачи как: совместное планирование и пропорциональное разделение работ, консолидация финансовых и материальных ресурсов, реализация общих проектов, освоение новых технологий.

Закон информированности и упорядоченности. По мнению многих исследователей, руководитель тратит от 50 до 90 % своего времени на коммуникации. Обмен информацией пронизывает все основные виды управленческой деятельности, коммуникации являются связующими каналами, с помощью которых осуществляется координация, упорядочение и регулирование деятельности.

Информация представляет собой важнейший элемент информационной среды, которая является объектом управления наряду с персоналом, финансами, производством и др. Она подчиняется действию закона информированности и упорядоченности. Под упорядоченностью понимается гармоничное развитие всех элементов организации, а также наличие между элементами установленного взаимодействия (взаимовлияния). Закон требует от руководителей создания эффективной системы коммуникационных связей, внедрения передовых информационных технологий.

Закон информированности и упорядоченности: «Каждая система (организация) стремится обеспечить себя необходимой информацией о внешней и внутренней среде для устойчивого функционирования».

Управленческая информация используется для подготовки решений в социальной системе. Эти решения направлены на стратегическое планирование, управление управленческой деятельностью, управление человеческими ресурсами, производственной и обслуживающей деятельностью, формирование системы управления организацией, управленческое консультирование, коммуникации с внешней средой.

Управленческую информацию достаточно полно описывают пять основных характеристик: объем, достоверность, ценность, насыщенность, открытость.

Объем информации рассматривается с двух сторон: как объем символьной и воспринимаемой информации. Для информационных систем более важное значение имеет объем символьной информации, который измеряется количеством букв, знаков, символов и выражается в байтах, страницах, томах. Для социальных систем основное значение имеет объем воспринимаемой информации, который характеризует необходимую полноту информации о каком-либо объекте управления.

Выделяют три уровня объема воспринимаемой информации:

- информационная избыточность (достигается в результате дублирова­ния информации о каком-либо явлении или процессе, поступающей от разных источников; при этом качество решений повышается, но увеличивается время на подготовку решения и общая стоимость информации; такой уровень информации необходим для подготовки особо ответственных решений);

- субминимальный уровень (минимальный объем информации для конкретного субъекта управления, при котором он может принять обоснованное управленческое решение; при этом достигается лучшее соотношение между затратами на информацию и полученными результатами; этот уровень следует подстраивать под конкретного человека);

- недостаток информации (возникает из-за отсутствия доступных источников информации, отсутствия самой информации в силу новизны явления или процесса, недостаточного профессионализма информационных работников; при этом увеличиваются затраты времени и затрудняется выработка правильного решения, а также повышается неопределенность и риск).

Достоверность информации – это отношение набора верной (истинной) информации к общему объему информации. Она во многом зависит от методики документооборота, количества людей, принимающих участие в сборе, передаче и обработке информации, а также от их профессионализма. Достоверность зависит от времени обработки и передачи информации.

Ценность характеризует информацию как материальную или интеллек­туальную продукцию, имеющую потребительскую стоимость. Она определя­ется снижением затрат или повышением прибыли на принятие правильного управленческого решения.

Различают четыре уровня ценности информации:

- нулевой уровень (искаженная, некачественная, недостаточная, неточ­ная, неэффективная информация, приводящая к ошибочным решениям);

- средний уровень (достоверная, качественная, своевременная, полезная, точная информация, полученная от высокопрофессиональных специалистов организации, работающих в системе программно-целевого или регламентного управления; к ней относятся рационализаторские предложения, новые про­екты, товары и услуги, удовлетворяющие новый набор интересов человека или общества);

- высокий уровень (информация, созданная в научно-исследовательских учреждениях, венчурных компаниях, работающих в системе инициативных технологий управления; к ней относятся изобретения, научные открытия, но­вые идеи, инновационные технологии, маркетинговые исследования, имита­ционные модели организаций);

- сверхвысокий уровень (информация, полученная в исследовательских центрах и признанная мировым сообществом как выдающаяся).

Представленные уровни носят субъективный характер. Для одного спе­циалиста поступившая информация может иметь нулевой уровень, а для дру­гого – средний, в зависимости от квалификации специалиста и сложности по­рученного задания.

Насыщенность информации характеризуется соотношением объема профессиональной и фоновой информации в каком-либо тексте документа или сообщения, предназначенных для ознакомления с ними работников орга­низации.

Профессиональная информация содержит данные в виде текста, цифр, рисунков, таблиц, звука, видеоизображений. Она отражает суть рассматри­ваемого задания и предназначена для решения конкретных проблем управления или производства.

Фоновая информация служит для лучшего восприятия работником про­фессиональной информации за счет улучшения настроения, поднятия эмо­ционального уровня или предварительной настройки внимания на заданную тему. В состав фоновой информации входят: слова приветствия; шутки, свя­занные с тематикой задания; сведения о моральном и материальном стимули­ровании; вспомогательная и вводная информация.

Профессиональная и фоновая информация должны гармонировать друг с другом.

Существуют три уровня насыщенности:

- высокий уровень (фоновая информация практически отсутствует);

- нормативный (объем профессиональной информации 70 %, фоновой – 30 %);

- низкий (объем профессиональной информации менее 50 %, фоновой – более 50 %).

Нормативный уровень – это самый приемлемый уровень насыщенности информации для эффективной организации управленческой деятельности.

Открытость информации характеризует широту ее использования.

Выделяются три уровня открытости информации:

- секретная (государственная тайна) – отражает глобальные потребности государства и имеет ограничения на использование;

- конфиденциальная (служебная) – отражает корпоративные потребности, интересы формальных и неформальных организаций, ограничения на использование определяются руководством организации;

- публичная (открытая) – отражает разносторонние интересы общества и личности, не имеет ограничений на использование.

Закон единства анализа и синтеза. Изучение организации как социально-экономического объекта предусматривает обязательное использование операций анализа и синтеза.

Анализ – это разделение целого на части, представление сложного в виде простых составляющих, изменение этих частей, добавление новых или ликвидация некоторых из них для более эффективной деятельности или удоб­ства исследования.

Синтез – это соединение, объединение (мысленное или реальное) обновленного набора простых составляющих объекта в единое целое, согласование их работы для более эффективной деятельности или удобства ис­следования.

Анализ в теории организации включает две основные процедуры: разделение целого на части и улучшение функционирования каждой из этих частей. Синтез также включает две процедуры: согласование характеристик выделенных частей и объединение их в одно целое.

Закон единства анализа и синтеза: «Каждая система (организация) стремится настроиться на оптимальный вариант функционирования за счет использования в процессах управления процедур анализа и синтеза».

На практике процесс управления организацией в рамках закона единства анализа и синтеза реализуется в виде суммарного воздействия отдельных управленческих решений, принимаемых по результатам проведенных исследований в отношении как отдельных ее звеньев и элементов (процедура анализа), так и организации в целом (процедура синтеза).

Закон единства анализа и синтеза организационных систем предусматривает использование исследовательского метода, состоящего в том, что объект исследования, рассматриваемый как система, мысленно или реально разбивается на составные элементы (подсистемы, звенья, признаки, свойства, отношения). Такой подход обеспечивает возможность изучения каждого элемента в отдельности с целью выявления его роли и места в системе.

В дальнейшем элементы, изученные в процессе анализа, подвергаются синтезу, что позволяет на новом уровне знаний продолжить и углубить исследование системы путем анализа ее нового состояния. Таким образом, в рамках закона единства анализа и синтеза реализуется непрерывный цикл совер­шенствования системы управления организацией и корректировка ее организационной структуры.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...