Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПМ.02. Педагогическая деятельность




 

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоен
МДК 2.1 Психолого-педагогические основы преподавания творческих дисциплин. 80+40срс  
Тема 1.1. Основы педагогики и психологии. Содержание учебного материала: 16+6  
1. Педагогика как наука. Педагогика как наука о воспитании и обучении. Объект и предмет, задачи педагогической науки. Фундаментальная и прикладная педагогика, их соотношение. Возникновение и развитие педагогики от первоначальных идей до становления научной теории. Вклад крупнейших ученых XVII – XX вв. в развитие науки. Авторитарная и демократическая педагогика. Особенности современной педагогической науки. Система педагогических наук. Педагогика творчество, связь педагогики с др. науками.    
2. Психология как наука. Психология как наука о психике и закономерностях ее проявления. Функции психики. Сознание как высшая форма психики. Высшая нервная деятельность – физиологическая основа психики. Строение нервной системы, рефлекторная деятельность. Психические явления. Процессы, состояния, свойства, роль науки в их изучении. Краткая история развития психологических знаний. Основные направления исследований зарубежных и отечественных психологов. Особенности современной науки: многоконцептуальность, гуманизм, связь с практикой обучения, воспитания, развития. Категории и отрасли современной психологии. Связь педагогики и психологии. Методы научных психолого-педагогических исследований.  
3. Особенности педагогической деятельности. Деятельность как способ и условие существования и развитие личности. Структура деятельности. Сущность педагогической деятельности и ее структурные компоненты. Преподавание как вид педагогической деятельности. Функции преподавания. (информационно-объяснительная, воспитательная, мотивационно - побудительная, контрольно-коррекционная и др.). Педагогические способности, компетенции, умения преподавателя творческих дисциплин. Стиль педагогической деятельности. Требования к профессиональным и личностным качествам преподавателя. Задачи и пути реализации профессионального и личностного роста преподавателя.  
 
Семинарские занятия:    
  Подготовка конспекта к семинару по теме:Педагогика и психология как науки о человеке. 1) Понятиео педагогике, ее задачи, структура, категории. 2)Психология как наука, задачи, категории. Система психологических наук. 3)Психика как активный процесс объективного и субъективного отражения мира. Психические явления. 4)Высшая нервная деятельность как физиологическая основа психики; особенности ВНД. 5)Взаимосвязь и особенности педагогики и психологии.
    Подготовка конспекта к семинару по теме:Методы научных психолого-педагогических исследований. 1)Методы теоретических исследований, особенности их применения в практике работы. 2)Эмпирические методы. Изучение продуктов творческой деятельности учащихся, наблюдение, анкетирование. 3)Тесты, их виды и возможности. Психолого–педагогический эксперимент. 4)Социометрические методы. 5)Применение методов научного исследования в практике педагогической деятельности.
  Подготовка конспекта к семинару по теме:Основные особенности и структура педагогической деятельности. 1)Преподавание как вид педагогической деятельности, его структура и функции. 2)Важнейшие ПК и ОК преподавателя. 3) Педагогические способности. Направленность на творчество. Профессионально и личностно значимые черты характера. Профнепригодность.
Практические занятия:    
  Выполнение проверки готовности к педагогической деятельности: проведение методик ДДО, КОС и ПЗЛК.
2. Выполнение тренинговых занятий по развитию наблюдательности, культуре общения, речи, внешнего вида педагога.
  Тема 1.2. Психология личности.     Содержание учебного материала: 16+4  
1. Личность как объект изучения педагогики и психологии. Понятия «человек» и «личность», их соотношение. Индивид и индивидуальность. Основные направления развития личности. Соотношение биологического и социального. Воспитание, самовоспитание, саморазвитие как субъективные факторы формирования и становления личности. Общие и специальные способности. Одаренность, талант, гениальность    
2. Возрастная периодизация. Возрастные особенности развития. Критерии психического возраста (по Б.Эльконину). Кризисы как переломы на кривой детского развития. Социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, Основные новообразования каждой возрастной группы. Особенности физического, психического, социального развития школьников разных возрастных групп младшего, среднего, старшего возрастов. Типичное и индивидуальное в развитии.  
3. Структура личности Направленность личности: притязания, мотивы, потребности,интересы. Возможности личности как психологические предпосылки учебной деятельности: Знания, умения, навыки. Стиль деятельности и поведения: характер и темперамент личности. Эмоционально – волевые процессы, их влияние на особенности поведения и деятельности.  
Семинарские занятия:    
1. Подготовка конспекта к семинару по теме:Психология личности подростка. 1) Психологическая характеристика возраста. 2) Особенности физиологического развития и их проявление. 3) Проблемы воспитания подростков. 4) Подросток в социуме. Наиболее типичные акцентуации характера.
Практические занятия:    
1.   Выполнениеупражнений по теме:Диагностика психических особенностей личности Определение темперамента. Выполнение подбора педагогических рекомендаций для работы с подростками разных темпераментов
  Разучивание приемов релаксации и саморегуляции эмоционального состояния
  Выполнение практикумума по решению психолого-педагогических задач по теме «Возрастные психо - физиологические особенности детей разных возрастных групп».
Тема 1.3. Преподавание как дидактическая система.   Содержание учебного материала: 30+8  
1. Преподавание и учение как две стороны процесса обучения. Понятие об обучении. Обучение и познание. Этапы познания и усвоения знаний. Взаимосвязь преподавания и учения Субъект – объектные и субъект – субъектные отношения в процессе обучения. Компоненты преподавания: целеполагание, мотивация, организация и руководство учебной деятельностью, активизация познавательных процессов обучаемых, анализ и оценивание результатов. Специфика и особенности учебной деятельности учащихся при изучении творческих дисциплин. Знания, умения, компетенции учащихся как результат обучения.    
2. Познавательные процессы личности и их роль в обучении. Познавательные процессы личности как условие успешного обучения. Характеристика основных познавательных процессов: ощущения, восприятие и его особенности. Память, ее виды, процессы, закономерности. Развитие произвольной долговременной памяти. Понятие о мышлении. Виды операции, формы мышления. Мышление и речь. Способы активизации мыслительной и речевой деятельности обучаемых. Воображение, его виды, пути развития в преподавании творческих дисциплин. Внимание, его виды и свойства. Пути развития непроизвольного и произвольного внимания.  
3.   Целевой и содержательный компоненты системы обучения. Понятие о дидактической системе. Цель как системообразующий ее компонент. Иерархия целей (генеральные, тактические, оперативные). Целеполагание в практике работы преподавателя. Постановка целей и задач учебного занятия. Взаимосвязь цели и содержания. Общая характеристика содержания образования в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования. Когнитивный, практический, креативный, отношенческий компоненты в содержании учебного материала. Государственный образовательный стандарт, его назначение, краткая характеристика. Учебно-планирующая документация преподавателя.    
4. Общие принципы, методы, технологии обучения. Технологический компонент обучения. Принципы обучения, их диалектический характер Вклад зарубежных и отечественных ученых в разработку проблемы принципов. Традиционная классификация принципов, их характеристика, правила реализации. Общее представление о методах и технологиях обучения. Отличие технологии и методики Структура метода (основное ядро и прием). Основные классификации методов: по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности учащихся по этапам усвоения знаний. Правила применения основных методов Факторы, влияющие на выбор методов. Возможности технологизации обучения, основные структурные звенья технологии (Н.В. Смирнов). Характеристика некоторых технологий: традиционные, развивающие, компьютерные, программированное обучение. Личностно – ориентированный подход в обучении и пути его реализации.    
5. Организационные формы обучения Понятие о формах обучения. Урок как основная форма обучения, его признаки. История возникновения и развития классно – урочной системы. Альтернативные формы обучения, метод проектов. Вспомогательные формы обучения. Современный урок и его особенности: структура,типы, требования. Нестандартные уроки. Отличительные особенности учебного занятия Особенности занятий творческого характера. Психологическая атмосфера урока и занятия, особенности общения преподавателя и обучаемых. Подготовка к уроку. Структура и содержание поурочного план или учебного занятия. Виды анализов уроков и занятий, их цель. Самоанализ и рефлексия преподавателя и учащихся. Краткая характеристика вспомогательных форм обучения, экскурсия, домашняя учебная работа, внеклассные занятия эстетического направления. Организация и проведение выставок изобразительного и прикладного искусства.    
Семинарские занятия:    
  Подготовка конспекта к семинару по теме:Познавательные процессы личности и способы и приемы их активизации 1.Основные этапы познания и усвоения знаний. Уровни усвоения. 2.Восприятие как этап усвоения знаний и познавательный процесс. 3.Активизация мыслительной, речевой, творческой деятельности учащихся. Мыслительные операции. 4. Виды памяти и пути ее укрепления. 5.Способы и приемы развития творческого воображения учащихся при обучении изобразительному искусству.
2.     Подготовка конспекта к семинару по теме:Педагогические условия эффективности методов обучения. 1.Понятие о методах и приемах обучения. Характеристика основных классификаций методов в педагогической теории. 2.Правила применения и эффективности словесных методов. 3.Наглядные методы и условия их эффективности. 4.Проблемные методы и опыт их применения в преподавании творческих дисциплин., инновации в использовании методов.
  Подготовка конспекта к семинару по теме:Личностно-ориентированный подход в обучении и пути его реализации. 1.Сущность личностно-ориентированного подхода в современном обучении, история вопроса. 2.Педагогическая поддержка как непременное условие личностно – ориентированного обучения. Формирование положительной «Я – концепции» личности. 3.Пути реализации личностно – ориентированного обучения. Индивидуальный образовательный маршрут. 4.Особенности реализации личностно – ориентированного обучения в практике преподавания изобразительного искусства.
Практические занятия:    
  Проведение тренинга по развитию познавательных процессов (непроизвольного внимания,памяти, мышления).
  Постановка целей и задач уроков и занятий ДПИ разного типа (работа в творческих группах)
  Выполнение подбора методов обучения для уроков и занятий по ДПИ разного типа (коллективная творческая деятельность.)
  Разработка плана урока (постановка целей и задач, определение структурных компонентов содержания деятельности преподавателя и обучаемых) по одному из видов ДПИ.
  Знакомство с творческой лабораторией преподавателя изобразительного искусства, учебно – планирующей документацией. Посещение, протоколирование урока. Поэтапный анализ. (Мастер – класс в школе искусств или общеобразовательной школе).
Самостоятельная работа при изучении МДК 2.1.    
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы, форма отчета. 1. Современные зарубежные педагогические концепции. Конспект или таблица в рабочей тетради. 2. Методы научных психолого-педагогических исследований. Письменный отчет в рабочей тетради..Разработанные вопросы для анкеты или интервью, план наблюдения по предложенной теме, схема эксперимента. 3. Правила педагогического общения. Педагогический такт. Предупреждение конфликтов. Работа с дополнительной литературой, распечатками. Конспект в рабочей тетради. 4. Особенности развития школьников разных возрастных групп. Таблица в рабочей тетради. 5. Акцентуации подростков. Особенности проявления и взаимодействия с ними. Описание 3 - 4 примеров.(отчет в рабочей тетради.) 6. Разработка фрагмента календарно-тематического плана (для1-2 классов общеобразовательной школы или школы искусств). 7. Применение общих принципов обучения в практике преподавания изобразительного искусства Творческое задание.Примеры в рабочей тетради. 8. Дополнительные формы обучения: разработать план подготовки и проведения экскурсии в Омский музей изобразительных искусств или выставку изобразительного и прикладного искусства и народных промыслов. 9. Составить примерный перечень внеклассных мероприятий (общеобразовательная школа) по художественному творчеству.

 

 


МДК 2.2. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса. 58+24 срс  
Тема 2.1. Основы методики преподавания изобразительного искусства Содержание учебного материала:    
    Предмет и содержание курса методики изобразительного искусства. Понятие, объект, предмет, цели и задачи методики преподавания изобразительного искусства. Основные категории науки, ее место в системе педагогических наук. История возникновения и развития науки, ее особенности. Традиции художественного образования в России. Специфика методики преподавания изобразительного искусства в учреждениях основного, дополнительного и среднего профессионального образования. Взаимосвязь и различие методики и технологии обучения. Краткая характеристика содержания предмета, сочетание теоретических и прикладных умений и навыков.    
  Профессиональная подготовка преподавателей изобразительного искусства. Общие и профессиональные компетенции. Общие требования к преподавателю методики изобразительного искусства. Профессиональные и общие компетенции. Общая и исполнительская культура педагога. Педагогическое мастерство и его слагаемые. Креативность преподавателя как главное условие успешности его педагогической деятельности. Информационно - коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.    
Семинарские занятия:    
  Подготовка конспектов к семинарам по темам: 1. Изобразительное искусство в детском саду, направление занятий и формы работы с детьми дошкольного возраста. 2. Изобразительное искусство в средней образовательной школе, программы по изобразительному искусству для начальных классов и среднего звена. 3. Изобразительное искусство в системе дополнительного образования; образовательные программы для детских художественных школ, для школ искусств и художественных студий. 4. Преподавание рисунка, живописи и композиции, в средних специальных учебных заведениях.    
Самостоятельная работа:    
1. Подготовка конспекта урока (структура).    
2. Принципы построения программ, их отличительные стороны. Виды занятий по изобразительному искусству, их сущность.  
Тема 2.2 Методическое обеспечение учебного процесса. Содержание учебного материала:    
  Учебно - планирующая документация. Государственные образовательные стандарты в преподавании изобразительного искусства. Классические и современные программы преподавания в различных образовательных учреждениях. Требования к составлению календарно- тематического плана. Поурочное планирование и его особенности. Специальная литература по художественной педагогике как информационная база для преподавателя изобразительного искусства. Применение учебно – методических материалов по рисунку, живописи и композиции при подготовке к занятиям.    
  Материально – техническая база уроков изобразительного искусства. Организация фонда учебно - методических наглядных пособий. Правила изготовления наглядных пособий. Разработка учебных образцов по изобразительному искусству и их хранение. Образцы поэтапного выполнения изделий. Инструменты и приспособления на уроках. Оснащение и оборудование кабинета. Материально – техническая база кабинета. Требования к рабочим местам и освещению.      
Семинарское занятие:    
    1. 2. 3. Подготовка конспекта к семинару по теме:Содержание и требования к методическому фонду кабинета рисунка, живописи и композиции. Характеристика методического фонда кабинета рисунка, живописи и композиции. Правила и требования к изготовлению наглядных пособий. Методика использования наглядных пособий на уроках изобразительного искусства.    
Практические занятия:    
1.   2.   3.   4.   5.   6. Составление календарно – тематического планирования занятий изобразительного искусства в детском саду Составление календарно – тематического планирования занятий изобразительного искусства в младших классах Составление календарно – тематического планирования занятий изобразительного искусства в среднем звене Составление календарно – тематического планирования занятий изобразительного искусства в детских школах искусств и художественных школах Составление календарно – тематического планирования занятий по рисунку, живописи и композиции для средних специальных учебных заведений Составление иллюстративного календарно-тематического плана на учебный год    
Самостоятельная работа:    
1.     2. Составление календарно – тематического планирования занятий изобразительного искусства в детских школах искусств и художественных школах Составление календарно – тематического планирования занятий по рисунку, живописи и композиции для средних специальных учебных заведений    
МДК 2.3. Методика обучения изобразительному искусству. 60+28  
Тема 2.1. Особенности содержания, организации и методики обучения ДПИ и изобр. искусству   Содержание учебного материала:    
  Содержание и особенности традиционных технологий и инноваций в преподавании изобразительного искусства. Отбор направлений и объема содержания учебного материала в преподавании изобразительного искусства. Традиционные формы и методы в обучении изобразительному искусству. Методы и способы обучения художественно – техническим приемам выполнения рисунка, живописи и композиции. Разработка технологических карт к занятиям. Алгоритм выполнения изделия и требования к качеству выполняемых изделий. Инновационные методы в преподавании дисциплин декоративно-прикладного цикла: проектная деятельность, разноуровневые и дифференцированные подходы в преподавании, методика прогнозирования конечного результата в рисунке, живописи и композиции. Анализ и использование исторических материалов в цикле преподавания изобразительного искусства. Практические занятия по методике преподавания изобразительного искусства направлены на выработку у студентов педагогических качеств и навыков. Особое внимание уделяется основным принципам построения реалистического изображения объектов. Студенты должны приобрести достаточный опыт в педагогическом рисовании объектов, предусмотренных школьной программой. Необходимо уделить серьезное внимание работе студентов на белой доске графическими материалами (углем, соусом), на белой бумаге гуашью, чтобы выработать навыки работы на вертикальной плоскости над изображениями больших размеров (педагогическое рисование), а также выполнению стилизованных рисунков и методической последовательности изображения различных предметов. На практических занятиях необходимо научить студентов самостоятельному изготовлению наглядных пособий: плакатов, таблиц и т. д. Следует обратить особое внимание студентов на составление календарно-иллюстрированных планов уроков и конспектов к урокам изобразительного искусства.    
Семинарские, практические занятия:    
1. 2. 3. 4.     5.   Инновационные методы в обучении рисунку, живописи и композиции. Структура и содержание технологической карты. Разработка наглядных пособий к урокам изобразительного искусства Альбом педагогических рисунков (объекты педагогических рисунков: зарисовки групп людей (жанровые сцены), пейзаж городской и сельский (зарисов­ки), рисунки бытовых предметов, натюрмортов, интерьера, мебели). Разнообразие способов и методов обучения художественно-техническим приемам изобразительного искусства.    
Самостоятельная работа    
1.   2. 3.   4. Поэтапное изготовление методического наглядного пособия по изобразительному искусству для дошкольников Поэтапное изготовление методического наглядного пособия для младших школьников Поэтапное изготовление методического наглядного пособия по изобразительному искусству для среднего звена Составление альбома педагогических рисунков    
  Особенности организационных форм обучения изобразительному искусству. Организационные формы обучения и анализ их применения в практике преподавания изобразительного искусства. Методы планирования и проведения учебной работы в учреждениях художественного образования. Структура и содержание уроков изобразительного искусства. Образовательные, развивающие и воспитательные цели на уроках изобразительного цикла. Развивающее обучение и его элементы. Эстетическое воспитание на уроках изобразительного искусства. Сохранение и приумножение культурных ценностей. Мотивация учащихся к учебной деятельности. Инструктаж и его эффективность. Охрана труда. Соблюдение техники безопасности на занятиях изобразительного искусства. Использование профессиональной терминологии на уроках рисунка, живописи и композиции. Формулирование темы творческих заданий. Индивидуальная работа и её эффективность. Методика оценивания и контроля готовых изделий, критерии оценивания работ учеников в соответствии с их психолого-возраст­ными возможностями. Необходимо также научить студентов методическому оснащению и оформлению кабинета изобразительного искусства.      
Семинарские, практические занятия:    
    2.   3. 4. Подготовка конспекта к семинару по теме:Особенности методики и подбора содержания уроков и занятий по изобразительному искусству. Этапы построения и отбора содержания урока изобразительного искусства. Профессиональные термины в изобразительном искусстве. Методика оценивания и контроля готовых изделий, критерии оценивания работ учеников в соответствии с их психолого-возраст­ными возможностями. Критерии оценки изобразительной деятельности детей. Экспериментальные методы исследования изобразительной деятельности детей: метод срезов, тесты. Проведение фрагментов уроков в студенческой аудитории. Анализ фрагментов уроков Разработка программы педагогического эксперимента на уроках изобразительного искусства по теме дипломной работы    
  Самостоятельная работа    
1.   2.   3. 4. Поэтапное изготовление методического наглядного пособия по изобразительному искусству для детской художественной школы или школы искусств Поэтапное изготовление методического наглядного пособия по изобразительному искусству для кружков технического творчества Поэтапное изготовление методического наглядного пособия по рисунку, живописи и композиции. Разработка тестовых заданий    
МДК 2.2 (8 семестр) Курсовая работа: Тематика курсовых работ (проектов): 1. Учебно – методический комплекс по рисунку. 2. Учебно – методический комплекс по живописи. 3. Учебно – методический комплекс по композиции. 4. Специфика и особенности методики проведения уроков по театрально-декорационной живописи. 5. Методические наглядные пособия как средство развития творческих способностей учащихся 6. Технологические карты как средство активизации деятельности учащихся на занятиях изобразительного искусства. 7 Методика проведения урока тематического рисования 9. Методика проведения урока декоративного рисования 10. Методика проведения урока-беседы об искусстве 11. Роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. 12. Структура способностей к изобразительному искусству и методы активизации их развития у школьников. 13. Технология развития личности учащегося на занятиях изобразительным искусством. 14. Сравнительный анализ концепций художественного образования детей (В. С. Кузин, Б. М. Неменский). 15. Система художественного образования в современных условиях. 16. Особенности педагогической поддержки учащихся на занятиях изобразительным искусством. 17. Обучение изобразительному искусству с позиций личностно-ориентированного образования. 18. Дидактические принципы в обучении изобразительному искусству в школе. 19. Педагогическая культура учителя изобразительного искусства. 20. Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства. 21. Роль занятий изобразительным искусством в духовном развитии личности.    
Производственная практика – 144 часа (4 недели).    
Проводится в базовом образовательном учреждении дополнительного образования (школа искусств, художественная школа, центр детского творчества). 1 неделя 1 день. Знакомство со спецификой образовательной деятельности, материально-технической базой, учебно-методическим фондом. Выставочной деятельностью школы искусств. Посещение урока, наблюдение за основными компонентами педагогической деятельности преподавателя, профессионально – значимыми чертами характера, стилем общения. Интервью с одним из преподавателей. 2 день. Показательный урок, его протоколирование. Анализ целей и задач. Наблюдение за одним из учащихся, особенностями возрастного и индивидуального развития, проведение беседы или анкеты. 3 день. Посещение показательного урока, анализ основных структурных компонентов. Знакомство с учебно-планирующей документацией учителя, поурочными планами, ведением журнала. 4 день. Посещение показательного урока. Анализ основных методов и приемов обучения. Логическая завершенность занятия, методика анализа деятельности учащихся. Разработка конспекта фрагмента урока. 5 день. Проведение фрагмента урока. Взаимопосещение и взаимоанализ проведенных фрагментов. Оформление дневника практики. 6 день. Разработка конспекта пробного урока. Заверка конспекта.      
2 неделя 1-2 день. Проведение, взаимопосещение, психолого-педагогический анализ пробных уроков. 3-4 день. Разработка и заверка конспектов пробных уроков. 5-6 день. Проведение взаимопосещения, психолого – педагогический анализ пробных уроков. Оформление и текущая проверка дневника практики.    
3 неделя Подготовка, проведение самоанализ пробных уроков в соответствии с расписанием занятий. Взаимопосещение и взаимоанализ. Оформление дневника. Подготовка внеклассного мероприятия.    
4 неделя Проведение внеклассного мероприятия (в соответствии с расписанием закрепленного класса). Проведение зачетного открытого урока. Взаимопосещение и взаимоанализ проведенных уроков. Подготовка к отчетной конференции по практике. Педагогический совет по подведению итогов практики, сдача отчетной документации, выставление предварительных оценок.    
Всего    

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...