Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Я стадия «Формирование границ»




Преимущественно вербальный и проективно-знаковый / проективно-символический

способы коммуникации: движение и танец, пение, игра на музыкальных

инструментах, использование фонограмм; активизация воображения

(визуализация, создание изобразительных образов, текстов)

Ощущение «прилива энергии» и иные сенсорные феномены; повышение спонтанности действий членов группы

Я стадия «Преодоление границ»

Выход за пределы привычного образа «Я»; усиление ориентации на обшегрупповые

процессы и интерактивного характера работы; расширение спектра разных способов

коммуникации и форм творческой экспрессии

 

Вхождение в драматическую реальность

 

Погружение в драматическую реальность

Формирование драматической дистанции

Я стадия «Хаос»

Проявления нодального поведения; дальнейшее расширение спектра способов коммуникации и форм творческой экспрессии и усиление ориентации на общегрупповые процессы; ритуализация; дальнейшее повышение спонтанности действий членов группы и акционального характера творческой экспрессии; усиление драматического характера переживаний (разыгрывание эпической драмы с разной степенью идентификации с разными образами, персонажами и ситуациями; создание комплексных образов, отражающих мифопоэтическое восприятие реальности; перформанс, эпическая скульптура, тотальная инсталляция и т. д.)

Драматическая развязка: ритуальные действия, в том числе деструктивного характера в контексте мифопоэтического восприятия реальности.

Психотерапевтические изменения (исцеление); разрешение конфликтов внутри - личностного, межличностного и общегруппового уровней; ролевое развитие и трансформация

Выход из драматической реальности

Я стадия «Упорядочение хаоса»

Проявления антинодального поведения; усиление внутриличностной ориентации;

разотождествление с образами, персонажами и ситуациями; сужение спектра способов

коммуникации и форм творческой экспрессии; ощущение «отлива энергии»;

возвращение к привычному ощущению «Я»

Интеграция переживаний и их осознание; соотнесение мифопоэтического восприятия реальности и драматического опыта с системой отношений и текущим культурным и

социальным опытом

Обыденная реальность

 

Рис. 6. Способы коммуникации и формы творческой экспрессии в группе на разных этапах групповой работы с использованием интерактивных арт-терапевтических техник

 

 

Если разные способы коммуникации и формы творческой экспрессии используются группой спонтанно, часто бывают хорошо заметны различия между пациентами: одни используют преимущественно сенсо-моторную экспрессию (и соответственно движение, танец, голос), другие — драма­тически-ролевую экспрессию (с попытками имитировать поведение тех или иных персонажей), третьи — взаимодействуют с окружающими посредством визуальной экспрессии или вербально. Есть и такие члены группы, которые одновременно или последовательно применяют разные способы коммуникации и формы творческой экспрессии.

Этот момент групповой работы связан с ощущением «прилива энергии» и про­явлением иных сенсорных феноменов, а также повышением спонтанности реак­ций членов группы и усилением интерактивного характера работы. Все это соот­ветствует второй стадии четырехступенчатого цикла («Преодоление границ»). Данная стадия может характеризоваться существенным изменением привычных паттернов поведения, когда, например, молчаливый и ранее незаметный в группе человек, начиная на этой стадии активно взаимодействовать с другими членами группы и используя различные формы творческой экспрессии, оказывает суще­ственное влияние на групповые процессы. И напротив, ранее вербально активный и привлекавший всеобщее внимание член группы «выпадает» из групповых про­цессов, оставаясь в обыденной реальности.

Погружение в драматическую реальность связано с дальнейшим расширением используемых членами группы способов коммуникации и форм творческой экс­прессии. При этом имеет место их наиболее активное взаимодействие с синхрони­зацией их действий за счет ритуализации и формирования мифопоэтической кар­тины мира. Хотя сами члены группы могут при этом воспринимать свои действия и действия окружающих как «хаотические», а их смысл может не осознаваться, эти действия во многих случаях имеют определенную скрытую логику и структуру. При этом не исключено, что действия членов группы могут приобрести хаотичный и непродуктивный характер в тех случаях, когда отсутствуют исходные предпо­сылки для групповой работы, в частности не создана безопасная атмосфера, не сформированы групповые нормы и правила поведения и не обозначены границы личного пространства.

Данный этап работы связан с идентификацией членов группы с различными образами, персонажами и ситуациями (в том числе их идентификацией друг с другом и с психотерапевтом — как прямой, так и опосредованной изобразительной продукцией), что ведет к их ролевому развитию и трансформации.

В зависимости от используемых методов работы и условий ее проведения, ком­муникация и творческое самовыражение членов группы могут иметь более или менее структурированный характер и в разной степени регулироваться психоте­рапевтом. В одних случаях коммуникация членов группы и использование ими разных форм творческой работы имеют спонтанный характер. В других — они в той или иной мере «задаются» психотерапевтом. И в том и в другом случае, одна­ко, члены группы могут использовать акциональные формы творческой экспрес­сии, а также те, которые связаны с созданием мифопоэтической картины мира. К первым можно, в частности, отнести перформанс, пение, движение и танец, «жи­вопись» тела, манипуляции с объектами и т. д.; ко вторым — создание эпической скульптуры, «тотальных инсталляций», исполнение «диалогов противоположно­стей» и другие виды работы.

Переживание драматической кульминации на третьей стадии работы часто со­провождается достижением психотерапевтических изменений и разрешением кон­фликтов внутриличностного, межличностного и общегруппового уровней. Однако эти эффекты не следует рассматривать как результат неких «магических» и сию­минутных превращений; они являются закономерным следствием всей цепи пред­шествующих событий и процессов разного уровня в их сложном взаимодействии друг с другом.

После достижения кульминации следует постепенный выход из драматической реальности и возвращение в обыденную реальность, сопровождающийся восста­новлением привычного ощущения «Я» и разотождествлением с образами, персо­нажами и ситуациями. Снижается также активность взаимодействия членов груп­пы, а спектр способов коммуникации и форм творческой экспрессии сужается.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.