Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Связь невербальной коммуникации и различных форм творческой экспрессии с групповыми процессами




Анализируя ход работы группы с использованием критериев четырехступенчатого цикла (см. главу 6 «Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии»), можно заметить, что расширение спектра различных форм творческой экспрессии и способов коммуникации наиболее активно происходило на второй («Преодоление границ») и третьей («Хаос») стадиях цикла. Кульминационны момент работы, связанный с разрушением композиции и достижением катарсической разрядки, предполагал массовые акциональные проявления и драматическую ролевую экспрессию, связанную с разыгрыванием эпической драмы.

Соотнесение сделанных автором наблюдений, касающихся этапного характера групповой работы и смены разных форм творческой экспрессии и способе внутригрупповой коммуникации, с драматерапевтическим процессом (Андерсе. Уоррен и Грейнджер, 2001;^пшп§з 1992а, Ь, 1994, 1997, 1998) позволяет констатировать высокую степень совпадения динамики перехода из обыденной реальности в драматическую при использовании драматерапевтического подхода с динамикой описанных выше изменений на разных этапах четырехступенчатого цикл На взгляд автора, это может быть связано с тем, что при использовании некоторых техник групповой арт-терапевтической работы и в отсутствие каких-либо ограничений относительно разных форм креативного поведения начинают проявляться те же самые закономерности и феномены, которые характерны для драм терапевтического процесса. К таковым можно, в частности, отнести:

• интерактивный характер работы с наличием аудитории в лице членов группы;

• формирование в ходе работы драматической дистанции, предлагающей переход из обыденной реальности в драматическую и обратно;

• использование членами группы драматически-ролевой экспрессии, допол­няющей вербальный, проективно-знаковый/проективно-символический и сенсомоторный способы коммуникации и предполагающей идентификацию с различными ролями и ситуациями;

• ролевое развитие и трансформация;

• ритуальный характер действий членов группы, подчиняющихся определен­ной структуре и осуществляемых в контексте мифопоэтической картины мира.

К сожалению, в современной арт-терапевтической литературе вопросы взаимо­связи художественной и драматической ролевой экспрессии обсуждаются еще крайне редко. За исключением работ МакНиффа (Мс№гг, 1992,1995), в имеющих­ся на сегодняшний день арт-терапевтических изданиях нам не удалось обнаружить каких-либо упоминаний о том, что поведение членов группы в ходе арт-терапев­тических сессий может напоминать поведение участников драматерапевтическо­го процесса. По мнению автора, это связано главным образом с тем, что современ­ные арт-терапевты все еще уделяют явно недостаточное внимание тем сложным коммуникативным процессам и феноменам, которые характерны для арт-терапев­тической работы.

Многолетнее использование автором этой книги интерактивных арт-терапев­тических техник, в частности методик коллективного рисования, и наблюдение за многообразием поведенческих реакций и коммуникативных процессов в ходе арт-терапевтических сессий позволило увидеть их большое сходство с теми поведен­ческими реакциями и коммуникативными процессами, которые характерны для драматерапии. Например, обращает на себя внимание тот факт, что групповая арт-терапевтическая работа во многих случаях связана с взаимодействием пациентов не только посредством вербальной экспрессии и создаваемых ими художествен­ных образов, но и с использованием сенсомоторной и драматически-ролевой экс­прессии, а также то, что их поведение при этом носит характер самопрезентации. Интерактивность и самопрезентационный характер поведения членов группы часто рассматриваются в качестве отличительных признаков драматерапевтиче­ского процесса. Как пишут Андерсен-Уоррен и Грейнджер (2001), «драматерапия предполагает наличие определенной аудитории. Она также связана с попыткой вовлечь людей — пусть даже в воображении — в драматическое действие... Драма любого вида — это групповое событие, связанное с тесным взаимодействием лю­дей, их активными поступками и реакциями друг на друга. Можно сказать, что драма сама по себе является действием, направленным на сплочение людей и пре­ображение их действий в некое значимое событие» (с. 29).

Использование многоосевой модели для описания внутригрупповых коммуни­кативных процессов, в частности оси «Направленность коммуникации», позволяет увидеть, что поведение членов группы, в том числе и то, которое связано с художе­ственной экспрессией, во многих случаях имеет общегрупповую направленность и связано с превращением их действий в значимое для всех событие (ярким примером чего является приведенное выше описание хода сессии, связанной с созда­нием композиции на тему «Град земной и небесный»).

Наблюдая за поведением членов арт-терапевтической группы при использова­нии арт-терапевтических техник и анализируя их самоотчеты, автор также обра­тил внимание на то, что в ходе сессий поведение и состояние пациентов претерпе­вают ряд закономерных изменений, связанных с разными стадиями описанного нами четырехступенчатого цикла (см. главу 6).

Динамика изменения поведения и состояния членов арт-терапевтической груп­пы чрезвычайно напоминает ту динамику, которая характерна для -перехода из обыденной реальности в драматическую и обратно (Андерсен-Уоррен и Грейнд­жер, 2001; ^пшп§з, 1992а, Ь, 1994, 1997, 1998) и связана с понятиями драматиче­ской дистанции и драматической формы.

По поводу драматической формы Андерсен-Уоррен и Грейнджер (2001) пишут следующее: «Другой предпосылкой вовлечения людей в группу в процессе драма­тической игры является ее форма. Эта форма определенным образом связана с "выделением" из жизни тех или иных ее фрагментов и приданием им статуса неза­висимого существования... Любое событие при этом... имеет завязку, кульминацию и развязку. Для того чтобы привлечь наше внимание, событие должно иметь опре­деленные границы — тем самым оно отделяется от всего происходящего до и пос­ле него... Любая драма — это особенное событие. Чтобы игру можно было квали­фицировать как драму, оно должна стать таким событием и с определенными гра­ницами» (с. 30-31).

Теоретики современной драматерапии считают, что драматическая форма ха­рактеризуется трехчастной структурой, позволяющей выделить изображаемое со­бытие из контекста реальной жизни и сфокусироваться на нем, что необходимо для достижения трансформирующего эффекта.

Хотя описанный здесь процесс изменений в ходе арт-терапевтических сессий с применением интерактивных изобразительных техник включает четыре этапа, они в значительной мере совпадают с трехчастной структурой драматерапевтического процесса. Так, например, начальный этап драматерапевтического процесса, свя­занный с исходным пребыванием в обыденной реальности, совпадает с первой ста­дией описанного нами четырехступенчатого цикла, называемой «формирование границ». Данная стадия является предпосылкой последующей более активной ин­теракции, поскольку позволяет структурировать взаимодействие членов группы и создать атмосферу безопасности.

Вхождение в драматическую реальность, связанное с началом второго этапа драматерапевтического процесса, совпадает со второй стадией четырехступенча­того цикла, которая называется «Преодоление границ». Последующее погружение в драматическую реальность и достижение драматической кульминации, также связанное со вторым этапом драматерапевтического процесса, совпадают с третьей стадией четырехступенчатого цикла («Хаос»).

Развязка драматического действия и выход из драматической реальности, свя­занные с третьим этапом драматерапевтического процесса, совпадают с четвертой стадией четырехступенчатого цикла изменений в арт-терапевтической работе.

Авторы также обратили внимание на то, что действия и переживания членов арт-терапевтической группы на второй и третьей стадиях четырехступенчатого цикла существенно отличаются от их действий и переживаний на начальной и завершаю­щей стадиях и во многом напоминают те действия и переживания, которые харак­терны для клиентов в момент их пребывания в драматической реальности.

Характеризуя процесс перехода из обыденной реальности в драматическую, Ан­дерсен-Уоррен и Грейнджер (2001) пишут: «Драматерапия обозначает различия между жизнью и искусством, повседневной реальностью и воображаемым миром, хотя делает это не столь явно, как театр. Во многом это связано с тем, что драматерапия базируется на фундаментальном театральном процессе... предполагающем вхождение человека в иную реальность, пребывание в ней и выход из нее... Драма­тическая сессия делится на три части... С одной стороны, драматерапевтическая сессия представляет собой непрерывный процесс; с другой стороны, это сочетание трех разных видов опыта, каждый из которых имеет определенные отличия от дру­гих. Так, первая стадия заключается в подготовке к взаимодействию с другими людьми и взаимному раскрытию, к активной работе воображения и совместным поступкам, мыслям и чувствам... Вторая стадия отличается более драматичным характером... Даже если действия не носят выраженного драматического оттенка, участники группы могут по-новому взглянуть на мир и прожить различные собы­тия совершенно по-новому. На третьей стадии к участникам возвращается при­вычный взгляд на мир и обычные способы поведения. Если содержанием второй стадии являлся обмен ролями с другими членами группы, отождествление с того или иного рода вымышленными персонажами и переход из обыденной реально­сти в альтернативную, воображаемую реальность, то третья, последняя стадия драматерапевтического процесса предполагает разотождествление с ролью и восста­новление привычной для членов группы идентичности» (с. 33-34).

Все это напоминает те изменения в поведении и переживаниях членов группы, которые наблюдались при использовании интерактивных арт-терапевтических техник. Однако, в отличие от драматерапевтической практики и тем более театра, арт-терапевтическая работа, как правило, не предполагает ни четкого обозначения театральной дистанции, ни следования определенному сценарию, ни сознательно­го распределения ролей и их исполнения. Вхождение в драматическую реальность, формирование драматической дистанции и отождествление членов группы с раз­ными ролями и ситуациями происходит в ходе арт-терапевтической работы во многих случаях спонтанно (хотя этому может способствовать использование пси­хотерапевтом некоторых специальных приемов).

Вхождению в драматическую реальность в драматерапевтическом процессе и в традиционном театре способствует структурирование того пространства, в кото­ром происходит действие. В театре, например, это достигается за счет разделения пространства зала на сцену и зрительскую аудиторию. В драматерапии структу­рирование пространства осуществляется за счет использования техник разогрева, изготовления масок и иного реквизита, подготовки сценария и определения места для последующих выступлений (хотя его физические границы могут четко не обо­значаться).

 

В арт-терапевтической работе, если речь не идет о сознательном использова­нии ведущим элементов драматерапевтического подхода, обозначение драматиче­ской дистанции и переход из обыденной реальности в драматическую и обратно происходят за счет следующих приемов:

• предварительного «разогрева» и настройки членов группы на последующее более активное взаимодействие;

• активизации воображения членов группы как за счет использования специ­альных техник (например, направленной или простой визуализации), так и непосредственно в ходе изобразительной работы;

• формирования мифопоэтической модели мира или иного имажинативного контекста взаимодействия членов группы;

«идентификации пациентов с художественными образами (как своими соб­ственными, так и созданными другими членами группы за счет механизма проективной идентификации), друг с другом, различными ролями и ситуа­циями;

• усиления ориентации членов группы на межличностное взаимодействие и общегрупповые процессы, что позволяет достичь фокусировки на опреде­ленных групповых событиях, с которыми связаны наиболее интенсивные драматические переживания (чему способствуют феномены интерстимуля­ции, интенсификации и взаимной индукции);

• перехода членов группы в процессе совместной работы на более глубокие уровни взаимодействия с проявлением внутренних (в том числе неосозна­ваемых) механизмов организации поведения;

• использования членами группы различных способов коммуникации, вклю­чая вербальный, проективно-знаковый/проективно-символический, сенсо-моторный и драматически-ролевой, что способствует более полному выра­жению переживаний пациентов и их активному взаимодействию.

Переход в драматическую реальность и пребывание в ней в значительной сте­пени связаны с активизацией воображения и идентификацией членов группы с различными образами и ситуациями, что неотделимо от ролевой игры. Как отме­чает Дженнингс (]епшп§5, 1998), «было бы более корректным говорить... о суще­ствовании по крайней мере двух реальностей — реальности повседневной и той реальности, которая связана с драматическим воображением... Мы входим в дра­матическую реальность, когда, например, говорим: "Давай-ка представим, что мы — чудовища" или "Представь, что ты находишься на морском побережье в Гре­ции"» (р. 117).

Развитие способности к идентификации с разными образами, персонажами и ситуациями, а также имитации поведения других людей и иных живых существ посредством ролевой игры тесно связаны с онтогенезом и освоением ребенком раз­ных видов игровой деятельности. Очевидно, что особенности индивидуального развития членов группы могут в значительной мере определять их способность к переходу в драматическую реальность и выходу из нее, а также то, в какой ме­ре они используют различные способы коммуникации и формы творческой экспрессии. Все это может зависеть и от характера имеющихся у членов группы пси­хических расстройств, характерологических радикалов, а также их культурного и социального опыта, институционального окружения и иных контекстуальных факторов.

Поскольку индивидуальные особенности членов группы во многом определя­ют характер их поведения, коммуникативные особенности и характерные для них способы и формы творческой экспрессии, автор счел возможным использовать в ходе арт-терапевтических сессий некоторые специальные методы оценки, в том числе те, которые применяются в драматерапии (например, методики составления «ролевой карты», опросника драматического развития).

Тесно связанным с феноменом идентификации является ролевое развитие и трансформация. Хотя данные феномены связывают главным образом с драматерапевтическим процессом, наши наблюдения за арт-терапевтической практикой позволяют констатировать, что они также характерны для некоторых видов арт-терапии.

Ролевое развитие и трансформация могут вести к расширению и изменению спектра используемых членами группы ролей, в том числе к их освобождению от внедренных доминирующей идеологией и культурой паттернов поведения и осво­ению ими тех ролей, которые в большей степени отвечают их природе, потребно­стям и задачам развития.

Наблюдения за арт-терапевтической работой при использовании изобразитель­ных техник интерактивного характера позволяют говорить о том, что определен­ные этапы групповой работы могут быть связаны с весьма интенсивными драма­тическими переживаниями. Эти переживания имеют то же содержание и структу­ру, что и переживания участников драматерапевтического процесса. С этими переживаниями связываются представления о достижении драматической развяз­ки сценического действия и катарсиса.

Как следует из приведенного нами описания четырехступенчатого цикла арт-терапевтической сессии, третья стадия данного цикла характеризуется наиболее интенсивными драматическими переживаниями членов группы, совпадающими с кульминационным моментом процесса. Представители драматерапевтического подхода часто связывают достижение психотерапевтических изменений с получе­нием членами группы катарсической разрядки при достижении пика драматиче­ских переживаний. На этом, в частности, основана концепция исцеляющего теат­ра Сью Дженнингс С1епшп§5, 1992а, Ь, 1994, 1997, 1998).

Наблюдаемый нами при использовании некоторых интерактивных арт-тера­певтических техник ритуальный характер действий членов группы, часто осуще­ствляемых в контексте определенной мифопоэтической картины мира, напомина­ет ритуальные формы поведения участников драматерапевтического процесса. Подобные ритуальные действия в ходе арт-терапевтической работы представля­ются весьма характерным феноменом группового поведения, проявляющегося в определенных обстоятельствах (в частности, при использовании недирективного подхода в форме динамических групп, мультимодальной арт-терапии, некоторых малоструктурированных арт-терапевтических техник). Ритуальные действия участ­ников арт-терапевтической группы нередко являются средством ее спонтанного структурирования и могут рассматриваться как отражение общегрупповых процес­сов. Неслучайно поэтому, что действия членов группы приобретают ритуальный характер именно в те моменты работы, которые отличаются усилением их ориен­тации на общегрупповые феномены. Ритуалы, по-видимому, связаны с проявле­нием интерстимуляции и взаимной индукции и могут способствовать получению и выражению членами группы драматического опыта.

Ритуальные формы поведения участников арт-терапевтических сессий являют­ся сложным феноменом, включающим как осознаваемые, так и неосознаваемые элементы. Хотя некоторые формы ритуального поведения могут иметь преимуще­ственно неосознанный характер и быть основанными на переживаниях примордиального уровня, было бы ошибочно их рассматривать вне контекстуальных влия­ний, в том числе без учета факторов институционального, семейного, культурного и политического характера. Неслучайно Дженнингс придает столь большое зна­чение исследованию паттернов ритуального поведения, усвоенных членами груп­пы на разных этапах их индивидуального развития и тесно связанных с их куль­турным и семейным опытом: «До недавнего времени, — пишет она, — антропологи были склонны рассматривать ритуалы в качестве транскультуральных феноменов, которые существуют во всех формах культуры. Определенные виды символиче­ской экспрессии при этом рассматривались как некие устойчивые элементы риту­ального поведения. Однако более продуктивно было бы ориентироваться на те специфические процессы ритуализации, которые свойственны тем или иным куль­турам и сообществам. Мы воспринимаем определенные жизненные события, та­кие как рождение или смерть человека, через призму ритуала, что обеспечивает возможность проработки связанного с ними опыта... Мы также ритуализируем раз­личные аспекты своей системы верований, с тем чтобы, используя те или иные формы символического дискурса, утвердить эту систему в собственных глазах и глазах окружающих. Все искусства — изобразительное искусство, музыка, танец, драма — в какой-то мере связаны с ритуалом... Ритуал, как и драма и театр, способ­ствует переходу из обыденной реальности в драматическую и обратно... Он позво­ляет сформировать определенные ожидания, поэтому знакомые нам культурные ритуалы имеют столь большое значение» (1998, р. 126).

Руководствуясь предлагаемой Дженнингс Оепшп§5,1998) схемой, иллюстриру­ющей динамику перехода из обыденной реальности в драматическую, и дополняя ее описанной нами моделью четырехступенчатого цикла изменений при исполь­зовании интерактивных арт-терапевтических техник и представлением о различ­ных способах внутригрупповой коммуникации, наблюдаемые групповые фено­мены можно проиллюстрировать схемой на рис. 6.

Данная схема показывает динамику изменений способов внутригрупповой ком­муникации и форм творческой экспрессии в арт-терапевтической группе при ее переходе из обыденной реальности в драматическую и обратно на разных стадиях описанного нами четырехступенчатого цикла. На схеме видно, что на начальной стадии (стадии «формирования границ») члены группы взаимодействуют преиму­щественно в рамках вербального, проективно-знакового и проективно-символического способов коммуникации. Данная стадия связана с пребыванием членов группы в обыденной реальности и их идентификацией с привычными ролями

и формами поведения. Обозначение ими границ личного пространства неотделимо от этих ролей и форм поведения и является «отправным пунктом» последующего «путешествия» в драматическую реальность. Использование иных способов коммуникации и форм творческой экспрессии, связанных с движением и танцем, пением и игрой на музыкальных инструментах или применением фонограмм, а также элементов ролевой игры, активизацией во­ображения, изобразительным творчеством, сочинением стихов, сказок и историй, может рассматриваться как предпосылка вхождения в драматическую реальность и происходить как спонтанно, так и путем использования определенных техник или интервенций. К ним можно отнести различные техники «разогрева», связан­ные с физическими упражнениями, художественной экспрессией, направленной и простой визуализацией и т. д.

 

Обыденная реальность

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...