Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте




 

Старший дошкольный возраст является сенситивным (чувствительным) для формирования воображения. Рассмотрим особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста, которые выделили психологи Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин. [11, с. 342]

Л. С. Выготский характеризует старший дошкольный возраст активизацией функции воображения: вначале воссоздающее воображение — позволяющее на раннем этапе представлять сказочные образы, а затем и творческое воображение — благодаря которому создается принципиально новый образ. В. В. Давыдов указывает на такую особенность воображения старших дошкольников, как подвижность образов воображения, умение отступить от шаблонного, избитого решения; создание нового, оригинального произведения; придумывание разных вариантов одной и той же темы. Эти особенности и определяют уровень творческого воображения. Образы и представления детей-дошкольников гибки и динамичны, что позволяет ребенку старшего дошкольного возраста вычленять разные свойства этих образов, переносить их на другие образы, создавать новые образы, — писал В. В. Давыдов. Д. Б. Эльконин утверждает, что развитие воображения детей связано, прежде всего, со специальными наглядно-образными задачами, условия которых задаются извне, а основания и цель таких задач связаны с осмыслением их условий. В возрасте пяти лет у детей появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Опорой служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Ребенок начинает сочинять сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Однако, воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно его взволновало, увлекло, поразило: прочитанная книга, увиденный мультфильм или новая игрушка. Рост произвольности воображения проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно подбирают готовое оборудование. [33, с. 406]

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста, прежде всего, проявляются в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых. Многие психологи считают, что именно в этом возрасте проблема развития воображения должна вставать на первые планы в воспитании ребёнка. Носителем социального опыта для ребёнка является взрослый. Взаимодействие ребёнка и взрослого порождают определённые формы психической деятельности. Автор психолого-педагогической теории амплификации, обогащения развития А.В. Запорожец подчёркивает огромное значение и самоценность специфически «детских» видов деятельности и форм общения. Становится актуальным поиск новых источников обогащения содержания детской деятельности и в этой связи - исследование влияние игр на развитие воображения именно в старшем дошкольном возрасте. Предпосылками к развитию воображения служат активность ребенка, его потребности в новых впечатлениях, в общении и самоутверждении. Источниками формирования воображения являются совместные действия взрослого и ребенка по перекомбинированию предметной среды, придание предмету несвойственных значений, создание взрослым мнимых ситуаций с участием ребенка, речевое общение, словесно-образная интерпретация взрослым чувственного опыта ребенка. [13, с. 316]

В исследованиях конкретных видов творческой деятельности дошкольников рассматривается развитие воображения как переход его от воссоздающих форм к более творческим. Нижней границей воображения авторы считают 2,5 - 4 года. Традиционным и общепринятым является утверждение о том, что воображение складывается к 3-4 годам на уровне развитой речи в процессе ролевой игры, когда ребенок создает развернутую мнимую ситуацию (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Воображение есть элемент символической функции и складывается вместе с речью в совместных действиях ребенка и взрослого по механизму социального наследования. Важнейший момент воображения - создание (видение) целостного образа раньше его частей.

Более старший дошкольный возраст (5-6 лет) рассматривается некоторыми психологами и педагогами как время становления продуктивной деятельности, когда развитие воображения зависит от специфического содержания действий. Позволительно предположить, что общие механизмы воображения складываются в этих временных границах. Как только ребенок начинает ходить и получает свободный доступ к предметам, наблюдается его стремление изменить предметную среду и варьировать свои действия. Предметы переносятся, переставляются ребёнком, соединяются, используются им в разных условиях и в разных значениях. Перекомбинирование предметной среды сопровождается яркими положительными эмоциями. Ребенок любуется результатом, хлопает в ладоши, зовет всех посмотреть. Все это позволяет характеризовать вариативные действия как предысторию игры, а способы их выполнения как материализованные формы воображения: разъединение-соединение, перенос в другие условия, одушевление, приписывание функций одного предмета другому. Мотивом выступает получение новых впечатлений и радость оттого, что создает их сам. В них выражен личностный элемент - игровое отношение ребенка к предмету. [18, с. 464]

По мере овладения фразовой речью ребенок начинает с помощью слова достраивать образ события по отдельным его элементам. Появляются рассказы - интерпретации по поводу рисунков, мультфильмов, нечетко воспринимаемых объектов отдельных звуков. На 3-м году жизни совершенствуются механизмы и способы перекомбинирования опыта. Варьирование расположениями предметов уменьшается, нарастает варьирование способами действий. В бытовые действия ребёнок включает элементы мнимого: «Пусть куколка посмотрит, как я делаю». Варьируются сюжеты игры, характеристики персонажей, позиция игрушек. Условное действие начинает достигать высокой схематизации, - оно выполняется на любом предмете и даже без предметов на основе слова (угощают молочком из ничего). Мнимые ситуации выражены словом, ярки и разнообразны. Игра развивается в логике действия (развернутый сюжет) и в логике образа,- сюжет расцвечивают мимикой, эмоцией, сопутствующими действиями. Речь-рассказ еще сопровождается условными действиями, но все чаще описываются действия словами. При этом образы становятся вариативными, наделяются необычными свойствами (добрая лиса, добрый волк и т.д.). Появляются специфические феномены воображения: личностные включения в сюжет, собственные концовки и варианты сказок, фантазийная ложь, страхи, идеальный образ хорошего ребенка, отдаленные намерения («Когда вырасту…»).

В возрасте от 3-х до 5 лет материальные действия перекомбинирования все больше заменяются словесными. Ребенок начинает «прикидывать», «примеривать» варианты, например: «Если кровь, надо йодом заливать? А если маленькая ранка?.. А если крохотулечная? А если сильно кровь идет?». Варьирование становится воображаемым. Мнимые ситуации динамичны и вариативны, что достигается словесным дополнением сюжета; игра продолжается несколько дней и включает рассказы о действиях персонажей в прошлом. Сюжет создается легко; достаточно короткой реплики- подсказки, и ребенок входит в роль. Яркие образы побуждают обставлять игру многочисленными атрибутами, предпочитать детализированные, реалистические игрушки условным заместителям.

Существенно изменяются представления, ребенок свободно оперирует ими. Услышанную фразу или сценку дополняет до целостного образа множеством привлеченных элементов (увидев в мультфильме, что царь утонул, добавляет: «А царица ждала-ждала его, так и не дождалась»). Наблюдается своеобразная игра в трансформацию образов, типа: «Если бы эта канава была широкая-широкая, то какая бы стала улица?» Умение представить обстоятельства и соотнести детали снижает фантазийную ложь. Страхи остаются, но ребенок понимает их необоснованность. [27, с. 400]

Личностные включения в литературные сюжеты связываются с заданными обстоятельствами: ребенок уже не меняет событий, но оплакивает героя в безысходной ситуации или говорит,- я бы так не делал. Образы - идеалы также приобретают детализированный характер. В рассказах о хорошей кукле слышится набор идеальных качеств и поступков, они отражают намерения ребенка, но далеко не всегда реальное поведение. К 5 годам усиливается планирующая функция воображения. Выходя играть, подбирают игрушки к определенному сюжету. Представляют двуплановое развитие сюжета: ты делай то-то, а я буду делать то-то. Действия партнера начинают представлять на несколько ходов вперед. Создаются реальные условия для ролевой игры. Но в групповой игре снижается детализация и артистичность, дети начинают действовать усредненно, «как бывает». Воображение начинает обслуживать продуктивную деятельность. Предметы заранее примеривают к разным функциям и сюжетам. Начинают собирать впрок на будущее всякие проволочки, пуговки в расчете пристроить их к чему-то. Появляются намерения нарисовать то-то и так-то, - предварительные действия в воображаемом плане. Появляются технические фантазии («Чтобы кроватка летала») и предметные роли: я трактор, я шайба и т.д. Ребенок пытается смоделировать технические устройства неадекватными средствами - ролью. Яркие детализированные образы побуждают к изображению, но они же усиливают критичность самооценки, что может надолго оттолкнуть от рисования («Корова какая-то получается»). [27, с. 400]

В рисунках и постройках словесные дополнения значительно богаче изображения. Приведенные факты позволяют сказать, что к 4-м годам обособляется мир фантазии, и ребенок занимает отстраненную позицию. Образы становятся динамичными, меняются в меняющихся обстоятельствах, их используют для мысленного «проигрывания» реальных ситуаций. На 5 - 6 году усиливается планирующая функция воображения как предварительная подготовка средств и «проигрывание» будущих действий.

В старшем дошкольном возрасте, когда появляется производительность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер. Творческое воображение детей проявляется в сюжетно- ролевых играх. К концу дошкольного периода детства воображение у детей представлено в двух основных формах:

· произвольное, самостоятельное порождение ребёнком какой-либо идеи;

· возникновение воображаемого плана её реализации.

Появление произвольного воображения психологи связывают с усложнением деятельности и общения детей. В частности, первые образы произвольного воображения создаются ребенком под влиянием словесных воздействий взрослого в сюжетно-ролевой игре.

Выделим еще несколько характерных для воображения старших дошкольников особенностей. В процессе создания творческих образов дети старшего дошкольного возраста пользуются как комбинированием ранее полученных представлений (представлений памяти), так и их преобразованием, осуществляемым путем анализа и синтеза имеющихся представлений и актуальных восприятий. Широко распространенным приемом создания творческих образов служит гипербола. Преднамеренно, порой гротескно, преувеличивая какие-либо качества объектов или явлений, доводя их до крайности, абсолютизируя, дети старшего дошкольного возраста создают резкие противоположности, доступные пониманию. Так, например, в рассказах и сказках, сочинённых детьми, даже главные герои описываются без полутонов и нюансов. Главные герои, либо воплощение всех отрицательных качеств, либо — «ангелы во плоти». Хорошо известна также анимистичность образов, создаваемых детьми. Часто в своем воображении ребенок наделяет неодушевленные предметы атрибутами живого, придают мертвой материи, физическим явлениям антропоморфические черты. [31, с. 287]

Высокого уровня развития достигает мышление по аналогии. В плане воображения старшие дошкольники легко переносят качества одного предмета на другой, нередко прибегают к метафорам. Таким образом, Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка. Итак, проанализировав особенности воображения детей старшего дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы. [30, с. 287]

Итак, воображение детей старшего дошкольного возраста имеет следующие отличительные черты:

· в старшем дошкольном возрасте происходит становление особой деятельности воображения — фантазирование;

· ребенок осваивает приемы и средства создания новых образов;

· воображение приобретает произвольный характер, предполагающий создание замысла, его планирование и реализацию;

· воображение переходит во внутренний план, так как отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...