Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные методики диагностики развития воображения у дошкольников старшего возраста




 

 

Диагностика воображения дошкольника может проводится по нескольким методикам. Рассмотрим некоторые из них. Методики предназначены для детей 5-7лет.

Методика» Солнце в комнате»

Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности ребенка превращать «нереальное» в «реальное» в контексте ситуации. Для занятия необходимо подготовить картинку с изображением комнаты, в которой находится солнце и человек. Также понадобится карандаш.

Психолог показывает картинку ребенку. Дошкольник должен перечислить все, что он видит на картинке. После того, как он все перечислил, психолог предлагает обратить внимание на солнце в комнате. Есть ли здесь ошибка? Как можно исправить картинку, чтобы она была правильной?

Ребенок может воспользоваться карандашом или обойтись устным комментарием.

В ходе обработки данных учитываются ответы ребенка:

· Отсутствие ответа – один балл.

· Формальное устранение несоответствия (закрасить солнце, стереть его) – два балла.

· Более «сложное» устранение несоответствия: простой ответ (нарисовать в другом месте – на улице) – три балла, сложный ответ (переделать рисунок – превратить солнце в лампу) – четыре балла.

· Конструктивный ответ (разделить несоответствующий элемент с другими, сохранив условия ситуации: нарисовать окно, нарисовать вокруг солнца рамку) – пять баллов.[3, с. 96]

Методика «Как спасти зайку»

Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Для занятия понадобится:

· блюдце,

· ведерка,

· деревянная палочка,

· сдутый воздушный шарик,

· лист бумаги,

· фигурка зайки.

Все предметы раскладывают на столе перед ребенком. Психолог берет в руки зайчика и рассказывает про него историю: «Это зайка. Однажды он решил поплавать в море на корабле и уплыл очень далеко. Начался шторм, поднялись волны, зайка стал тонуть. Но мы с тобой можем спасти зайку. Для этого мы можем воспользоваться предметами, которые лежат перед тобой. С помощью какого предмета ты бы спас зайку».

Выполнение задания оценивается по нескольким уровням.

· Ребенок выбирает предметы, которые можно использовать в готовом виде – ведерко, блюдце, палочку, с помощью которой можно спасти зайку – один балл.

· Ребенок предлагает использовать предмет в не совсем стандартном виде – например, палочку использовать в качестве бревна, на котором зайка доплывет до берега – два балла.

· Дети выбирают более комплексный и сложный вариант, используя в качестве основы преобразование наличного материла – например, надуть шарик, чтобы зайка на нем улетел, или сделать кораблик из листа – три балла.[1, с. 120]

Диагностика уровня развития воображения

Методика «Где чье место?»

Для того чтобы так играть, надо уйти от конкретности и реальности (в данном случае вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком — общение взрослого с ним (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой. Иными словами, ребенок должен проявить свое воображение.

На этом принципе и основана игра-методика «Где чье место?». Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.

Для проведения этой методики-игры используется следующий рисунок (см рисунок 1). Отдельно вырезаются кружки-вставки (см рисунок 2).

Инструкция: «Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные» места. Объясни, почему они там оказались».

Оценка: в зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.

Первый уровень: дети испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на «чужие» места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же удается добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: «Кошка на клумбе потому, что она спряталась», «Собака в пруду потому, что она спряталась» и т.п.

 

Рисунок 1 – Для методики «Где чьё место?»

Рисунок 2 – Кружки-вставки для методики «Где чьё место?»

Второй уровень: особых проблем при выполнении этого задания дети испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, как только экспериментатор попросит рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольников этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере малыши стараются это доказать. «В прошлом году на даче я как кошка залезла на дерево (помещает кошку на дерево), папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться (ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)» и т.п.

Третий уровень: дети без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение, прищуриваются и т.д. Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя какую-либо роль, исходя из которой он и будет вести объяснения. Например, «Я волшебник, я оживлю эту картинку», а затем следует фантазия-рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: «На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер (ребенок начинает дуть), и все предметы разбежались». Далее следует сказочный сюжет. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даются объяснения тогда, когда они ставят предметы сами, чем, когда их просят рассказать о предметах, размещенных кем-то другим. Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить «чужое», то они должны проникнуть в «чужой» замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют. [1, с. 120]

 

Внимание само по себе не является познавательным процессом, она обеспечивает условия его протекания (ощущение, восприятие, память, мышление), переживания и т. Внимание - форма организации психической деятельности человека, которая заключается в направленности и сосредоточенности сознания на объектах, обеспечивающих их выразительное отражение.

Проанализировав литературу по теме исследования, мы можем выделить следующие функции внимания:

1. Выбор значимых предметов, которые отвечают потребностям или действиям индивида.

2. Игнорирование (торможение) воздействий других предметов, явлений, событий.

3. Сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания до тех пор, пока не [8] завершится акт познания, пока не будет достигнута цель.

4. Регулирование и контроль протекания деятельности.

Ученые выделяют следующие виды внимания

1. В зависимости от условий возникновения (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное);

2. В зависимости от сосредоточения внимания или продолжительности (стойка, неустойчивая);

3. В зависимости от направленности (внешняя, внутренняя)

Непроизвольное внимание - это внимание, образующееся в ходе взаимоотношений человека со средой вне его сознательного намерения. Часто непроизвольное внимание называют пассивным вниманием.

Перечислим причины обуславливающие возникновение и поддержание непроизвольного внимания.

Первая группа - причины, касающиеся особенностей самого раздражителя:

1. Степень интенсивности раздражителя.

2. Контраст между раздражителями.

3. Новизна или необычность раздражителя.

4. Пространственные изменения или движение раздражителя по отношению к органам чувств.

Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание - потребности личности.

Третья группа причин, вызывающих и поддерживающих непроизвольное внимание - чувствао, связанные с теми объектами, которые воспринимаются и той деятельностью, которая выполняется.

Четвертая группа причин - влияние предыдущего опыта, ожидания соответствующих впечатлений, общая направленность личности, ее интересы.

Внимание само по себе не является познавательным процессом, она обеспечивает условия его протекания (ощущение, восприятие, память, мышление), переживания и т. Внимание - форма организации психической деятельности человека, которая заключается в направленности и сосредоточенности сознания на объектах, обеспечивающих их выразительное отражение.

Проанализировав литературу по теме исследования, мы можем выделить следующие функции внимания:

1. Выбор значимых предметов, которые отвечают потребностям или действиям индивида.

2. Игнорирование (торможение) воздействий других предметов, явлений, событий.

3. Сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания до тех пор, пока не [8] завершится акт познания, пока не будет достигнута цель.

4. Регулирование и контроль протекания деятельности.

Ученые выделяют следующие виды внимания

1. В зависимости от условий возникновения (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное);

2. В зависимости от сосредоточения внимания или продолжительности (стойка, неустойчивая);

3. В зависимости от направленности (внешняя, внутренняя)

Непроизвольное внимание - это внимание, образующееся в ходе взаимоотношений человека со средой вне его сознательного намерения. Часто непроизвольное внимание называют пассивным вниманием.

Перечислим причины обуславливающие возникновение и поддержание непроизвольного внимания.

Первая группа - причины, касающиеся особенностей самого раздражителя:

1. Степень интенсивности раздражителя.

2. Контраст между раздражителями.

3. Новизна или необычность раздражителя.

4. Пространственные изменения или движение раздражителя по отношению к органам чувств.

Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание - потребности личности.

Третья группа причин, вызывающих и поддерживающих непроизвольное внимание - чувствао, связанные с теми объектами, которые воспринимаются и той деятельностью, которая выполняется.

Четвертая группа причин - влияние предыдущего опыта, ожидания соответствующих впечатлений, общая направленность личности, ее интересы.

Внимание само по себе не является познавательным процессом, она обеспечивает условия его протекания (ощущение, восприятие, память, мышление), переживания и т. Внимание - форма организации психической деятельности человека, которая заключается в направленности и сосредоточенности сознания на объектах, обеспечивающих их выразительное отражение.

Проанализировав литературу по теме исследования, мы можем выделить следующие функции внимания:

1. Выбор значимых предметов, которые отвечают потребностям или действиям индивида.

2. Игнорирование (торможение) воздействий других предметов, явлений, событий.

3. Сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания до тех пор, пока не [8] завершится акт познания, пока не будет достигнута цель.

4. Регулирование и контроль протекания деятельности.

Ученые выделяют следующие виды внимания

1. В зависимости от условий возникновения (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное);

2. В зависимости от сосредоточения внимания или продолжительности (стойка, неустойчивая);

3. В зависимости от направленности (внешняя, внутренняя)

Непроизвольное внимание - это внимание, образующееся в ходе взаимоотношений человека со средой вне его сознательного намерения. Часто непроизвольное внимание называют пассивным вниманием.

Перечислим причины обуславливающие возникновение и поддержание непроизвольного внимания.

Первая группа - причины, касающиеся особенностей самого раздражителя:

1. Степень интенсивности раздражителя.

2. Контраст между раздражителями.

3. Новизна или необычность раздражителя.

4. Пространственные изменения или движение раздражителя по отношению к органам чувств.

Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание - потребности личности.

Третья группа причин, вызывающих и поддерживающих непроизвольное внимание - чувствао, связанные с теми объектами, которые воспринимаются и той деятельностью, которая выполняется.

Четвертая группа причин - влияние предыдущего опыта, ожидания соответствующих впечатлений, общая направленность личности, ее интересы.

Внимание само по себе не является познавательным процессом, она обеспечивает условия его протекания (ощущение, восприятие, память, мышление), переживания и т. Внимание - форма организации психической деятельности человека, которая заключается в направленности и сосредоточенности сознания на объектах, обеспечивающих их выразительное отражение.

Проанализировав литературу по теме исследования, мы можем выделить следующие функции внимания:

1. Выбор значимых предметов, которые отвечают потребностям или действиям индивида.

2. Игнорирование (торможение) воздействий других предметов, явлений, событий.

3. Сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания до тех пор, пока не [8] завершится акт познания, пока не будет достигнута цель.

4. Регулирование и контроль протекания деятельности.

Ученые выделяют следующие виды внимания

1. В зависимости от условий возникновения (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное);

2. В зависимости от сосредоточения внимания или продолжительности (стойка, неустойчивая);

3. В зависимости от направленности (внешняя, внутренняя)

Непроизвольное внимание - это внимание, образующееся в ходе взаимоотношений человека со средой вне его сознательного намерения. Часто непроизвольное внимание называют пассивным вниманием.

Перечислим причины обуславливающие возникновение и поддержание непроизвольного внимания.

Первая группа - причины, касающиеся особенностей самого раздражителя:

1. Степень интенсивности раздражителя.

2. Контраст между раздражителями.

3. Новизна или необычность раздражителя.

4. Пространственные изменения или движение раздражителя по отношению к органам чувств.

Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание - потребности личности.

Третья группа причин, вызывающих и поддерживающих непроизвольное внимание - чувствао, связанные с теми объектами, которые воспринимаются и той деятельностью, которая выполняется.

Четвертая группа причин - влияние предыдущего опыта, ожидания соответствующих впечатлений, общая направленность личности, ее интересы.

Внимание само по себе не является познавательным процессом, она обеспечивает условия его протекания (ощущение, восприятие, память, мышление), переживания и т. Внимание - форма организации психической деятельности человека, которая заключается в направленности и сосредоточенности сознания на объектах, обеспечивающих их выразительное отражение.

Проанализировав литературу по теме исследования, мы можем выделить следующие функции внимания:

1. Выбор значимых предметов, которые отвечают потребностям или действиям индивида.

2. Игнорирование (торможение) воздействий других предметов, явлений, событий.

3. Сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания до тех пор, пока не [8] завершится акт познания, пока не будет достигнута цель.

4. Регулирование и контроль протекания деятельности.

Ученые выделяют следующие виды внимания

1. В зависимости от условий возникновения (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное);

2. В зависимости от сосредоточения внимания или продолжительности (стойка, неустойчивая);

3. В зависимости от направленности (внешняя, внутренняя)

Непроизвольное внимание - это внимание, образующееся в ходе взаимоотношений человека со средой вне его сознательного намерения. Часто непроизвольное внимание называют пассивным вниманием.

Перечислим причины обуславливающие возникновение и поддержание непроизвольного внимания.

Первая группа - причины, касающиеся особенностей самого раздражителя:

1. Степень интенсивности раздражителя.

2. Контраст между раздражителями.

3. Новизна или необычность раздражителя.

4. Пространственные изменения или движение раздражителя по отношению к органам чувств.

Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание - потребности личности.

Третья группа причин, вызывающих и поддерживающих непроизвольное внимание - чувствао, связанные с теми объектами, которые воспринимаются и той деятельностью, которая выполняется.

Четвертая группа причин - влияние предыдущего опыта, ожидания соответствующих впечатлений, общая направленность личности, ее интересы.

Внимание само по себе не является познавательным процессом, она обеспечивает условия его протекания (ощущение, восприятие, память, мышление), переживания и т. Внимание - форма организации психической деятельности человека, которая заключается в направленности и сосредоточенности сознания на объектах, обеспечивающих их выразительное отражение.

Проанализировав литературу по теме исследования, мы можем выделить следующие функции внимания:

1. Выбор значимых предметов, которые отвечают потребностям или действиям индивида.

2. Игнорирование (торможение) воздействий других предметов, явлений, событий.

3. Сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания до тех пор, пока не [8] завершится акт познания, пока не будет достигнута цель.

4. Регулирование и контроль протекания деятельности.

Ученые выделяют следующие виды внимания

1. В зависимости от условий возникновения (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное);

2. В зависимости от сосредоточения внимания или продолжительности (стойка, неустойчивая);

3. В зависимости от направленности (внешняя, внутренняя)

Непроизвольное внимание - это внимание, образующееся в ходе взаимоотношений человека со средой вне его сознательного намерения. Часто непроизвольное внимание называют пассивным вниманием.

Перечислим причины обуславливающие возникновение и поддержание непроизвольного внимания.

Первая группа - причины, касающиеся особенностей самого раздражителя:

1. Степень интенсивности раздражителя.

2. Контраст между раздражителями.

3. Новизна или необычность раздражителя.

4. Пространственные изменения или движение раздражителя по отношению к органам чувств.

Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание - потребности личности.

Третья группа причин, вызывающих и поддерживающих непроизвольное внимание - чувствао, связанные с теми объектами, которые воспринимаются и той деятельностью, которая выполняется.

Четвертая группа причин - влияние предыдущего опыта, ожидания соответствующих впечатлений, общая направленность личности, ее интересы.

Внимание само по себе не является познавательным процессом, она обеспечивает условия его протекания (ощущение, восприятие, память, мышление), переживания и т. Внимание - форма организации психической деятельности человека, которая заключается в направленности и сосредоточенности сознания на объектах, обеспечивающих их выразительное отражение.

Проанализировав литературу по теме исследования, мы можем выделить следующие функции внимания:

1. Выбор значимых предметов, которые отвечают потребностям или действиям индивида.

2. Игнорирование (торможение) воздействий других предметов, явлений, событий.

3. Сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания до тех пор, пока не [8] завершится акт познания, пока не будет достигнута цель.

4. Регулирование и контроль протекания деятельности.

Ученые выделяют следующие виды внимания

1. В зависимости от условий возникновения (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное);

2. В зависимости от сосредоточения внимания или продолжительности (стойка, неустойчивая);

3. В зависимости от направленности (внешняя, внутренняя)

Непроизвольное внимание - это внимание, образующееся в ходе взаимоотношений человека со средой вне его сознательного намерения. Часто непроизвольное внимание называют пассивным вниманием.

Перечислим причины обуславливающие возникновение и поддержание непроизвольного внимания.

Первая группа - причины, касающиеся особенностей самого раздражителя:

1. Степень интенсивности раздражителя.

2. Контраст между раздражителями.

3. Новизна или необычность раздражителя.

4. Пространственные изменения или движение раздражителя по отношению к органам чувств.

Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание - потребности личности.

Третья группа причин, вызывающих и поддерживающих непроизвольное внимание - чувствао, связанные с теми объектами, которые воспринимаются и той деятельностью, которая выполняется.

Четвертая группа причин - влияние предыдущего опыта, ожидания соответствующих впечатлений, общая направленность личности, ее интересы.

Внимание само по себе не является познавательным процессом, она обеспечивает условия его протекания (ощущение, восприятие, память, мышление), переживания и т. Внимание - форма организации психической деятельности человека, которая заключается в направленности и сосредоточенности сознания на объектах, обеспечивающих их выразительное отражение.

Проанализировав литературу по теме исследования, мы можем выделить следующие функции внимания:

1. Выбор значимых предметов, которые отвечают потребностям или действиям индивида.

2. Игнорирование (торможение) воздействий других предметов, явлений, событий.

3. Сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания до тех пор, пока не [8] завершится акт познания, пока не будет достигнута цель.

4. Регулирование и контроль протекания деятельности.

Ученые выделяют следующие виды внимания

1. В зависимости от условий возникновения (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное);

2. В зависимости от сосредоточения внимания или продолжительности (стойка, неустойчивая);

3. В зависимости от направленности (внешняя, внутренняя)

Непроизвольное внимание - это внимание, образующееся в ходе взаимоотношений человека со средой вне его сознательного намерения. Часто непроизвольное внимание называют пассивным вниманием.

Перечислим причины обуславливающие возникновение и поддержание непроизвольного внимания.

Первая группа - причины, касающиеся особенностей самого раздражителя:

1. Степень интенсивности раздражителя.

2. Контраст между раздражителями.

3. Новизна или необычность раздражителя.

4. Пространственные изменения или движение раздражителя по отношению к органам чувств.

Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание - потребности личности.

Третья группа причин, вызывающих и поддерживающих непроизвольное внимание - чувствао, связанные с теми объектами, которые воспринимаются и той деятельностью, которая выполняется.

Четвертая группа причин - влияние предыдущего опыта, ожидания соответствующих впечатлений, общая направленность личности, ее интересы.

Внимание само по себе не является познавательным процессом, она обеспечивает условия его протекания (ощущение, восприятие, память, мышление), переживания и т. Внимание - форма организации психической деятельности человека, которая заключается в направленности и сосредоточенности сознания на объектах, обеспечивающих их выразительное отражение.

Проанализировав литературу по теме исследования, мы можем выделить следующие функции внимания:

1. Выбор значимых предметов, которые отвечают потребностям или действиям индивида.

2. Игнорирование (торможение) воздействий других предметов, явлений, событий.

3. Сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания до тех пор, пока не [8] завершится акт познания, пока не будет достигнута цель.

4. Регулирование и контроль протекания деятельности.

Ученые выделяют следующие виды внимания

1. В зависимости от условий возникновения (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное);

2. В зависимости от сосредоточения внимания или продолжительности (стойка, неустойчивая);

3. В зависимости от направленности (внешняя, внутренняя)

Непроизвольное внимание - это внимание, образующееся в ходе взаимоотношений человека со средой вне его сознательного намерения. Часто непроизвольное внимание называют пассивным вниманием.

Перечислим причины обуславливающие возникновение и поддержание непроизвольного внимания.

Первая группа - причины, касающиеся особенностей самого раздражителя:

1. Степень интенсивности раздражителя.

2. Контраст между раздражителями.

3. Новизна или необычность раздражителя.

4. Пространственные изменения или движение раздражителя по отношению к органам чувств.

Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание - потребности личности.

Третья группа причин, вызывающих и поддерживающих непроизвольное внимание - чувствао, связанные с теми объектами, которые воспринимаются и той деятельностью, которая выполняется.

Четвертая группа причин - влияние предыдущего опыта, ожидания соответствующих впечатлений, общая направленность личности, ее интересы.

Внимание само по себе не является познавательным процессом, она обеспечивает условия его протекания (ощущение, восприятие, память, мышление), переживания и т. Внимание - форма организации психической деятельности человека, которая заключается в направленности и сосредоточенности сознания на объектах, обеспечивающих их выразительное отражение.

Проанализировав литературу по теме исследования, мы можем выделить следующие функции внимания:

1. Выбор значимых предметов, которые отвечают потребностям или действиям индивида.

2. Игнорирование (торможение) воздействий других предметов, явлений, событий.

3. Сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания до тех пор, пока не [8] завершится акт познания, пока не будет достигнута цель.

4. Регулирование и контроль протекания деятельности.

Ученые выделяют следующие виды внимания

1. В зависимости от условий возникновения (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное);

2. В зависимости от сосредоточения внимания или продолжительности (стойка, неустойчивая);

3. В зависимости от направленности (внешняя, внутренняя)

Непроизвольное внимание - это внимание, образующееся в ходе взаимоотношений человека со средой вне его сознательного намерения. Часто непроизвольное внимание называют пассивным вниманием.

Перечислим причины обуславливающие возникновение и поддержание непроизвольного внимания.

Первая группа - причины, касающиеся особенностей самого раздражителя:

1. Степень интенсивности раздражителя.

2. Контраст между раздражителями.

3. Новизна или необычность раздражителя.

4. Пространственные изменения или движение раздражителя по отношению к органам чувств.

Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание - потребности личности.

Третья группа причин, вызывающих и поддерживающих непроизвольное внимание - чувствао, связанные с теми объектами, которые воспринимаются и той деятельностью, которая выполняется.

Четвертая группа причин - влияние предыдущего опыта, ожидания соответствующих впечатлений, общая направленность личности, ее интересы.

Внимание само по себе не является познавательным процессом, она обеспечивает условия его протекания (ощущение, восприятие, память, мышление), переживания и т. Внимание - форма организации психической деятельности человека, которая заключается в направленности и сосредоточенности сознания на объектах, обеспечивающих их выразительное отражение.

Проанализировав литературу по теме исследования, мы можем выделить следующие функции внимания:

1. Выбор значимых предметов, которые отвечают потребностям или действиям индивида.

2. Игнорирование (торможение) воздействий других предметов, явлений, событий.

3. Сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания до тех пор, пока не [8] завершится акт познания, пока не будет достигнута цель.

4. Регулирование и контроль протекания деятельности.

Ученые выделяют следующие виды внимания

1. В зависимости от условий возникновения (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное);

2. В зависимости от сосредоточения внимания или продолжительности (стойка, неустойчивая);

3. В зависимости от направленности (внешняя, внутренняя)

Непроизвольное внимание - это внимание, образующееся в ходе взаимоотношений человека со средой вне его сознательного намерения. Часто непроизвольное внимание называют пассивным вниманием.

Перечислим причины обуславливающие возникновение и поддержание непроизвольного внимания.

Первая группа - причины, касающиеся особенностей самого раздражителя:

1. Степень интенсивности раздражителя.

2. Контраст между раздражителями.

3. Новизна или необычность раздражителя.

4. Пространственные изменения или движение раздражителя по отношению к органам чувств.

Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание - потребности личности.

Третья группа причин, вызывающих и поддерживающих непроизвольное внимание - чувствао, связанные с теми объектами, которые воспринимаются и той деятельностью, которая выполняется.

Четвертая группа причин - влияние предыдущего опыта, ожидания соответствующих впечатлений, общая направленность личности, ее интересы.

Внимание само по себе не является познавательным процессом, она обеспечивает условия его протекания (ощущение, восприятие, память, мышление), переживания и т. Внимание - форма организации психической деятельности человека, которая заключается в направленности и сосредоточенности сознания на объектах, обеспечивающих их выразительное отражение.

Проанализировав литературу по теме исследования, мы можем выделить следующие функции внимания:

1. Выбор значимых предметов, которые отвечают потребностям или действиям индивида.

2. Игнорирование (торможение) воздействий других предметов, явлений, событий.

3. Сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания до тех пор, пока не [8] завершится акт познания, пока не будет достигнута цель.

4. Регулирование и контроль протекания деятельности.

Ученые выделяют следующие виды внимания

1. В зависимости от условий возникновения (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное);

2. В зависимости от сосредоточения внимания или продолжительности (стойка, неустойчивая);

3. В зависимости от направленности (внешняя, внутренняя)

Непроизвольное внимание - это внимание, образующееся в ходе взаимоотношений человека со средой вне его сознательного намерения. Часто непроизвольное внимание называют пассивным вниманием.

Перечислим причины обуславливающие возникновение и поддержание непроизвольного внимания.

Первая группа - причины, касающиеся особенностей самого раздражителя:

1. Степень интенсивности раздражителя.

2. Контраст между раздражителями.

3. Новизна или необычность раздражителя.

4. Пространственные изменения или движение раздражителя по отношению к органам чувств.

Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание - потребности личности.

Третья группа причин, вызывающих и поддерживающих непроизвольное внимание - чувствао, связанные с теми объектами, которые воспринимаются и той деятельностью, которая выполняется.

Четвертая группа причин - влияние предыдущего опыта, ожидания соответствующих впечатлений, общая направленность личности, ее интересы.

Внимание само по себе не является познавательным процессом, она обеспечивает условия его протекания (ощущение, восприятие, память, мышление), переживания и т. Внимание - форма организации психической деятельности человека, которая заключается в направленности и сосредоточенности сознания на объектах, обеспечивающих их выразительное отражение.

Проанализировав литературу по теме исследования, мы можем выделить следующие функции внимания:

1. Выбор значимых предметов, которые отвечают потребностям или действиям индивида.

2. Игнорирование (торможение) воздействий других предметов, явлений, событий.

3. Сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания до тех пор, пока не [8] завершится акт познания, пока не будет достигнута цель.

4. Регулирование и контроль протекания деятельности.

Ученые выделяют следующие виды внимания

1. В зависимости от условий возникновения (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное);

2. В зависимости от сосредоточения внимания или продолжительности (стойка, неустойчивая);

3. В зависимости от направленности (внешняя, внутренняя)

Непроизвольное внимание - это внимание, образующееся в ходе взаимоотношений человека со средой вне его сознательного намерения. Часто непроизвольное внимание называют пассивным вниманием.

Перечислим причины обуславливающие возникновение и поддержание непроизвольного внимания.

Первая группа - причины, касающиеся особенностей самого раздражителя:

1. Степень интенсивности раздражителя.

2. Контраст между раздражителями.

3. Новизна или необычность раздражителя.

4. Пространственные изменения или движение раздражителя по отношению к органам чувств.

Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание - потребности личности.

Третья группа причин, вызывающих и поддерживающих непроизвольное внимание - чувствао, связанные с теми объектами, которые воспринимаются и той деятельностью, которая выполняется.

Четвертая группа причин - влияние предыдущего опыта, ожидания соответствующих впечатлений, общая направленность личности, ее интересы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...