Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет. Многоуровневый регионализм в странах Евросоюза.




Билет Ниццкий договор

Ниццкий договор
Подготовлен 11 декабря 2000 года
Подписан - место 26 февраля 2001 года Ницца, Франция
Вступил в силу с 1 февраля 2003 года
Подписан 2001 Страны-члены ЕС

Ниццкий договор был подписан европейскими лидерами 26 февраля 2001 года и вступил в силу 1 февраля 2003 года. Он внес изменения в Маастрихтский договор (или Договор о Европейском союзе), а также Римский договор (или Договор о создании Европейского сообщества). Ниццкий договор реформировал институциональную структуру Европейского союза для расширения на восток, т.е. способствовал задаче, которая была изначально поставлена Амстердамским договором, но не была решена на текущий момент.

Вступление договора в силу некоторое время было под сомнением после его отклонения гражданами Ирландии, на референдуме в июне 2001. В результате договор был принят лишь после повторного референдума, состоявшемся чуть более года спустя

Согласно официальному определению главной целью Договора является завершение процесса подготовки к функционированию институтов в рамках Европейского Союза, начатого Амстердамским договором. Общая ориентация на подготовку к расширению и стремление предотвратить и минимизировать риски, связанные со вступлением большой группы новых государств-членов.

Реформируются практически все институты Евросоюза. Меняется численный состав и полномочия Европейского парламента. Пересматривается и строго фиксируется количество голосов, которое имеет каждое государство-член в Совете ЕС. Одновременно вносятся изменения в процедуру голосования и определяется квотум и порог численного большинства, необходимый для принятия решений (обязательна сумма голосов устанавливается не только для государств-членов, но и для всех государств-кандидатов на вступление в ЕС).

Договор предусматривает масштабную реформу судовой системы ЕС. Вводится такая структура судовых инстанций как Суд ЕС, Суд первой инстанции (СПИ) и специализированные судебные палаты. СПИ приобретает фактически статуса суда общей юрисдикции и наделяется соответствующей компетенцией. Детали изменений, которые проводятся, фиксируются в новом Уставе Суда ЕС, который прилагается к Ниццкому договору и дополняется дальнейшими решениями Совета ЕС.

10 билет

Договор о присоединение 2003г (Афины)- договор, который учреждает Конституцию для Европы. (450 статей,4 главы)

1 глава: континентальное устройство

2 глава: хартия союза об основных правилах

3 глава: политика и функционирование ЕС

4 глав: как Конституция должна вступать в силу

Так же протоколы о суде и о центральных банках.

 

Задача: Упростить внутреннюю структуру. Предполагалось сохранить только договор о ЕвраАтоме(Европейское сообщество по атомной энергии)

 

Билет 12

Конституция ЕС (полное официальное название — Договор о введении Конституции для Европы) — международный договор, призванный играть роль конституции Европейского союза и заменить все прежние учредительные акты ЕС. Подписан в Риме 29 октября 2004. В силу не вступил. В настоящее время возможность вступления его в силу не рассматривается ввиду подписания Лиссабонского договора.

История

Вопрос о необходимости изменения принципов управления Евросоюзом и структуры руководящих органов встал в 1990-е годы, когда стало очевидно, что в ближайшем будущем произойдёт самое масштабное в истории расширение ЕС (с 15 до 25 членов). До сих пор в ЕС при принятии важнейших решений действовал принцип консенсуса — но с расширением состава возникала вероятность того, что самые важные решения окажутся надолго заблокированными.

Решение о начале работ по созданию общеевропейской конституции было принято на саммите ЕС в декабре 2001. Рабочий орган по разработке проекта конституции получил название конвент, возглавил его бывший Президент Франции Валери Жискар д`Эстен.

Работа над проектом конституции длилась три года. Окончательный текст документа был одобрен на специальном саммите ЕС в июне 2004.

29 октября 2004 главы всех 25-ти государств-членов Евросоюза подписали в Риме новую европейскую конституцию. Уникальность этого документа состоит в том, что он появился сразу на 20-ти языках и стал самой пространной и всеобъемлющей конституцией в мире. Европейская конституция, по мнению её авторов, должна была способствовать появлению общеевропейского самосознания и сделать ЕС моделью нового миропорядка.

Проект Конституции упорядочивает правовые основы всех договоров, заключённых между странами Евросоюза.

Документ содержал 450 статей: 4 части

1 ч: Конституционное устройство.

2 ч: хартия союза об основных правах

3 ч: политика и деятельность ЕС

4 ч: как Конституция должна вступать в силу

+протоколы о суде

 

Конституция меняет структуру и функции институтов ЕС:

· В Совете ЕС предусмотрена должность президента. Сейчас пост главы Совета по принципу ротации каждые полгода передаётся от одной страны ЕС другой — согласно Конституции, президент должен был назначаться Советом сроком на 2,5 года.

· Предусмотрена также должность министра иностранных дел ЕС, который, по мысли авторов, должен представлять единую европейскую внешнюю политику.

· Проект Конституции предполагал сокращение состава Еврокомиссии: сейчас действует принцип «одна страна — один еврокомиссар», но с 2014 года число еврокомиссаров должно было составить две трети от числа стран-членов.

· Проект Конституции расширял полномочия Европарламента, который, как предполагалось, должен был не только утверждать бюджет, но и заниматься проблемами, связанными с состоянием гражданских свобод, пограничного контроля и иммиграции, сотрудничества судебных и правоохранительных структур всех стран ЕС.

 

Проект конституции, среди прочего, предполагал отказ от принципа консенсуса и замену его на принцип так называемого «двойного большинства»: решение по большинству вопросов (кроме вопросов внешней политики и безопасности, социального обеспечения, налогообложения и культуры, где сохраняется принцип консенсуса) считается принятым, если за него проголосовали не менее 15 стран-членов, представляющих не менее 65 % населения всего союза. У отдельных государств не будет существовать «права вето», однако, если постановление Совета ЕС вызывает недовольство одной страны, она сможет остановить его действие при условии, что её поддержат ещё как минимум 3 других государства.

 

Ратификация

Для вступления Конституции в силу её должны были ратифицировать все страны ЕС. Если хотя бы одна страна-член не ратифицирует Конституцию, она не вступит в силу; но это не приведёт к распаду ЕС, поскольку в таком случае все предыдущие договоры, подписанные его членами, останутся в силе.

Разные страны приняли различные варианты ратификации — голосованием в парламенте или на всенародном референдуме.

В половине стран, руководство которых решилось на референдумы, имеется сильная оппозиция идее общеевропейского единства: к ним относятся Дания, Великобритания, Польша (она вступила в Евросоюз лишь в 2004, но с самого начала заявляла о своих особых претензиях на одно из лидирующих мест в ЕС), Франция и Нидерланды.

На саммите ЕС 22-23 июня 2007 достигнута принципиальная договорённость о разработке вместо Конституции «Договора о реформе» — облегчённой версии, содержащей главным образом положения о порядке функционирования институтов ЕС в новых условиях. Такой договор был подписан в Лиссабоне 13 декабря 2007.

13 билет.Лиссабонской договор

Со времени отклонения проекта Конституции ЕС и вплоть до конца 2007 г. выдвигалось немало вариантов возрождения документа. На протяжении 2007 г. Европейский союз под председательством сначала Германии, а затем Португалии готовил документ, призванный заменить нератифицированный проект Конституции ЕС. Новый базовый договор должен был учесть реалии Европейского союза, число членов которого к 2007 г. выросло с 15 до 27 стран. В этих условиях главной проблемой стала необходимость политического и институционального реформирования ЕС, не приспособленного к управлению 27 странами-членами. Результатом долгих поисков путей институциональных преобразований и политического реформирования Европейского союза стала разработка Договора о реформе (Лиссабонского договора). Новый базовый договор был подписан лидерами всех стран - членов ЕС 13 декабря 2007 г. в Лиссабоне. Для его вступления в силу необходимо, чтобы каждая страна-член ратифицировала новый документ.

Лиссабонский договор является облегченным вариантом Европейской конституции, принятие которой сорвалось после провала референдумов во Франции и Нидерландах в 2005 году. Документ содержит ряд положений по реформированию Европейского союза, направленных на углубление его интеграции и оптимизацию работы его органов.

" Европейский союз становится правосубъектным ". Это означает, что ЕС может заключать международные договоры во всех сферах его компетенции в четырех случаях:

1. если это предусмотрено основополагающими договорами ЕС;

2. если того требует достижение целей, означенных в договорах;

3. если того требует юридически обязательный документ ЕС;

4. если данный договор может "повлиять на общие правила ЕС или изменить их".

Государства-члены имеют право заключать любой международный договор при условии, что он не противоречит соглашениям, подписанным ЕС или не относится к зоне компетенции Союза. Договором закреплена следующая процедура по заключению международных соглашения от лица ЕС: Совет ЕС дает согласие на проведение переговоров после получения на то соответствующих рекомендаций Еврокомиссии и Высокого представителя по внешней политике и политике безопасности, он также назначает главу делегации или представителя от ЕС и принимает решение о подписании договора. Европейский Парламент имеет совещательную роль, за исключением положений договора, к которым применимы юридические процедуры, и соглашений о присоединении к Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод.

Новый договор изменяет ценности и цели Европейского Союза (Ст. 2 и 3 Договора о ЕС). Договор о реформе изменяет название Договора об учреждении Европейских сообществ на Договор о функционировании ЕС, чем напрямую связывает его с Договором о ЕС и целями, которые он ставит перед объединенной Европой. Таким образом, принципы, рассматривавшиеся ранее как декларативные: защита граждан ЕС по всему миру, экономическое, социальное и территориальное единство, культурное многообразие и др., - наряду с социальными целями, становятся основополагающими задачами политики ЕС. Задачей ЕС также становится создание "внутреннего рынка" и достижение целого ряда целей: полная занятость, социальный прогресс, высокий уровень защиты окружающей среды, борьба против дискриминации, социальная справедливость, защита прав детей и т. д.

Среди главных новшеств - придание статуса полноценного института ЕС Европейскому совету, в который входят лидеры всех стран-членов, и введение поста его президента. Последний будет избираться на два с половиной года членами совета и получит право представлять ЕС на международной арене. Также вводится постминистра иностранных дел Евросоюза, который объединит функции нынешнего верховного представителя по внешней политике и безопасности и еврокомиссара по внешним связям. Он будет руководить работой учреждаемого договором "общеевропейского МИДа" - Европейской службы внешних действий.

Договор отменяет исторически сложившуюся структуру трех опор, характерную для Европейского Союза. "Новый" Европейский Союз будет иметь единую правосубъекность и единую компетенцию. Одновременно со вступлением Лиссабонского договора в силу прекратило существование Европейское сообщество, т.е. в составе ЕС осталось только одно из трех Европейских сообществ - Евратом. (ЕОУС прекратило существование в 1992 году в связи с истечением срока действия учредительного договора в 50 лет)

Лиссабонский договорпредусматривает расширение полномочий Европарламента и увеличениечисла депутатов с 736 до 751. Будет изменен порядок формированияЕврокомиссии: после 2014 года в нее будут входить не по одному комиссару от страны, а представители только двух третей государств, сменяемые по принципу ротации. В Совете ЕС, состоящем из министров государств-членов, основной процедурой принятия решений станет принцип "двойного большинства". В соответствии с ним нормативные акты союза должны будут получать одобрение минимум 55% стран-членов, в которых проживает не менее 65% населения.

Кроме того, Лиссабонский договор впервые прописываетпроцедуру выхода государстваиз состава Европейского союза.

Он предоставит гражданам ЕС право обращаться с петициями в Еврокомиссию (для этого требуется поддержка инициативы 1 млн. человек из "значительного числа" стран-членов).

Договор также закрепляет юридически обязательный характер Хартии по правам человека (в отдельном протоколе оговаривается, что это положение не применяется к Великобритании, Польше и Чехии) и обязательство взаимопомощи при терактах и катастрофах.

Договор о реформе закрепил баланс между целями и интересами стран-членов и ЕС, придав последнему статус "супердержавы". Текст Договора вносит изменения в три основополагающих документа ЕС: Договор об учреждении Европейского Сообщества (Римский договор, 1957 г.), Маастрихтский договор, 1992 г. и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии, 1957 г. После подписания и ратификации Договор о реформе перестаёт существовать как единый текст, а нововведения инкорпорируются в три перечисленные выше документа.

Договор о реформе структурно состоит из преамбулы, 7 статей, 13 протоколов и 59 деклараций.

 

14 билет. Построение и структура

Европейский Союз состоит из различных институтов, которые совместно формируют политику Европейского Союза. При анализе структуры Европейского Союза следует учитывать его особенность: ЕС является союзом государств и народов. Он не является ни союзом, ни федерацией государств, а выступает промежуточной формой этих двух классических моделей. Таким образом, он имеет больше компетенций, чем объединение государств, как, например СНГ или азиатский АСЕАН, но меньше полномочий, чем национальное государство.

Законодательная власть:

1.Еврокомиссия 2. Европарламент 3. Совет ЕС (Совет министров).

В ЕС взаимодействуют институции, представляющие либо одну сторону (союз государств), либо другую (союз народов). Их поддерживает своей деятельностью Европейская Комиссия, задача которой заключается в продвижении европейского процесса и в контроле за соблюдением заключённых соглашений.

Государства представляет Совет. Здесь мы различаем Европейский Совет и Совет Европейского Союза. Разница - в их составе и политических функциях. Европейский Совет состоит из 27 глав государств и правительств государств-членов и Президента Европейской Комиссии. Этот орган задаёт генеральное направление развития Европейского Союза и принимает основополагающие решения. Он придаёт новые импульсы европейской интеграции и определяет её основополагающие цели. Страна - председатель Европейского Совета меняется каждые полгода.

Совет Европейского Союза, напротив, состоит из 27 профильных министров государств-членов. Он имеет девять разных составов. В зависимости от предмета обсуждения собираются министры иностранных дел, министры внутренних дел или, например, министры сельского хозяйства. Совет - в большинстве случаев вместе с Европейским Парламентом - является европейским законодательным органом, который может принимать директивы - рамочные законы или же постановления - европейские законы.

Европейский Парламент, как и в случае с уже упоминавшимся Советом, является вместе с Советом Европейского Союза законодательным органом ЕС. Он также должен утверждать бюджет Европейского Союза и состав новой Европейской Комиссии.

Функции Европарламента:

1. контроль за Еврокомиссией

2. может принимать решения относительно законодательных актов в сфере бюджета.

 

Европейская Комиссия является исполнительным органом Европейского Союза. Она состоит из 27 членов, здесь каждая страна имеет своего члена. Вся Комиссия должна быть утверждена Европейским Парламентом. Неоднократно депутаты Европейского Парламента после слушаний настаивали на внесении изменений в списки Комиссии, поскольку в противном случае не были готовы утвердить всю Комиссию в целом.

Европейская Комиссия заботится о том, чтобы договорные положения соблюдались всеми государствами. Влияние Еврокомиссии усиливается также благодаря тому, что она является единственной институцией, которая может вносить предложения о новых распоряжениях и директивах. Если Совет или Парламент хотят принять определённую норму, вначале они должны обратиться к Комиссии с просьбой о внесении соответствующего предложения.

В спорных случаях решения принимает Европейский Суд (Суд ЕС). В состав Европейского Суда в настоящее время входят 27 судей, делегированных по одному от каждого государства. Им помогают 8 генеральных адвокатов. Их делегируют соответствующие правительства на срок 6 лет, и они могут переназначаться. В Европейский Суд может обращаться Европейская Комиссия, если она считает, что какое-либо государство-член нарушает европейское право. И наоборот, как государства-члены, так и частные лица и предприятия могут подавать иск на Европейскую Комиссию, если они считают, что Комиссия превышает свои полномочия или же неправильно использует их. К тому же в Суд ЕС обращаются национальные суды, если они считают, что национальные нормы, возможно, нарушают действующее европейское право. Вначале они получают правовую оценку Суда ЕС, которая затем учитывается в приговоре.

Важным институтом является также Европейский Центральный Банк (ЕЦБ), который отвечает за денежную политику стран Еврозоны. В рамках государств Еврозоны он выполняет функции центрального банка. ЕЦБ отвечает только за денежную политику, то есть обеспечивает стабильность стоимости денег.

Существует также Европейская счётная палата, проверяющая правильность поступлений и расходов Европейского Союза. Тем самым она не только делает свой вклад в борьбу с коррупцией. Европейская счётная палата является важной составной частью эффективного управления Европейского Союза.

Дополнительно на уровне ЕС существуют два консультативных учреждения, а именно: Комитет регионов, представляющий в ЕС интересы регионов и предоставляющий консультации в этой области европейским органам, а также Европейский социально-экономический комитет, в котором работодатели и наёмные работники обсуждают экономические и социальные вопросы и вырабатывают позицию по отношению к другим институциям.

билет. Многоуровневый регионализм в странах Евросоюза.

Важной причиной сохранения в странах ЕС устойчивых региональных общностей, по нашему мнению, является широко распространенная у европейцев многоуровневая самоидентификация. Например, хорошо известно, что за пределами своей страны жители Германии, Великобритании или Испании представляются соответственно как немцы, британцы и испанцы. Однако при общении у себя на родине эти люди всегда подчеркивают свою региональную принадлежность – баварец, шотландец или каталонец четко отличает себя, например, от жителя Саксонии или Уэльса. Естественно, в разных странах ЕС (да и внутри них от района к району) степень такой сложносоставной территориальной идентичности различается. Тем не менее во многих случаях именно она не позволяет стереть региональные границы даже в случае создания искусственных сеток административно-территориального деления (АТД) или, что случалось в европейской истории неоднократно, разрыва единого региона государственными границами.

Вместе с тем более-менее точное совпадение формальных (административных) и неформальных (то есть существующих только в представлениях населения) регионов встречается в Европе редко. В некоторых странах ЕС сложившиеся в предыдущие исторические периоды формальные границы регионов сложно изменить из-за противодействия разных политических сил, боящихся потерять в ходе реформ свои властные позиции. Напротив, в ряде европейских государств кардинальное преобразование АТД все же состоялось, но не из-за стремления приблизить его к нынешним экономическим или этнокультурным границам, а с целью резко изменить политический ландшафт в стране (хорошими иллюстрациями могут служить послевоенное устройство Германии и реформы в постсоциалистических странах ЦВЕ). Более того, на практике при корректировке АТД никогда не удается учесть весь комплекс одновременно действующих факторов, обуславливающих региональное деление – этнокультурных, исторических, социально-географических (на основе системы расселения и территориальной структуры хозяйства) и природно-географических. К тому же разные факторы имеют различный пространственный масштаб, что приводит к появлению двух и более устойчивых региональных сеток разного уровня на одной и той же территории. При этом, например, границы экономических районов и этнокультурных ареалов редко совпадают.

Границы субъектов двух других федераций в пределах ЕС – Австрии и Германии – лишены какой-либо этнической основы и сформировались в основном в пределах средневековых государств, а затем административных единиц Австрийской и Германской империй. Так, из 9 земель Австрии 7 существовали уже в XIX в. (хотя часть территорий была потеряна ими по итогам первом мировой войны). Лишь Вена получила статус самостоятельной земли в 1920 г., а Бургенланд вошел в состав Австрии в 1921 г., ранее будучи немецкоязычной частью Венгрии. В Германии из-за значительных территориальных потерь по итогам мировых войн, ликвидации земли Пруссия как оплота нацизма, введения оккупационных зон союзниками, а также упразднения федерального устройства в ГДР о непрерывной многовековой традиции государственности можно говорить только по отношению к Баварии и ганзейским городам-землям Гамбургу и Бремену. Однако еще 7 федеральных земель из 16 продолжают в той или иной степени традиции ранее существовавших одного или нескольких феодальных государств, а затем земель Германской империи – это Саксония, Тюрингия, Баден-Вюртемберг, Гессен, Нижняя Саксония, Мекленбург-Передняя Померания и Шлезвиг-Гольштейн.

На следующих уровнях АТД обычно большую роль играют социально-географические факторы устойчивого существования регионов, хотя и границы регионов первого уровня, носящих исторические названия, на практике нередко определяются преимущественно очертаниями современных экономических районов. Наиболее наглядно это проявляется, пожалуй, во Франции, где созданные в 1956 г. (после ряда неудачных попыток ввести деление страны на крупные регионы в первой половине XX в.) «округа региональных мероприятий», с 1982 г. получившие статус полноценных регионов, лишь частично соответствуют упраздненным в ходе Великой французской революции провинциям.

Некоторые страны ЕС не могут похвастаться столь длительными традициями государственности, обретя независимость лишь в XX в. В некоторых случаях региональное деление сохраняется без значительных изменений по сравнению с периодом нахождения в составе крупных европейских империй (например, в Ирландии). Однако чаще молодые государства разрабатывали новые сетки АТД, которые, как правило, базировались на социально-географических факторах: вокруг каждого из крупных городов, игравших роль экономических центров, формировались отдельные регионы. В наибольшей степени эта тенденция была характерна для стран ЦВЕ, особенно в социалистический период.

Природно-географические факторы в наилучшей степени способствуют консолидации регионов в случае их изолированности. Необходимо отметить, что некоторые территории стран-членов ЕС, особенно заморские владения, вообще не входят в Евросоюз или имеют в нем особый статус. Так, испанские Канарские острова, автономные Аландские острова в Финляндии (где преобладает шведское население) и 4 заморских департамента Франции (Мартиника, Гваделупа, Реюньон и Гвиана) являются территорией ЕС, но не входят в гармонизированную зону по налогу на добавленную стоимость (НДС). Испанские анклавы в Африке – автономные города Сеута и Мелилья, равно как и британский Гибралтар, также относятся к ЕС, но на них не распространяются единая сельскохозяйственная политика, таможенная территория и зона НДС. Для португальских автономных регионов Азорские острова и острова Мадейра также допускаются исключения из законодательства ЕС, налоговых, таможенных и прочих режимов, но пока они не применяются. Британские Нормандские острова и остров Мэн входят не только в ЕС, но и в таможенную территорию Евросоюза, однако на них не распространяется свобода перемещения людей, услуг и капитала. Гренландия отказалась быть в ЕС как часть Дании в 1982 г. Также вне Евросоюза находятся датские Фарерские острова, заморские территории Франции, владения Великобритании и Нидерландов. Особый статус у германских и итальянских анклавов в Швейцарии, горы Афон в Греции, непризнанной турецкой республики Северного Кипра и ряда других территорий. Вместе с тем природно-географические факторы могут играть роль и при разграничении «обычных» регионов – так, обычно естественными границами выступают крупные реки, горные хребты.

Отдельного упоминания заслуживают еврорегионы, первый из которых возник в 1958 г. на границе ФРГ и Нидерландов. В настоящее время в приграничных районах европейских стран, в том числе членов ЕС, действуют свыше 100 еврорегионов и подобных им образований другого правового статуса, причем самого разного территориального охвата – от небольшого количества муниципалитетов двух соседних стран до значительного количества крупных регионов сразу нескольких государств. Функционирование еврорегионов базируется на принципах «Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей», подписанной в 1980 г. По мнению экспертов, пока еврорегионам не удалось достичь масштабной цели формирования новых региональных общностей людей, идентифицирующих себя в первую очередь с еврорегионом, а не с его национальными частями. Несмотря на то, что эти проекты обычно стартовали на базе трансграничных экономических районов, территория которых к тому же обычно меняла несколько раз в прошлом свою государственную принадлежность, еврорегионы в основном оказываются если и не «пустышками», то образцами «малой» интеграции. Они содействуют развитию приграничных гуманитарных контактов и туризма, охране окружающей среды, связям малого и среднего бизнеса, реализации трансграничных транспортных проектов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...