Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Европейская культура периода Реформации




Сущность термина «Реформация» и ее причины. Реформация в Германии. Деятельность М. Лютера и его основные требования. Лютеранство. Реформация в Швейцарии. Идеи Ж. Кальвина: сходство и отличие от взглядов М. Лютера. Кальвинизм. Проблема совмещения в кальвинизме полного детерминизма с требованием активной деятельности. Реформация в Англии. Англиканская церковь. Английский пуританизм как попытка осмысления трудностей, возникающих в лютеранстве и кальвинизме. Контрреформация. Необратимость процессов Реформации. Влияние Реформации на европейскую и мировую культуру.


3.13. Эпоха Просвещения

Новое время и место Просвещения в нем. Сущность термина «Просвещение». Идейные предпосылки культуры Просвещения. Рационализм как ведущая черта культуры Просвещения. Деизм и атеизм. Просветительский оптимизм и вера в прогресс разума. Попытка последовательно проведения принципа свободы и его взаимосвязь с идеей равенства. Естественные права человека. Закрепление просветительских идей в «Декларации прав человека и гражданина». Космополитизм и его место в культуре Просвещения. Литература. Творчество Даниеля Дефо, Джонотана Свифта, Вольтера, Жан-Жака Руссо, Иогана Вольфганга Гете. Музыка: Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Вольфганг-Амадей Моцарт. Ведущие стили изобразительного искусства: классицизм, барокко, рококо. Творчество Антуана Ватто, Франсуа Буше, Жана Батиста Шардена, Томаса Гейнсборо. Просвещение и современная европейская культура.

3.14. Культура XIX века

Формирование индустриального общества. Глобализация истории, раздел мира между европейскими державами. «Век науки». Основные научные открытия и их влияние на общий социокультурный процесс. Дальнейшая секуляризация культуры. Стремление к объединению как общая культурная тенденция: рабочие движения, профсоюзы, партии, литературные кружки. Возрастающая роль литературы в духовной жизни общества. Романтизм: разочарование в просветительском «царстве разума» и попытка создания идеальной реальности (Байрон, Шелли, Гофман). Реализм в литературе (Бальзак, Мериме, Диккенс, Стендаль). Натурализм (Золя), символизм (Рембо, Рильке). Появление жанров фантастики и детектива. Архитектура XIX в.: поиск стиля (неоклассицизм, необарокко, неоренессанс, неоготика). Эклектика в архитектуре, возникновение стиля модерн. Основные стили в живописи: неоклассицизм (Жак Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр); романтизм (Теодор Жерико, Эжен Делакруа); натурализм (Гюстав Курбе). Возникновение импрессионизма и постимпрессионизма. Музыка: творчество Р. Шумана, Р. Вагнера, Г. Берлиоза, К. Дебюсси, М. Равеля. Новые виды искусства - фотография и кинематограф. Кризис европейской культуры в конце XIX в.


3.15. Европейская культура XX века

Основные особенности культуры XX в. Роль научно-технических открытий в культурном развитии. Глобальные проблемы человечества. Антисциентизм. Плюрализм и синкретизм в культуре. Возникновение «массовой культуры». Нетрадиционные религиозные верования.

Литература: «потерянное поколение» в литературе (Э.-М. Ремарк, У. Фолкнер), исторический роман (Л. Фейхтвангер, Т. Манн), философская проза (Г. Гессе), детектив (А. Кристи, Ж. Сименон, Дж. Чейз), фантастика (А. Азимов, Р. Шекли, Р. Брэдбери).

Театр и кинематограф. Музыка: от Шнитке до «Битлз». Теория и практика постмодерна. Плюрализм в изобразительном искусстве: фовизм, примитивизм, абстракционизм, кубизм, сюрреализм. Новое в архитектуре. Перспективы развития культуры на рубеже XX-XXI вв.

3.16. Основные мировые культурно-исторические центры, их
достопримечательности, города мирового культурного значения и их
характеристики

Париж как культурный и туристский центр. Основные достопримечательности Парижа: Лувр, Эйфелева башня, Монмартр, Собор Парижской богоматери, Вандомская площадь, Триумфальная арка и др.

Лондон как культурный и туристский центр, Основные достопримечательности Лондона: Бит Бен, Вестминстерское аббатство, Тауэр, дворец Хэмптон Корт, собор Святого Павла, Трафальгарская площадь.

Основные достопримечательности Берлина: Бранденбургские ворота, здание рейхстага, замок Бельвю, церковь Фридриха Вердерша, церковь Мариеикирхе; «Остров музеев»: Пергамский музей, Египетский музей, Берлинская картинная галерея.

Основные достопримечательности Афин: Акрополь, Древняя Агора, Римская Агора, театр (Одейон) Герода Аттика, Национальный парк, Кесарьянский монастырь.

Рим как культурный и туристский центр. Основные достопримечатель­ности: Собор Св. Петра, замок Св. Ангела, Сикстинская капелла, Пантеон, Колизей, Арка Константина, Римский Форум, Колонна Траяна, Термы Диоклетиана.

Иерусалим - священный город трех религий. Основные достопримеча­тельности Иерусалима: храм Гроба Господня, Гефсиманский сад на Масличной горе, церковь Марии Магдалины, Стена Плача, Храмовая гора,


мечеть «Купол скалы», собор Святого Иакова, базилика Мук Христовых (церковь Всех Наций).

Стамбул - столица трех империй. Византийские древности: Ипподром, собор Святой Софии, Цистерна Базилики. Святыни Османской империи: обзорная башня Галата, Султан-Ахмет Джами - Голубая мечеть, мечеть Эйюп, мечеть Сулеймана I, баня Джагалоглу, дворец Топканы.

Пекин как культурный и исторический центр. Запретный город, Великая китайская стена, гробницы династии Мин, Храм Неба, Комплекс Летнего дворца, площадь Тяньанмынь, Мавзолей Мао Цзэдуна, Музей и залы заседаний Всекитайского народного собрания, комплекс исторического музея Революции КНР и др. Русский квартал в Пекине.

Шанхай как туристический и торговый центр мирового значения. Сад Юй Юань, храм Нефритового Будды, монастырь Лонхуасы, Тиньансы, Набережная р. Хуанпу. Культурно-историческое наследие русской эмшрации в городе. Старый город и быт старого Китая.

3.17. Охрана и использование культурного наследия

Необходимость охраны культурного наследия и возможности его научного и культурно-просветительского использования. Деятельность ЮНЕСКО по охране памятников истории и культуры. Отношение к культурному наследию в различные периоды российской истории. Законодательные акты, касающиеся охраны памятников истории и культуры, и проблема их исполнения. Учреждения и организации, занимающиеся хранением и использованием исторических и культурных памятников. Музеи-заповедники, литературные, мемориальные, краеведческие, художественные музеи, картинные галереи. Построение экспозиции. Изучение музейных экспонатов и их подбор. Научная обработка музейных предметов. Архитектурные памятники и проблема их сохранности. Архивы и библиотеки, изучение и использование письменных памятников.

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ:

1. Алексеева В.В. Что такое искусство? М., 1991.

2. Батов В.И., Боярский П.В., Дьяков А.Н. и др. Вопросы освоения историко-культурного наследия. М., 1993.

3. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1998.

4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. М., 1986.

5. Зезина М.Р. и др. История русской культуры. Учебное пособие. М., 1990.

6. Зись АЛ. Виды искусства. М., 1979.


 

7. Злацон Н.Н., Казарин М.Л., Курлат Ф.А. Вопросы экскурсионной работы. М„ 1993.

8. Зотов А.И. Русское искусство с древнейших времен до начала XX века. М., 1978.

9. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. /Учеб. - М., высш.шк., 2002. — 368 с, илл.

10. История искусства зарубежных стран: Учебник для вузов искусства
и культуры / Под ред. В.Д. Бозуковой-Пестряковой. М-, 1980.

11. История культуры России. Учебное пособие для студентов
негуманитарных специальностей /Добрынина В.И., Баланина Т.И.,
Евшгова ТВ. и др. М., 1993.

12. Культурология: История мировой культуры: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М., 1995.

13. Левяш И. А. Культурология: Курс лекций. Минск, 1998.

 

14. Мировая художественная культура: Учебное пособие / Под ред. Б.А. Эренгросс. М., 2001.

15. Очерки по истории мировой культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1997.

16. Поликарпов B.C. История искусства: Конспект лекций. Ростов-на-Дону - Таганрог, 2001.

17. Поликарпов B.C. Лекции по культурологии: Учебное пособие для вузов. М., 1997.

Вопросы к семинарским занятиям по курсу «История мировой культуры»

Общие вопросы

1. Сущность понятия «культура». Структура культуры.

2. Основные школы и направления в культурологии.

3. Искусство. Виды искусства.

Древний Египет

1. Материальная культура Древнего Египта. Роль ирригационной системы в хозяйственной жизни египтян.

2. Государственное устройство Древнего Египта. Древневосточная деспотия. Сакрализация власти фараона.

3. Древнеегипетская религия и мифология. Заупокойный культ древних египтян и представления о загробной жизни. Религиозная реформа Эхнатона. 13


4. Общая характеристика древнеегипетской литературы.

5. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта.

Древняя Месопотамия

1. Основные особенности месопотамской культуры. Ее значение для мировой культуры.

2. Первые правовые кодексы Древней Месопотамии: законы Шульги, законы Хаммурапи.

3. Самобытность мифов Двуречья. Эпос о Гильгамеше.

4. Изобразительное искусство и архитектура Древней Месопотамии.

Древняя Индия

1. Древнейшая Индская цивилизация (Мохенджо-Даро, Хараппа).

2. Структура древнеиндийского общества. Варны и касты. Законы Ману о варнах.

3. Богатство религиозных верований Древней Индии (ведийская религия, индуизм, буддизм, джайнизм).).

4. Литература Древней Индии (общая характеристика).

5. Архитектура и изобразительное искусство Древней Индии.

6. Древний Китай

7. Космологические взгляды древних китайцев. Основные особенности древнекитайской культуры.

8. Государство и общество Древнего Китая. Учение Конфуция о государстве. Китайская семья.

9. Наука и техника Древнего Китая.

10. Древнекитайские философские и религиозные системы (общая характеристика).

11. Своеобразие китайского искусства. Триединство живописи, поэзии, каллиграфии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...