Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мичман с «Надежды».




Вейбранд Шельтинг оставил после смерти своей двух малолетних сыновей. Оба они выбрали военную службу. Старший сын, Петр, дослужился в армии до чина полковника, а младший, Алексей, продолжил дело отца.

Он родился в 1717 году и обрел нового отца в лице капитана Бенса, за которого вышла замуж вдова адмирала Шельтинг.  В 1730 году вдова подала прошение Императрице Анне Иоанновне о принятии сына на службу во флот. Императрица повелела в уважение к заслугам родителя определить юношу в службу мичманом, но сверх комплекта.

В 1732 году Адмиралтейств-коллегия направила его в Астрахань. Но его мать, испугавшись за здоровье сына в таком климате, подала просьбу в Коллегию, которая, приняв во внимание молодость Алексея, оставила его при петербургской корабельной команде.

Но уже в следующем году он определен во Вторую Камчатскую экспедицию и назначен Витусом Берингом в отряд капитана Шпанберга. Отряду надлежало описать Курильские острова, исследовать японские острова и ведущие к ним морские пути. А также описать побережье Охотского моря вплоть до устья Амура.

В феврале 1733 года Шпанберг отправился с командой и тяжелыми припасами в путь. Претерпев великие трудности в пути, в начале 1735 года прибыли они в Охотск. Туда же было доставлено множество припасов и материалов, нужных для кораблестроения. Дело продвигалось так медленно, что к лету 1738 года едва построили два судна: бригантину «Архангел Михаил» и дубель-шлюпку «Надежда». А также исправили повреждения на боте «Св. Гавриил».

18 июня 1738 году отряд вышел из Охотска и 6 июля прибыл в Большерецк. Дубель-шлюпкой «Надежде» командовал мичман Алексей Шельтинг.

В Большерецке были полностью укомплектованы команды и пополнены запасы продовольствия и пресной воды. Выйдя в море, корабли следовали вдоль островов Курильской гряды, моряки наносили их на карту, давая островам русские названия. Наполз густой туман, «Св. Гавриил» отстал, а вскоре из вида флагмана «Архангела Михаила» исчезла и «Надежда». Приближалась осень, и дальнейшее плавание было сопряжено с большим риском. Поэтому, независимо друг от друга, командиры кораблей решили возвращаться на Камчатку. «Архангел Михаил», спустившись до 45 градуса с. ш., до о. Уруп, обогнул его и 17 августа вошел в Большерецкое устье. Здесь уже стояла «Надежда». А «Св. Гаврил» под командой лейтенанта Вальтона дошел до восточного выступа о. Хоккайдо и нанес на карту двадцать шесть островов.

Несмотря на то, что японских островов достигнуть не удалось, все же был получены некоторые сведения о Курильских остовах, а также данные о навигационных условиях в малоизвестной области Тихого океана. Вместе с тем выяснилось, что совместное плавание при плохой видимости и имеющихся навигационных средствах – дело необычайно трудное.

Зимовали в Большерецке. Заготавливали дрова, пекли хлеб, ремонтировали суда, «на дубель-шлюпке всякий такелаж перебрали, вязали и гафели сплели, кухню складали. ».

Утром 20 мая 1739 года четыре судна снялись с якоря. Четвертым был новопостроенный шлюп «Большеререцк». Алексей Шельтинг командовал ботом «Св. Гавриил». В честь флотилии, по морскому обычаю, салютовали из пяти пушек. С первых же часов плавания начали измерять глубину, определять грунт, направление ветра, курс и скорость судна. Обо всем записывалось в вахтенный журнал.

В первую неделю стало очевидно, что командиры кораблей не в состоянии удерживать свои места в строю. Шпанберг произвел перемену в командовании судами: Вальтон принял бот «Св. Гавриил», а Шельтинг – «Надежду».

Рукою Шельтинга. «И по силе тово приказа и по полученному ордеру, принужден я был ехать без всякой причины и без здачи на дубель-шлюпку».

14 июня отряд увидел землю.

Рукою Шельтинга. «И увидели землю и стали к ней лавировать. И в то же время приезжало к нам на суда тамошнего народу весьма много, которые о себе, також и о той земле сказывали – Нифония».

Это было северо-восточное побережье о. Хонсю. Корабли шли вдоль берега Японии, чтобы «пространнее их видеть, какие они есть и сколь вблизи берега вода глубока, и какой около их грунт».

22 июня русские корабли бросили якорь вблизи берега. В этот день японские рыбаки доставили на них камбалу и другую рыбу. Русские угостили японцев вином и высказали пожелание снова встретиться с ними. Чувство настороженности сменилось доверием и дружелюбием. Новые знакомые снабжали русских моряков рыбой, рисом, листовым табаком, а «оных японцев господин капитан Шпанберг угощал сухарями, вином и табаком, за которые оне каждый приняв и принесши к голове, прижав брали».

В июле корабли двинулись в обратный путь. Шли в тумане, при дожде и встречном ветре 31 июля 1739 года на широте 44 градуса «Надежда» в тумане отстала от отряда. Найти её не удалость. Корабли вернулись в Охотск.

Большие трудности выпали на долю экипажа «Надежды».

Рукою Шельтинга. «Шли мы до Камчатской земли, свету на земле за туманами не видели, також и в оде немалую нужду принимали, и ежели б не дождевые капли с парусов збирали, то б почти и все не воспрели».

 31 августа, придя в Большерецк, дубель-шлюпка сразу же получила приказ доставить больных в Охотск. Но из-за штормовой погоды и плохой видимости «Надежда» вернулась назад. В Большерецке она провела зиму и в Охотск пришла только в июне 1740 года. Плавание «Надежды» потребовало больших жертв: одиннадцать умерших, а «остальные едва ходили». Но и в самые опасные моменты моряки ежечасно записывали в шканечный журнал свои наблюдения. Сразу же после окончания плавания приступили к обработке и составлению карты.

В сентябре 1741 года подготовка новой экспедиции к берегам Японии была полностью закончена. В её состав вошли пакетбот «Св. Иоанн», бригантина «Архангел Михаил», дубель-шлюпка «Надежда» и шлюп «Большерецк». Однако благоприятное время было упущено, и Шпанберг посчитал целесообразнее приступить к описанию западного берега Охотского моря до устья Амура. И с этой целью отправил 4 сентября дубель-шлюпку под командованием Шельтинга с геодезистом Гвоздевым.

Через пять дней судно достигло Шантарских островов. Всё примечательное Гвоздев записывал в корабельный журнал. Моряки измеряли глубины, определяли характер грунта, направление и силу течения. 11 сентября «Надежда» направилась к устью реки Уды. Занялись исследованием. Были составлены подробные записи и карты.

С 22 по 28 сентября дубель-шлюпка лавировала между Шантарскими островами. Тем временем на ней была обнаружена течь, и было решено возвращаться в Большерецк, куда судно, и прибыло 9 октября.

23 мая 1742 года отряд кораблей под командованием Шпанберга вышел из Большерецка. Алексей Шельтинг командует бригантиной «Архангел Михаил». Отряд взял курс на Курильские острова. Предписывалось при встрече в море с японскими кораблями проявлять знаки доброжелательства, «ибо невозможно будет сыскивать дружбы на земле, ежели в море хотя малое озлобление показать».

3 июня на широте 49 градусов отлучились «неведомо с какова умыслом или имев резоны» бригантина «Архангел Михаил» и «Надежда». Корабли продолжали путь раздельно. 14 июня «Св. Иоанн» подошел к первым островам Курильской гряды, где уже находились «потерянные» корабли. Шельтинг снова был назначен командиром дубель-шлюпки и получил приказ идти в Охотское море для продолжения описания его западных берегов от устья Уды до устья Амура. Остальные суда нуждались в ремонте и отправились в Большерецк.

24 июня «Надежда» покинула Курильские острова, а 1 августа подошла к Сахалину на широте 50 градусов. Спустившись на юг до широты 45 градусов, судно вошло в пролив, отделяющий Японию от Сахалина и впоследствии названный проливом Лаперуза. Из-за густого тумана не было видно берега, хотя он находился в шести милях.

Рукою Шельтинга. «Токмо за великими на море, от противных ветров погодами, а паче же за великими туманами, видеть оного Амурского устья было невозможно».

20 августа Шельтинг, из-за появившейся течи и нехватки провианта, взял курс на Камчатку и, описав часть восточного берега Сахалина, в сентябре возвратился в Охотск.

На этом закончились исследования отряда Шпанберга, внесшего важный вклад в изучение северной части Тихого океана. Был проложен морской путь между Камчаткой и Японией, доставлены первые данные об Охотском море и устье Амура. Сведения, собранные мичманом Шельтингом, позволили нанести на карту западный берег Охотского моря, начиная от Охотска, устье реки Уды, Шантарские острова. В честь первооткрывателя в Охотском море назван залив Шельтинга, а на восточном берегу Сахалина – мыс Шельтинга.

В 1745 году последовало повеление возвратиться некоторым чинам отряда в Петербург. В том числе и Шельтингу. Прослужив четверть века в чине мичмана, он был произведен в лейтенанты и назначен в Кронштадтский экипаж. В 1747 – 1748 годах он командовал придворной яхтой «Де-Крон», а через десять лет, уже в чине капитан-лейтенанта значится капитаном бомбардирского судна.

В Европе в это время идет война между Австрией, Францией, Россией, Испанией, Швецией и Саксонией с одной стороны и Пруссией, Англией и Португалией - с другой. Война, вызванная столкновением агрессивной политики Пруссии с интересами России, Австрии и Франции.

Шельтинг назначается командиром фрегата «Салафаила» и в составе эскадры отправляется к прусским берегам. Эскадрой командует адмирал Мишуков, которому было предписано блокировать прусские порты и действовать против английского флота, если он придет на помощь Пруссии.

По окончании компании эскадра возвратилась в Кронштадт. По ходатайству Мишукова Шельтинг производится в чин капитана 2 ранга и, в 1758 году, назначается командиром 66-пушечного корабля «Полтава».

13 июля 1758 года кронштадтская эскадра вышла в море и соединилась со шведским флотом у острова Борнхольм. Соединенный флот до осени простоял у проливов в Северное море и 8 сентября направился в свои базы.

По возвращению в Кронштадт Шельтинг определяется в советники Адмиралтейской конторы и в 1759 году переводит из Петербурга в Кронштадт новопостроенный корабль «Св. Климент Папа Римский». Необычное название объясняется тем, что он назван по имени святого, память которого отмечалась в день вступления на престол Елизаветы Петровны.

В 1760 году Шельтинг опять ходил с адмиралом Мишуковым к прусским берегам командиром корабля «Александр Невский». В эту компанию он имел несчастье подвергнуться суду за неудавшийся десант при Кольберге, где неприятелем было взято до 600 пленных и 22 орудия. Участники осады крепости: Демидов, Мордвинов и другие офицеры, в том числе и Шельтинг, были отданы под суд.

Хотя Шельтинг и был под судом, но 10 апреля 1762 года он производится в чин капитана 1 ранга и командует кораблем «Св. Иоанн Златоуст» при Кронштадтском порте. А в дальнейшем – кораблем «Св. Андрей Первозванный» в Ревельской эскадре адмирала Г. Спиридова, которая прикрывала морские коммуникации на Балтике.

В 1766 году он получает чин генерал-майора и назначается Главным командиром Архангельского порта. «При сем случае поручено ему было снаряжение экспедиции Чичагова к Северному полюсу». Экспедиция была секретной и предназначалась для отыскания морского прохода Северным океаном на Камчатку и далее. Экспедиция достигла широты 80 градуса, где встретила непроходимые льды, и вернулась назад.

В 1768 году В. Чичагов сменил Шельтинга на посту командира порта и последний назначается вместо контр-адмирала А. Сенявина Генерал-казначеем и становится управлять «Казначейскою» экспедицией Адмиралтейств-коллегии. При этом Шельтинг имел неприятность потерять старшинство в чине. Он подал о сем просьбу Екатерине II, но не получил удовлетворения.

В 1772 году «Генерал-казначей Шельтинг словесно отзываясь, что он по старости лет своих нынешней должности понести находит себя не в состоянии, просил об увольнении его от оной и об определении в Ревельский порт командиром». Что и было исполнено с «пожалованием Генерал-казначея Шельтинга в контр-адмиралы».

     Из Высочайшего указа от 18 февраля 1780 года. «По поданным Нам от Адмиралтейств-коллегии докладам контр-адмирала, находящегося в Ревельском порту Главным командиром, Алексея Шельтинга по прошению их Всемилостивейшее увольняем из службы Нашей с узаконенными пенсиями из определенной на то суммы».

Дочь его, Дарья, умела в 1825 году.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...