Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Задачи возрастной психологии. (Лекция 2)




2. Задачи возрастной психологии. (Лекция 2)

Возрастная психология, как и любая другая наука, ставит перед собой ряд задач, решая которые она развивается как наука.

Одной из основных теоретических задач возрастной психологии является задача создания истинной теоретической модели развития.

Важными прикладными задачами являются следующие задачи: построение систем диагностики психического развития; построение систем коррекции психического развития; решение задач профилактики возможных нарушений в процессе психического развития.

Научные задачи возрастной психологии можно определить следующим образом: 1. Описание развития.

2. Объяснение развития.

3. Прогноз развития.

3. Структура возрастной психологии и связь с другими науками. (Лекция 3)

Возрастная психология как самостоятельная область знания имеет свою структуру. Структура возрастной психологии:

психология пренатального возраста,

детская психология, психология взрослых,

геронтопсихология.

Наиболее разработанным разделом возрастной психологии является детская психология. Каждый из структурных разделов имеет собственное важное значение для развития возрастной психологии как научной и практической дисциплины.

Возрастная психология занимает определенное место в системе общенаучного знания. Она взаимосвязана с рядом других наук:

1. с непсихологическими дисциплинами:

философия,

методология,

техника и математика,

общая теория систем; биология,

генетика,

физиология развития,

этология культурная антропология и этнология,

социология и социальные дисциплины;

2. с психологическими дисциплинами:

общая психология,

 педагогическая психология,

психология личности, к

клиническая психология,

социальная психология, психодиагностика.

2. 7. Проведение семинарских занятий по выбранному учебному предмету

Семинар на тему «Возрастная психология: проживание жизни персонажа»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогических работников в вопросах детской возрастной психологии.

Задачи:

актуализировать знания по детской возрастной психологии;

рассмотреть основные возрастные особенности детей 3-18 лет;

рассмотреть особенности педагогического взаимодействия с детьми 3-18 лет.

Предварительная работа:                                                   

Составление план-конспекта семинара-практикума.

Подготовка материалов для проведения семинара-практикума.

Оборудование:

Столы, стулья по количеству участников.

бумага А3 для групповой работы;

маркеры, ручки;

конфеты.

Ход семинара-практикума

Приветствие, настрой на работу. Педагог-психолог: « Добрый день! Уважаемые участники, сегодня мы с вами поговорим о возрастных особенностях детей. Перед вами 4 вида конфет, рядом подписан возраст детей. Возьмите себе по конфете, которая находится рядом с возрастом детей, с которыми вы работаете».

Введение. Возраст или возрастной период – это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Возрастной период со своим неповторимым содержанием – особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью – имеет определенные границы. Но эти границы могут сдвигаться, и один ребенок вступает в новый возрастной период раньше, другой – позже.

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, устанавливаются обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяется наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Когда ребенок приходит заниматься впервые, мы знакомимся с ним, узнаем друг друга, строим концепцию воспитания, обучения, общения.

Также мы заново открываем для себя ребенка, который рядом с нами уже не первый год. Он вырос, повзрослел, следовательно – изменился. Его интересы, мотивы, отношения стали другими – и нам придется по-другому с ним взаимодействовать.

Дети растут и изменяются, каждый ребенок по-своему, с присущим только ему темпом и результатом. Однако существуют обобщенные особенности каждого возраста, зная которые, педагогу легче построить образовательный и воспитательный процесс, т. к. каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приёмов и методов обучения и воспитания.

Практическая часть (организуется форсайт-игра). Педагог-психолог: « Давайте представим, что у нас родился ребенок (совместно с участниками выбирается пол ребенка и его имя). Сейчас мы вместе с вами проживем его жизнь до 18 лет, но сначала давайте разделимся на группы согласно возрасту, с которым вы работаете». Участники располагаются за столами по группам и методом мозгового штурма составляют портрет ребенка в данный возрастной период. Затем участники переходят по кругу по часовой стрелке к следующему столу, обобщают уже наработанный предыдущей группой материал и добавляют новый. Участники меняются до конца, последние группы обобщают и озвучивают весь наработанный материал.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...