Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В условиях чистой монополии




Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ»

Кафедра экономической теории

 

 

О.И. Мартынчук, И.И. Лямкин

 

ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ

ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ

 

Учебное пособие

для самостоятельного изучения раздела дисциплин «Экономическая теория», «Экономика»

для студентов всех специальностей и форм обучения

 

 

Кемерово 2008

 

УДК 330

ББК 65.01

М 29

 

Утверждено на заседании Рекомендовано к печати

кафедры «21» февраля 2008 г. учебно-методической комиссией

протокол № 7 экономического факультета

«26» февраля 2008 г., протокол № 4

 

 

Рецензенты:

к.э.н., доцент кафедры экономической теории

КемИ (филиала) ГОУ ВПО «РГТЭУ»

Л.Л. Харченко;

к.э.н., доцент кафедры экономической теории

ГОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет»

Л.Г. Шутько

 

 

Мартынчук, О.И.

М 29 Предприятие в условиях чистой монополии[Текст]: учебное пособие / О.И. Мартынчук, И.И. Лямкин – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2008. – 56 с.

 

 

Учебное пособие по теме «Предприятие в условиях чистой монополии» содержит теоретический материал и контрольные задания (контрольные вопросы, тесты и задачи) и задания для самостоятельной работы (упражнения, тесты и задачи). Практические задачи представлены в двух блоках. Для лучшего усвоения материала, в первом блоке задачи даны с решениями и ответами. Во втором блоке подобные задачи даны для самостоятельного решения студентами, с последующим обсуждением их решения на практических занятиях.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения, изучающих дисциплины «Экономическая теория» и «Экономика».

 

УДК 330

ББК 65.01

© Кемеровский институт (филиал)

ГОУ ВПО «РГТЭУ, 2008

© Мартынчук О.И., Лямкин И.И., 2008

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………….…………………..4

 

1 Общая характеристика рынка чистой монополии..……………….….6

 

2 Спрос и доход в условиях простой монополии……………………....9

 

3 Поведение предприятия в условиях чистой монополии в краткосрочном периоде…………………………………………………………11

 

4 Поведение предприятия в условиях чистой монополии в долгосрочном периоде…………………………………….......................................16

 

5 Ценовая дискриминация………………………………………………20

 

6 Экономическая эффективность в условиях чистой монополии…....23

 

7 Рынки чистой монополии в России…..………………………..……..27

 

Контрольные задания………………………………………….………...34

 

Ответы на контрольные задания………………………………………..43

 

Задания для самостоятельной работы………………………………….45

 

Список литературы..………………………………………… ………….55

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Учебное пособие по теме «Предприятие в условиях чистой монополии» разработано в соответствии с государственными образовательными стандартами и рабочими программами дисциплин «Экономическая теория» и «Экономика». Оно ориентировано на студентов дневной и заочной форм обучения всех специальностей.

Изучение студентами темы «Предприятие в условиях чистой монополии» помогает понять механизм функционирования рыночной экономики на микроуровне и приобрести основы знаний для их последующего использования в процессе исследования поведения предприятий в условиях несовершенной конкуренции.

В России значительная часть промышленной продукции выпускается единственными предприятиями-монополистами. Поэтому исследование рынка чистой монополии имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Изучение проблем, связанных с деятельностью предприятий-монополистов, необходимо для поиска новых, отвечающих современным условиям решений, направленных на повышение эффективности деятельности, как самих предприятий-монополистов, так и экономики в целом.

Большой вклад в исследование рынка чистой монополии внесли такие экономисты, как Антуан Курно, Фрэнсис Эджуорт, Альфред Маршалл, Эдвард Чемберлин, Джоан Робинсон, Джон Хикс, Р.М. Нуреев, В.И. Видяпин, А.Г. Грязнова и другие ученые.

Основная цель настоящего пособия – оказание помощи студентам при самостоятельном изучении темы.

Поэтому освоение темы «Предприятие в условиях чистой монополии» является важным этапом в изучении экономической теории.

В процессе изучения темы «Предприятие в условиях чистой монополии» необходимо решить следующие задачи:

- освоить базовые экономические категории темы и закономерности развития рынка чистой монополии;

- ознакомиться с технологией решения задач по теме;

- расширить навыки самостоятельной работы.

Изучение темы «Предприятие в условиях чистой монополии» поможет студентам получить необходимые знания в области теоретической экономики и даст возможность использовать полученные знания при дальнейшем изучении тем дисциплин «Экономическая теория» и «Экономика».

В результате изучения темы «Предприятие в условиях чистой монополии» студент должен:

знать:

· понятийный аппарат темы, определяемый рабочей программой дисциплин «Экономическая теория» и «Экономика»;

· содержание базовых экономических категорий темы;

· основные закономерности поведения предприятий в условиях чистой монополии;

уметь:

· использовать знания по теме при решении экономических задач;

· самостоятельно решать поставленные задачи в рамках темы «Предприятие в условиях чистой монополии»;

· использовать современные технологии сбора и обработки экономической информации с целью ее последующего использования в процессе подготовки к лекционным и семинарским занятиям, рефератов, курсовых, контрольных работ и пр.;

· уметь сопоставлять теоретические модели с реальными явлениями практики функционирования социально-экономических систем;

приобрести навыки:

· использования базовых экономических категорий темы;

· аргументированного изложения материала по изучаемой теме;

· самостоятельной работы;

· моделирования и анализа проблемных ситуаций;

владеть, иметь опыт:

· решения экономических задач, упражнений;

· работы с тестовыми заданиями;

· публичного выступления на семинарских занятиях.

 

В настоящем пособии последовательно раскрываются основные положения темы «Предприятие в условиях чистой монополии», акцентируется внимание на наиболее важных вопросах, приводятся контрольные задания (контрольные вопросы, тесты, упражнения и задачи), которые необходимо выполнить для закрепления изученного материала; приводится список литературы для расширения и углубления знаний.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА

ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ

К середине ХХ в. сформировались общие критерии и представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах. Это нашло свое отражение в постулировании четырех классических моделей рынка: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии.

Рынок чистой монополии характеризуется следующими основными чертами:

1. Монополия (от греч. monos – один и poleo – продаю) – ситуация, когда на рынке присутствует один продавец, предлагающий свою продукцию. Чистая монополия возникает в том случае, когда одна фирма становится единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей (субститутов). Покупатель вынужден покупать продукт у монополиста, либо обходиться без него. При этом предприятие-монополист олицетворяет собой целую отрасль. Поэтому то, что свойственно предприятию, характерно и для отрасли.

 

2. Вступление на рынок чистой монополии заблокировано. Основными барьерами, препятствующими проникновению новых предприятий на рассматриваемый рынок, являются:

А) Юридические барьеры – монопольные права, предоставляемые государством. Важнейшими видами юридических барьеров являются патенты, авторские права и лицензии.

Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки и т.д. исключительные права на продажу и использование их изобретений и творений. Основная причина существования патентов и авторских прав – стимулирование предприятий и отдельных личностей к созданию новых продуктов. Хотя некоторые изобретения совершаются случайно, большинство из них являются результатом длительных усилий и затраченных на их создание средств. Если фирме или личности не удалось продать свою продукцию по достаточно высокой цене, чтобы возместить указанные издержки и получить прибыль, то у них нет никакого экономического стимула для дальнейшей деятельности в этой сфере. Защита от конкуренции, обеспечиваемая внедрением патентов и авторских прав, позволяет устанавливать цены, позволяющие возместить затраты и получить приемлемую прибыль.

Лицензия – право на осуществление какой-либо деятельности. Если государство выдает лицензию на определенный вид деятельности только одному предприятию, то возникает монополия. Примером может служить монополия на экспорт вооружений.

Б) Естественные барьеры. Они обусловлены:

- собственностью на уникальные природные ресурсы. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Никто другой это месторождение использовать не сможет, так как закон защищает права собственника.

- экономией на масштабах производства. В некоторых отраслях положительный эффект от роста масштабов производства исчерпывается при достаточно большом объеме производства, близком или превышающем величину спроса на данный продукт по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. Поэтому самый дешевый способ удовлетворить отраслевой продукцией потребителя заключается в том, чтобы сконцентрировать производство данного изделия в руках одной единственной фирмы.

В) Экономические барьеры – барьеры, возводимые самими производителями в результате обладания уникальными способностями и знаниями. Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на свой продукт.

Юридические, естественные и экономические барьеры непреодолимы только в течение определенного периода, более или менее длительного. Юридические барьеры обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченный интервал времени, в зависимости от местного законодательства. После окончания срока действия патента или лицензии препятствие для входа в отрасль исчезает. Естественные барьеры могут быть преодолены в результате появления новых технологий, открытия новых источников природных ресурсов. Любые барьеры могут быть разрушены в результате появления товаров-субститутов.

Исходя из вида барьеров, существующих на рынке, монополии могут быть классифицированы как закрытые, естественные и открытые.

Закрытая монополия возникает в результате имеющихся нормативно-законодательных актов, которые либо препятствуют проникновению других предприятий в отрасль, либо не допускают возможности использования чужой интеллектуальной собственности.

Естественная монополия образуется в отраслях, где долгосрочные издержки достигают минимума только тогда, когда одно предприятие обслуживает весь рынок в целом.

Примером естественной монополии может являться водоснабжение, телефонная связь, почта в пределах какого-либо отдельного региона. Следует особо отметить, что в подобных отраслях особенно ярко выражена экономия, обусловленная ростом масштаба производства, и в то же время конкуренция неосуществима.

Открытая монополия характеризуется тем, что предприятие на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта благодаря новизне предлагаемого товара или услуги. При этом предприятие не защищено от проникновения конкурентов на рынок.

 

3. Предприятие-монополист осуществляет полный контроль над ценой. Оно может изменять цены путем манипуляции количеством его предложения.

В зависимости от типа ценообразования выделяют простую и дискриминирующую монополию.

Монополия, реализующая всю свою продукцию по единой цене, называется простой.

Монополия, реализующая свою продукцию по разным ценам, называется дискриминирующей (см. главу 5).

 

4. Монополист обладает достаточной информацией для построения кривой спроса на свою продукцию. Монополист не имеет собственной кривой предложения, поэтому для того, чтобы знать, сколько производить продукции, он должен ориентироваться на спрос населения (см. главу 3).


СПРОС И ДОХОД В УСЛОВИЯХ

ПРОСТОЙ МОНОПОЛИИ

 

Кривая спроса на продукцию предприятия в условиях чистой монополии есть отраслевая кривая спроса. Она имеет, согласно закону спроса, нисходящий характер. Нисходящий характер кривой означает, что увеличение продаж монополистом может быть достигнуто только при снижении цены на продукцию.

Спрос на продукцию предприятия определяет его доход: средний, предельный, совокупный.

Средний доход (AR) – доход, приходящийся на единицу проданной продукции.

Предельный доход (MR) – величина изменения общего дохода при уменьшении (увеличении) объема производства на единицу.

Общий доход (TR) представляет собой произведение количества проданной продукции (Q) и ее цены (P).

Кривая спроса совпадает с кривой среднего дохода (см. рис.1). Действительно, так как все единицы продукции в условиях монополистической конкуренции продаются по одной цене, то средний доход равен цене продукции:

AR=TR/Q=(PхQ)/Q=P (1)

 

Нисходящий характер кривой спроса означает, что увеличение объема продаж может быть достигнуто только при снижении цены на продукцию. При этом предельный доход предприятия меньше среднего дохода. Это связано с тем, что снижение цены будет относиться не только к предельной единице, но и ко всем остальным. Например, пусть при выпуске 2-х единиц цена каждой единицы продукции составляет 10 руб., при выпуске 3-х – 8 руб. Тогда, общий доход от продажи двух единиц продукции составит 20 рублей, а от реализации трех единиц продукции – 24 рубля. Отсюда, предельной доход от продажи третьей единицы будет равен 4 рубля (MR3=TR3- TR2=24-20=4), что меньше среднего дохода трех единиц продукта, 8 рублей. Таким образом, кривая предельного дохода располагается ниже кривой спроса.

По определению предельный доход отражает величину изменения общего дохода. Поэтому, если предельный доход – величина положительная, общий доход повышается, если предельный доход отрицателен, то общий доход уменьшается. В связи с этим, там, где кривая предельного дохода расположена выше горизонтальной оси, то есть предельный доход положительный, общий доход растет, где ниже общий доход уменьшается. Следовательно, при объеме выпуска продукции (Q1), соответствующего точке пересечения кривой предельного дохода с горизонтальной осью координат, общий доход максимальный.

На рисунке 1 и рисунке 2 представлены кривые предельного, среднего и общего дохода.

 

P,R

 

D=AR

MR

 

Q1 Q

 

Рисунок 1– Динамика предельного и среднего доходов

 

TR max

TR

 

 

Q1 Q

 

Рисунок 2 – Динамика общего дохода

 

На рисунке 1 предельный доход с ростом объемов продаж уменьшается. Если объем производства меньше Q1, то предельный доход положительный, если больше Q1, то предельный доход отрицательный. При объеме продаж Q1 предельный доход равен 0. Кривая спроса D, которая одновременно является кривой среднего дохода, располагается выше кривой предельного дохода.

При объеме производства Q1 предельный доход равен 0, а общий доход максимален.

Рассмотренные выше кривые спроса и доходов адекватно отражают ситуацию на рынке как краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Можно отметить только, что в долгосрочном периоде кривая спроса более эластична, так как потребители имеют большую возможность для корректировки своего поведения.

ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ

В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ

В краткосрочном периоде предприятия располагают фиксированными производственными мощностями. Задача предприятия – выбор оптимального объема производства путем применения различного количества переменных ресурсов и оптимальной цены, исходя из динамики спроса на продукцию.

Существует два подхода к определению оптимального сочетания «цена – объем производства»:

1) «общий доход – общие издержки»;

2) «предельный доход – предельные издержки».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...