Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рынки чистой монополии в России




 

Формирование рынков чистой монополии в России относится к советскому периоду. Их становление обусловлено следующими причинами:

1) существованием объективной тенденции к концентрации, централизации и специализации производства;

2) объективными потребностями в централизации производства в связи с ограниченностью ресурсов в годы гражданской и двух мировых войн, а также спецификой внешних политических условий;

3) промонополистическим характером теоретической модели социализма;

4) тотальным огосударствлением экономики;

5) материально-финансовой несбалансированностью народного

хозяйства.

При этом наиболее существенными причинами становления рынков чистой монополии стали тотальное огосударствление экономики и принятая модель развития социализма. Государство, сконцентрировавшее в своих руках подавляющую часть материальных и финансовых ресурсов, определявшее направления развития народного хозяйства, само выступало как главный монополист. К тому же, основная цель государственной экономической политики состояла в создании, на базе крупных предприятий, преимущественно административными методами, рационального планового хозяйства, в котором исключалась конкуренция предприятий. В результате, превращение предприятий и особенно трестов, синдикатов, ведомств и министерств в могущественные монополии практически во всех сферах деятельности явилось результатом проводившейся экономической политики. Таким образом, если классическая монополия появилась «снизу», из массы товаропроизводителей, то монополия социалистического типа утверждалась «сверху», формировалась решениями государственных органов.

Ориентация государства на построение рационального планового хозяйства проявлялась, прежде всего, в ускорении процессов концентрации, централизации и специализации, укрепляя тем самым монополистические структуры. Управленческие структуры, министерства, ведомства, осуществляя оперативное руководство и контроль за процессом производства на предприятиях, стремились к рационализации функционирования народного хозяйства, устранению дублирования, к максимальному сокращению управляемых объектов, что искажало существующую объективную тенденцию к специализации и концентрации производства и порождало чрезмерно узкую специализацию предприятий по схеме «один продукт – один производитель». Единый в принципе рынок определенной продукции разделяется на множество монопольных мини-рынков различных видов и подвидов этой продукции. Эти мини-рынки занимают на основе государственной привилегии на исключительное право производства или сбыта отдельные предприятия. В результате, к началу 1991 года 1800 наименований различных видов продукции выпускались только на одном предприятии в стране, более 1100 предприятий являлись абсолютными монополистами в производстве своей продукции.[1]

Становление рыночной экономики в России привело к постепенному сокращению количества предприятий-монополистов. Однако, и в настоящее время их количество достаточно велико. Так, абсолютными монополистами остаются Коломенский завод пассажирских магистральных тепловозов, Новочеркасский электровозостроительный завод, Демиховский машиностроительный завод, выпускающий пригородные электропоезда. Крупнейшими естественными монополиями являются РАО «ЕЭС России», РАО «РЖД», РАО «Газпром», ОАО «Транснефть».

В Кемеровской области Новокузнецкий металлургический комбинат является единственным в стране производителем трамвайных рельсов и рельсов для метрополитенов, ОАО «Анжеромаш» – абсолютный монополист в производстве шахтных скребковых конвейеров.

Ограничение монопольных тенденций в деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется на основе антимонопольного законодательства и связано со следующими основными объектами регулирования:

а) предприятия-монополисты;

б) объединения предприятий;

в) соглашения хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

При этом, если к соглашениям субъектов рынка, ограничивающих конкуренцию (сговор о ценах, раздел рынка в виде распределения объемов производства, рынков сбыта и источников снабжения между хозяйствующими субъектами, навязывание партнерам дополнительных условий, которые не связаны с предметом контрактов, коллективный отказ группы хозяйствующих субъектов вести дело с одним из контрактантов), всегда относились как к противозаконным, то к остальным объектам антимонопольного регулирования как в теории, так и на практике существуют неоднозначные подходы.

Так по отношению к предприятиям-монополистам существует два основных подхода: структурный и поведенческий. В первом случае, то есть при структурном подходе, считается, что любое предприятие, имеющее высокую долю в общих продажах определенного товара на рынке (например, у нас в России – 35%), будет вести себя как монополист, и поэтому, к нему необходимо применение антимонопольных мер: регулирование цен, объемов производства и даже разукрупнение. Такой подход не совсем оправдан. Дело в том, что, как показывает опыт, предприятие-монополист не обязательно злоупотребляет своим доминирующим положением. Такое предприятие может быть технически и технологически прогрессивным, предоставлять потребителям более качественные товары и услуги по ценам даже более низким, чем в более конкурентных условиях. Поэтому доля данного предприятия на рынке не является достаточным показателем для применения антимонопольных мер, дополнительно необходим анализ его поведения, исследование того, не злоупотребляет ли оно своим монопольным положением. Особенно осторожно нужно подходить к разукрупнению предприятий, так как демонополизация в виде расформирования крупных объединений, принудительная распродажа части мощностей высококонцентрированных предприятий, с одной стороны, скорее всего, будет носить у нас в России формальный характер.

Существование нескольких производителей не гарантирует от монополизации, так как, во-первых, формальное объединение в рамках одного предприятия может заменяться неформальными соглашениями в виде сговора о ценах, об объемах производства и т.д.; во-вторых, нужно учитывать и узкую специализацию наших предприятий, когда даже небольшое предприятие является монополистом на том или ином рынке товара или услуги. С другой стороны, разукрупнение предприятий и создание на их основе нескольких часто ведет к снижению эффективности производства, а, следовательно, возможностей для развития производства, использования новейшей техники и технологии, осуществления диверсификации производства. К тому же даже самые крупные наши предприятия далеки от масштабов крупнейших западных ТНК. Поэтому для развития конкуренции с ведущими фирмами развитых стран нужно не разукрупнение, а укрупнение наших предприятий. Учитывая сказанное, представляется, что в современных условиях предпочтителен поведенческий подход к функционированию предприятий-монополистов, то есть при осуществлении антимонопольного регулирования к каждому предприятию необходимо подходить дифференцированно, творчески, а не механически, учитывая такие факторы, как:

- степень удовлетворения интересов потребителей в продукции предприятия-монополиста;

- объемы производства продукции;

- качество продукции;

- цены на продукцию;

- технические и технологические изменения на предприятии.

Сложившиеся в Российской Федерации естественные монополии – Российское акционерное общество «ЕЭС России», Российское акционерное общество «Газпром», акционерная компания «Транснефть», железнодорожный транспорт Российской Федерации, составляют основу производственного комплекса страны, в определенном смысле являясь гарантом экономической стабильности и целостности Российского государства. Эти естественные монополии даже в условиях всеобщего экономического кризиса, остановки и несостоятельности большинства промышленных предприятий доказали свою жизнеспособность и высокий уровень экономической эффективности. В настоящее время электроэнергетика, газовая отрасль, железнодорожный и нефтетрубопроводный транспорт обеспечивают 12% ВВП России и определяют возможности политического и экономического развития страны больше, чем на 50%.[2]

В то же время энергетические и транспортные предприятия часто злоупотребляют своим доминирующим положением. Поэтому в отношении них необходимо применение соответствующих антимонопольных мер.

Основной задачей регулирования деятельности естественных монополий является создание барьеров для повышения цен на производимые блага или для искусственного ограничения объемов выпуска, что также может вести к повышению цен.

Правительство, как правило, сохраняет за собой право определять региональные границы деятельности естественного монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены, которые он может назначать. Например, тарифы коммунальных служб, телефонных компаний, железнодорожные тарифы, расценки на поставку многих энергоресурсов определяются соответствующими государственными или муниципальными органами.

В рыночной экономике фактором снижения цен и увеличения объема предложения товара является конкуренция. Однако в рассматриваемой ситуации препятствием для включения механизма конкуренции является экономия от масштаба.

Поскольку отрасль естественной монополии требует только одного эффективного производителя, этот производитель приобретает огром­ную рыночную власть, назначая цены, которые намного превышают его из­держки. На рисунке 14 этому соответствует точка М, которая показывает объем производства Q1 при цене Р1. При этом монополист получает экономические прибыли. Но установление высокой цены (Р1) создает проблему неэффективности распределения ре­сурсов с точки зрения общества, т. е. цена оказывается выше, а объем выпуска ниже оптимального для отрасли. Как говорилось в 6 главе, эффективность распределения ресурсов определяется равенством цены и предельных издержек. На рисунке 14 такой точкой является точка Т (пересечение кривой спроса с кривой предельных издержек). При этом оптимальными для общества будут цена Р3 и объем производства Q3. Кроме того, высокая цена на продукцию естественного монополиста ведет к повышению цен в отраслях, использующих продукт такой фирмы в качестве ресурса, т. е. неэффективность естественного монополиста распростра­няется по всей технологической цепочке взаимосвязанных отраслей.

Если пойти навстречу интересам потребителей и установить цены на уровне Р3, это приведет к разорению и банкротству предприятий, так как эта цена ниже средних издержек. Разрешение такой ситуации потребует увеличения налогов для возмещения убытков производства за счет государственных субсидий. На рисунке это величина Р2 – Р3. В этом случае предприятие не получает нормальной прибыли на вложенный капитал.

 

Рисунок 14 – Регулируемая монополия

 

Следовательно, государство должно стремиться к установлению цен, максимально приближенных к предельным издержкам, но, вместе с тем, обеспечивать получение дохода, достаточного для возмещения издержек фирмы монополиста. На рисунке 14 данное условие будет обеспечено в точке F, при установлении цены Р2 на уровне средних издержек. Установление цены Р2 обеспечивает получение «справедливой прибыли» при объеме производства Q2.

Таким образом, регулирование цен может быть использовано, чтобы устранить полностью или частично стремление монополистов недораспределить ресурсы и получить экономические прибыли.

Важную роль в становлении рынка чистой монополии играют объединения предприятий. Однако, на наш взгляд, не следует запрещать объединения предприятий, способствующих развитию научно-технического прогресса, реализации эффективных инвестиционных проектов, завоеванию внешних рынков, улучшению удовлетворения интересов потребителей. К объединениям, не отвечающим данным требованиям необходимо применение антимонопольных мер.

Функции антимонопольного контроля в России осуществляет Федеральная антимонопольная служба. Так, в рамках ее деятельности в 2006 году:

- пресечено злоупотребление доминирующим положением крупнейшим российским производителем цемента ОАО «Евроцемент», по предписанию ФАС России снижена рыночная отпускная цена строительного цемента, введена аукционная продажа цемента;

- пресечено злоупотребление доминирующим положением крупнейшим российским производителем каустической соды ОАО «Каустик», по предписанию ФАС России крупнейшим российским производителем каустической соды снижена отпускная цена.[3]

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

Контрольные вопросы

 

1. Перечислите основные признаки, характеризующие рынок чистой монополии.

2. Чем отличаются следующие виды монополий: закрытая, естественная и открытая? Приведите примеры.

3. Как называется монополия, реализующая свою продукцию по единой цене?

4. Какой характер имеет кривая спроса монополиста, и что это означает?

5. Охарактеризуйте кривые общего, среднего и предельного дохода монополиста. Какова их связь с кривой спроса?

6. Какая связь между общим доходом монополиста и эластичностью спроса на товар?

7. Как меняется эластичность кривой спроса монополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах?

8. Какие существуют подходы к определению оптимального объема производства?

9. Перечислите варианты поведения предприятий при выборе оптимального объема производства.

10. В каком случае монополист выбирает стратегию «максимизация прибыли»? При ответе используйте оба метода определения оптимального объема производства.

11. Какие условия необходимы для выбора стратегии «минимизация убытков»? При ответе используйте оба метода определения оптимального объема производства.

12. Когда предприятие должно выбрать стратегию «закрытие предприятия»?

13. Как формируется кривая предложения в условиях чистой монополии в краткосрочном периоде? Какой она имеет характер, и что он означает?

14. Объясните расположение кривой предложения по отношению к кривой средних переменных издержек.

15. Охарактеризуйте долгосрочный период. От чего зависит поведение монополиста в долгосрочном периоде?

16. Какие возможны варианты поведения предприятия в долгосрочном периоде?

17. Что такое Х-неэффективность? В каких случаях она возникает?

18. В чем заключается основное отличие долгосрочной кривой предложения от краткосрочной?

19. В чем заключается стратегия лимитирующего ценообразования? Когда монополист будет использовать ее использовать?

20. Объясните такую стратегию монополиста, как «поиск ренты». В каких случаях монополист будет придерживаться данной стратегии?

21. Дайте определение ценовой дискриминации и объясните, для чего ее осуществляет монополист?

22. Какие условия необходимо выполнить для проведения ценовой дискриминации?

23. На каком уровне будет установлена цена по отношению к средним общим издержкам при проведении ценовой дискриминации?

24. Какие виды ценовой дискриминации выделяют?

25. Какую цену устанавливает монополист, осуществляя ценовую дискриминацию первой степени? Кто присваивает весь излишек потребителя? Какова при этом особенность поведения кривых предельного дохода и предельных издержек?

26. Что понимают под ценовой дискриминацией второй степени? Приведите примеры.

27. Охарактеризуйте ценовую дискриминацию третьей степени и приведите примеры.

28. Что такое «дорогой» и «дешевый» рынок? Каким видом эластичности спроса они характеризуются?

29. С какой проблемой сталкивается монополист, осуществляя ценовую дискриминацию третьей степени? Приведите примеры.

30. Что понимают под эффективностью, экономической эффективностью?

31. Какие показатели эффективности используются для оценки эффективности, экономической эффективности?

32. Что такое оптимум Парето?

33. Дайте определение производственной эффективности и эффективности распределения ресурсов.

34. Достигается ли экономическая эффективность в условиях чистой монополии? Докажите свое мнение с помощью графика.

35. Что такое неравновесный подход? Как с его помощью определяется эффективность рыночной структуры?

36. Что следует понимать под «динамической эффективностью»?

37. Какие факторы влияют на динамическую эффективность в условиях чистой монополии?

38. Назовите факторы, препятствующие повышению динамической эффективности.

39. К какому периоду можно отнести формирование чистых монополий в России?

40. Назовите причины формирования чистых монополий в России.

41. Как становление рыночной экономики в России повлияло на деятельность предприятий-монополистов?

42. Какие предприятия являются монополистами в настоящее время в России и в Кемеровской области?

43. Что такое антимонопольная политика, и каковы ее основные положения?

44. Назовите основные объекты регулирования в рамках антимонопольного законодательства.

45. В чем заключается структурный подход к объектам антимонопольного регулирования?

46. В чем заключается поведенческий подход к объектам антимонопольного регулирования?

47. Объясните, почему существование нескольких производителей не гарантирует от монополизации?

48. Какой подход к функционированию предприятий-монополистов является более предпочтительным в современных условиях? Ответ объясните.

49. Какие естественные монополии функционируют в России? Почему возникает необходимость их регулирования государством?

50. Какую задачу решает государство, осуществляя регулирование деятельности монополий?

51. Почему конкуренция не может быть фактором снижения цен в условиях монополии?

52. К каким последствиям для монополиста и государства приведет установление цены на общественно приемлемом уровне?

53. Что такое «справедливая прибыль»? На каком уровне необходимо установить монополисту цену, чтобы получать «справедливую прибыль»?

54. Какую роль в становлении рынка чистой монополии играют объединения предприятий?

55. Какая служба осуществляет функции антимонопольного контроля в России?

 

Дискуссия

 

На тему: «Нужна ли обществу монополия?»

В современной экономической теории нет однозначного представления о том, действительно ли монополия наносит ущерб обществу. С одной стороны, совершенная конкуренция создает условия для удовлетворения сегодняшних потребностей общества с наименьшими затратами, так как в этом случае фирмы не имеют экономической прибыли. С другой стороны, монополия, получая экономическую прибыль, имеет возможность финансировать перспективные исследования и рискованные инновационные проекты, что также необходимо обществу.

Обсудите этот вопрос в аудитории, используя материалы периодической печати и другие источники.

 

Верны ли следующие утверждения?

 

1. Рынок зеленых авторучек не может служить примером монополизированного рынка даже при наличии одного продавца.

 

2. Кривая спроса для монополии всегда горизонтальна в координатах P(Q).

 

3. При увеличении объема продаж при линейной функции спроса предельная выручка монополии сокращается вдвое быстрее цены.

 

4. Монополия всегда выбирает объем выпуска, который соответствует неэластичному участку кривой спроса.

 

5. Монопольная фирма скорее всего увеличит предлагаемое количество товара, если спрос на него возрастет.

 

6. Для фирмы-монополиста восходящая ветвь кривой предельных издержек не является кривой предложения.

 

7. Монополия и конкурентная фирма максимизируют прибыль, выбирая объем выпуска в соответствии с правилом: «Предельные издержки равны цене».

 

8. Равенство предельных издержек предельному доходу служит условием максимизации прибыли как для конкурентной фирмы, так и для монополии.

 

9. Монополия стремится установить цену так, чтобы предельный доход превышал предельные издержки.

 

10. При ценовой дискриминации монополист устанавливает на сегменте с более эластичным спросом более высокую цену, чем на сегменте с менее эластичным спросом.

 

11. Совершенная ценовая дискриминация – это установление цен выше предельных издержек.

 

Выберите единственно правильный вариант ответа

 

1. Весь потребительский излишек присваивает фирма, которая:

а) сегментирует рынок;

б) максимизирует разницу между предельным доходом и предельными издержками;

в) монополизирует рынок;

г) осуществляет совершенную ценовую дискриминацию.

 

2. Монополист выпускает и продает такой объем продукции, при котором, чтобы получить максимум прибыли при переходе к условиям совершенной конкуренции, фирма должна.

а) повысить цену и увеличить объем выпуска;

б) снизить цену и уменьшить объем выпуска;

в) повысить цену и сохранить прежний объем выпуска;

г) снизить цену и увеличить объем выпуска.

 

3. Поясните, какая из мер государственной политики не может привести к увеличению продаж фирмы-монополиста:

а) установление максимальной цены на продукт фирмы;

б) акцизный налог на продукцию фирмы;

в) снижение налога за пользование землей;

г) верно все вышеперечисленное.

 

4. Определите, как изменяется предельный доход монополии по мере роста объема продаж:

а) возрастает;

б) сокращается медленнее, чем цена;

в) сокращается быстрее цены;

г) остается неизменным.

 

5. Если кривая спроса линейна, а предельные издержки равны средним и постоянны, то объем выпуска монополии:

а) в два раза больше, чем в конкурентной отрасли;

б) равен выпуску конкурентной отрасли;

в) в два раза меньше, чем в конкурентной отрасли;

г) данных недостаточно.

 

6. Если в результате монополизации отрасли объем продажи сократился на 100 тыс. ед., а цена выросла на 2 долл., рассчитайте, как изменилось благосостояние общества:

а) сократилось на 200 тыс. долл.;

б) сократилось на 100 тыс. долл.;

в) увеличилось на 100 тыс. долл.;

г) сократилось на 400 тыс. долл.

 

7. Монополист увеличил предложение с 3000 до 4000 шт. в месяц и намерен продать все 4000 по максимально возможной цене. Экономист, оценивая функцию месячного спроса как Q = 7000 - 2Р, где Р - цена, предсказал, что прибыль монополиста, вероятно:

а) увеличится;

б) уменьшится;

в) останется без изменений;

г) оценить не удастся ввиду отсутствия необходимой информации о цене.

 

8. В городе открылся первый ночной магазин. Это пример скорее всего:

а) естественной монополии;

б) вынужденной монополии;

в) временной монополии;

г) монопсонии.

 

9. Антимонопольное законодательство, действующее во многих странах, нацелено в первую очередь на обеспечение:

а) запрета монополий;

б) экономической свободы;

в) условий конкуренции;

г) регулирования цен.

 

10. На монопольном рынке, как правило:

а) чем выше цены, тем больше прибыль;

б) величина предложения меньше величины спроса;

в) ценовую дискриминацию осуществить невозможно;

г) рост цены сдерживается затратами и спросом.

 

11. Кривые предложения рационального монополиста и спроса на его продукцию, как правило:

а) пересекаются в точке максимума прибыли монополиста;

б) пересекаются в точке минимума средних издержек;

в) пересекаются в точке минимума предельных издержек;

г) вообще не пересекаются, так как предложение монополиста представляет собой не кривую, а одну точку.

 

12. Монопольный товар, то есть товар, предлагаемый монополистом, как правило:

а) не имеет близких заменителей;

б) не нужно рекламировать;

в) требует больших затрат в производство;

г) верны ответы а и б.

 

13. Снижение цены монополистом, максимизирующим
свою прибыль, может быть вызвано:

а) уменьшением спроса;

б) увеличением предельной отдачи;

в) увеличением объема продаж;

г) снижением цены сопутствующего товара.

 

Решите задачи

 

1. Функция издержек фирмы-монополиста: ТС = 0,5Q2 + 2Q. Функция спроса на продукцию фирмы: Р = 10 - 0,5Q.

Определите цену, при которой прибыль фирмы мак­симальна, и степень ее монопольной власти.

 

2. Пусть функция издержек фирмы-монополиста равна TC(Q)= Q2 + 60. Функция спроса на товар фирмы: QD = 30 - 2Р. ТС, Р - в долл., Q - в тыс. шт.

Определите объем производства, цену, общую вы­ручку, экономическую прибыль монополиста и его монополь­ную власть.

 

3. Компания «Джеральде» — монополист на рынке. Функция полных затрат на производство: ТС = 2Q + 10, где Q - объем производства в месяц.

Определите, при каком уровне цены прибыль компа­нии будет максимальной, если известно, что эластичность ры­ночного спроса в этой точке по цене равна -6.

 

4. Функция полных затрат фирмы-монополиста: TC = Q2 + 2Q. Функция рыночного спроса на ее продукцию: Р = 20 - Q. Государство вводит потоварный налог (на каждую единицу продукции) в количестве 2 ден. ед.

Определите налоговые поступления в бюджет; вы­пуск и цену, максимизирующие прибыль монополиста, после введения налога.

5. Издержки фирмы-монополиста описываются формулой: ТС= 5Q + 12. Функция рыночного спроса на ее продукцию: Р = 120 - 0,5Q. Государство вводит потоварный налог (на каждую единицу продукции) в размере 2 ден. ед.

Определите поступления в бюджет, максимизирую­щие прибыль монополии выпуск и цену на продукцию после введения налога.

 

6. Средние затраты монопольной фирмы на производство постоянны и равны 10 долл. С целью получения максимальной прибыли фирма установила цену на свою продукцию в размере 15 долл.

Определите эластичность спроса по цене на продук­цию фирмы; изменение выручки монополиста в случае, если в период сезонной распродажи цена будет снижена на 3 долл.

 

7. Фирма-монополист проводит политику ценовой дискриминации, продавая продукцию двум группам потребителей по разным ценам. Функции спроса потребителей на продукцию фирмы: Q1 = 120 - Р1 и Q2 = 90 - 2Р2, где Р1,2 и Q1,2 — цена и объем спроса для каждой группы потребителей. Предельные затраты (издержки) фирмы на производство постоянны и равны 3.

Определите, какую цену следует назначить монопо­листу для максимизации своей прибыли на каждом сегменте рынка.

 

8. Фирма-монополист работает на рынке с двумя группами потребителей, спрос которых на ее продукцию описывается уравнениями: Q1 = 60 - 0,5Р2 и Q2= 80 - Р2, где Q1,2 и Р1,2 — объем спроса и цена для каждой группы потребителей соответственно. Долгосрочные предельные издержки фирмы на производство постоянны и равны 50.

Определите объемы продаж, цену продукции и мо­нопольную прибыль в случае, если фирма:

а) не дискриминирует своих потребителей;

б) практикует ценовую дискриминацию третьего рода.

 

9. На рынке спрос задается уравнением Р = 72 - 2Q. Монополия имеет функцию затраты на производство ТС = 10Q. Она может провести ценовую дискриминацию, назначив двуставочный тариф.

Определите величину аккордного взноса и плату за каждую штуку товара, а также как различается прибыль фир­мы-монополиста в условиях ценовой дискриминации и без нее.

 

10. В отрасли действуют пять фирм с объемами выпуска 2, 3, 5, 10 и 20% от общего выпуска отрасли. Остальной выпуск производится мелкими фирмами, каждая из которых имеет не более 1% продаж.

Произведите необходимые расчеты и на их основании сделайте вывод относительно степени монополизации от­расли.

 


ОТВЕТЫ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Верны ли следующие утверждения?

 

1. Да.2. Нет.3. Да.4. Нет.5. Да.6. Да.7. Нет. 8. Да.9. Нет.10. Нет.11. Нет.

 

Выберите единственно правильный вариант ответа

 

1 - г), 2 – г), 3 – в), 4 – в), 5 – в), 6 – б), 7 – б), 8– в), 9 – в), 10 – г), 11 – г), 12 – а), 13 – б).

 

Решите задачи

 

1. Задача решается исходя из условий максимизации прибыли для фирмы-монополиста. МС = Q + 2; MR = 10 – Q; Qмон = 4; Рмон = 8; πмон = 4 * 8 - 0,5 * 16 – 2 * 4 = 16. Монопольная власть оценивается по индексу Лернера: L = (Р - МС)/Р = (8 - 6)/8 = 0,25. То есть фирма может превысить цену, характерную для свободной конкуренции, на 25%.

 

2. Идентичная задача. Qмон = 5; Рмон = 12,5; TR = 62,5; L = (12,5 - 10)/12,5 = 0,2; πмон= -22,5. На последнее обстоятельство надо обратить внимание, так как сыграли роль большие постоянные издержки при узком рыночном спросе.

 

3. Обратите внимание на характер функций предельных и средних издержек. МС = 2; АС = 2 + 10/Q. Это случай естественной монополии. Конкурентный характер рынка здесь невозможен, так как фирма при Р = МС всегда терпит убытки. Lмон = -1/EDP= -1/-6. Lмон = (Р - 2)/Р = 1/6, т. е. Р = 2,4.

 

4. МСмон = 2Q + 2; MRмон = 20 - 2Q; Qмон = 4,5 ед.; Рмон = 15,5 ден. ед. Введение налога сокращает предложение монополии. МСмон= 2Q + 4; МRмон= 20 - 2Q; Qмон= 4; Рмон= 16. Поступление налога равно 8 = (2*4) ден. ед.

 

5. МСмон = 5; MRмон = 120 - Q; Q =115 ед.; πмон = 62,5 ден.ед. Т (налог) = 2*115 = 230 ден. ед.

6. Вводится условие постоянства отдачи от масштаба АС = МС = 10 долл. Рмон = 15 долл. Мы знаем, что максималь­ное отклонение цены от предельных издержек в случае моно­полизации рынка обратно пропорционально эластичности спроса по цене, следовательно (15 - 10)/15 = 1/ EDР; EDР = -3.

Если цена снижена на 3 долл., то она составит 12 долл. или 0,8 прежней цены. Тогда объем должен составить Q/Q = - 3(- 0,2); Q/Q = 0,6 или новый объем продаж должен сос­тавить 1,6 прежнего объема. Выручка должна составить 1,28 = (1,6*0,8) прежней выручки или увеличиться на 28%.

 

7. Следует исходить из условия MR1 = MR2 = МС, т.е. дискриминации третьего рода. Для этого надо найти MR1 = 120 - Q и MR2 = 45 - Q.

MR1 = 120 - 2Q1 = 3; Q1 = 58,5; Pl = 61,5; π1 = 3422,25. MR2 = 45 - Q2 = 3; Q2 = 42; P2 = 24; π2 = 882.

 

8. 1. Если нет дискриминации, то Qмон = 32,5; Рмон = 71,7; πмон = 704,17.

2. В случае дискриминации третьего рода монополия мо­нополизирует каждый рынок по отдельности, с тем чтобы MR1 = MR2 = МС.

Q1= 17,5; P1= 85; π1: = 612,5.

Q2= 15; Р2= 65; π2 = 225. Суммарная прибыль = 837,5.

 

9. Совершенная дискриминация возможна тогда, когда известна функция спроса каждого потребителя. Если данная функция спроса получена только путем сложения идентичных функций индивидуального спроса, то тогда цена должна стро­иться так: Р = А + MCq. А вычисляется как излишек каждого потребителя. Для всех этот излишек равен: (72 - 10)*31/2 = 961. Тогда Р = 961 + 10q. Реализация товара равна 31 шт. 961 - это аккордный взнос за право покупки. 10 ден. ед. надо платить за каждую единицу товара. Если не проводить такую дискриминацию, тогда: МС = 10 = 72 - 4Q; Рмон = 41; πдискрим = 961; πмон = (41 - 10)*15,5=480,5.

 

10. Надо применить индексы концентрации. Индекс Херфиндаля-Хиршмана HHI = 538, следовательно, степень кон­центрации низкая.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...