Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример расчета коэффициента вариации по формулам в Excel




  А В С D E F G H
  Продукт Реализация, апрель, руб. Реализация, май, руб. Реализация, июнь, руб. ИТОГО за квартал Среднее значение Значение подкоренного выражаения Кв
  ИТОГО       32 241 519      
  Товар 1 927 569 922 691 930 253 2 780 513 926 838 9 799 305 0,34%
  Товар 2 1 667 484 1 651 702 1 642 886 4 962 071 1 654 024 103 536 104 0,62%
  Товар 3 590 941 593 298 600 430 1 784 668 594 889 16 272 589 0,68%
….. ….. ….. …. ….. …. …. …..

Обратите особое внимание на товары, у которых есть периоды с нулевыми значениями, то есть там, где товар отсутствовал в продаже. Либо исключите их из анализа, либо измените формулу расчета коэффициента вариации – на ноль делить нельзя.

4 шаг. Составить рейтинговый список объектов анализа по возрастанию значения коэффициента вариации. И последнее - определяем, какие объекты относятся к группе X, Y и Z.

Пример составления итоговой таблицы по XYZ анализу. За основу взят ассортимент небольшой компании, торгующей бытовой химией и товарами для дома.

Категория Оборот за январь Оборот за февраль Оборот за март Оборот за 1-й квартал Среднее значение Значение подкоренного выражаения Коэффициент относительной вариации   Группа
Итого              
Дезодоранты             0,8% КВ от 0% до 10% Х
Зубная паста             0,9%
Губки, салфетки для посуды             1,2%
Гигиенические тампоны, прокладки             1,2%
Туалетная бумага и полотенца             1,6%
Лаки, муссы, гели для волос             1,6%
Гели, скрабы для тела             1,7%
Ср-ва для и после бритья             1,7%
Стиральные порошки             2,2%
Шампуни             2,3%
Пена и соль для ванн             2,5%
Мыло             2,5%
Освежители воздуха             2,9%
Лосьоны, одеколоны             3,1%
Бальзамы, настои для волос             4,1%
Чистящие средства             4,4%
Губки и мочалки для тела             4,7%
Моющие средства             7,4%
Средства для обуви             8,0%
Косметические диски, ватные палочки             12,5% КВ от 10% до 25% Y
Отбеливатели             14,8%
Кремы, депиляторы, скрабы для тела, лица             17,2%
Мыло жидкое             18,4%
Влажные салфетки             19,4%
Кондиционеры, антистатики             23,2%
Зубные щетки             28,5% КВ от 25% и выше Z
Краски для волос             30,6%
Подарочные наборы             32,4%
Бритвенные принадлежности             33,6%
Фольга, мешки для мусора, перчатки             49,0%
Средства от насекомых             92,6%

Вывод: как видим, некоторые категории пользуются постоянным спросом и по ним можно прогнозировать последующие продажи довольно точно. Однако некоторые категории – «Средства от насекомых», «Бритвенные принадлежности», «Краски для волос» продаются нерегулярно. Стоит внимательнее отнестись к этим категориям – возможно, поставки этих товаров идут с перебоями, или на эти товары проходила акция, которая кратковременно простимулировала спрос. Так же особого внимания требуют товары группы Х – особенно, если их вклад в общий оборот или прибыль невелик. Вероятно, поставки идут фиксированным заказом и товар продается с нулевым остатком до следующей поставки. В таком случае следует дополнительно исследовать спрос на такой товар – возможно, мы недодаем покупателям нужный им товар.

Общие рекомендации

Категория X – товары, характеризуются стабильностью продаж и, как следствие, высокими возможностями прогноза продаж. Коэффициент вариации не превышает 10%. Колебания спроса незначительны, спрос на них устойчив, следовательно, можно по этим товарам делать оптимальные запасы и использовать математические методы прогноза спроса и оптимального запаса.

Категория Y – товары, имеющие колебания в спросе и как следствие, средний прогноз продаж. Коэффициент вариации составляет от 10% до 25%. Отклонение от средней величины продаж существует, но оно колеблется в разумных пределах – в пределах 25%.

Категория Z – товары с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогноза продаж невысокая. Коэффициент вариации превышает 25% и может быть более 100%. Это может быть группа товаров, привозимая по заказу клиентов или недавно поступившая в продажу.

Так же, как и в случае в АВС-анализом, это рекомендованные сочетания, и иногда можно делать допуск коэффициента вариации по группе Х – 0-15%, группе Y – 15-40%, группе Z – от 40%.

Графически это можно представить так:

Ограничения XYZ-анализа

В реальной жизни на продажи и доходность товаров оказывает влияние огромное количество факторов: сезонность спроса, регулярность поставок, колебания цен на аналогичные товары у конкурента, наличие или отсутствие специальных мероприятий по продвижению и т.д. Все эти факторы будут вызывать колебания продаж, и, как следствие, высокие показатели коэффициента вариации.

Результаты XYZ-анализа будут достоверны, только если анализируется достаточно длительный период времени. Важно, чтобы период, взятый для анализа, в несколько раз превосходил оборачиваемость товара в днях. Например, если период оборачиваемости дорогих сигар или эксклюзивных часов составляет 4 месяца, то для анализа нужно брать период не менее 12 месяцев.

Если же ассортимент обновляется часто, то нужно также использовать информацию о жизненном цикле товара и смотреть тенденцию развития всех новых позиций. Весьма вероятно, что в бутике модной одежды все товары поступают в продажу на один сезон, и тогда в таком магазине у нас вообще не будет группы Х.

Если мы имеем дело с сезонными коллекциями одежды и обуви, которые держатся в продаже максимум один сезон, то тогда этот анализ можно проводить по торговым маркам или по поставщикам.

Также важно выяснять причины попадания товара в группу Z: было это вызвано действительно непредсказуемостью спроса, или просто товар нерегулярно попадал на склад.

XYZ-анализ невозможен и не нужен, если в ассортименте много новых товаров или поставки идут с перебоями. В таком случае необходимо вводить другой параметр для анализа, а именно запросы или обращения клиентов. Именно ранжирование по обращениям может сделать картину более реальной. Однако и здесь нужно отмечать, идет ли запрос от разных покупателей, или это повторение одного запроса. Поэтому если магазин существует в условиях постоянного дефицита, то этот вид анализа вряд ли покажет истинную картину.

Часто это вид анализа используется в складской логистике, где важно определить частоту спроса для грамотного распределения пространства на складе. В таком случае товары группы Х располагаются в «горячей» зоне отгрузки, товары групп Y и Z – в более отдаленных местах.

Этот анализ очень хорош в сочетании с АВС-анализом – это выявление безусловных лидеров (группы АХ) и аутсайдеров (СZ) в ассортименте магазина.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...