Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Толтекская цивилизация. 16  Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций. 1 Читавшие древнеиндийскую литературу сразу же признают сход­ство этой системы с той, что преобладала у арьев в ранний период. Это только естественно, поскольку все следующие друг




Толтекская цивилизация



усилиях давал богатый урожай. Это делало людей довольными и позволяло получать от жизни мак­симум. Очевидно, что такое настроение народа давало правителям страны огромные начальные преимущества.

Как уже отмечалось, монархия была абсо­лютной, но всё же она настолько отличалась от всего существующего сейчас, что простое упо­минание монархии не даст никакого представ­ления о фактах. Тон во всей системе задавала ответственность. У царя, конечно же, была абсо­лютная власть, но он также нёс и абсолютную от­ветственность за всё происходящее. С ранних лет его учили понимать, что где бы в его обширной империи ни существовало какое-нибудь зло, кото­рого можно было избежать — например, человек, желающий работать, не мог найти себе подходя­щий вид работы, или больной ребёнок не получал должного внимания — это было упущением в его руководстве, пятном на его правлении и на его личной чести.

У него имелся большой правящий класс, по­могавший ему в работе, и будучи на попечении этого класса, вся нация подразделялась самым тщательным и систематическим образом. Прежде всего, империя разделялась на провинции, над каждой из которой был поставлен вице-король, за ними шли те, кого мы могли бы назвать генерал-губернаторами округов, а за теми — губернаторы городов и небольших областей. Каждый из них


16         Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

прямо отвечал перед вышестоящим начальником за благосостояние каждого человека в его веде­нии. Это подразделение ответственности продол­жалось, пока мы не доходили до своеобразного сотника — чиновника, на попечении которого находилась сотня семей, за которые он был пол­ностью ответственен. Это был самый низший представитель правящего класса, но ему, в свою очередь, обычно помогали добровольные помощ­ники, взятые из каждого десятого семейства, до­ставлявшие ему самые последние новости обо всём, что требовалось или шло не так1.

Если кто-либо из чиновников, входивших в эту тщательно разработанную систему, прене­брегал своей работой, сообщение вышестоящему начальнику вызывало немедленное расследование, поскольку честь последнего зависела от полного довольства и благосостояния каждого, кто нахо­дился в его юрисдикции. Такая неусыпная бди­тельность при исполнении общественного долга не столько навязывалась законом (хотя несомнен­но, закон такой был), сколько вызывалась общим для всего правящего класса чувством, схожим с чувством чести джентльмена, что было силой, превосходящей силу любого внешнего закона, по­скольку в действительности тут действовал выс-

1 Читавшие древнеиндийскую литературу сразу же признают сход­ство этой системы с той, что преобладала у арьев в ранний период. Это только естественно, поскольку все следующие друг за другом ману являются членами той же Иерархии и заняты в аналогичной работе.


Толтекская цивилизация



ший закон изнутри — указание пробуждающегося «Я» личности, касающееся того, что оно знает.

Таким образом видно, что мы познакомились с системой, во всех отношениях основывавшейся на том, что было полным антитезисом всем тем идеям, которые провозглашаются сейчас прогрес­сивными. Фактор, делавший такой вид правления возможным и действенным — существование сре­ди всех классов просвещённой части общества глубоко укоренившегося мнения — столь сильно­го и определённого, что делало практически не­возможным для любого человека неисполнение своего долга перед государством. Всякий, кто не исполнял его, считался бы нецивилизованным су­ществом, недостойным высокой привилегии граж­данства в этой великой империи «Детей Солнца», как называли свою страну эти ранние перуанцы. На него смотрели бы примерно с таким же ужасом и жалостью, как в средневековой Европе — на от­лучённого от церкви.

Из этого положения дел — столь отличного от чего-либо существующего сейчас, что нам очень трудно его представить — возникал другой факт, почти столь же трудный для нашего осознания. В древнем Перу почти не было законов, а следо­вательно — и тюрем, и наша система исполнения наказаний показалась бы тому народу, о котором мы сейчас говорим, совершенно бессмысленной. В их глазах жизнь гражданина империи казалась единственной стоящей жизнью, и все хорошо


18        Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

понимали, что каждый человек занимал своё ме­сто в обществе только на условиях исполнения своего долга перед ним. Если кто-нибудь каким-либо образом не исполнял его (а это был почти неслыханный случай из-за уже упомянутой силы общественного мнения), от чиновника, управляю­щего областью, где он жил, требовали объяснений, и если расследование показывало, что он достоин осуждения, то он получал от этого чиновника вы­говор. Что-либо подобное систематическому пре­небрежению своим долгом расценивалось как одно из ужасных преступлений, подобное убийству или воровству, и за все подобные преступления нака­зание было только одно — изгнание.

Теория, на которой основывалось подобное общественное устройство, была исключительно проста. Перуанцы придерживались мнения, что цивилизованный человек принципиально отлича­ется от дикаря тем, что понимает и разумно выпол­няет свои обязанности перед государством, часть которого составляет. Если же он не выполняет эти обязанности, он сразу же становится опасностью для государства. Он показал, что недостоин уча­ствовать в его благах, и следовательно, исключает­ся из него, чтобы жить среди варварских племён на границах империи. Отношение перуанцев к этому вопросу, может быть, хорошо характеризует само слово, которым у них назывались эти племена — с их языка оно буквально переводилось как «без­законные».


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...