Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ рынка. Стратегия маркетинга.




Анализ рынка

ОАО «Надежда» является производителем следующей продукции:

- консервы плодоовощные;

- консервы мясные и мясорастительные;

- алкогольная продукция;

- быстрозамороженная продукция.

Структура реализации продукции в 2011 году.

Область Реализация продукции в %
Г. Минск 28,3
Минская область 28,4
г. Молодечно 25,0
Витебская область 0,1
Гродненская область 8,8
Брестская область 2,3
Гомельская область 3,6
Могилевская область 0,7
Внешний рынок 2,8

Поскольку предприятие расположено в Минской области, как видно из таблицы 81,7 % своей продукции предприятие реализует также в Минской области. Незначительный процент продукции реализуется и в других областях.

За 2011 год на экспорт реализовано продукции на сумму 95,1 тыс. долл. США.

Характеристика конкурентов

Что касается плодоовощных консервов, то их производством занимаются практически все консервные заводы и предприятия республики. Крупнейшие из них представлены в Таблице

Таблица Крупнейшие производители консервов

в Республике Беларусь

 

Брестская область
1. ОАО «Пружанский консервный завод»
2. ОАО «Ляховичский консервный завод»
3. ОАО «Кобринский консервный завод»
4. ОАО «Барановичский предприятие пищевых продуктов»
5. ОАО «Горынский агропредприятие»
Витебская область
6. ОАО «Глубокский консервный завод»
Гомельская область
7. ОАО «Ельский консервный завод»
Гродненская область
8. УДП «Гродненский консервный завод»
Минская область
9. УП «Слуцкий консервный завод»
10. МОУП «Борисовский консервный завод»
Могилевская область
11. ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод»

 

Производимые отечественными предприятиями консервы практически не отличаются друг от друга. К тому же консервная продукция белорусских производителей слабо конкурирует с импортерами из ближнего и дальнего зарубежья. Причин этому несколько. И это не только тара, в которую упаковываются отечественные плодоовощные консервы. Главный недостаток отечественных производителей – отсутствие широкого ассортимента производимых консервов. Вследствие этого, потребность республики в данных продуктах удовлетворяется частично за счет импорта.

 

Стратегия маркетинга.

Стратегия маркетинга ОАО «Надежда» на 2012 г. – принятие необходимых мер и мероприятий, обеспечивающих выполнение доведенных показателей развития организации, сохранение существующей доли потребительского рынка организации, принятие действенных мер по созданию базы для постепенного увеличения доли рынка организации.

ОАО «Надежда» ставит перед собой следующие задачи:

  • получение прибыли за счет удовлетворения потребностей потребителей в высококачественной продукции.
  • формирование у потребителя четкого, легко запоминающегося образа своей продукции, ассоциирующегося с качеством и оптимальными ценами.
  • расширение круга потребителей в Беларуси и, соответственно, увеличение объемов производства, благодаря использованию существующего ценового преимущества по сравнению с импортной продукцией.
  • расширение ассортимента выпускаемой продукции за счет постоянного улучшения технологии использования современного оборудования.
  • увеличение экспортных поставок продукции.

Для достижения вышеназванных целей предприятию необходимо четко планировать маркетинг, состоящий из стратегического и тактического планирования.

Стратегическое планирование основывается на исследованиях и прогнозировании конъюнктуры товарного рынка, изучении покупателей, изучении товаров, конкурентов и др.

Тактическое планирование включает в себя конкретные шаги по реализации стратегии маркетинга на каждом рынке и по каждому товару.

Также для правильного планирования стратегии маркетинга необходимо проводить сегментирование рынка.

Рынок, на котором работает предприятие, целесообразно сегментировать по географическому признаку. Можно выделить следующие сегменты:

§ рынок Республики Беларусь;

§ рынок Российской Федерации,

§ страны Дальнего зарубежья.

Комплекс стимулирования

Кроме перечисленного выше, успешная реализация продукции или продукции с новыми характеристиками – в данном случае, в новой упаковке – предполагает проведение большой организационной работы по продвижению товара непосредственно до потребителя, исключительно важно для предприятия грамотно построить коммуникационную политику.

ОАО «Надежда» большой упор делает на экологичность, натуральность своих продуктов.

Важным элементом комплекса стимулирования является размещение рекламы в средствах массовой информации – в первую очередь, на телевидении – во время передач, а также в журналах и газетах.

Важнейшие характеристики продукции ОАО «Надежда», на которые следует делать при этом акцент, следующие: высокое качество, современные технологии, экологически чистое сырье и доступные цены.

Участие в выставках и ярмарках позволит предприятию достичь следующих целей:

· оценить конъюнктуру и перспективу тенденций рынка отрасли;

· собрать информацию об основных конкурентах;

· расширить деловые контакты, собрать заказы, заключить договоры;

· оценить возможность участия в качестве экспонента;

· провести дегустацию реализуемой продукции.

В современных рыночных условиях каждому предприятию необходимо иметь свой сайт в Интернете. Это позволит найти новых потребителей, особенно за рубежом.

Для расширения экспортных поставок ОАО «Надежда» будет размещать информацию о своей продукции в коммерческих изданиях (один из лучших для данной отрасли – «Продукты питания», г. Москва), в других специализированных изданиях, Интернете. Хороший эффект дает прямая почтовая рассылка (direct-mail) кратких сообщений о ОАО «Надежда» и предлагаемом ассортименте крупным оптовым фирмам, работающим в России.

Обращая свою рекламную продукцию непосредственным потребителям, следует использовать средства массовой информации, имеющие широкую аудиторию – телевидение, радио, республиканскую и местную печать. Периодичность и интенсивность такого воздействия нужно менять в зависимости от достигнутых результатов и от сезона.

Менее затратным является бесплатное распространение рекламных плакатов по магазинам розничной сети – таким образом, сокращается бесполезная аудитория за счет подбора мест распространения.

В перспективе для расширения сбыта продуктов, особенно на насыщенном российском рынке, появится необходимость в торговой марке, способной закрепить в сознании потребителей устойчивый образ продукции, как это делается практически всеми пищевыми предприятиями Российской Федерации.

Среди маркетинговых подходов в 2012 г. предусмотрено использование таких действенных средств как разнообразных скидок и распродаж (за объем покупки, накопительная, сезонная и другие), а также более широкое применение разнообразных рекламных мероприятий.

Стратегия сбыта.

При формировании сбытовой стратегии необходимо учитывать множество факторов, основные из которых:

- особенности конечных потребителей (их количество, величина разовой отгрузки);

- возможности (финансовое положение, конкурентоспособность, расположение);

- характеристики товара (вид, средняя цена, сезонность производства и спроса, сроки реализации);

- степень конкуренции с другими производителями (их число, концентрация, сбытовая стратегия и тактика, уровень цен);

- характеристика и особенности рынка (плотность распределения покупателей, торговая практика, потенциальная емкость).

Формирование цен на товары (услуги) в перспективе будет проводиться в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь о ценообразовании, отраслевыми нормативно-правовыми актами Белкоопсоюза. Стратегия ценообразования предприятия будет направлена на поддержании уровня цен, обеспечивающего покрытие затрат на реализацию продукции и получение максимально высокого уровня доходов при соблюдении действующего законодательства и с учетом ценовой политики конкурентов.

6. Организационный план.

ОАО «Надежда», являясь юридическим лицом, самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штатное расписание. Возглавляет предприятие директор, который самостоятельно решает все вопросы деятельности, за исключением тех, которые отнесены к компетенции собственника.

Главный инженер проводит техническую политику, определяет основные направления в области разработки продукции и технологий, разрабатывает перспективные направления развития предприятия, координирует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по внедрению новой техники и технологии.

Заместитель директора по экономике и финансам возглавляет работу экономических служб по обеспечению выполнения плана по всем технико-экономическим показателям.

Начальник отдела сбыта возглавляет и осуществляет маркетинговую и сбытовую политику, направленную на разрешение проблем ускоренной реализации продукции.

Начальник производственной службы осуществляет оперативно-производственное планирование и управление производством, направляет деятельность трудового коллектива на обеспечение ритмичного выпуска продукции требуемого ассортимента и качества.

 


Среднесписочная численность работников предприятия в 2008-2011 гг. ежегодно уменьшалась и в 2011 г. составила 206 человек, что на 23 человека меньше, чем в 2010 г. и на 47 человек меньше, чем в 2008 г.

Среднемесячная заработная плата работников организации за 2011 г. составила 1496,076 тыс. руб. (на 56,6 % больше чем в 2010 г.), в том числе в декабре 2011 г. 2363,077 тыс. руб. (таблица 6.1.).

 

Таблица 6.1. Динамика среднесписочной численности и среднемесячной оплаты труда работников ОАО «Надежда» за 2008-2011 гг.

№ п/п Наименование показателя Годы
        ноябрь 2011 г.
1. Среднесписочная численность работников, человек          
2. Фонд оплаты труда работников млн. руб. 2703,9       468,8
3. Среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб. 868,9 926,2 955,2 1496,1 2363,1

 

Структура работников организации в разрезе отраслей деятельности представлена на рисунке 6.2.

 

Рисунок 6.2. Отраслевая структура работников ОАО «Надежда» в 2011 г.

82,5 % (170 человек) от среднесписочной численности работников предприятия в 2011 г. было занято в промышленном производстве. Среднесписочная численность работников транспорта в 2011 г. составляла 27 человек или 13,1% в общем количестве, строительстве – 5 человек или 2,4%, торговле - 4 человека или 2,0 %.

Удельный вес мужчин в общей численности работников предприятия на протяжении 2009-2011 гг. уменьшился с 38,9 % в 2009 г. до 38,1 % в 2011 г., доля женщин соответственно увеличилась с 61,6 % в 2009 г. до 61,9 % в 2011 г. (рисунок 6.3.).

 

Рисунок 6.3. Доля мужчин и женщин в списочной численности работников предприятия за 2009-2011 гг. (на конец года).

Образовательный уровень работников ОАО «Надежда» в 2011 г. сложился на следующем уровне: 12,5 % работников имеют профессионально-техническое образование, 24,2 % - среднее специальное образование, 42,8 % - общее среднее образование, 20,5 % - высшее образование (рисунок 6.4.).

 

Рисунок 6.4. Динамика образовательного уровня работников предприятия за 2009-2011 гг. (на конец года)/

 

На протяжении анализируемого периода произошло уменьшение доли работников с общим средним образованием и средне специальным соответственно на 0,4 и 5,2 п.п., увеличилась доля работников с профессионально-техническим образованием на 0,6 п.п. Доля работников с высшим образованием на протяжении 2009-2011 гг. увеличилась на 5,0 п.п.

 

Динамика возрастной структуры работников представлена на рисунке 6.5.

Рисунок 6.5. Возрастная структура работников предприятия за 2009-2011 гг. (на конец года).

 

В 2009-2011 г. произошли следующие изменения возрастной структуры работников предприятия. Доля работников пенсионного и предпенсионного возрастов (группы с возрастом 50-59 лет и 60 лет и старше) в 2011 г. составила 29,8 % и увеличилась по сравнению с 2009 годом на 10,2 п.п. Удельный вес остальных возрастных групп за анализируемый период несколько уменьшился и составил в 2011 г.: 15,8 % - работников в возрасте 18-29 лет, 23,7 % - работников в возрасте 30-39 лет и 30,7 % - работников в возрасте 40-49 лет, соответственно на 9,1п. п., на 0,4 п.п. и на 0,6 п.п.

Анализ динамики коэффициентов оборота по приему и выбытию работников, коэффициенту постоянства состава персонала представлен в таблице 6.2. и свидетельствует о том, что стабильность кадрового состава предприятия не высокая, что связано с сезонным характером производства.

Таблица 6.2. Динамика показателей движения кадров за 2008-2011 гг.

 

№ п/п Наименование показателя Годы
     
1. Среднесписочная численность работников за год, человек      
2. Принято на работу, человек      
3. Уволено работников, человек      
4. Коэффициент оборота по приему работников 0,25 0,25 0,35
5. Коэффициент оборота по выбытию работников 0,28 0,29 0,49
6. Коэффициент постоянства состава персонала организации 0,72 0,71 0,51

 

За 2011 г. повысили квалификацию 6 работников предприятия, в т.ч. 4 руководителя структурного подразделения, 1 специалист, 1 работник кадров массовых профессий.

Прием на работу, определение компетентности специалиста, повышение его квалификации, аттестация проводятся в соответствии с требованиями трудового законодательства Республики Беларусь, с учетом подходов менеджмента.

Прием специалистов и рабочих на работу обязательно включает стажировку на рабочем месте, присвоение соответствующего разряда, при его повышении, выполнение пробной работы.

Заочно обучаются в ВУЗах 8 специалистов предприятия. Специалистами с высшим образованием предприятие обеспечен.

Прогноз потребности в специалистах с высшим и средне специальным образованием на 2012 г. представлен в таблице 4.2.

Таблица 6.3. Потребность ОАО «Надежда» в кадрах с профессионально-техническим образованием в 2012 г.

№ п/п Наименование Наличие на конец 2011 г. Потребность в 2012 г.  
 
1.   Специалисты с профессионально-техническим образованием (слесарь КИП, сварщик)      
в т.ч. на выбытие по возрасту - -  
на естественную текучесть кадров -    

 

Среднемесячная заработная плата работников организации в 2012 г. прогнозируется в размере 2715,7 тыс. руб. (темп роста 181,5% к 2011 г.).

Приоритетными направлениями работы с кадрами в перспективе будут:

· стабилизация кадрового потенциала предприятия, обеспечение его своевременного обновления и пополнения, расширение практики применения контрактной формы найма;

· предотвращение оттока высококвалифицированных кадров, проведение кадровой политики, направленной на закрепление кадров в организации;

· повышение престижа работы в потребительской кооперации путем адресной социальной поддержки и защиты работников, материального стимулирования и укрепления трудовой дисциплины;

· формирование кадрового резерва с учетом образовательного и возрастного критериев и перспектив развития потребительской кооперации;

· сбор, анализ, оценка и учет информации о подготовленности выпускников;

· совершенствование механизма учебы и профессиональной подготовки молодых специалистов, постоянное повышение квалификации кадров;

· широкое внедрение в организации современных подходов менеджмента к подбору и расстановке кадров;

· проведение очередных и внеочередных аттестаций работников на предмет соответствия их уровня квалификации занимаемой должности.

 

7. Инвестиционный и инновационный план.

На ОАО «Надежда» в 2012 году планируется осуществить инвестиционные проекты:

- «Строительство блочно-модульной котельной».

Цель инвестиционного проекта – строительство котельной.

Сроки реализации проекта:

- Разработка проектно-сметной документации - 1 квартал 2012 года;

- Приобретение оборудования – 2 квартал 2012 года;

- Выполнение строительно-монтажных работ – 3 квартал 2011 года.

Направления инвестирования:

1.Строительство блочно-модульной котельной для обеспечения тепловой энергией подразделений предприятия.

Общие инвестиционные затраты с НДС - 2755 млн. руб., в том числе:

72 млн. руб. (2,6%) – разработка проектно-сметной документации (ПСД).

1682 млн. руб. (61,1%) – приобретение оборудования.

500 млн. руб. (18,1%) – выполнение строительно-монтажных работ.

42 млн. руб. (1,5%) – пусконаладочные работы.

459 млн. рублей (16,7%) – НДС, уплачиваемый при осуществлении капитальных затрат.

Источники финансирования – заемные и привлеченные средства (инновационный фонд и бюджетная ссуда) – 2669 млн. руб. и собственные средства организации – 86 млн. руб.

Основные результаты реализации инвестиционного проекта. Реализация проекта позволит обеспечить подразделения предприятия тепловой энергией, снизить годовое потребление тепловой энергии более чем на 20%.

Характеристика планируемых инвестиционных проектов представлена в таблицах 9-10 приложения А.

8. Отраслевые разделы бизнес-плана

Торговля

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...