Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Передача от 10 февраля




Мы продолжаем читать «Наставления» преподобного Иоанна Кассиана Римлянина из второго тома «Добротолюбия». В прошлый раз мы говорили о чистоте сердца как цели христианской жизни, на языке Иоанна Кассиана. Размышляя о чистоте сердца на основании третьего абзаца его «Наставлений», мы пришли к выводу, что чистота сердца есть не просто действие Святого Духа. Это стяжание Святого Духа, плод деятельности Святого Духа и усилие человека, направленное на стяжание Святого Духа, то есть постоянное усилие человека над тем, чтобы дел Духа и плодов Духа в нем было как можно больше. Само это желание человека, усилие человека по стяжанию Святого Духа и есть, в свою очередь, тоже действие Святого Духа. Так Он делает в человеке.

Отсюда понятно последнее замечание Иоанна Кассиана в четвертом абзаце:

… ибо когда пребудет у нас сохранною и невредимою сия главная добродетель (то есть чистота сердца), то никакой не будет беды, если какой-нибудь из сказанных подвигов придется в каком либо случае по необходимости опустить: когда же мы все их выдержим, а ее одну нарушим, то никакой не будет от этого пользы; потому что все должно быть делаемо для нее. Они (подвиги) не суть совершенство, а суть средства к совершенству. Почему напрасно будет трудиться, кто, удовольствовавшись ими одними, будто «верховным благом», на них остановит стремление своего сердца, а не будет простирать его до достижения конца, для которого они сами желательны.

 

Здесь мы понимаем, почему он проводит такое различение между целью и концом, и понимаем, что для него чистота сердца и есть цель. Чистота сердца не в смысле совершенная чистота, безупречность, а именно чистота сердца как пребывание в Духе, как динамическое пребывание в Духе. Такое пребывание, когда человек чувствует постоянную внутреннюю потребность в Боге, Который для него является целью всего. Человек вожделеет той самой чистоты, которая в Боге для него и обретается. Сама динамичность этого пребывания в Духе является целью христианской жизни, по Иоанну Кассиану. Что почти по Серафиму Саровскому.

Отсюда следует, что не важно, какие подвиги приводят к этой цели; важно, чтобы цель была достигнута. Если, например, хочешь, чтобы у тебя была чистая рубашка, можешь отнести ее в химчистку, можешь постирать ее в машине, можешь постирать руками, можешь замачивать ее, можешь кипятить, можешь устроить целый процесс варки этой рубашки, занимающий целые сутки. Но это все не важно. Важно, чтобы был результат, а как ты этого достиг, использовал для этого средства Tide или Ariel, не имеет значения; главное, что итог есть.

И вот то же самое он пытается сказать в отношении сердца. Не важно, какой добродетелью и каким количеством усилий и подвигов ты стяжал это состояние, эту чистоту сердца, важно, чтобы ты ее стяжал, чтобы в ней находился. Чтобы процесс твоего существования был именно таким: постоянное устремление к чистоте, которое позволяет тебе постоянно гореть и отвергать все те соблазны нечистоты, плоти, греха, которые неизбежно появляются, поскольку человек живет в этом мире. Это уж почти по Серафиму Саровскому.

Если какой-то подвиг приводит к этой чистоте сразу, то надо этим подвигом заниматься, и не беда, что другие подвиги остаются в неком пренебрежении. Если молитва приводит к этому и ты чувствуешь это, надо заниматься молитвой. Если тебе молитвы достаточно без дел служения, милосердия или чтения богословской литературы, то и достаточно. И вовсе не важно, знаешь ты или не знаешь богословскую литературу, знаешь наизусть Священное Писание или не знаешь, работаешь ты в каком-нибудь секторе социального служения или не работаешь. Важно, что именно приводит тебя к этой искомой чистоте сердца.

И наоборот: если ты, как говорит Иоанн Кассиан, все подвиги сделаешь, а искомой чистоты не приобрел, то никакого смысла тут нет. Если ты молишься по пять часов, постишься так, что кушаешь один раз в день постоянно только постную еду, но при этом ты вечно раздраженный, немирный, неспокойный, унывающий, презирающий, ропщущий человек, то какой толк от того, что ты молишься, или от того, что постишься? Смысл любого действия в том, чтобы достигнуть благодати Божьей, достигнуть пребывания в Духе, ощутить себя в этой устремленности к Богу как в источнике чистоты и ощутить себя пребывающим в этой ощущаемой чистоте, то есть ощутить какую-то непрестанно очищающую тебя силу действия благодати Святого Духа.

Этот момент для Иоанна Кассиана представляется принципиально важным. Если подвиги приводят к чистоте, они уместны. И сколько бы их ни было, пока они к этому приводят, они уместны. Но если подвиги не приводят к этому, в них нет смысла, ибо сам по себе подвиг не имеет никакого значения. Само по себе любое действие, любое упражнение бессмысленно, если оно не приводит к искомой цели – очищению сердца, приобщению благодати Святого Духа и жизни в этой благодати Святого Духа. Подвиг ради подвига – это совершенно ненужное, никчемное, бесполезное дело, по мысли Иоанна Кассиана.


                          Глава 2                           к оглавлению
Смотря на сию цель, надлежит определять и то, каково должно быть наше отречение от мира

Текстовая запись четырех выпусков
передачи «Читаем Добротолюбие»,
выходивших в эфир на телеканале «Союз»
с 10 февраля по 2 марта 2020 года

10 февраля сайт видео
17 февраля сайт видео
24 февраля сайт видео
02 марта сайт видео
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...