Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Передача от 8 июня




 

Прежде чем приступить к разговору о страсти сребролюбия, хотелось бы прочитать еще один абзац святого Иоанна Кассиана о борьбе с духом блуда – там есть одна важная ремарка.

 

Шестьдесят первый абзац:

Чтобы даже во время сна нечистые грезы не оскверняли нас, для этого всегда надобно держать равномерно умеренный пост. Ибо кто нарушит разумную меру строгости в воздержании от пищи, тот потом непременно зайдет и за должную меру послабления себе в сем. С изменением же меры подкрепления себя пищею неизбежно должно изменяться и качество нашей чистоты. Но при сем должно иметь постоянное смирение сердца и терпение, равно как внимательное предохранение себя в течение дня от гнева и прочих страстей. Ибо коль скоро западет в нас огнь гнева, то после легко проникнет к нам и жар похоти. Паче же всего необходимо бодренное блюдение себя ночью. Ибо как чистота и охранение себя днем предуготовляют чистоту ночную, так и ночная бодренность предпосылает сердцу, равно как и вниманию к себе, силу и крепость противостоять всему нечистому днем.

 

Очень важное замечание и некий вывод по борьбе с блудной страстью. По сути, все основные моменты, которые мы уже разобрали, тут есть. То есть фундаментом является смирение сердца и терпеливое перенесение скорбей. Если человек это делает, то в целом его отношения с блудной страстью попадают в ранг естественных отношений; то есть дальше он может просто работать со своим естеством, ограничивая себя в определенных вещах, и таким образом блудная страсть не будет его мучить. Если он не очень смиренный, то есть гордый, высокомерный, при этом гордыня и высокомерие проявляются в том, что он гневается, раздражается, злится, осуждает, спорит, то даже если он вообще не будет есть, блудную страсть все равно не победит.

В наше время еще есть такие уникальные люди, которые спрашивают, как бороться с блудной страстью. Так вот, фундаментом является духовно-душевная часть: смирение и терпение со сдерживанием языка. Когда это сделано, тогда человек должен найти такую меру своего поста, при которой не происходит разжжение похоти, разжжение естества человеческого.

По общей мысли святых отцов, мера поста напрямую и зависит от подчревной части нашего естества. То есть надо выбрать себе такую меру поста, чтобы естественная похоть нас не беспокоила. Если она беспокоит – значит, мы недостаточно воздерживаемся, надо пост усилить. Это общее мнение святых отцов, что так определяется то, сколько мы должны поститься.

Если при ровном течении нашей духовно-душевной жизни (то есть если мы не осуждаем, не спорим, не злимся, не гневаемся, терпеливо переносим случайности нашей жизни) нас все равно беспокоят какие-то блудные движения, значит, мы мало постимся. Если мы не испытываем никаких движений плоти, значит, мера поста достаточная и большего от нас Бог не требует.

Для святых отцов качество сновидений определяло общий тонус, общую интонацию человека в монастыре (или, говоря современным языком, человека неженатого). На любого человека, который находится в бодрственном состоянии, влияет очень много разных вещей, поэтому это не показатель. А вот когда ты спишь, находишься в расслабленном состоянии, собственно, движения твоего сознания, образы, которые вспыхивают в сознании, и показывают истинное состояние твоего естества, насколько оно чисто, целомудренно. Поэтому если человека мучают какие-то блудные сны, то, очевидно, и в бодром состоянии жизнь его не совсем чиста, он делает что-то не так.

Если человеку снятся разные блудные наваждения, сны, грезы (как здесь переведено), то первое, что он должен начать делать, – воздерживаться, то есть как-то ограничить себя в еде. Если сны никуда не делись, очевидно, человек страдает какими-то душевными страстями: как правило, гордостью, превозношением, высокомерием. Достаточно беглого взгляда вокруг себя, чтобы это увидеть и понять. Если мы вчера поругались с братом, другом или мамой, на кого-то накричали по телефону, то очевидно, что эти сны обличают нас. В обычном бодрственном состоянии нас никуда не тянет, мы ни на кого не смотрим, и кажется, что никакого движения плоти нет. Но если оно есть в спящем, сонном состоянии, значит, это обличает нашу внутреннюю неправду, внутреннюю нечистоту, и мы должны к этому прислушаться. Это некий сигнал, индикатор, который показывает, что в нашей душе не все в порядке. Конечно, если сон один раз в пять лет, то не стоит беспокоиться. Но если это приобретает характер навязчивых грез и видений, это показывает, что с нашей душой что-то не так.

 

 


 

                          Глава 7                           к оглавлению
Борьба с духом сребролюбия

 

Текстовая запись трех выпусков
передачи «Читаем Добротолюбие»,
выходивших в эфир на телеканале «Союз»
с 8 по 22 июня 2020 года

8 июня сайт видео
15 июня сайт видео
22 июня сайт видео

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...