Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Этапы обработки полученных данных




Вопросы для обсуждения:

1. Основные этапы обработки данных.

2. Понятие нормы. Виды норм: тестовые, возрастные, среднестатистические, социокультурные.

3. Принцип отсчета от нормы.

4. Кривая нормального распределения.

5. Значение частотности встречающихся величин.

6. Признак, его понятие. Связи признаков.

7. Показатель, его характеристики.

8. Необходимое и достаточное число признаков и показателей на этапе обработки данных.

9. Интерпретация полученных данных.

Основные понятия: этапы обработки данных, норма, тестовая норма, возрастная норма, среднестатистическая норма, социокультурная норма, признак, показатель, интерпретация, кривая нормального распределения.

Задания для самостоятельной работы:

1. Найти и выписать определения основных понятий, заявленных к семинарскому занятию. Подготовиться к их обсуждению на занятии.

2. Используя научную литературу, подберите примеры психологических исследований, в рамках которых на этапе интерпретации данных были использованы структурный и генетический методы (по одному примеру на каждый метод). Подготовьтесь к их обсуждению на занятии.

Литература:

1) Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование: монография. СПб.: Питер, 2003.

2) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003.

3) Гуревич К.М., Акимова А.К., Козлова В.Т. Статистическая норма или социально-психологический норматив? // Психол. журн. 1986. №3.

4) Носс И.Н. Руководство по психодиагностике: учеб. пособ. М.: Изд-во инст. психотерапии, 2005.

5) Общая психодиагностика: учеб. пособ. / под ред. А.А. Бодалёва и В.В. Столина. М.: Речь, 2000.

6) Пишо П. Психологическое тестирование: учеб. пособ. СПб.: Питер, 2004.

7) Сидоренко Е.В. Методы обработки данных в психологии: монография. СПб.: Речь, 2000.

8) Шмелёв А.Г. Основы психодиагностики: учеб. пособ. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите основные этапы обработки данных. Что составляет сущность деятельности психолога-диагноста в рамках каждого из них?

2. Дайте определение понятию «норма». С какой целью оно введено в психодиагностику?

3. Что понимают под тестовой нормой? Под возрастной нормой? Под среднестатистической? Под социокультурной? В чем разница между ними?

4. На какой из вариантов в понимании нормы нужно ориентироваться в процессе психодиагностического обследования?

5. Раскройте содержание принципа отсчета от нормы.

6. Что представляет собой кривая нормального распределения? Какой вид она имеет? Как она представлена графически? Каким образом с помощью кривой нормального распределения можно определить, что относится к норме, а что является отклонением от нее?

7. О чем может свидетельствовать тот факт, что некоторая величина очень часто встречается среди результатов в группе обследованных?

8. Что понимают под признаком? С какой целью это понятие введено в категориальный аппарат психодиагностики?

9. Что понимают под показателем? Какие характеристики показателей выделены учеными-психологами?

10. Какого принципа следует придерживаться в отношении признаков и показателей на этапе обработки полученных данных?

11. Что понимают под интерпретацией данных? Какие подходы к интерпретации данных в современной психологии существуют? В чем сущность структурного подхода? В чем сущность генетического подхода?

 

Семинарское занятие №5

Тема: Психометрические основы психодиагностических исследований

Вопросы для обсуждения:

1. Психометрика как область психологического знания.

2. Математико-статистические процедуры как требование к определению адекватности измерения и полученных результатов.

3. Валидность, надежность, достоверность, верификация, репрезентативность.

4. Стандартизированные и нестандартизированные психодиагностические методики.

Основные понятия: психометрика, валидность, надежность, достоверность, верификация, репрезентативность, стандартизация, стандартизированные психодиагностические методики, нестандартизированные психодиагностические методики.

Задания для самостоятельной работы:

1. Найти и выписать определения основных понятий, заявленных к семинарскому занятию. Подготовиться к их обсуждению на занятии.

2. Используя научную литературу, подобрать по 3 методики, которые можно отнести к стандартизированным и к нестандартизированным. Познакомиться с их содержанием. Подготовиться к их обсуждению на занятии.

 

Литература:

1) Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование: монография. СПб.: Питер, 2003.

2) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов.СПб.: Питер, 2003.

3) Гильбух Ю.З. Актуальные вопросы валидизации психологических тестов // Вопросы психологии. 1978. №5. с. 108-118.

4) Носс И.Н. Руководство по психодиагностике: учеб. пособ. М.: Изд-во инст. психотерапии, 2005.

5) Общая психодиагностика: учеб. пособ. / под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. М.: Речь, 2000.

6) Сидоренко Е.В. Методы обработки данных в психологии: монография. СПб.: Речь, 2000.

7) Стеганцева Т.А., Аликин И.А., Толмачев А.А. Методы организации и проведения психолого-педагогического исследования: пособие для студентов и аспирантов. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2001.

8) Шмелёв А.Г. Основы психодиагностики: учеб. пособ. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «психометрика». С именами каких ученых-психологов связано появление и развитие этой области психологической науки?

2. Почему для утверждения содержания и процедуры новой методики необходимо проведение ряда математико-статистических процедур? Какие процедуры должны быть проведены в данном случае?

3. Что понимают под валидностью? Каким образом можно определить, что методика является валидной? Какие виды валидности выделяют ученые-психологи?

4. Что понимают под надежностью? Каким образом можно определить, что методика является надежной? Какие виды надежности выделяют ученые-психологи?

5. Что понимают под достоверностью? Каким образом можно определить достоверность измерения?

6. Что понимают под верификацией? Раскройте содержание этой процедуры?

7. Что понимают под репрезентативностью? Каким образом можно обеспечить репрезентативность выборки?

8. Что такое стандартизация? Какие компоненты включает в себя эта процедура?

9. В чем различие между стандартизированными и нестандартизированными методиками?

10. Какие методики – стандартизированные или нестандартизированные – предпочтительнее использовать в процессе диагностического обследования?

 

Семинарское занятие №6-7

Тема: Методы психодиагностики

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие метода.

2. Классификация методов психодиагностики.

3. «Объективность – субъективность» как основание методической классификации методик.

4. Методические принципы (комплексной психодиагностики, специальной подготовки психолога).

5. Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам (валидность, надежность, однозначность, точность).

6. Требования к построению и проверке методик.

Основные понятия: метод, классификация методов психодиагностики, проективные методики, методические принципы, принцип комплексной психодиагностики, принцип специальной подготовки психолога, валидность, надежность, однозначность, точность, процедура проверки психодиагностических методик.

Задания для самостоятельной работы:

1. Найти и выписать определения основных понятий, заявленных к семинарскому занятию. Подготовиться к их обсуждению на занятии.

2. Представьте, что вы известный психолог-диагност. Попробуйте создать собственную классификацию методов психодиагностики. Подберите аргументы и доводы для того, чтобы доказать, что ваша классификация имеет право на существование. Подготовьтесь к ее обсуждению на занятии.

Литература:

1) Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию: учеб. пособ. М.: Речь, 1994.

2) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003.

3) Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч. Т.5. М.: Педагогика, 1984. С.257- 321.

4) Общая психодиагностика: учеб. пособ. / под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. М.: Речь, 2000.

5) Психологическая диагностика / под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Бо­рисовой. М., 1997.

6) Фанталова Е.Б. Три уровня психодиагностического исследования в практической психологии // Журн. прикл. психол. 2001. №1. С.20 – 23.

7) Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и раз­витие личности: монография. М.: Владос, 1999.

8) Шмелёв А.Г. Основы психодиагностики: учеб. пособ. Р н/Д: Феникс, 1996.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «метод».

2. Какие подходы к классификации методов психодиагностики существуют в современной психологии? Почему проблема классификации методов психодиагностики является одной из основных для этой области психологии?

3. Что понимают под проективными методиками? В чем их отличительная особенность?

4. Перечислите основные методы психодиагностики, которые выделены на основе критерия «объективность – субъективность».

5. Раскройте содержание основных методических принципов психодиагностики. Почему процедура психодиагностики должна быть комплексной?

6. Какую подготовку должен пройти психолог для того, чтобы использовать отдельные диагностические методы?

7. Что понимают под валидностью методики? Каким образом можно определить, что методика является валидной?

8. Что такое надежность методики? Как можно определить, что методика является надежной, что результаты, которые мы получим во второй раз, используя ее, будут соответствовать первоначальным?

9. Что понимают под однозначностью и точностью методики? Как можно оценить эти характеристики?

10. Какие процедуры необходимо провести для того, чтобы проверить методику на надежность, валидность и прочие характеристики?

Семинарское занятие №8-9

Тема: Диагностика интеллекта

Вопросы для обсуждения:

1. Содержание понятия «интеллект». Основные подходы к пониманию этого термина. Теории интеллекта.

2. Соотношение понятий «интеллект» и «интеллектуальные способности» в рамках разных теоретических концепций.

3. Тесты интеллекта: назначение и виды заданий. Невербальные и вербальные тесты интеллекта.

4. Специфические особенности шкал Д. Векслера.

5. Интеллектуальный потенциал личности: самооценка интеллекта, тест структуры интеллекта Амтхауэра, методика выявления аналитико-синтетических способностей, методика «Творческие способности», ШТУР.

 

Основные понятия: интеллект, теории интеллекта, интеллектуальные способности, тесты интеллекта, невербальные тесты интеллекта, вербальные тесты интеллекта.

 

Задание для самостоятельной работы:

1. Найти и выписать определения основных понятий, заявленных к семинарскому занятию. Подготовиться к их обсуждению на занятии.

2. Провести диагностическое обследование одного респондента, используя методику на выявление аналитико-синтетических способностей и тест структуры интеллекта Амтхауэра. На занятии иметь на руках результаты выполнения методики обследованным. Оформите заключение по результатам психодиагностического обследования.

Литература:

1) Болотова А.К., Макарова И.В.Прикладная психология: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.

2) Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006.

3) Психологическая диагностика / под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. СПб.: Питер,2005.

4) Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики. Р н / Д, 1996.

Контрольные вопросы:

1. Что понимают под интеллектом? Какие подходы к определению этого понятия в психологии существуют на сегодняшний день?

2. Кем было введено понятие «интеллект»? С чем связано обращение к изучению этой области?

3. Охарактеризуйте основные теории интеллекта, которые созданы в настоящее время. Как вы думаете, почему ни одна из них не может быть признана абсолютно полной и точной?

4. Что понимают под интеллектуальными способностями? Как соотносятся друг с другом понятия «интеллект» и «интеллектуальные способности»?

5. Кем были впервые предложены тесты интеллекта? В какое время это произошло? С чем было связано это событие?

6. Выделите специфические особенности вербальных и невербальных тестов интеллекта. С чем связано обращение ученых-психологов к изучению невербального компонента интеллекта?

7. Раскройте содержание шкал Векслера, предназначенных для диагностики интеллекта. С людьми какого возраста можно использовать эту методику?

8. Охарактеризуйте основные методики (ШТУР, самооценка интеллекта, тест структуры интеллекта Амтхауэра, методика выявления аналитико-синтетических способностей, методика «Творческие способности»), которые можно использовать для оценки интеллектуального потенциала личности.

Семинарское занятие №10

Тема: Психодиагностика способностей

Вопросы для обсуждения:

1. Общие и специальные способности. Основные положения отечественной теории способностей.

2. Тесты способностей: назначение и виды заданий. Краткая характеристика типов тестов специальных способнос­тей, применяемых за рубежом.

3. Области применения тестов специальных способностей.

4. Современное состояние тестирования специальных способностей в России. Перспективы диагностики специальных способностей.

 

Основные понятия: способности, общие способности, специальные способности, теория способностей, задатки, тесты способностей, тесты специальных способностей.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Найти и выписать определения основных понятий, заявленных к семинарскому занятию. Подготовиться к их обсуждению на занятии.

2. Для закрепления теоретического материала по психологии способностей выполните приведенное ниже задание. Подготовьтесь к его обсуждению на занятии. Закончите фразы:

- Даже если в детском возрасте и проявилась какая-то способность, это совсем не является гарантией…

- Чтобы способности реализовались, необходимо…

- Нельзя говорить о наличии способностей к рисунку, если человека…

- «Неспособность» к чему-либо обнаруживается, когда при прочих равных условиях человек…

- При выраженных способностях родителей с большой вероятностью создаются…

- Способность – это всегда способность к чему-то, к конкретной деятельности; задатки же сами по себе…

- Задатки многозначны: один и тот же задаток может…

 

Литература:

1) Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики. Р н / Д, 1996.

2) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006.

3) Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1988.

4) Психологическая психодиагностика: проблемы и исследования. М.: Педагогика, 1981.

5) Психологическая диагностика / под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. СПб.: Питер,2005.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «способности». В чем различие между общими и специальными способностями?

2. Какие виды специальных способностей вам известны? Охарактеризуйте их.

3. Какие отечественные ученые-психологи заложили основы теории способностей? Какие исследования были ими проведены?

4. Перечислите основные положения отечественной теории способностей.

5. Что такое тесты способностей? Какова цель их использования? На измерение каких функций они направлены?

6. Что такое тесты специальных способностей? Какие задания они в себя включают?

7. Перечислите и охарактеризуйте типы тестов специальных способностей, которые широко используются в зарубежной психологической практике.

8. Почему в отношении тестов специальных способностей применение термина «способность» является условным?

9. В каких областях применяются тесты специальных способностей? Каким образом они могут быть использованы в практике педагога-психолога?

10. Проанализируйте современное состояние диагностики специальных способностей в России. Каковы ее перспективы, на ваш взгляд?

 

Семинарское занятие №11

Тема: Тесты достижений

Вопросы для обсуждения:

1. История разработки тестов достижений.

2. Тесты достижений: назначение и содержание заданий. Их отличие от тестов способностей, тестов умственного развития.

3. Характеристика тестов достижений, созданных на критериально-ориентированной основе. Стандартизированные тестовые батареи. Стандартизированные тесты достижений по конкретным учебным дисциплинам.

4. Области применения тестов достижений (сфера образования, профессиональный отбор).

 

Основные понятия: тесты достижений, тесты умственного развития, стандартизированные тестовые батареи, стандартизированные тесты достижений.

Задания для самостоятельной работы:

1. Найти и выписать определения основных понятий, заявленных к семинарскому занятию. Подготовиться к их обсуждению на занятии.

Литература:

1) Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006.

2) Общая психодиагностика. / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1988.

3) Психологическая психодиагностика: проблемы и исследования. М.: Педагогика, 1981.

4) Психологическая диагностика/ под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. СПб.: Питер,2005.

5) Шмелев А.Г.и др. Основы психодиагностики. Р н / Д, 1996.

 

Контрольные вопросы:

1. Что понимают под тестами достижений? На каком этапе исторического развития психологической науки возникла необходимость в их разработке?

2. Какие ученые занимались разработкой тестов достижений?

3. Какие задания включают в себя тесты достижений? На измерение каких функций они направлены?

4. В чем заключается сходство, а в чем отличие тестов достижений от тестов способностей и тестов умственного развития?

5. Что представляют собой тесты достижений, созданные на критериально-ориентированной основе? С какой целью они используются в практике психолога?

6. Что представляют собой стандартизированные тестовые батареи? С какой целью они используются в практике психолога?

7. Что представляют собой стандартизированные тесты достижений по конкретным учебным предметам? С какой целью они используются в практике психолога?

8. В каких сферах обычно применяются тесты достижений?

9. Какие задачи позволяют решить тесты достижений, применяемые в образовании?

10. Почему тесты достижений используются как вспомогательное средство в профессиональном отборе?

11. Почему тесты учителя называют неформальными тестами дости­жений?

 

 

Семинарское занятие №12-13

Тема: Личностные опросники

Вопросы для обсуждения:

1. Основные виды личностных опросников.

2. Главные недостатки личностных опросников.

3. Характеристика ММРI, основные правила анализа и интерпретации этого опросника.

4. Теоретические основы опросника Х. Шмишека, ПДО.

5. Опросники отдельных черт и типологические опросники: отличительные особенности.

6. Содержание опросника диагностики самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантилеева.

 

Основные понятия: личность, личностная черта, личностный опросник, характер, акцентуация характера, опросник отдельных черт, типологический опросник.

Задание для самостоятельной работы:

1. Найти и выписать определения основных понятий, заявленных к семинарскому занятию. Подготовиться к их обсуждению на занятии.

2. Провести диагностическое обследование одного респондента, используя методику многофакторного исследования личности Р. Кеттелла, Опросник Мини-мульт, тест Шмишека, ПДО. На занятии иметь на руках результаты выполнения методик обследованным. Оформите заключение по результатам психодиагностического обследования.

Литература:

1) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006.

2) Общая психодиагностика. / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1988.

3) Психологическая психодиагностика: проблемы и исследования. М.: Педагогика, 1981.

4) Психологическая диагностика / под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. СПб.: Питер,2005.

5) Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. Самара: Издательский дом «БАХРАХ – М», 2006.

6) Шмелев А.Г.и др. Основы психодиагностики. Р н / Д, 1996.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определения понятию «личность». Что понимают под личностными опросниками? Что диагностируют эти методики?

2. Какие виды личностных опросников вам известны?

3. Каковы основные достоинства личностных опросников? В чем заключаются основные недостатки этих методик?

4. В каких сферах жизнедеятельности могут быть использованы личностные опросники?

5. Охарактеризуйте методику ММPI как личностный опросник. Раскройте особенности процедуры обследования с ее помощью и интерпретации данных, полученных посредством нее.

6. Что понимают под акцентуацией характера? Какие виды акцентуаций были выделены Х. Шмишеком, К. Леонгардом, А.Е. Личко?

7. Какие особенности личности можно выделить с помощью опросника Шмишека? С помощью ПДО?

8. В чем практическая ценность информации, которую можно получить с помощью опросников Шмишека и ПДО?

9. Выделите характерные особенности опросников отдельных черт личности и типологических опросников. В чем различие между ними?

10. Раскройте содержание опросника диагностики самоотношения В.В. Столина и С.Р. Панталеева. С какой целью он может быть использован в практике психолога?

 

Семинарское занятие №14-15

Тема: Проективные методики диагностики личности

Вопросы для обсуждения:

1. Проективные методики: определение понятия, история возникновения и разработки проективных методик, назначение, специфические особенности, достоинства и недостатки.

2. Общая характеристика и диагностические возможности ТАТ. История создания методики.

3. Теоретические основы и диагностические возможности методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга. Способы анализа полученных данных, интерпретация результатов.

4. Графические проективные методы: диагностический принцип, возможности методик, достоинства и недостатки методов.

5. Некоторые проективные методики: методика Роршаха; цветовой тест Люшера; методика «Рисунок семьи».

Основные понятия: проекция, проективные методики, фрустрация.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Найти и выписать определения основных понятий, заявленных к семинарскому занятию. Подготовиться к их обсуждению на занятии.

2. Провести диагностику одного респондента по следующим методикам: тест рисуночной фрустрации Розенцвейга; методика «Рисунок семьи». На занятии иметь на руках результаты выполнения методик обследованным. Оформите заключение по результатам психодиагностического обследования.

Литература:

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006.

2. Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1988.

3. Психологическая диагностика / под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. СПб.: Питер,2005.

4. Психологическая психодиагностика: проблемы и исследования. М.: Педагогика, 1981.

5. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. Самара: Издательский дом «БАХРАХ – М», 2006.

6. Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики. Р н / Д, 1996.

Контрольные вопросы:

1. Что понимают под механизмом проекции? Каким образом он реализуется в проективных методиках изучения личности?

2. Дайте определение понятию «проективные методики».

3. Когда появились первые проективные методики? С именами каких ученых-психологов связана разработка этого метода?

4. Для диагностики каких свойств и особенностей человека используются проективные методики?

5. Выделите достоинства и недостатки проективных методик. Почему многие психологи с осторожностью относятся к проективным методикам?

6. Охарактеризуйте ТАТ как проективную методику. Кем она была разработана? Для диагностики каких свойств и особенностей она может быть использована? Какие теоретические положения составляют основу этой методики?

7. Какие теоретические положения были использованы С. Розенцвейгом в процессе создания методики рисуночной фрустрации?

8. Охарактеризуйте модификации методики С. Розенцвейга, которые используются при работе с людьми разного возраста.

9. Раскройте особенности процедуры обработки данных, полученных с помощью методики С. Розенцвейга, и специфику интерпретации результатов обследования.

10. Какой принцип положен в основу графических проективных методик? Расскажите о наиболее известных графических методах изучения личности. Почему многие из них не характеризуются достаточными показателями валидности и надежности?

11. Какую диагностическую информацию можно получить с помощью теста чернильных пятен Г. Роршарха?

12. В каких сферах применяется цветовой тест М. Люшера?

13. Кем была предложена методика «Рисунок семьи»? Какие модификации этой методики вам известны?

Семинарское занятие №16-17

Тема: Психодиагностика межличностных отношений

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «группа», виды групп. Малая группа.

2. Социометрический метод в диагностике малых групп. История создания метода. Сущность метода. Особенности обработки (социоматрица и социограмма). Возможности и ограничения социометрии.

3. Диагностика интерперсональных отношений.

4. Диагностика диадных отношений.

 

Основные понятия: группа, малая группа, большая группа, социометрия, лидер, звезда, отвергнутый, изолированный, социограмма, социоматрица, диадные отношения, интерперсональные отношения, межличностные отношения.

 

Задание для самостоятельной работы:

1. Найти и выписать определения основных понятий, заявленных к семинарскому занятию. Подготовиться к их обсуждению на занятии.

2. Провести диагностическое обследование одного респондента, используя методику Лири. Провести социометрическое исследование. На занятии необходимо иметь на руках материалы, полученные в ходе обследования. Оформите заключение по результатам психодиагностического обследования.

Литература:

1) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006.

2) Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1988.

3) Психологическая психодиагностика: проблемы и исследования. - М.: Педагогика, 1981.

4) Психологическая диагностика / под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. СПб.: Питер,2005.

5) Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. Самара: Издательский дом «БАХРАХ – М», 2006.

6) Шмелев А.Г.и др. Основы психодиагностики. Р н / Д, 1996.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «межличностные отношения».

2. Что понимают под группой? Какие классификации видов групп предложены учеными-психологами?

3. Что понимают под малой группой? По каким признакам можно определить, что группа является малой? Перечислите характерные черты малых групп.

4. Кем был предложен социометрический метод? С какой целью он применяется в практике психолога?

5. Раскройте сущность позиций – звезда, лидер, принятый, изолированный, отвергнутый, - которые могут занимать члены группы и которые можно определить с помощью социометрического метода.

6. В чем заключается различия между позициями «звезда» и «лидер»?

7. Что понимают под социоматрицей? Что понимают под социограммой? Какое место в процессе обработки данных занимают эти составляющие?

8. Что относят к сильным сторонам социометрического метода? Какие особенности определяют как недостатки социометрии?

9. Что понимают под диадными отношениями? Какие методики могут быть использованы для изучения особенностей диадных отношений?

10. Что понимают под интерперсональными отношениями? Какие методики могут быть использованы для изучения особенностей интерперсональных отношений?

 

Семинарское занятие №18-19

Тема: Диагностика семейных отношений

Вопросы для обсуждения:

1. Содержание понятия «семья». Специфические особенности семьи. Семейные отношения.

2. Опросник PARI: назначение и процедура обследования.

3. Опросник АСВ: назначение и процедура обследования.

4. Опросник родительского отношения к детям А.Я. Варга и В.В. Столина: назначение и процедура обследования. Сравнительный анализ опросника АСВ и опросника А.Я. Варги и В.В. Столина.

 

Основные понятия: семья, семейные отношения, детско-родительские отношения, родительско-детские отношения, семейные ценности, семейные роли.

Задание для самостоятельной работы:

1. Найти и выписать определения основных понятий, заявленных к семинарскому занятию. Подготовьтесь к их обсуждению на занятии.

2. Провести диагностическое обследование родительской пары, используя опросник PARI и опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин). На занятии необходимо иметь на руках материалы, полученные в ходе обследования. Оформите заключение по результатам психодиагностического обследования.

Литература:

1) Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1988.

2) Психологическая психодиагностика: проблемы и исследования. М.: Педагогика, 1981.

3) Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики. Р н / Д, 1996.

4) Психологическая диагностика / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. СПб.: Питер, 2005.

5) Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. Самара: Издательский дом «БАХРАХ – М», 2006.

6) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «семья». Выделите специфические особенности семьи как социального института.

2. Что понимают под семейными отношениями? В чем отличие семейных отношений от других видов взаимоотношений между людьми?

3. Какие теоретические положения выступили основой опросника PARI? С какой целью может быть использована эта методика?

4. Раскройте особенности обследования с помощью опросника PARI.

5. Какие теоретические положения выступили основой опросника АСВ? С какой целью может быть использована эта методика?

6. Раскройте особенности обследования с помощью опросника АСВ.

7. Раскройте диагностические возможности опросника родительского отношения к детям А.Я. Варги и В.В. Столина. Какие теоретические положения выступили основой этой методики?

8. Проведите сравнительный анализ опросника АСВ и опросника родительских отношений А.Я. Варги и В.В. Столина.

9. Каким образом можно оценить степень согласованности семей­ных ценностей и ролевую адекватность супружеской пары?

 

Семинарское занятие №20

Тема: Диагностика раннего детства

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика психического развития в период младенчества и раннего детства. Необходимость диагностики с периода младенчества и раннего детства.

2. Основные принципы проведения диагностики младенцев и детей раннего возраста.

3. Характеристика основных методик диагностики раннего детства (отечественные и зарубежные методики). Сравнительный анализ отечественных и зарубежных методик.

Основные понятия: диагностика раннего детства, оценочные шкалы, атлас детского развития А. Гезелла, шкалы Н. Бейли.

Задания для самостоятельной работы:

1. Найти и выписать определения основных понятий, заявленных к семинарскому занятию. подготовьтесь к их обсуждению на занятии.

 

Литература:

1) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006.

2) Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1988.

3) Психологическая психодиагностика: проблемы и исследования. М.: Педагогика, 1981.

4) Психологическая диагностика / под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. СПб.: Питер,2005.

5) Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики. Р н / Д, 1996.

Контрольные вопросы:

1. Выделите специфические особенности психического развития в период младенчества и раннего детства.

2. Обоснуйте необходимость проведения диагностической работы, начиная с периода младенчества.

3. Раскройте основные принципы диагностики младенцев и детей раннего возраста.

4. Почему для проведения диагностического обследования младенцев необходимо присутствие родителей? Почему родители не могут самостоятельно провести диагностическое обследование собственного ребенка?

5. Кем впервые были предложены методики для диагностики психического развития в период младенчества и раннего детства?

6. Какие методики используются для диагностики психического развития в период младенчества и раннего детства?

7. Проведите сравнительный анализ отечественных и зарубежных методик диагностики раннего развития.

Семинарское занятие №21-22

Тема: Диагностика психологической готовности к школьному обучению

Вопросы для обсуждения:

1. Содержание понятия «психологическая готовность ребенка к школе». Основные подходы к пониманию этого феномена. Структура психологической готовности к школе.

2. Комплексный подход к диагностике школьной готовности.

3. Основные направления и методы диагностики личностной готовности.

4. Методы диагностики сформированности предпосылок учебной деятельности.

5. Методика определения готовности к школе Л.А. Ясюковой.

Основные понятия: психологическая готовность ребенка к школе, личностная готовность, интеллектуальная готовность, социальная готовность, коммуникативная готовность, мотивационная готовность, произвольность, школьная зрелость.

Задание для самостоятельной работы:

1. Найти и выписать определения основных понятий, заявленных к семинарскому занятию. Подготовьтесь к их обсуждению на занятии.

2. Провести диагностическое обследование ребенка 6-7 лет, используя тест способности к обучению в школе Г. Витцлака или методику Л.А. Ясюковой. На занятии иметь на руках материалы, полученные при проведении диагностического обследования. Оформите заключение по результатам психодиагностического обследования.

Литература:

1) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006.

2) Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1988.

3) Психологическая диагностика / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. СПб.: Питер,2005.

4) Психологическая психодиагностика: проблемы и исследования. М.: Педагогика, 1981.

5) Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. Самара: Издательский дом «БАХРАХ – М», 2006.

6) Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики. Р н / Д, 1996.

Контрольные вопросы:

1. Что понимают под психологической готовностью к школе? Выделите различия между понятиями «психологическая готовность к школе» и «школьная зрелость».

2. Какие подходы к пониманию психологической готовности к школе существуют в психологической науке?

3. Какие ученые занимались исследованием феномена психологической готовности к школе?

4. Какие компоненты входят в структуру психологической готовности к школе? Что понимают

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...