Предпринимательский потенциал России. Основные проблемы.
В современной России развитие рыночных отношений способствует формированию эффективности предпринимательства, которое дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако, если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля этого сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточно. Согласно данным Всемирного Банка по комфортности ведения бизнеса мы заняли 120-е место среди 183 стран мира. Несмотря на все попытки правительства улучшить условия для предпринимательства, открыть свой бизнес и сделать его прибыльным крайне сложно. В 2009 году первый раз исследование проводилось и внутри России. Эксперты выяснили, где на Руси бизнесу жить хорошо, и результаты оказались удивительными. Исследовании по России Таблица 2
Исследование проводилось по четырем факторам и по каждому выставляли место от 1-го до 10-го Рейтинг легкости ведения бизнеса в мире1 Таблица 3
При наличии федеральной законодательной базы в отдельных регионах создают местным предпринимателям такие невыносимые условия, которые отличаются по благотворительности ведения бизнеса в несколько раз.
Группа организаций Всемирного банка по запросу Минрегиона подготовила доклад «Ведение бизнеса в России — 2009», в котором сравнила нормы государственного регулирования предпринимательской деятельности в нескольких городах России. Основное внимание в исследовании было уделено регулированию на местном уровне, затрагивающему четыре стадии жизни обычного малого или среднего предприятия: создание компании, получение разрешений на строительство, регистрацию собственности и международную торговлю. Результаты опроса предпринимателей показали, что нормы регулирования и фактическое правоприменение федерального законодательства местными 1 Комсомольская правда на 31 октября 2009 г. властями резко различаются. В одних регионах они поддерживают бизнес, в других препятствуют развитию местного предпринимательства (см. табл. 1) Упрощение процедуры создания новых компаний может стимулировать экономический рост и процесс привлечения инвестиций, а также сокращать размеры теневого сегмента экономики. Неоднократно на самых различных уровнях поднимался вопрос о сложности регистрации новых предприятий, принимались решения об упрощении этой процедуры и даже назывался конкретный срок — неделя. Но на практике ни в одном из городов, попавших в поле исследования, этот норматив не соблюдается. Рейтинг регионов по благоприятности условий ведения бизнеса Таблица 4
Разница в условиях ведения бизнеса в регионах1 Таблица 5
Экономика и жизнь №44 ноябрь 2009г.
Так в Петрозаводске срок регистрации бизнеса в пять с лишним раз превышает нормативный (37 дней), чуть меньше тратят на регистрацию граждане в Перми (36 дней). В Казани, которая считается одной из наиболее благоприятных для ведения бизнеса территорий, время регистрации занимает 35 дней. Самый лучший показатель в Ростове-на-Дону — 22 дня (табл. 7). Дороже всего зарегистрировать новую фирму в Москве. Чтобы открыть новое дело, придется потратить почти три месячных дохода. Кстати, доход в столице — один из самых высоких в стране. В Петербурге регистрация стоит — 2,2 месячного дохода. Самой недорогой эта процедура оказалась в Казани -1,3 месячного дохода. Грамотное регулирование строительной деятельности должно гарантировать стандарты безопасности и при этом обеспечивать прозрачный и доступный процесс выдачи разрешений. Мировая практика показывает, что при таком подходе повышается хозяйственная активность в строительной отрасли, обеспечивается безопасность зданий и сооружений и сокращаются «неформальные» расходы.
Тем не менее в нашей стране особенно вопиющей является разница в условиях ведения строительного бизнеса, которая сильно влияет на стоимость жилой площади. Так, количество процедур, которые должны пройти девелоперские организации, чтобы получить разрешение на строительство в Москве, равняется 54 (табл. 8). В Воронеже предприниматели назвали меньшее число процедур (48). Зато каких! Более четырех лет тратят местные «строительные» бизнесмены на их преодоление. Даже в столице, чтобы пройти все круги бюрократического ада, девелоперские компании в среднем затрачивают около двух лет. Меньше всего уходит времени на получение разрешительной документации у строительных организаций Ростова-на-Дону (194 дня). По стоимости получения разрешений на строительство последнее место занимает Москва (2612,8% среднего дохода надушу населения). Самыми дешевыми бюрократические процедуры, связанные с разрешительной системой в строительстве, считаются в Петрозаводске (270,3% месячного дохода граждан). Еще одним бюрократическим барьером на пути предпринимателей зачастую становится процедура регистрации собственности, которая может на практике затруднить передачу имущества от одной компании к другой и препятствовать созданию новых предприятий. Дольше всего регистрируют собственность чиновники Петербурга (117 дней). В Казани эти же процедуры занимают 80 дней, в Ростове-на-Дону — 61 день. Самыми шустрыми оказались госслужащие Томска — всего 47 дней. Так что разница в сроках регистрации составила почти три раза. Практически такой же была разница в стоимости регистрации собственности в различных субъектах Федерации. В Ростове-на-Дону она составляет 0,35% стоимости регистрируемого имущества. Дешевле всего зарегистрировать собственность в Казани — 0,15% от цены собственности. Простые и эффективные правила внешней торговли, соблюдение которых легко обеспечить, важны для привлечения инвестиций и стимулирования внешнеторгового оборота. Обременительные условия приводят к задержкам в торговых операциях и подрыву конкурентоспособности страны на глобальных рынках.
Исследование, проведенное недавно ВБ в 26 странах, позволило установить, что потери от задержек в рамках экспортных операций составляют примерно 1% от объема торговли за каждый дополнительный день. А для скоропортящихся сельскохозяйственных продуктов затраты составляют почти-3% от товарооборота за каждый день задержки. Каждая дополнительная подпись, которую необходимо получить экспортеру, уменьшает объем торговли на 4,2%. Условия ведения внешней торговли существенно отличаются в различных субъектах Федерации. Стоимость экспортных операций (в расчете на один контейнер) дороже всего в столице — 2150 долл. Здесь же самая высокая стоимость импортных операций —2150 долл. на один контейнер. Стоимость оформления одного контейнера при экспорте — 1050 долл., а при импорте и того меньше — 933 долл. (табл.6). Дольше всего мучаются с бюрократической волокитой на таможне предприниматели в Москве (36 дней при экспорте и столько же при импорте). В Воронеже эти процедуры отнимают лишь 23 дня. Основной источник задержек — время, необходимое для оформления аккредитива, что является отражением низкой эффективности банковской системы в России. На получение аккредитива уходит больше половины общего количества времени, затрачиваемого на оформление экспортных и импортных операций. Время и величина затрат, связанных с внешней торговлей в регионах Таблица 6
Кроме того, правила валютного контроля все еще требуют оформления «паспорта» импортной операции, который призван обеспечить репатриацию выручки в твердой валюте в Россию. Правила также предусматривают подтверждение, того, что платежи в твердой валюте за импортные товары, осуществляются за фактически полученные товары, стоимость которых определена надлежащим образом. Наиболее благоприятным регионом для ведения бизнеса по совокупности показателей исследователи признали Казань, а неблагоприятным оказалась Москва, несмотря на многократные заявления руководства столицы о своей заботе о бизнесменах. В целом разброс между размером различных показателей, характеризующих условия ведения бизнеса, колеблется от 30% по количеству
1 Экономика и жизнь №44 ноябрь 2009г. процедур регистрации собственности до пяти с лишним раз по времени получения разрешений На строительство. Такую существенную разницу в условиях работы предпринимателей можно снизить только за счет установления жестких рамок на уровне федерального законодательства.1 Сравнение условий регистрации собственности и создания бизнеса2 Таблица 7
1 Экономика и жизнь №44 ноябрь 2004г. 2 Экономика и жизнь №44 ноябрь 2009г. Сравнение условий для получения разрешения на строительство1 Таблица 8
Кроме выше перечисленных причин развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с другими многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными: отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства; пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом; нехватка ресурсов, прежде всего финансовых; сложность доступа к деловой информации - сведения о продукте, конкуренте и т.п.;
неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе; отсутствие положительного имиджа предпринимателя; нестабильность экономической ситуации в стране; недобросовестность крупного бизнеса; 1 Экономика и жизнь №44 ноябрь 2009г. доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования; правовая неграмотность самих предпринимателей; отсутствие явного развития производства; высокая планка единого социального налога (26%); недостаточность кадрового потенциала;1 длительное оформление документации, особенно на землю. Не способствует развитию предпринимательства как федерального так и регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие созданию новых предприятий, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты. Рейтинг проблемных факторов для ведения бизнеса в России, % от числа респондентов Таблица 9
Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М.: 1991г. С.80 2 Экономика и жизнь №36 сентябрь 2004 Предприниматели отмечают также проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой системы, несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.п. Характер предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием российской экономики. С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались в стране исключительно негативно. За 90-е гг. в России образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников. С другой стороны, многие рыночные структуры остаются крайне несовершенными и неэффективными, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Сохраняется весьма заметной доля государства как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной из характерных черт переходной экономики России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с этим продолжает оставаться сильная зависимость частных предпринимателей (как сохранивших свои позиции прежних директоров приватизированных государственных предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно. * Одним из путей решения данной проблемы может стать активное внедрение форм инновационного предпринимательства, не имеющего пока широкого развития в нашей стране. Любая инновационная деятельность является предпринимательской и основана на: • поиске новых идей (от нового продукта до новой структуры) и их • поиске необходимых ресурсов; • создании и управлении предприятием; • получении денежного дохода и личном удовлетворении достигнутым Не всякое предпринимательство является инновационным, а лишь такое, которое позволяет извлечь предпринимательский доход в результате создания производства, использования или диффузии инновационного продукта.2 К сильным сторонам малых инновационных предприятий относятся следующие: • оперативное принятие управленческий решений, позволяющее • низкий уровень накладных расходов, благодаря прямым и • отсутствие бюрократических процедур в организации в виду Экономика инновационного типа - особый тип стратегической организации экономики, характеризуемый преимущественной ориентацией 1 http://www.nuru.ru/ek/general/009 2.ht m The future for new generation - студенческий информационный 2 Шабуришвили М. В. статья «Содержание и формы инновационного предпринимательства» 3 Шабуришвили М. В. статья «Содержание и формы инновационного предпринимательства» на создание, распространение и использование инноваций в предпринимательстве, а также наличием эффективных социальных и экономических механизмов постоянного воспроизводства инновационных возможностей, обеспечивающих поддержание устойчивого развития и высокие стандарты жизни населения. В модели экономики инновационного типа используются следующие элементы: республиканская инновационная система; инновационная политика; инновационная сфера; инновационный потенциал; инновационная инфраструктура; инновационный комплекс; координационный совет; архитектоника экономики; критические технологии. Таким образом, генеральная цель формирования модели - вовлечение в хозяйственный оборот 'научно-технического, инновационного и предпринимательского потенциала и создание на этой основе адаптируемой конкурентоспособной и высокоэффективной экономики, обеспечивающей устойчивость развития региона и высокие стандарты жизни населения на долговременную перспективу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|