Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие малоготредпринимательства.




В предпринимательской среде в настоящее время большое внимание отводится малому предпринимательству.

Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»1 система государственной поддержки включает в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды, фонды содействия микрокредитованию, акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, лизинговые компании,

1 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который ввел ряд принципиально новых понятий и норм и установил принятые в международной практике критерии микро-, малых и средних предприятий. В связи с тем, что на момент проведения исследования в распоряжении автора имелись только данные по малым предприятиям (без учета микро- и средних), в работе далее используется термин малое предпринимательство.


консультационные центры и другие организации. Государственная подде­ржка субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих систему поддержки субъектов малого предпринимательства, включает финансовую, имущественную, информационную, консультационную и другую поддержку.

В России целями государственной политики развития и поддержки малого бизнеса являются:

1. Создание благоприятных условий (политических, правовых и
экономических) для осуществления малыми предприятиями своей
деятельности и свободного развития.

2. Увеличение общего количества действующих субъектов малого
бизнеса.

3. Обеспечение конкурентоспособности малого бизнеса.

4. Повышение социальной эффективности деятельности малых
предприятий - рост численности занятых в секторе малого бизнеса, сред-,
них доходов и уровня социальной защищенности работников малых
предприятий и, как следствие, формирование среднего класса -базы
политической стабильности.

5. Повышение темпов развития малого бизнеса как одного из
стратегических факторов социально-экономического развития государства,
увеличение доли малого бизнеса в формировании всех составляющих
внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг,
чистые налоги), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление
малых предприятий.1

Различия социально-экономических условий в Российских регионах предопределяют равномерный характер развития малого бизнеса. В 2008 году число МП в РФ выросло на 27,36%, а ЦФО - 16,7%.

1 Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации / Государственный совет Российской Федерации. М., 2001. с. 13.


В настоящее время ЦФО является лидером среди регионов Российской Федерации по уровню развития малого бизнеса и по многим показателям, характеризующим его состояние. На ЦФО пришлось 32,92% всех малых предприятий Российской Федерации.

Среди регионов ЦФО безусловным лидером является Москва с 214,5 тыс. МП (18,8 % от численности по России и 57,2 % от показателя по ЦФО). Занимая доминирующие позиции среди регионов Российской Федерации по уровню развития малого. предпринимательства и по многим показателям, характеризующим состояние малого бизнеса.1

В настоящее время отраслевая характеристика малых предприятии отражает, прежде всего, особенности переходного периода в истории России. К числу таких особенностей относится интенсивный процесс накопления капитала в частном секторе экономики. Очевидно, что в этих условиях частный бизнес будет ориентироваться на торговлю, где скорость оборота капитала выше, чем в производстве.

В современных условиях сфера деятельности большинства МП — торговля и общественное питание (в Российской Федерации в 2007 г. 44,9 % от общего числа). Так как именно малое торговое предприятие первым реагирует на усиление социальной дифференциации российского общества, ориентируясь как на массового потребителя, так и на потребителя с высоким уровнем дохода. В условиях инфляции, нестабильности валютно-финансовой сферы предпринимательство в реальном секторе экономики затруднено, и коммерция, как правило, начинает довлеть над производством, поэтому частный капитал в России формируется главным образом в сфере распределения и обращения. Торгово-посреднические операции являются исходным пунктом не только роста и расширения малого бизнеса, но и обретения предпринимателями опыта и навыков деятельности. Малые формы хозяйствования практически не нуждаются ни в сфере основного

1 Региональная экономика: теория и практика №28. 2009. с. 17.


производства, ни в системе кооперационных связей.1 Все это обуславливает тот факт, что ведущей отраслью малого бизнеса по количеству предприятий из года в год остается торговля и общественное питание, вес которых в 2007 г. в РФ составил более 44,9 %, ЦФО РФ-46%.2

Придавая большое значение развитию малого предпринимательства в конце 2008 г. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства (МСП) «ОПОРА РОССИИ» представила итоговый отчет ежегодного исследования «Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России «Индекс ОПОРЫ» - 2007-2008 гг.». Основная цель проекта - оценка качества условий для развития МСП в российских регионах, основанная на опросе предпринимателей. Спонсором исследования выступил КМБ БАНК.

Опрошено более 5,5тыс. респондентов в половине субъектов РФ -конституционных регионов России. Выявлено, что уровень развития МСП в большей степени связан с условиями спроса и отраслевой структурой экономики регионов.

Региональный бизнес-климат (земля и недвижимость, инфраструктура, человеческие ресурсы, административное регулирование, финансовые ресурсы и некоторые другие факторы), по оценкам «ОПОРЫ РОССИИ», пока не оказывают существенного влияния на повышение доли МСП в экономике регионов.

В числе лидеров и аутсайдеров рейтинга по качеству условий для развития МСП по принятым в опросе характеристикам оказываются регионы разных типов и с разными стартовыми условиями. В частности, статус города-миллионника или наличие развитой промышленности не означают автоматически высокого места в рейтинге.

Наиболее серьезными препятствиями для развития МСП — по результатам опроса — являются низкая доступность персонала, финансовых ресурсов, а

1 Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее, будущее. М., Фонд «Либеральная Россия».
2003. с.43

2 Региональная экономика: теория и практика №28. 2009. с. 18


также несправедливая конкуренция со стороны более крупных компаний, игры с ценовой дискриминацией.

Предприниматели в регионах более рассчитывают на собственные капиталы. Источниками стартового капитала обычно являются средства основателей (75%). Затем средства частных инвесторов (14 %) и банковские кредиты. При этом банковские кредиты для физических лиц (13 %) более значимы, чем банковские кредиты для компаний (11 %).

Основными источниками дальнейшего финансирования являются средства частных инвесторов I (23 %) и банковские кредиты для компаний (21%), также важное значение сохраняют банковские кредиты для частных лиц(15 %). Лизинг используется слабо -v этот источник назвали только 6 % респондентов.

Главной причиной отказа остальным в кредите является проблема отсутствия залога - 34%. 33% предпринимателей получили отказ без объяснения причины, в 24% случаев причиной отказа стали неудовлетворительные финансовые показатели предприятия.

Среди основных проблем с кредитованием МСП - неудобные условия получения недорогих краткосрочных кредитов, низкая доступность дол­госрочных кредитов, а также практически полное отсутствие кредитных возможностей для новых, только начинающих свою деятельность компании.

По результатам опроса распределены места 35 предприятий из более чем 80 субъектов РФ по сложной системе индексов (флажков). В целом индекс условий для развития МСП включил оценки недвижимости и инфраструктуры, человеческих ресурсов, финансовых ресурсов, административных барьеров.1

Для достижения указанных целей в рамках государственной политики по развитию малого и среднего бизнеса реализуется комплекс мер по осуществлению прямой и косвенной поддержки малых форм хозяйствования. Четкое формулирование целей в рамках государственной политики в этой

Региональная экономика: теория и практика №18. 2009. с.З


сфере, обеспечение нормативной правовой базой и разработка продуманного плана мероприятий является необходимым, однако недостаточно условием успешной такой политики. Не менее важной является организация реализации планов, текущего контроля за их использованием и корректировки систем мероприятий за учетом оценки регулирующего воздействия на субъекты малого бизнеса, эффективность бюджетных расходов, увязываемых с достижением конкретных результатов.

Оценить вклад государственной политики поддержки в развитии малого бизнеса можно по показателям конечного результата.

Показатели развития малых предприятий

Качество развития малых предприятий
(МП)________________________________

Количество малых предприятий на душу населения

Доля субъектов МП в общей численности
предприятий_______________________

Объем оборота МП на одного занятого

Средний объем оборота МП в расчете на одно МП

Инвестиции в основной капитал МП в расчете на одно МП

Инвестиции в основной капитал МП на душу населения

Объем поступлений ЕНУС в расчете на одно МП

Объем поступлений ЕНУС на душу населения

Объем поступлений ЕНВД в расчете на одно
предприятие_______________________

Объем поступлений ЕНВД на душу населения


Таким образом, предложенный подход оценки качества развития малого бизнеса позволяет обеспечить возможность постоянного контроля за достижением целей и задач государственной политики поддержки малого предпринимательства. А также при необходимости ее корректировки в зависимости от существующих ограничений и достигнутых в предшествующие периоды результатов.

В настоящее время как показывают исследования существующую систему государственной поддержки малого предпринимательства нельзя назвать достаточно эффективной, так как она не обеспечивает всего комплекса оптимальных условий для создания и развития малых предприятий.

По оценкам экспертов и согласно данным социологических исследований, наблюдается социальная незащищенность сотрудников малых предприятий, недостаток финансовых средств, квалифицированных кадров, доступных материальных и энергетических ресурсов, свободных арендных площадей и др. Высокая налоговая нагрузка заставляет предпринимателей скрывать финансово-экономическую деятельность своих предприятий, уводить в теневой сектор экономики основные средства, выручку, фонд оплаты труда, налог на прибыль.

Создание и развитие новых технологий малыми предприятиями в условиях выживания и разворачивающегося глобального экономического кризиса становится крайне рискованной, нерентабельной и затратной деятельностью, что в конечном итоге может привести к технологической отсталости России в международном экономическом пространстве. При этом достоверной информации о реальном положении инновационного малого предприни­мательства явно недостаточно.

Для обеспечения стабильного развития малого и среднего бизнеса требуется разработка новых механизмов государственной поддержки, в том числе новых подходов в управлении информационным обеспечением системы государственной поддержки малого предпринимательства.


Встает задача повышения качества и эффективности управления научного и информационным обеспечением малого и среднего предпринимательства.

Управление информационным обеспечением включает организационные, экономические, правовые и другие формы, методы и модели, основанные на использовании качественной первичной информации и новых технологий ее обработки. В этой связи представляет интерес опыт информационного обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства, накопленный в регионах, в которых малый бизнес развивался в последние годы наиболее интенсивно.

Вызывает интерес политика по развитию малого предпринимательства г.Москва. В этих целях проводятся специализированные исследования в рамках которых решаются следующие задачи:1

• раскрытие закономерностей и тенденций развития современного малого
и среднего предпринимательства как объекта государственного
регулирования;

• прогнозирование будущих изменений в малом и среднем
предпринимательстве;

• проведение анализа системы инфраструктурного обеспечения
предпринимательской деятельности, уточнение дефиниций госу­
дарственной поддержки предпринимательской деятельности (сущности,
принципов, форм и методов) с учетом вступления в силу нового
законодательства;

• разработка новой технологии принятия управленческих решений в
системе государственной поддержки малого и среднего предпринима­
тельства;

• разработка методического аппарата, обеспечивающего подготовку
стратегических планов и прогнозов развития малого и среднего
предпринимательства за счет синтеза данных из разнородных
информационных источников: статистической информации, данных бух-

Региональная экономика: теория и практика №30. 2009. с.52


галтерской отчетности и налоговых органов, банковской информации, результатов социологических исследований и др.;

• разработка рекомендаций по модернизации системы информационного обеспечения государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в части организации системы сбора и обработки первичных данных, информационного взаимодействия властных и предпринимательских структур.

В качестве объектов таких исследований вы-j ступает система информационного обеспечения государственной поддержки малого и среднего предпринимательства г. Москвы. Предметом исследований являются организационно-управленческие отношения в системе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в части информационного обеспечения (на примере г. Москвы).1

Таким образом, предпринимательство является стержнем любой социально-экономической системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции. Предприниматель-собственник, как мы увидели, - центральная фигура в гражданском и торговом обороте, он -главное действующее лицо рынка, гарант стабильности гражданского общества.

Следует учитывать, что исходные рубежи для формирования российского
предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными.
Потребуется немало лет и усилий для «выращивания» не только умелых и
опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из
ключевых факторов, наряду с продолжением либеральных экономических
реформ, является система образования, способная не только дать нынешним
и будущим российским предпринимателям современные управленческие
знания, но и привить определенную систему моральных ценностей,
выработать новую предпринимательскую этику, широко

распространившуюся в развитых странах. Учитывая весьма высокий

1 Региональная экономика: теория и практика №3 2009. с.60


образовательный и квалификационный уровень российских трудовых ресурсов, развитую систему образования, возможности для этого имеются.

Экономический кризис, резко повысивший степень нестабильности рыночной среды, обострил проблему развития российского предпринимательства. Обесценивание рубля, падение производства, нарушение контрактных обязательств существенно осложняют возможность эффективно развиваться предпринимательским структурам. При этом обеспечение динамичного инновационно ориентированного развития отечественного предпринимательства является одной из наиболее актуальных задач в процессе формирования конкурентоспособной экономики. Решение этой задачи тесно связано с проблемами трансформации всего национального хозяйства, включая реструктуризацию промышленного комплекса, укрепление позиций товаропроизводителей и развитие различных направлений предпринимательства. В условиях финансово-экономического кризиса данные задачи приобретают особое значение, так как от их решения зависит будущее место российского предпринимательского сообщества в глобальном экономическом пространстве.

Предпринимательство, выполняя важнейшие Социально-экономические функции, формирует конкурентную среду, насыщает товарные рынки, -поддерживает инновационную активность, смягчает социальные неравенства, формирует средний класс и новое отношение к труду и собственности. Поэтому сохранение и развитие отечественного предпринимательства является актуальной и важной задачей руководства страны.

Таким образом, предпринимательство в качестве инициативной инновационной деятельности, направленной на поиск нестереотипных подходов к постановке задач и их решению, играет ключевую роль в обеспечении эффективности современного воспроизводственного процесса. При этом предпринимательская деятельность сопряжена с многочисленными


рисками, масштабы и величина которых в условиях кризиса резко возрастают.

Возросшая степень нестабильности хозяйственных связей требует модернизации системы государственного регулирования взаимосвязей экономических субъектов, в том числе модернизации налоговой политики как одного из основных механизмов управления предпринимательской деятельностью. При этом в условиях кризиса в целом возрастают роль и влияние государства на экономику, как в национальном, так и в междуна­родном масштабе.

Также следует отметить, что в условиях нестабильности экономической среды существенно увеличивается уязвимость предпринимательских структур. Недостаток устойчивости в кризисных ситуациях, нередко подталкивает предпринимателя к прекращению предпринимательской деятельности. Политика же государства, в том числе и в области налогообложения, в отношении развития предпринимательства остается противоречивой. Несмотря на то, что российское руководство за последний период приняло ряд специальных постановлений о поддержке предпринимательства, о приоритетах его развития, о снижении налогового бремени, многие проблемы предпринимательства остаются нерешенными.

Обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности требует модернизации налоговых, таможенных, финансово-кредитных и других регуляторов экономической среды государства, а также качественной рационализации форм и методов работы самих предприятий и организаций, оптимизации внутрикорпоративных и межфирменных условий ведения бизнеса.

Другой ключевой фактор — осознание предпринимателями своей ответственности. В такой стране, как Россия, где чувство социальной справедливости обострено, а от руководителя ожидают решения социальных проблем его подчиненных, предприниматели могут стать потенциально

1 Финансы и кредит №43 2009. с.46


 

более важным элементом общественно-политической жизни, чем в некоторых странах с развитой рыночной экономикой.

Еще одна важная задача — перевести большинство российских старых предприятий (фирм) на рельсы рыночной экономики за счет учета воздействия рынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, т.е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему управления, расширить экономическую демократию. Чрезвычайно важной представляется также задача формирования на приватизированных и акционированных предприятиях новой культуры отношений между работниками, многие из которых стали одновременно и собственниками, и управляющими, осознания акционерами своих прав и обязанностей.

Из проблем развития предпринимательства во j многих странах мира и их регионов одной из острых является продолжительность (жизнеспособность) существования любого экономического субъекта, срок его жизненного цикла. Предприимчивость \ каждого конкретного человека, включая индивидуальных предпринимателей, ограничивается сроком его жизни (хотя его дело может и продолжаться наследниками и другими людьми). Срок предпринимательской деятельности домохозяйств - период существования этих домохозяйств (семей, родов), что может продолжаться и веками. Предпринимательство конкретных организаций — нередко величина, производная от жизни отдельных людей (особенно собственников, руководителей) и различных домохозяйств (источников предложений труда и спроса на продукцию).

Любые, даже самые крупные, коммерческие организации имеют свой срок жизни. Текущий экономический кризис лишь подтверждает это. Но статистика средней продолжительности жизни организаций, динамика их ликвидации (динамика создания отслеживается лучше) изучается слабо. Только наиболее развитые регионы находят средства на отслеживание процессов ликвидации.


На развитие малого и среднего предпринимательства в нашей стране в 2008-2009 гг. прямо и косвенно воздействовал мировой экономический кризис, который затронул практически все секторы экономики России. Следствием кризиса явились: нехватка кредитных ресурсов для малых и средних предприятий, резкое повышение банковских ставок, банкротства предприятий, резкое снижение их рентабельности и сокращение работников.

Это потребовало разработки новых принципов, механизмов и методов государственной поддержки малого и среднего бизнеса на федеральном и региональном уровнях, в том числе подготовки и реализации специальных антикризисных программ.

В числе основных 7 приоритетов Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. (далее - Программа) 5-й пункт отведен мерам по поддержке малого предпринимательства.

В Программе предусмотрены меры по созданию новых рабочих мест за счет открытия новых малых предприятий; создание благоприятных условий для деятельности магазинов «шаговой доступности», сельскохозяйственных рынков, сферы торговли; поддержка факторинга в рамках программы Внешэкономбанка по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства. В целях поддержки создания малого инновационного бизнеса будут проводиться специальные мероприятия с участием Российской венчурной компании и др.

Антикризисные меры Правительства РФ направлены на сохранение и развитие потенциала малого и среднего предпринимательства. Сохранение и развитие этого потенциала требует реализации эффективной государственной поддержки малого предпринимательства как системы государственных институтов, функционирование которой обеспечивает наилучшие социальные, ресурсные, экономические и технологические условия развития бизнеса. Глобальные экономические изменения, оказывающие существенное влияние на развитие ситуации в России, требуют максимально оперативного государственного реагирования на возникающие


 


риски и угрозы в сфере малого предпринимательства. Для этого требуется создание новых механизмов государственной поддержки малого бизнеса и принятие экономически обоснованных управленческих решений на всех уровнях управления. Такие решения могут быть разработаны и реализованы только на основе адекватной оценки ситуации, для чего требуется качественное и своевременное информационное обеспечение в системе государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

В этой связи чрезвычайно важны роль и усилия государства, а также других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса.

В частности, одна из ключевых задач государства — оказание финансово-кредитной поддержки предпринимательству, особенно малому и среднему, принятие стабильного законодательства, в том числе налогового, способствующего развитию бизнеса.

Список литературы


1. Буев В. В. Интегральные показатели развития малого
предпринимательства / С. В. Мигин, Н. В. Смирнов, А. А. Шамрай, А.
М. Шестоперов. ООО «Вектра». М.: 2007. 46 с.

2. Концепция государственной: политики поддержки и развития малого
предпринимательства в Российской Федерации / Государственный
Совет Российской Федерации. —М.: 2001,13 с.

3. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее, будущее. -
М.: Фонд «Либеральная Россия», 2003- С. 43. 5.

4. Муравьев А.И., Игнатьев A.M., Кружин А.Б. Предпринимательство:
Учебник. СПб., 2001.

5. Предпринимательство: Учеб.для ВУЗов / Под ред.проф. В.Я.
Горфинкель, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандоро. 3-е изд. перераб.
и допол.. М., 2001.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. — М.: 2008.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...