Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема III. Философия античности




 

План

§ 1. Условия и предпосылки возникновения философии в Древней Греции, ее место в историко-культурном развитии человечества.

§ 2. Периодизация античной философии.

§ 3. Постановка и решение проблемы первоосновы мира (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты).

§ 4. От философии природы к философии человека: софисты, Сократ. 

§ 5. Мир идей Платона (объективный идеализм).

§ 6. Учение Аристотеля как вершина философской мысли античности. 

§7. Период эллинистических школ. Итоги античности.  

 

Основные понятия: Космос, логос, апейрон, апория, атом, натурфилософия, софистика, майевтика, Благо, эйдос, мировая душа, энтелехия, причина, демиург, материя и форма (по Аристотелю), кинизм, гедонизм, эвдемонизм, стоицизм, скептицизм, эпикуреизм, атараксия, эманация, Единое, неоплатонизм, фатум.

 

Самостоятельная работа

1. Период эллинистических школ. Итоги античности.

Задание: Прочитайте §7. Период эллинистических школ. Итоги античности из учебного пособия Пастушковой О.В. «Конспект лекций по философии, а также текст из книги Ю. Гордера «Мир Софии», глава «Эллинизм», сделайте краткий конспект, ответьте на контрольные вопросы.

РЕЛИГИЯ, ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

Эллинизм отличало стирание границ между странами и культурами. Если раньше греки, римляне, египтяне, вавилоняне, сирийцы и персы поклонялись собственным богам в рамках так называемых «национальных религий», то теперь все культуры перемешались, образовав невероятную сумятицу религиозных, философских и научных представлений.

Вероятно, можно сказать, что агору заменила мировая арена. На древней рыночной площади тоже гудели голоса тех, кто либо принес на продажу товар, либо хотел поделиться своими идеями и мыслями. Новым стало то, что площади были заполнены товарами и идеями со всего света. А голоса там по-прежнему гудели, на самых разных языках.

Мы уже упоминали, что греческие представления распространились далеко за пределы традиционного ареала греческой культуры. Теперь же по всему Средиземноморью начали поклоняться и восточным божествам. Появилось множество религиозных доктрин, которые заимствовали богов и религиозные представления у разных народов. Такое явление называют синкретизмом, или смешением религий.

В прежние времена люди ощущали тесную принадлежность к своему народу, к своему полису. Когда границы и линии раздела начали стираться, многие впали в сомнение, пришли в растерянность по поводу мировоззренческих проблем. Поздняя античность в целом была проникнута религиозными сомнениями, упадком культур и пессимизмом. «Мир одряхлел», — говорили люди.

Объединило новые религиозные системы присутствие в большинстве из них учения о том, как спастись от смерти. Нередко такое учение объявляли тайным. Поверив в это тайное учение, а также выполняя определенные обряды, человек мог рассчитывать на бессмертие души и вечную жизнь. Наряду с ритуалами важную роль для спасения души играло понимание истинной природы Вселенной.

Так обстояло дело с новыми религиями, София. Однако философия тоже все больше и больше сдвигалась в направлении «спасения» и поддержки человека в жизни. Философское мировоззрение имело не только самостоятельную ценность, оно было призвано освободить людей от страха смерти и пессимизма. В результате стирались границы между религией и философией.

Вообще-то можно сказать, что эллинистическая философия не отличалась своеобразием. Поздняя античность не породила ни своего Платона, ни своего Аристотеля. Зато три великих афинских мыслителя дали толчок нескольким философским течениям, которые я вкратце обрисую ниже.

Слияние различных культурных традиций наблюдается и в эллинистической науке. Ключевую роль тут играла Александрия — город, ставший местом встречи Востока и Запада. Если Афины, в которых сохранились школы Платона и Аристотеля, все еще были столицей философии, то Александрия взяла на себя роль столицы естественных наук. При своей огромной библиотеке этот город сделался центром развития математики, астрономии, биологии и медицины.

Эллинизм вполне сопоставим с XX веком, который также характеризуется все большей открытостью мирового сообщества. В наше время это, помимо всего прочего, привело к серьезным переменам в религиозном и общем мировоззрении. Если в начале нашей эры в Риме можно было встретить веру в греческих, египетских и восточных богов, то в конце XX века нет ни одного сколько-нибудь крупного европейского города, в котором не были бы представлены религиозные верования из самых разных уголков земного шара.

Сегодня мы также наблюдаем, как смешение старых и новых верований, философии и науки увеличивает предложение на «рынке мировоззрений». В действительности очень многое в так называемом «новом знании» — товар весьма старый, часть этих идей восходит к эпохе эллинизма.

Итак, эллинистическая философия продолжала разработку проблем, поставленных еще Сократом, Платоном и Аристотелем. Все они хотели ответить на вопрос о том, как человеку следует жить и умирать. Иными словами, на повестку дня были поставлены проблемы этики. В новом мировом сообществе они стали главным предметом философских исканий. Вопрос ставился следующим образом: в чем заключается подлинное счастье и как его можно достичь? Теперь рассмотрим четыре философских течения, занимавшиеся этими проблемами.

 

Работа с цитатами

Задание: прочитайте цитату, определите, к какому учению или школе она относится (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, кинизм, скептицизм, стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм), дайте интерпретацию данному высказыванию, опираясь на пройденный материал.

1. Всё есть число.

2. Всё течёт, всё изменяется.

3. Стало быть самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам ни­какого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не суще­ствует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют.

4. Человек есть мера всех вещей, суще­ствующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют.

5. Тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии: иначе говоря, из крайней свободы возникает вели­чайшее и жесточайшее рабство.

6. Афиняне..., отпустите меня или нет но поступать иначе я не буду, даже если бы мне предстояло умирать много раз.

7. Когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения чувственности или распутства, как полагают те, кто не знают, не разделяют или плохо понимают наши учения, — нет, мы разумеем свободу от страданий тела и смя­тений души.

8. Пусты слова того философа, которые не врачуют никакие страдания человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души.

9. Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит мне отдать предпочтение истине.

10. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

11. Одно и то же есть мысль и бытие.

12. Высшая мудрость — различать добро и зло.

13. Человек – существо политическое.

14. Народу много, людей мало.

15. Я – гражданин мира.

16. Из всех вещей, подаренных нам мудростью для того, чтобы прожить всю жизнь счастливо, превыше всего стоит умение дружить.

17. Величайший плод справедливости — безмятежность.

Темы эссе

1. «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого» (Сократ).

2. «Человек есть мера всех вещей…» (Протагор).

3. «Живи незаметно!» (Эпикур).

4. «Торжество над самим собой есть венец философии» (Диоген).

5. «Жизнь долга, если она полна. Будем измерять ее поступками, а не временем» (Сенека).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...