Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа в малых группах/самостоятельная работа




Задание №1: разбейтесь на команды по 2-4 человека, нарисуйте «портрет» философии и культуры Античности, используя знания по теме. При этом допускается использование доски, рисунков, презентаций с сопутствующим докладом. Для полноты картины необходимо указать как позитивные, так и негативные явления данной эпохи (общественной жизни, науки, экономики, культуры), разнообразие философских взглядов.

Задание №2: разбейтесь на команды по 2 человека, выберете одно из философских учений античности (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, кинизм, скептицизм, стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм). Определите положительные и отрицательные стороны выбранного учения, составив таблицу:

Достоинства Недостатки Влияние на философию и культуру
     

Задание №3: прочитайте софизм. Объясните, где нарушена логика.

1.«Отец — собака»

«Эта собака имеет детей, значит, она — отец. Но это твоя собака. Значит, она твой отец. Ты её бьёшь, значит, ты бьёшь своего отца и ты — брат щенят».

2.Полупустое и полуполное

«Полупустое есть то же, что и полуполное. Если равны половины, значит равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное».

3.Лекарства

«Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше».

4.Вор

«Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего».

5.Рогатый

«Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя рога».

6.Сидящий стоит

«Сидящий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидящий стоит».

7.Ты не человек

Я человек, ты не я, значит ты не человек.

8.Куча

Одна песчинка не есть куча песка. Если n песчинок не есть куча песка, то и n+1 песчинка - тоже не куча. Следовательно, никакое число песчинок не образует кучу песка.

9. Софизм «лгун»

Вполне возможно, что лгун сознается в том, что он лгун. В таком случае он скажет правду. Но тот, который говорит правду, не есть лгун. Следовательно, возможно, что лгун не есть лгун.

 

Список рекомендуемой литературы

Основной

1. Лавриненко, В.П. Философия: учебник для бакалавров / В.П. Лавриненко. - М.: Юрайт, 2014.

2. Пастушкова, О.В. Конспект лекций по философии: Учеб. пособие [Электронный ресурс]. - Воронеж: ФГБОУ ВПО "Воронежский государственный технический университет", 2014.

3. Философия. Историко-философское введение. Ч.1 / Под ред. Л.Я. Курочкиной. – Воронеж, 2002.

4. Новейший философский словарь / Под ред. А.А. Грицанова. - Мн., 1998.

5. Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – 3-е изд., доп. – М.: Высш. шк., 2001.

6. Реале, Дж. Западная философия от стоков до наших дней / Джованни Реале и Дарио Антисери. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. – Т. 1. Античность.

Дополнительный

1. Адо, П. Плотин, или Простота взгляда / П. Адо. - М.,1991.

2. Аристотель. Метафизика / Аристотель // Аристотель. Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1975.

3. Гайденко, П.П. История греческой философии в ее связи с наукой: учеб. пособие для вузов / П.П. Гайденко. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.

4. Гегель, Г.Ф. Лекции по истории философии / Г.Ф. Гегель. - В 3 кн. - СПб.: Наука, 1993-1994. -352; 432; 584 с.

5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – 2-е изд. – М.: Мысль, 1986. – 571 с.

6. Кессиди, Ф.Х. Сократ / Ф.Х. Кессиди. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 319 с.

7. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / А.Ф. Лосев. – М.: АСТ, 2000. – С. 11-56, 57-94, 173-177, 183-187.

8. Платон. Государство / Платон // Платон. Собр. соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1994. – Т. 3.

9. Платон. Парменид / Платон // Платон. Собр. соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1993. – Т. 2. – С. 349-357.

10. Соловьев, В.С. Жизненная драма Платона / В.С. Соловьев // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1988. – Т. 2. – С. 604-611.

11. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1998. – 544 с.

12. Фрагменты ранних греческих философов. - Ч. I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. - М.: Наука, 1989.

 

ТЕМА IV. ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

План

§ 1. Основные этапы Европейского Средневековья.

§ 2. Особенности средневековой философии.

§ 3. Основные проблемы средневековой философии.

§ 4. Особенности философии Возрождения.

§ 5. Социальная философия Возрождения.

§ 6. Натурфилософия Возрождения.

Основные понятия: патристика, схоластика, теоцентризм, креационизм, номинализм, реализм, апологетика, теодицея, антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, индивидуализм, реформация, пантеизм, утопия.

Самостоятельная работа

1. Натурфилософия Н. Кузанского.

2. Реформация и ее влияние на становление нового философского мышления.

3. Утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования (Т. Мор, Т. Кампанелла).

Задание №1: прочитайте текст учебного пособия Пастушковой О.В. «Конспект лекций по философии», Тема 4 «Натурфилософия Н. Кузанского». Сделайте краткий конспект, ответьте на контрольные вопросы.

Задание №2. Прочитайте текст о Реформации и М. Лютере из книги Ю. Гордера «Мир Софии», а также о влиянии Реформации на философское мышление. Сделайте краткий конспект, ответьте контрольные вопросы.

— Эпоха Возрождения принесла с собой и новые отношения с Богом. По мере того как философия и естествознание отрывались от богословия, развивался новый вид христианской религии. Затем наступил Ренессанс с его индивидуалистским взглядом на человека, который сказался и на вере. Частные отношения личности с Богом стали важнее ее отношений с церковью как институтом.

— Ты имеешь в виду, например, вечернюю молитву?

— Хотя бы. В средневековом католичестве основу богослужения составляли церковная латинская литургия и ритуальные церковные моления. Библию читали только священники и монахи, поскольку существовал лишь ее латинский текст. В эпоху Возрождения Библию начали переводить с еврейского и греческого на народные языки. Это сыграло важную роль для Реформации.

— Мартин Лютер…

— Да, Мартин Лютер был крупной фигурой, но не единственным реформатором. Часть церковных реформаторов предпочла остаться в лоне римско-католической церкви. В их числе был Эразм Роттердамский.

— Лютер порвал с католической церковью, потому что не хотел платить за отпущение грехов?

— Отчасти, но речь шла о более важных материях. По словам Лютера, никто не обязан был испрашивать прощения у Господа через посредство церкви и священнослужителей. Тем более не зависело отпущение грехов от покупаемых у церкви индульгенций. С середины XVI века торговля так называемыми индульгенциями была запрещена и в католической церкви.

— Думаю, Богу это понравилось.

— Лютер отмежевался от многих религиозных обычаев и догматов, вошедших в историю церкви на протяжении средневековья. Он стремился обратно, к первоначальному христианству, которое мы находим в Новом Завете. «Только Священное Писание», — говорил Лютер, устремляясь назад, к «источникам» христианства, как ренессансные гуманисты устремлялись к античным источникам культуры и искусства. Он перевел Библию на немецкий и таким образом заложил основы литературного языка. Каждый должен был получить возможность читать Писание и стать чем-то вроде священника для самого себя.

— Священником для самого себя? Не слишком ли это дерзко?

— Лютер утверждал только, что священники не состоят в особых отношениях с Богом. Из практических соображений в лютеранских общинах тоже были священники, которые проводили богослужения и улаживали повседневные дела церкви. Но, согласно Лютеру, человек получал от Господа прощение и освобождение от грехов не с помощью церковных ритуалов, а, что называется, «задаром», благодаря одной лишь своей вере. До этих мыслей Лютер дошел через чтение Библии.

— Значит, Лютер тоже был типичным человеком Возрождения?

— И да и нет. От Возрождения у него был упор на индивидууме и личных отношениях с Богом. Кроме того, в тридцатипятилетнем возрасте Лютер выучил греческий и принялся за трудоемкий перевод Библии на немецкий.

Переход от латыни к народному языку также был типичен для Ренессанса. Но Лютер не был гуманистом как Фичино или Леонардо да Винчи. Гуманисты возражали ему: например, Эразм Роттердамский считал, что Лютер придерживается слишком отрицательного мнения о человеке. Лютер, в частности, утверждал, что после грехопадения человек совершенно испортился и только Божья милость способна «простить» его, ибо за грехи положена смерть».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...