Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Китайские истоки японского нин-дзюцу




Уже говорилось, что все военное искусство Японии на начальном этапе испытало сильное влияние со стороны китайской традиции. Что же касается искусства шпионажа, то к этому времени китайцы уже накопили огромный опыт в этой области.

Истоки шпионажа в Китае, согласно легенде, восходят к легендарным прародителям китайского народа Фу И и Желтому императору Хуан-ди (по традиционной версии правил в 2696 - 2597 гг. до н.э.). В классическом произведении по военному искусству "Ли Вэй-гун вэньдуй"[16] говорится: "По законам войны, идущим еще от Хуан-ди, на первом месте стоит правильный бой, на втором - маневр, на первом месте - гуманность и справедливость, на втором -хитрость и обман".

Считается, что шпионаж в Китае достиг значительного развития уже во времена правления императора династии Ся (ХХ - ХIХ вв. до н. э.) Сюань Юань-ди. И, как указывает Сунь-цзы в своем трактате, даже воцарение династий Инь и следующей за ней Чжоу не обошлось без участия шпионов.

Образование древнего царства Инь, сменившего царство Ся, по традиционной хронологии, отно-сится к 1766 г. до н.э. Согласно традиционной истори-ческой версии, Ся пало потому, что жестокость его послед-него правителя Цзе-вана подняла против него все население: и народ и князей. В княжестве Шан в то время правил мудрый и добрый Чэн Тан. Он быстро стал главой восставших и, разбив Цзе-вана, вступил на престол.

Большую роль в свержении Ся сыграл И Чжи, который находился на службе у Цзе-вана и был высокодобродетельным, в конфуцианском смысле, человеком. Эти свойства настолько прославили его, что Чэн Тан, еще будучи шанским князем, вызвал его к себе и сделал своим наставником и руководителем. Когда Тан-ван поднял восстание, И находился в столице Цзе-вана и во всех подробностях знал положение противника. Вероятно, именно поэтому Тан-ван смог добиться успеха.

Аналогичная история повторилась и при падении династии Инь, основанной Чэн Таном, и водворении на ее месте династии Чжоу (1144 г. до н. э.). Последний государь из династии Инь - Чжоу-ван - также был свирепым тираном, в котором ничего не осталось от добродетельного предка. Опять вся страна поднялась против угнета-теля. И опять среди местных властителей оказался высокодобродетельный и храбрый князь - У-ван, глава чжоуского княжества, который сверг Чжоу-вана и стал основателем новой династии.

В это время слугой иньских властителей был Люй Я (Люй Шан), которого конфуцианская традиция пред-ставляет высокодобродетельным мужем. Впоследствии, под именем Тай-гун Вана, он прославился как теоретик военного искусства. Его не сумел оценить его законный государь, но полностью оценил У-ван. Еще отец У-вана - Вэнь-ван - однажды на охоте встретил Люй Я и сразу признал в нем мудреца. И когда чжоуский У-ван восстал, Тай-гун Ван находился у иньского Чжоу-вана и хорошо знал положение противника. Поэтому У-ван с легкостью добился победы.

Таким образом, уже в древнейший период китайцы имели прекрасную возможность оценить возможности шпионов, которые подчас могли низвергнуть государство. Поэтому китайцы стали весьма активно использовать тайных агентов, чтобы подточить изнутри силы врага. И иногда им это удавалось.

В 236-229 гг. до н. э. шла война между княжествами Цинь и Чжао. Во главе циньской армии стоял известный полководец Ван Цзянь. Войсками княжества Чжао командовал Ли Му, прославив-шийся искусной защитой северных границ княжества от напа-дений гуннов и соединявший в себе ум и храб-рость. Из-за него циньские войска стали терпеть поражение за поражением: был наголову разбит один из крупных военачальников - Хуан Яо, и сам главнокомандующий Ван Цзянь оказался в опасном положении. Тогда Ван Цзянь понял, что в открытом бою ему не справиться с таким противником, и решил действовать иными средствами.

При дворе его противника, чжаоского князя, находился некий Го Кай. Он был любимцем князя. Ван Цзянь знал, что он завидует успехам Ли Му, боится его влияния на правителя и ищет случая его устранить. Поэтому Ван вошел с ним в тайные сно-шения, поднес ему большую сумму денег и якобы дружески предупредил его, что Ли Му ждет только конца кампании, чтобы расправиться с ним. Так как это совпало с предположениями самого Го, тот, не задумываясь, отправился к князю и наговорил ему, будто Ли Му замышляет его убить, перейти на сторону Цинь и получить из рук циньского князя княжество Чжао. Чжаоский князь поверил своему фавориту, отозвал Ли Му из армии и казнил его. Вместо Ли Му во главе армии были поставлены два дру-гих, совершенно неспособных военачальника. Последствия устранения искусного полководца быстро сказались. И всего через три месяца армия Чжао была наголову разбита циньскими войсками.

Китайцы прекрасно освоили тончайшую игру интриг, замечательным образом научились просчитывать замыслы и ходы противника и использовать их себе на пользу. Вот пример весьма хитроумной операции такого рода.

Дело было во время войны между княжествами Цзинь и Шу (первая половина IV в. до н.э.). Войсками Шу командовал Ли Сюн. Во главе цзиньских войск стоял Ло Шан. Борьба велась без каких-либо результатов для обеих сторон. Тогда Ли Сюн решил прибегнуть к хитрости. Он знал, что Ло Шан непременно воспользуется любой возможностью, чтобы приобрести себе в лагере противника шпиона, и решил ему эту возможность предоставить. По его плану в качестве обратного шпиона должен был выступить преданный вассал Пу Тай. Однажды Ли Сюн при всех придворных обвинил Пу Тая в разных провинностях и приказал страже жестоко избить его. Затем окровавленного сановника за ноги выволокли из дворца и швырнули в ров. Спустя некоторое время Пу Тай, которому пришлось удалиться в глухую деревушку, тайно вступил в контакт с Ло Шаном, а затем и вовсе перебежал к нему вместе с самыми преданными своими друзьями, семьей и челядью.

Ло Шан поверил, что Пу Тай горит жаждой мести, ввел его в свое окружение и даже назначил помощником командующего армией. Под предлогом мести Ли Сюну Пу Тай разработал план разгрома армии Шу. По этому плану, сторонники Пу Тая были должны убить своего начальника и огнем подать сигнал о нападении войскам Ло Шана. Ло Шан согласился, и наконец в лагере Ли Сюна показался огонь. Тотчас же 100 отборных воинов Ло Шана, стоявших наготове, ринулись в атаку. Предполагалось, что в суматохе им без труда удастся проникнуть внутрь укрепления противника. Однако все они были убиты, а войска Ло Шана, двинувшиеся на штурм вражеского лагеря, попали в засаду и были разбиты. Сам Пу Тай в решающий момент битвы, вместе со своими соратниками убил Ло Шана, его сына-наследника и главнокомандующего, обезглавив цзиньское войско. После этого он приказал воинам не оказывать сопротивления Ли Сюну, и княжество Цзинь пало без боя.

Чаще всего в качестве шпионов выступали послы. Попав в стан врага, они имели возможность влиять на обстановку, подкупая чиновников и военачальников, натравливая их друг на друга.

Нередко послы играли роль "шпионов смерти". Их направляли к противнику для отвлечения его внимания притворными переговорами о мире или даже для заключения мира. И когда противник, поверив мирным заверениям, ослаблял бдительность и становился менее осторожным, против-ная сторона предпринимала решительную военную операцию. Тем самым замысел раскрывался, а посол, находившийся для прикрытия в стане против-ника, предавался смерти.

В китайских летописях описан случай, произошедший во время борьбы ханьского императора Гао-цзу (206-195 гг. до н. э.) с циским княжеством. Гао-цзу понимал, что ему будет нелегко одолеть противника обычным путем. Поэтому он решил притворно вступить с ним в мирные переговоры и с этой целью направил к нему послом искусного дипломата Ли Ши-цы. Тот так ловко повел дело, что циский князь не только согласился на мир, но и отвел свои войска с границ. Этого только и ждал Гао-цзу. Как только грани-цы лишились защиты, ханьский полководец Хань Синь вторгся в пределы Ци. Посол был казнен, но это не спасло циское княжество от разгрома.

От послов-шпионов не требовалось умения переодеваться, подкрадываться и физически устранять врага. Для них важнее было понимание человеческой психологии, взаимоотношений между людьми, умение точно оценить баланс сил во вражеском стане, военно-политическое положение. В основном это зависело от личных качеств человека, его таланта, а не от специальной подготовки. Возможно поэтому в Китае в древности и не сложилась цельная система подготовки лазутчика. Из-за чего китайские агенты очень часто "садились в лужу". Так, в III в. до н. э., во время борьбы, которую вели циньские войска против Чжао Шэ, они подослали в его лагерь шпиона, но тот ничего не мог разведать. Ничего не могли разузнать и шпионы царства Чу, посланные в лагерь Гао-цзу. Известно и немало других случаев некомпетентности китайских шпионов.

 

Однако именно китайцы, а точнее китаец по имени Сунь У (Сунь-цзы), сумели впервые в мировой истории создать единую теорию шпионажа. И не только...

Сунь-цзы создал единую концепцию военного искусства, глобальную по охвату и удивительную по глубине постижения закономерностей любого столкновения -будь то война, сражение или рукопашный поединок. Она оказала определяющее влияние на всю дальневосточную традицию военного искусства, послужив фундаментом, на котором в развились все остальные формы. Поэтому на военной доктрине Сунь У, изложенной в трактате "Сунь-цзы", следует остановиться особо.

 

Военная доктрина Сунь-цзы

С точки зрения Сунь-цзы, война есть борьба. В ближайшем смысле война - это единоборство двух армий. Однако, борьба на войне, как считает Сунь-цзы, не является чем-то резко отличным по своей природе от борьбы вообще: это такая же борьба, как и всякая другая. Поэтому китайский стратег ставит ее в один ряд с борьбой дипломатической, политической и всякой иной. Отличие только в одном: из всех видов борьбы "нет ничего труднее, чем борьба на войне".

Что же такое борьба по Сунь-цзы? "Это - борьба из-за выгоды. Получение выгоды и есть победа," - так воспринимает его учение коммента-тор Ван Чжэ.

Итак, борьба ведется ради выгоды. Сунь У считает, что победа нужна не сама по себе, она есть только средство для получения выгоды. Поня-тие выгоды приложимо к каждому частному проявлению борьбы: борьба за позицию есть борьба за овладение те-ми стратегическими выгодами, которые эта позиция представляет для занявшего ее; осада крепости есть борьба за те выгоды, которые при-обретаются взятием этой крепости, и т.д.

Понятию выгоды у Сунь У подчинены все стратегические расчеты. Выгода направляет всю тактику.

Но выгода не только цель, но и средство. Противник также сра-жается ради выгоды. А если так, то, управляяэтой целью, можно управлять и его действиями. Это значит, что цель для него нужно уметь превратить в средство для себя. Именно на этом Сунь У строит свое учение о заманивании, завлечении противника, о принуждении его к тем или иным желатель-ным действиям. Заставить его предпринять нужное действие можно, предоставив ему какую-либо временную, незначительную, а то и прямо призрачную вы-году. "Уметь заставить противника самого прийти - это значит зама-нить его выгодой".

Борьба на войне, как и всякая борьба, может привести к успеху или к неудаче. Успех для Сунь У состоит в получе-нии выгоды. Неуспех же есть опасность.

Война - это самый трудный вид борьбы, а значит и наименее выгодный и наиболее опасный. Почему наименее выгодный? Сунь-цзы наставляет: "Наилучшее - сохранить государство противника в целости, на втором месте -сокрушить это государство. Наилучшее - сохранить армию противника в целости, на втором месте - разбить ее".

 

Если война ведется ради выгоды, то выгоднее овладеть страной противника, не разорив ее, луч-ше подчинить себе армию противника, не уничтожая ее, а получив воз-можность распоряжаться ее живой силой и материальными ресурсами.

Но на войне неминуемо хотя бы частичное уничтожение того, чем стремятся овладеть. Поэтому война - наименее вы-годный способ приобретения выгод. "Сто раз сразиться и сто раз побе-дить - это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего - покорить чу-жую армию, не сражаясь".

Война - не только наименее выгодный путь к обретению выгод, но и наиболее опасный. В войне на карту ставится все. Об этом говорится в самом начале трактата: "Война - это великое дело для государства, это почва жизни и смер-ти, это путь существования и гибели". Поэтому прежде чем решиться на войну, необходимо испробовать все прочие средства. Какие же это средства? Сунь У отвечает, что, во-первых, надо разбить замыслы противника, т.е. искусной политикой разрушить план агрессивно настроенного соседа и соответствующи-ми мероприятиями в своей стране сделать осуществление его замыслов невозможным. "На следующем месте - разбить его союзы", т. е. добиться международной изоляции врага, когда он вряд ли может решиться на нападение. И только на третьем месте - "разбить его армию".

Сунь-цзы - сторонник блицкрига. Вся 11-я глава его трактата посвящена аргумен-тации этой доктрины. Сунь У отвергает длительную войну потому, что она невыгодна: "Никогда еще не бывало, чтобы война продолжа-лась долго и это было бы выгодно государству". Понять эту мысль несложно: затяжная война ведет к гибели многих людей, материальным потерям, финансовым затруднениям, упадку хозяйства и в итоге к разорению страны, бунту и крушению государства.

Как же предупредить такие опасности? Сунь У указывает на один способ, которым можно если не полностью устранить трудности войны, то, во всяком случае, зна-чительно облегчить их: надо переложить все тяготы войны на плечи противника. Для этого нужно перенести военные действия на его территорию. Однако таким путем проблему не решить. Решительное сред-ство - это вступить в войну подготовленным во всех отношениях и провести ее быстро. Ввиду этого в трактате много места отведено во-просам подготовки.

Сунь У различает две стороны подготовки: политическую и военную, внутри которых вычленяются подпункты. Прежде всего стратег говорит о внутриполитической подготовке. Он указывает, что воевать можно тогда, когда "мысли народа одинаковы с мыслями правителя, когда народ готов вместе с ним умереть, готов вместе с ним жить, когда он не знает ни страха, ни сомнений". В другом месте Сунь У дает более широкое толкование этого единства. Он подчеркивает необходимость единства всех слоев населения: "По-беждают там, где высшие и низшие имеют одни и те же желания".

К области военной подготовки Сунь У относит формирование армии, ее оснащение, хорошую организацию, надлежащим образом постав-ленное руководство и налаженное снабжение.

 

Из всего этого слагается полнота боевой подготовки. Сунь У в весьма энергичных выражениях требует этого: "Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не прийдет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сде-лаю его нападение на себя невозможным для него".

Очень большое значение Сунь-цзы придает полководцу: хороший полководец -"сокровище для государства". Он "есть властитель судеб народа,... хозяин безопасности государства".

В связи с этим Сунь У предъявляет к полководцу очень высокие требования. В первую очередь он тре-бует от него наличия 5 качеств: ума, беспристрастно-сти, гуманности, мужества, строгости. Уму придается первостепенное значение.

После того как проведена вся нужная подготовка, казалось бы можно начинать войну. Но Сунь-цзы считает, что начинать войну можно тогда, когда существует план, выработан-ный заранее, еще до сражения.

Этот план должен быть основан на том, что Сунь-цзы называет "расчетами". "Расчеты" - это предварительный учет обстанов-ки, соотношения сил и боевой подготовки.

Что же подлежит учету? Все что касается себя и противника, причем именно в сопоставлении. Только знание этого соотношения и мо-жет стать прочным основанием оперативного плана. Конкретно взвесить нужно следующее: "Кто из государей обладает Путем? (На языке Сунь-цзы это означает: у кого в стране достигнуто упомянутое выше единство.) У кого из полководцев есть таланты? (т.е. перечисленные выше качества.). Кто использовал Небо и Землю? (т.е. учел факто-ры времени и пространства). У кого выполняются правила и приказы? У кого войско сильнее? У кого офицеры и солдаты лучше обучены? У кого правильно награждают и наказывают?" Т.е. взвешиванию подлежат и материальные, и организационные, и моральные факторы войны.

Разумеется, что эти расчеты могут быть произведены лишь тогда, когда в распоряжении имеются соответствующие дан-ные, полное знание обеих сопоставляемых сторон. Знание самого себя естественно. Но требуется полное знание еще и противника. Эту мысль Сунь У выражает в своих знаменитых словах: "Если знаешь его и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение".

Но как получить это знание? Сунь У отвечает: "Знание положения противника можно получить только от людей". Т.е. от тайных агентов, шпионов. Подробнее мы поговорим об этом далее.

Сунь У исключительно высоко оценивает значение предварительного расчета. С его точки зрения, это вернейший залог победы. "Кто еще до сражения - побеждает предварительным расчетом, у того шансов много; кто еще до сражения не побеждает расчетом, у того шансов мало. У кого шансов много - побеждает; у кого шансов мало - не побеждает; тем более же тот, у кого шансов нет вовсе. Поэтому для меня - при виде этого одного - уже ясны победа и поражение".

 

Конечно, враг тоже будет стремиться собрать необходимую информацию. Поэтому Сунь У уделяет большое внимание сохранению военной тайны. "Передвигая войска, действуй соглас-но своим расчетам и планам и делай так, чтобы никто не мог проник-нуть в них". Замыслы полководца не должны быть известны не только противнику, но и собственной армии, даже подчиненным командирам. Более того. Сунь-цзы советует даже намеренно вводить в заблуждение не только противника, но и своих солдат. "Полководец должен сам быть всегда спокоен и этим непроницаем для других... Он должен уметь вводить в заблуждение глаза и уши своих офицеров и солдат и не допускать, чтобы они что-либо знали. Он должен менять свои замыслы и изменять свои планы и не допускать, чтобы другие о них догадывались. Он должен менять свое местопребывание, выбирать себе окружные пути и не допускать, чтобы другие могли что-нибудь сообразить".

По Сунь-цзы, победа в сражении - результат взаи-модействия двух сторон -своей и противника. Это результат соединения собственной непобедимости для противника с возможностью победить его. Собственная непобедимость - это результат доведенной до полноты обороны. Возможность победить противника сводится только к одному - к способности наступать. Настоящая оборона - это не признак слабости. Наоборот, она - признак силы. О нее разбиваются все усилия против-ника. Она есть непобедимость. Однако "когда обороняются, значит, есть в чем-то недостаток". "Тот, кто хорошо сражается, может сделать себя непобедимым, но не может заставить противника обязательно дать себя победить," - говорит стратег. Имен-но этого недостает обороняющемуся: возможности победить. Недостает ее потому, что возможность победы над противником заключена в нем самом. Поэтому "в древности тот, кто хорошо сражался, прежде всего делал себя непобедимым и в таком состоянии выжидал, когда можно будет победить противника". "Когда нападают, значит, есть все в избытке,"- кратко говорит Сунь-цзы.

Как же все-таки одерживают победу? "Тот, кто хоро-шо сражается, стоит на почве невозможности своего поражения и не упускает возможности поражения противника". "Наука верхов-ного полководца состоит в умении оценить противника, организовать победу". Что же подлежит наблюдению и оценке? "Полнота" и "пустота".

Под "полнотой" Сунь У подразу-мевает полноту боевой подготовки, способность к активным действи-ям, полную неуязвимость для противника. Под "пустотой" подразуме-вается несовершенство подготовки, слабая способность к действиям, уязвимость. Вместе с тем слово "полнота" Сунь-цзы прилагает и ко всякому частному случаю, называя так всякий сильный пункт; словом же "пустота" называет любой слабый, уязвимый пункт.

Именно за этой "пустотой" у противника, за его дефектами, недостатками, слабыми, уязвимыми сторонами и должен следить полководец. Поэтому особенно важно, чтобы он умел оцени-вать, так как лишь опытный глаз может открыть наличие уязвимого пункта.

В этом плане характерно название, которое прилагает Сунь У к шпионам -"цзяньчжэ" (по-японски, кандзя) где "чжэ" - "человек", а "цзянь" - "промежуток, интервал" - промежуток, или пустота, через которую шпион проникает во вражеский стан, а также та "дыра", которую шпион должен обнаружить у врага.

 

Полководец должен "пустоте" противника противопоставить свою "полноту", уязвимости противника - собственную неуязвимость, причем именно там, где обнаружилась уязвимость противника. Если у противника обнаружилось утомление, нужно противопоставить ему свежесть своих сил; если у него появился недостаток боеприпасов, нужно противопоставить полноту своего снабжения и т.д. Полководец, сумевший открыть уязвимый пункт противника и противопо-ставить ему свою собственную неуязвимость, уже тем самым победил. Сражение только оформляет уже достигнутую победу.

Используя понятия "полноты" и "пустоты", Сунь У уподоб-ляет удар уже победившей армии по армии, уже, в сущности, побежденной, удару "камнем по яйцу", "полным по пустому". Победа есть результат столкновения "полноты" у себя с "пустотой" у противника.

Однако, пустота и полнота взаимопреходящи. Японский комментатор Сорай пишет: "Полнота и пустота так меняются, так переходят друг в друга, что меж-ду ними нельзя просунуть даже тончайшего волоска. То, что до сих пор было полнотой, вдруг меняется и становится пустотой; то, что до сих пор было пустотой, вдруг меняется и становится полнотой. Как нет раз навсегда установленной полноты, так нет и раз навсегда установ-ленной пустоты".

Сунь У, как говорилось выше, устанавливает положения собственной непобедимости и возможности побе-дить. Первое положение Сунь-цзы связывает с понятием обороны, вто-рое - с понятием наступления.

При этом в каждом положении заключены и признак слабости и признак силы. Положение обороны - это положение силы, при нем противник не может победить. Но в то же время оно - признак слабости, поскольку и противника нельзя победить. Точно так же и с наступлением. Наступление - это такое состояние, когда я могу победить противника. Но возможность победить, при-сущая мне, реализуется не одним мной, но и противником, который дол-жен сделать возможным свое поражение. Поэтому в наступлении есть своя сила - возможность победы, и своя слабость - зависи-мость этой победы от состояния противника.

Но этим не исчерпывается диалектика этих двух явлений. Они сами по себе стоят в диалектическом отношении друг к другу, так как наступление и оборона -по сути дела одно и то же. Окончательную формулу внутреннего соотношения обороны и наступления дает комментатор "Сунь-цзы" Ли Вэй-гун: "Наступление есть механизм обо-роны, оборона - орудие наступления. Если наступать, не обороняясь, и не обороняться, наступая, это значит не только считать эти два дейст-вия разными вещами, но и видеть в них два различных действия по существу".

Таков закон изменений и превращений. Но Сунь У далек от мысли, что должно ограничиться только его наблюдением и констатацией. Он допускает вмешательство в процесс изменений и превращений. И более того - овладение им.

Прежде всего, по Сунь У, нужно познать "изменения". Однако это знание не должно быть пассивным. Оно должно иметь свою направленность, целеустремленность. Полководец должен познавать процесс изменений, что-бы обнаруживать в нем то, что ему может быть выгодно. И тогда это знание станет силой.

Вообще, процесс изменений и превра-щений для китайцев есть не что иное, как мировой процесс, содержание всего бытия. Поэтому тот, "кто умеет в зависимости от противника владеть изменениями и превращениями и одерживать победу, называется божеством".

Уже говорилось, что Сунь-цзы считал, что лучше одерживать победу, не воюя. Сунь-цзы указывает: "Можно, не притупляяоружия, иметь выгоду: это и есть правило стратегического нападения". Для этого нужно поставить противника в такое положение, при котором он увидел бы, что борьба бесполезна и что остается только одно - сдаться. Сунь У полагает, что в этом нет ничего невозможного, если полководец владеет стратегическим искусством, т.е. понимает в совершенстве процесс изменений и превращений на войне и умеет им распоряжаться. Стратегическое нападение состоит из умелого действия категорией, которую Сунь У называет "формой".

Форма - это общее состояние армии, ее потенциальная мощь. Она представляет собой производное от "полно-ты" и "пустоты", она зависит от соотношения сильных и слабых сторон. Поэтому оперирование формой есть, по сути дела, оперирование силь-ными и слабыми сторонами. Эта форма должна быть нераспознаваема для противника, чтобы от него были скрыты все мои потенции. "Поэтому предел в придании своему войску формы - это достигнуть того, чтобы этой формы не было," - говорит Сунь-цзы. "Ког-да формы нет, даже глубоко проникший лазутчик не сможет что либо подглядеть, даже мудрец не сможет о чем-либо судить". Сле-довательно, истинная форма должна быть от противника скрыта; ему должна быть видима только та форма, которую я хочу ему показать. И тогда эта демонстрируемая ему форма становится орудием в моих руках, орудием стратегического - в широком смысле этого слова - нападения.

Сунь У утверждает: "Если я покажу противнику какую-либо форму, а сам этой формы не буду иметь, я сохраню цельность, а противник разделится на части. Сохраняяцельность, я буду составлять единицу; разделившись на части, противник будет составлять десять. Тогда я своими десятью нападу на его единицу...". Смысл этого маневра понятен: будучи равным противнику по силам, можно добиться десятикратного превосходства над ним, заставив разделиться на десять частей; сделать же это можно, показав ему ложную форму, т.е. такое свое состояние, которое заставило бы его это разделение произвести. Сунь-цзы уверен в безошибочном действии этого маневра: "Когда тот, кто умеет заставить противника двигаться, показывает ему форму, противник обязательно идет за ним". Поэтому можно и нужно управлять действиями противника так, чтобы поставить его в положение неизбежной капитуляции. Для этого есть различные средства. "Когда противнику что-либо дают, он обязательно берет; выгодой заставляют его двигаться, а встречают его неожиданностью". Это значит, что орудие стратегического нападения - выгода и вред. Воздействовать выгодой значит воздействовать приманкой. Создание же угрозы - действие "вредом". "Уметь заставить противника самого прийти - это значит заманить его выгодой; уметь не дать противнику пройти - это значит сдержать его вредом".

Орудиями стратегической борьбы могут быть и такие действия, как наступление и оборона. Комбинируя наступление и оборону, нужно добиваться того, чтобы противник не знал, где он будет со мной сражаться: раз он этого не знает, значит он должен быть наготове во многих местах, а значит и распылить силы. И тогда перевес в силах обеспечит почти верную капитуляцию противника, и уж наверняка победу. Таким образом в руках искусного полководца полнота и пустота, выгода и вред, наступление и оборо-на могут служить орудием стратеги-ческого наступления.

Первое и основное правило стратегии Сунь У определяет так: "Тот, кто хорошо сражается, управляет против-ником и не дает ему управлять собой". Речь идет о сохранении в своих руках всей полноты инициативы. В этом правиле, в сущности, резюмируется вся стратегическая тео-рия Сунь-цзы. Все остальное - лишь развитие этого принципа. Управлять действиями противника - это значит, во-первых, управ-лять его движениями: заставлять идти туда, куда я хочу, и не давать идти туда, куда я не хочу; во-вторых, управлять его боевыми действиями: заставлять его принимать бой там и тогда, когда это мне выгодно, и не давать ему возможности вступать со мной в бой, когда это мне не выгодно.

Сохранить за собой всю полноту стра-тегической и тактической инициативы можно, во-первых, путем предупреждения противника во всех его действиях. Второй способ управления действиями противника - овладеть тем, что ему дорого: "Захвати первым то, что ему дорого. Если захватишь, он будет послушен тебе". Тогда им можно манипулировать как куклой. Близко к этому способу действий подходит прием "нападения на то, что противник не может не защищать". "Если я не хочу вступать в бой, пусть я только займу место и стану его оборонять, все равно противник не сможет вступить со мной в бой. Это потому, что я отвращаю его от того пути, куда он идет". Т.е. речь идет о стратегическом маневрировании, вынуждающем противника к тем или иным действиям. Хорошим средством управлять действиями противника Сунь-цзы считает действия, являющиеся для противника неожиданностью, вследствие чего он оказывается неподготовленным. Неожиданным действием можно вызвать полную растерянность противника. "У того, кто умеет нападать, противник не знает, где ему обороняться; у того, кто умеет обороняться, противник не знает, где ему нападать". Сунь У считает, что полководец, умеющий так действовать, является "властителем судеб противника".

Таков общий закон ведения войны. На него опираются общая тактика и частная тактика. В основе общей тактики лежит положение: война - это путь обмана. Сунь-цзы говорит о различных приемах военной хитрости: тактической маскировке, различных предосторожностях, использовании недостатков или ошибок противника, воздействии на него изнутри, воздействии на его психологию. При этом хитрости, или "обману", он придает такое значение, что считает возможным заявить: "В войне устанавливаются на обмане".

К области общей тактики относится и развиваемая Сунь-цзы теория "прямого и обходного путей". Особое значение Сунь У придает тому, что он называет "тактикой обходного пути". Для Сунь-цзы в обходном пути скрывается прямой; обходный путь не-редко ближе и вернее ведет к цели, чем прямой. Но "трудное в борьбе на войне - это превратить путь обходный в прямой, превратить бед-ствия в выгоду. Поэтому тот, кто, предпринимая движение по такому обходному пути, отвлекает противника выгодой и, выступив позже него, приходит раньше него, тот понимает тактику обходного движения". Сунь-цзы очень высоко ставит эту тактику:

 

"Кто заранее знает тактику прямого и обходного пути, тот побеждает. Это и есть закон борьбы на войне".

Главнейшим условием всех действий на войне Сунь-цзы считает быстроту. Быстрота сама по себе уже представляет мощь. Удар по против-нику, если он производится с быстротой, "подобной ветру", уже тем самым обладает сокрушительной силой.

Сунь-цзы особо указывает, что лучшим на войне является быстрое вторжение на территорию противника. Он рекомендует внимательно следить за всеми действиями противника и подстеречь удобный момент, когда тот приоткрывает себя. Умение подстерегать малейшую оплошность противни-ка при одновременной искусной маскировке собственных намере-ний Сунь-цзы рисует очень образно: "Сначала будь как невинная девушка - и противник откроет у себя дверь. Потом же будь как вы-рвавшийся заяц - и противник не успеет принять мер к защите".

Таково содержание общей тактики Сунь-цзы. Частная тактика со-стоит из правил о том, как вести бой в различных местно-стях в зависимости от их топографических и стратегических свойств, как действовать в различных случаях численного соотношения сил сторон и т.д. Сюда же относятся и правила тактической разведки.

Сунь-цзы говорит: "Действий в сражении всего только два - правиль-ный бой и маневр... Вообще в бою схватываются с противником правильным боем, побеждают же манев-ром". Таким образом, маневр является инструментом победы.

Однако для победы необходимо сочетание правильного боя и маневра: "То, что делает армию при встрече с противником непобедимой, - это правильный бой и маневр". При этом Сунь У подчеркивает, что непроницаемой стены между этими двумя при-емами боя нет. Наоборот, их соотношение такое же диалекти-ческое, как и всех прочих элементов стратегии и тактики. Правильный бой в известных условиях переходит в маневр, маневр - в правильный бой. "Действий в сражении всего только два..., но изменений в правильном бое и маневре всех и исчислить невозмож-но. Правильный бой и маневр взаимно порождают друг друга, и это подобно круговращению, у которого нет конца". Таким образом, и в этой области боя господствует закон изменений и превращений. И как всегда, секрет победы заключается в том, чтобы этими изменениями и превращениями овладеть.

Последнее, что осталось отметить в тактике Сунь-цзы, это его уче-ние об ударе. Он требует, чтобы удар был стремительным, рассчитан-ным, коротким, сокрушительным. Сунь-цзы считает, что удар наносит не что иное, как "мощь" армии, т.е. ее потенциальная сила, слагающаяся из ряда вышеописанных взаимодействующих элементов.

Такова в общих чертах военная доктрина Сунь-цзы. Как видим, она опирается на глубочайшее философское понимание борьбы вообще. Именно в этом кроется причина ее колоссального влияния на многие сферы жизни.

Учение Сунь-цзы оказало колоссальное влияние на японское искусство нин-дзюцу. Ведь что есть нин-дзюцу как не искусство познания "пустоты" и "полноты",

 

понимания изменений и превращений? В действительности, доктрина Сунь У предопределила стратагемную сущность нин-дзюцу, и об этом нужно сказать особо.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...