Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

для студентов II курса (семестр I)




 

№ 1. ТВОРЧЕСТВО В. А. ЖУКОВСКОГО (ЛИРИКА)

 

Вопросы:

Жанры, темы, мотивы и образы лирики В.А.Жуковского.

Своеобразие элегий: путь от “Сельского кладбища” и “Вечера” к “Славянке”.

Особенности романтизма В.А.Жуковского. Природа его лиризма

 

Литература:

Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. – М., 1975.

Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. – Л., 1970.

Поэтический строй русской лирики. – Л., 1973 (статья Р.В.Иезуитовой “Эолова арфа”, С.38-52).

Афанасьев В. Жуковский. – М., 1986.

Жуковский и русская литература. – Л., 1987.

Жуковский и русская литература конца XVIII–XIX века. – М., 1988.

Иезуитова Р.В. Жуковский и его время. – Л., 1989.

Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А.Жуковского. – Томск, 1985.

История русской литературы в 4-х томах. – Т.2. – Л., 1981.

 

 

№ 2. ТВОРЧЕСТВО В.А.ЖУКОВСКОГО (БАЛЛАДЫ)

 

Вопросы:

Поэтический мир баллад В.А.Жуковского.

“Эолова арфа” как выражение характерных черт поэзии В.А.Жуковского.

Место баллад в романтизме В.А.Жуковского. Своеобразие эстетики В.А.Жуковского.

 

Литература:

Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. – М., 1975.

Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. – Л., 1970.

Поэтический строй русской лирики. – Л., 1973 (статья Р.В.Иезуитовой “Эолова арфа”, С.38-52).

Афанасьев В. Жуковский. – М., 1986.

Жуковский и русская литература. – Л., 1987.

Жуковский и русская литература конца XVIII–XIX века. – М., 1988.

Иезуитова Р.В. Жуковский и его время. – Л., 1989.

Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А.Жуковского. – Томск, 1985.

История русской литературы в 4-х томах. – Т.2. – Л., 1981.

 

 

№ 3. ПОЭЗИЯ К.Н.БАТЮШКОВА

 

Вопросы:

Особенности романтизма К.Н.Батюшкова. Его литературная позиция.

Жанр элегии в поэзии К.Н.Батюшкова (“Мечта”, “Тень друга”, “На развалинах замка в Швеции” и др.)

Антологическая и эпикурейская лирика К.Н.Батюшкова (“Вакханка”, “Из греческой антологии”, “Подражания древним” и др.)

“Опыты в стихах и прозе”. Своеобразие поэтики Батюшкова.

 

Литература:

Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе. – М.: Наука, 1977 – сер. “Лит. памятники”. См. статью И.М.Семенко.

Батюшков К.Н. Сочинения в 2-х томах. – М., 1989.

Кошелев В.А. Константин Батюшков. Странствия и страсти. – М., 1987.

Фридман Н.В. Поэзия К.Н.Батюшкова. – М., 1971.

Фридман Н.В. Проза К.Н.Батюшкова. – М., 1976.

Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. – Л., 1970.

Поэтический строй русской лирики. – Л., 1973.

История русской литературы в 4-х томах. – Т.2. – Л., 1981.

 

№ 4. ПОЭЗИЯ А.В.КОЛЬЦОВА

 

Вопросы:

Поэзия и жизнь А.В.Кольцова.

Природа и человек в творчестве поэта. Лирический герой Кольцова.

Поэтика кольцовской лирики: музыкальность, размер, рифма, жанры (русские песни и думы).

Дума “Лес” и её место в русской литературе.

 

Литература:

Тонков В.А., Ласунский О.В. А.В.Кольцов// История русской литературы в 4-х томах – Т. 2 – Л., 1981 – С.393-409.

Кольцов А.В. Сочинения / Вступ. ст. и комм. В.П.Аникина – М., 1984 – 512 С.

Скатов Н.Н. Поэзия Алексея Кольцова – Л., 1977 – 196 С.

Поэтический строй русской лирики – Л., 1978 – С.135-146 (статья Н.Н.Скатова о стихотворении “Лес”)

Майков В.Н. Стихотворения Кольцова // Майков В.Н. Литературная критика – Л., 1985 – С.67-176.

Мережковский Д.С. Пушкин // Мережковский Д.С. В тихом омуте – М., 1991 – С. 211-212.

[Скатов Н.Н.] А.В.Кольцов // История русской литературы XIX века. 1800–1830-е годы / Под ред. В.Н.Аношкиной и С.М.Петрова – М., 1989 – С. 363-377 – (учебник).

Соколов А.Н. История русской литературы XIX века. Первая половина. Изд.5-е, испр. – М., 1985. – 566-576. – (учебник)

 

№ 5. ПОЭТЫ-ДЕКАБРИСТЫ

 

Вопросы:

Эстетические идеи декабристов.

Жанрово-стилевое многообразие декабристской поэзии (В.Ф.Раевский, В.К.Кюхельбекер, А.И.Одоевский, А.А.Бестужев-Марлинский, Ф.Н.Глинка, Г.С.Батеньков).

 

Литература:

Левкович Я.Л. Поэзия декабристов // История русской литературы в 4-х томах — Т. 2 — Л.: “ Наука”, 1981 — С.150-178.

Базанов В. Поэты-декабристы // Поэты-декабристы. Сборник стихотворений — М., 1967 — С.3-30.

“Их вечен с вольностью союз” / Литературная критика и публицистика декабристов — М., 1983 — 368 С.

Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова — М., 1988 — С.158-205.

Усок И.Е. Декабристская теория романтизма. Романтизм декабристской поэзии // История романтизма в русской литературе — М., 1979 — С.255-290.

Каменский З.А. Эстетические воззрения декабристов // История эстетической мысли в 6-ти томах — М., 1986 — Т. 3 — С.337-343.

Пульхритудова Е.М. Романтическое и просветительское в декабристской литературе 20-х годов XIX века // К истории русского романтизма — М., 1973 — С.39-72.

Невелев Г.А. “Истина сильнее царя...” (А.С.Пушкин в работе над историей декабристов) — М., 1985 — 204 С.

 

№ 6. БАСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И.А.КРЫЛОВА

 

Вопросы:

Фактическая картина басенного творчества И.А.Крылова: количество басен, их классификация, интенсивность басенного творчества в отдельные годы, проблема эволюции басен.

Место жанра басни в творческой эволюции И.А.Крылова.

Главные достижения Крылова-баснописца. Почему Крылова называли “дедушкой Крыловым”?

Особенности персонажа, манеры повествования, морали, языка и стиля басен И.А.Крылова.

 

Литература:

Степанов Н.Л. И.А.Крылов. Жизнь и творчество. – М., 1958. – С.126-132, 205-257, 320-326, 349-453.

И.А.Крылов в воспоминаниях современников. – М., 1982.

И.А.Крылов. Сочинения в 2-х томах. – М., 1984.

Виноградов В.В. Язык и стиль русских писателей от Карамзина до Гоголя. – М.: Наука, 1990. – С.148-182.

Жуковский В.А. О басне и баснях Крылова // Жуковский В.А. Эстетика и критика. – М.: Искусство, 1985. – С.181-196. (Или в любом другом издании сочинений Жуковского.)

Вяземский П.А. “На радость полувековую…” // Вяземский П.А. Стихотворения. – Л.: Сов. писатель, 1986. – С.262-264.

Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. – М., 1970. – С.216-221.

 

 

№ 7. ПОЭТЫ ПУШКИНСКОГО КРУГА. Д.ДАВЫДОВ.

 

Вопросы:

Понятие “поэты пушкинского круга” и его отличие от других определений (“пушкинская плеяда”, “пушкинская пора”, “пушкинское направление”).

Единство поэтов пушкинского круга (мотивы, настроения, жанры, тип лирического героя).

Поэтическая индивидуальность Д.Давыдова: тип сознания, лирический герой, стиль.

 

Литература:

Семенко И.М. Поэты пушкинского поры. – М., 1970. – С.95-220.

История русской литературы в 4-х томах.. Том 2. – Л., 1981. – С.324-342 (В.Э.Вацуро).

Рассадин Ст. Спутники. – М., 1983. – 312 с.

Давыдов Д. Сочинения / Подг. Вл. Орлов. – М., 1962. – 611 с.

 

 

№ 8. ПОЭТЫ ПУШКИНСКОГО КРУГА. Н.М.ЯЗЫКОВ

 

Вопросы:

Понятие “поэты пушкинского круга” и его отличие от других определений (“пушкинская плеяда”, “пушкинская пора”, “пушкинское направление”).

Единство поэтов пушкинского круга (мотивы, настроения, жанры, тип лирического героя).

Поэтическая индивидуальность Н.М.Языкова. Поэт-студент, пафос и ирония в стиле его поэзии.

 

Литература:

Семенко И.М. Поэты пушкинского поры. – М., 1970. – С.95-220.

История русской литературы в 4-х томах.. Том 2. – Л., 1981. – С.324-342 (В.Э.Вацуро).

Рассадин Ст. Спутники. – М., 1983. – 312 с.

Языков Н.М. Полное собрание стихотворений / Подг. К.К.Бухмейер. – М.;Л., 1964 – 706 с.

Сахаров В. Стихов гармония и сила // Сахаров В. Под сенью дружных муз. – М., 1984. – С.81-104.

Кожинов В. Стихи и поэзия. – М., 1980. – С.38-45.

 

 

№ 9. ПОЭТЫ ПУШКИНСКОГО КРУГА. П.А.ВЯЗЕМСКИЙ

 

Вопросы:

Понятие “поэты пушкинского круга” и его отличие от других определений (“пушкинская плеяда”, “пушкинская пора”, “пушкинское направление”).

Единство поэтов пушкинского круга (мотивы, настроения, жанры, тип лирического героя).

Поэтическая индивидуальность “декабриста без декабря” — П.А.Вяземского. Журнально-публицистическая стихия его поэзии.

 

Литература:

Семенко И.М. Поэты пушкинского поры. – М., 1970. – С.95-220.

История русской литературы в 4-х томах.. Том 2. – Л., 1981. – С.324-342 (В.Э.Вацуро).

Рассадин Ст. Спутники. – М., 1983. – 312 с.

Вяземский П.А. Стихотворения / Вст. ст. Л.Я.Гинзбург. – Л., 1986. – 544 с.

Вяземский П.А. Эстетика и литературная критика. – М., 1984. – 463 с.

Дерюгина Л.В. Эстетические взгляды П.А.Вяземского // Там же.

 

№ 10. ПОЭЗИЯ Е.А.БАРАТЫНСКОГО.

 

Вопросы:

Своеобразие литературной позиции Е.А.Баратынского. “Философский романтизм” Баратынского.

Лирика Баратынского.

Поэмы “Бал”, “Пиры”, стихотворная повесть “Эда”.

Поэтический сборник “Сумерки”.

 

Литература:

Баратынский Е.А. Полное собрание стихотворений. – Л., 1989. –Серия “Библиотека поэта”.

Баратынский Е.А. Стихотворения. Проза. Письма. – М., 1983. – 352 с.

Песков А.М. Баратынский. – М., 1990. – 384 с.

Фризман Л.Г. Творческий путь Е.А.Баратынского. – М., 1966.

Стеллиферовский П.А. Евгений Абрамович Баратынский. – М., 1988.

Тойбин И.М. Е.А.Баратынский // Баратынский Е.А. Полное собрание стихотворений. – Л., 1989. –Серия “Библиотека поэта”.

Альми И.Л. Сборник “Сумерки” Е.А.Баратынского как лирическое единство // Вопросы литературы: метод, стиль, поэтика. – Вып. 8. – Владимир, 1973.

Кожинов В. Стихи и поэзия. – М., 1980. – С.45-56.

Бочаров С.Г. “Обречен борьбе верховной…” (Лирический мир Баратынского) // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985. – С.69-123.

Вацуро В.Э. Е.А.Баратынский // История русской литературы. – Т. 2. – Л., 1981. – С.380-392.

Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. – М., 1970. – С.221-291.

 

№ 11. КОМЕДИЯ А.С.ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”

 

Вопросы:

Грибоедов и его комедия в оценках критики.

Литературная позиция А.С.Грибоедова. Место комедии “Горе от ума” в его творческой эволюции.

Поэтика комедии “Горе от ума”: система персонажей, символическая образность.

 

Литература:

Грибоедов А.С. Горе от ума / Изд. подг. Н.К.Пиксанов при участии А.Л. Гришунина. – М.: Наука, 1988. – 480 с. – сер. “Литературные памятники”.

А.С.Грибоедов в воспоминаниях современников. – М., 1980.

Белинский В.Г. “Горе от ума”… // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы. – М., 1986. – Том 1. – С.120-195.

Гончаров И.А. “Мильон терзаний” // И.А.Гончаров-критик. – М., 1981. – С.58-89.

Тынянов Ю.Н. Сюжет “Горя от ума” // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1969. – С.347-379.

Блок А.А. Размышления о скудости нашего репертуара // Юлок А.А. Собрание сочинений – Л., 1986. – Том 12. – С.117 (или по любому другому изданию).

Степанов Л.А. Драматургия А.С.Грибоедова // История русской драматургии XVII – первая половина XIX века. – Л., 1982. – С.296-326.

Фомичёв С.А. Драматургия начала XIX века. Творчество А.С.Грибоедова. Комедия “Горе от ума” // История русской литературы. – Л., 1981. – Том.2. – С.204-234.

 

№ 12. ЛИЦЕЙСКАЯ ЛИРИКА А.С.ПУШКИНА

 

Вопросы:

Лицей в жизни и в творчестве Пушкина (1811-1817).

Литературная позиция Пушкина-лицеиста.

Лицейские элегии Пушкина.

 

Литература:

Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. – Том 1. – Л., 1977.

Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. – М., 1985. – Статья 4. – С.193-220.

Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: биография писателя. – Л., 1983. – С.10-30.

Томашевский Б.В. Пушкин. – Том 1. – М., 1990. – С.8-116.

Фомичёв С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. – Л., 1986. – С.21-60.

Мейлах Б.С. Творчество Пушкина. Развитие художественной системы. – М., 1984. – С.18–22.

Григорьян К.Н. Пушкинская элегия. – Л., 1990. – С.90-121.

 

 

№ 13. ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА А.С.ПУШКИНА

 

Вопросы:

Пути формирования мировоззрения А.С.Пушкина в петербургский период творчества:

Пушкин и “Арзамас”;

Пушкин и декабристы;

Пушкин и Чаадаев.

Лирика петербургского периода (“К Чаадаеву”, “Краёв чужих неопытный любитель…”, “Вольность”, “Сказки (Noel)”, “Деревня”).

“Руслан и Людмила”: поэтика и проблематика.

 

Литература:

Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. – Том 1. – Л., 1977.

Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. – М., 1985. – Статья 4. – С.278-292.

Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: биография писателя. – Л., 1983. – С.31-51.

Томашевский Б.В. Пушкин. – Том 1. – М., 1990. – С.118-325.

Фомичёв С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. – Л., 1986. – С.21-60.

Мейлах Б.С. Творчество Пушкина. Развитие художественной системы. – М., 1984.

Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1969. – С.135-139.

 

№ 14. ЛИРИКА А.С.ПУШКИНА ПЕРИОДА ЮЖНОЙ ССЫЛКИ

 

Вопросы:

Жанры, темы, образы лирики Пушкина периода южной ссылки.

Своеобразие романтизма Пушкина в лирике периода южной ссылки.

 

Литература:

Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. – Том II. – Л., 1977. “Кинжал”, “Дочери Карагеоргии”, “Птичка”. “Мне вас не жаль, года весны моей…”, “Муза”, “К Овидию”, “Война”, “Наполен”, “Песнь о вещем Олеге”, “Демон”, “Свободы сеятель пустынный…”. Цикл крымских элегий.

Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. – М., 1985. – Статья 4. – С.278-292.

Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: биография писателя. – Л., 1983. – С. 52-110.

Томашевский Б.В. Пушкин. – Том 2. – М., 1990. – С.6-266.

Фомичёв С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. – Л., 1986. – С.64-89.

Мейлах Б.С. Творчество Пушкина. Развитие художественной системы. – М., 1984.

Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1969. – С.139-145.

Григорьян К.Н. Пушкинская элегия. – Л.: Наука, 1990. – С.122-142.

 

№ 15. “ЮЖНЫЕ” ПОЭМЫ ПУШКИНА

 

Вопросы:

Своеобразие романтизма Пушкина в творчестве периода южной ссылки.

Проблема героя и жанра романтической поэмы в южных поэмах Пушкина.

“Цыганы” как этап творческой эволюции Пушкина.

 

Литература:

Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. – Том II. – Л., 1977.

Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. – М., 1985. – Статья 4. – С.278-292.

Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: биография писателя. – Л., 1983. – С. 52-110.

Томашевский Б.В. Пушкин. – Том 2. – М., 1990. – С.6-266.

Фомичёв С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. – Л., 1986. – С.64-89.

Мейлах Б.С. Творчество Пушкина. Развитие художественной системы. – М., 1984.

Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1969. – С.139-145.

Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975. – С.74-112.

История романтизма в русской литературе. 1790-1825. – М.: Наука, 1979. – С.183-254.

 

№ 16. А.С.ПУШКИН В МИХАЙЛОВСКОМ. ТРАГЕДИЯ “БОРИС ГОДУНОВ”

 

Вопросы:

Михайловское как этап творческой эволюции Пушкина.

“Борис Годунов”: драматургическое новаторство Пушкина.

Вопросы историзма в творчестве Пушкина и проблема “личность и народ” в трагедии “Борис Годунов”.

 

Литература:

Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. – М., 1985. (любое издание)

Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: биография писателя. – Л., 1983. – С. 111–136.

Томашевский Б.В. Пушкин. – Том 2. – М., 1990. – С. 268-356.

Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1969. – С.145-153.

Фомичёв С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. – Л., 1986. – С.64-89.

Фомичёв С.А. Драматургия А.С.Пушкина // История русской драматургии. XVII – первая половина XIX века. – Л., 1982. – С.261-295.

Филиппова Н.Ф. “Борис Годунов” А.С.Пушкина. Книга для учителя. – М., 1984. – 95 с.

Винокур Г.О. Язык “Бориса Годунова” // Винокур Г.О. О языке художественной литературы. – М.,1991. – С.94-225.

 

№ 17. А.С.ПУШКИН В МИХАЙЛОВСКОМ. ЛИРИКА

И СТИХОТВОРНЫЕ ПОВЕСТИ.

 

Вопросы:

Михайловское как этап творческой эволюции Пушкина.

Стихотворные повести “Граф Нулин” и “Домик в Коломне” в творческой эволюции Пушкина.

Особенности пушкинской лирики периода “северной ссылки”.

 

Литература:

Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. – М., 1985. (любое издание)

Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: биография писателя. – Л., 1983. – С. 111–136.

Томашевский Б.В. Пушкин. – Том 2. – М., 1990. – С. 268-356.

Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1969. – С.145-153.

Фомичёв С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. – Л., 1986. – С.64-89.

Соколов А.Н. “Полтава” А.С.Пушкина и жанр романтической поэмы // Пушкин. Исследования и материалы. – М.;Л., 1962. – Т.4. – С.145-172.

 

№ 18. “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА” А.С.ПУШКИНА

 

Вопросы:

Проблематика и мир героев “Капитанской дочки”.

Жанровое своеобразие “Капитанской дочки”.

 

Литература:

Пушкин А.С. Капитанская дочка. Изд. 2-е, доп. – Л., 1985 – серия “Литературные памятники”.

Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. Комментарий. – Л., 1977.

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М., 1988. – С.107-123.

Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. – Л., 1987.

 

 

СЕМЕСТР II.

 

№ 1. ЛИРИКА М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

 

Вопросы:

Своеобразие романтизма М.Ю.Лермонтова.

Лирика Лермонтова: основные темы, мотивы, образы.

Герой лирики Лермонтова

 

Литература:

М.Ю.Лермонтов в русской критике. – Изд.2-е., доп. – М., 1955. – 300 с.

Мережковский Д.С. Лермонтов — поэт сверхчеловечества // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., 1991. – С.378-415.

Эйхенбаум Б.М. М.Ю.Лермонтов // Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. – Т.1. – Л., 1941. – С.V-LII (первой пагинации).

Ломинадзе С. Поэтический мир М.Ю.Лермонтова. – М., 1985. – 288 с.

Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975. – С.113-144.

Голованова Т.П. М.Ю.Лермонтов // История русской литературы в 4-хтомах. – Том 2. – Л., 1981. – С.410-472.

 

№ 2. ПОЭМЫ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

 

Вопросы:

Своеобразие романтизма М.Ю.Лермонтова.

Ранние поэмы Лермонтова.

“Песня про купца Калашникова…”: мир героев и поэтика.

“Демон”: художественное своеобразие и философское содержание.

Мцыри и Демон как выражение лермонтовской концепции человека.

 

Литература:

М.Ю.Лермонтов в русской критике. – Изд.2-е., доп. – М., 1955. – 300 с.

Мережковский Д.С. Лермонтов — поэт сверхчеловечества // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., 1991. – С.378-415.

Эйхенбаум Б.М. М.Ю.Лермонтов // Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. – Т.1. – Л., 1941. – С.V-LII (первой пагинации).

Ломинадзе С. Поэтический мир М.Ю.Лермонтова. – М., 1985. – 288 с.

Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975. – С.113-144.

Голованова Т.П. М.Ю.Лермонтов // История русской литературы в 4-х томах. – Том 2. – Л., 1981. – С.410-472.

Роднянская И.Б. Демон ускользающий //Вопросы литературы. – 1981. – № 5. – С.140-163.

 

 

№ 3. “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

 

Вопросы:

Своеобразие романтизма М.Ю.Лермонтова.

Общественно-философская проблематика романа.

Жанровое своеобразие романа.

 

Литература:

М.Ю.Лермонтов в русской критике. – Изд.2-е., доп. – М., 1955. – 300 с.

Мережковский Д.С. Лермонтов — поэт сверхчеловечества // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., 1991. – С.378-415.

Эйхенбаум Б.М. М.Ю.Лермонтов // Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. – Т.1. – Л., 1941. – С.V-LII (первой пагинации).

Ломинадзе С. Поэтический мир М.Ю.Лермонтова. – М., 1985. – 288 с.

Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975. – С.113-144.

Голованова Т.П. М.Ю.Лермонтов // История русской литературы в 4-х томах. – Том 2. – Л., 1981. – С.410-472.

Белинский В.Г. “Герой нашеговремени” // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. – Том 1. – М., 1986. – С.375-534.

Эйхенбаум Б.М. “Герой нашего времени” // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Л., 1986. – С.94-185.

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М., 1988. – С.206-234.

 

 

№ 4. ФАНТАСТИКА Н.В.ГОГОЛЯ

 

Вопросы:

Литературная репутация Гоголя.

Фантастика в цикле “Вечера на хуторе близ Диканьки”.

Эволюция фантастики Гоголя. От “Вия” к повестям “Нос”, “Шинель”, “Портрет”.

Место Гоголя в истории русской литературы XIX века.

 

Литература:

Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. Том I. – М., 1986. – С.44-100. [Телескоп - 1842]

Белинский В.Г. Письмо к Гоголю // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. Том II. – М., 1986. – С.410-418. [Полярная звезда - 1842]

Розанов В.В. О Гоголе. Пушкин и Гоголь (1891). Как произошёл тип Акакия Акакиевича (1894) // Розанов В.В. Мысли о литературе. – М., 1989. – С.158-176.

Мережковский Д.С. Гоголь и чёрт. Исследование // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., 1991. – С.213-309.

Эйхенбаум Б.М. Как сделана “Шинель” Гоголя // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. – Л., 1986. – С.45-63.

Белый А. Мастерство Гоголя. – М.; Л., 1934.

Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. – М., 1984. – 653 с.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1988. – 413 с.

Турбин В. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. – М., 1978.

Маркович В. Петербургские повести Н.В.Гоголя. – Л., 1989. – 208 С.

Гоголь: история и современность. – М., 1985. – 496 с.

Купреянова Е.Н. Н.В.Гоголь // История русской литературы в 4-х томах. Том 2. – Л., 1981. – С.530-579.

Фридлендер Г.М. Гоголь: истоки и свершения // Русская литература. – 1994. – № 2. – С.3-26; 1995. – № 2. – С.3-31.

 

 

№ 5. “ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ” Н.В.ГОГОЛЯ

 

Вопросы:

Литературная репутация Гоголя.

Место повести “Нос” в цикле.

Проблема искусства в цикле. “Портрет” как эстетический манифест Гоголя.

Повесть “Нос” и формы фантастического в “Петербургских повестях”.

Проблема “маленького человека” в повестях Гоголя. Принципы изображения героя в “Записках сумасшедшего” и “Шинели”.

Место Гоголя в истории русской литературы XIX века.

 

Литература:

Григорьев А.А. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина // Григорьев А.А. Сочинения в 2-х томах. Том 2. – М., 1990. – С.48-90. [Русское слово –1859]

Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. Том I. – М., 1986. – С.44-100. [Телескоп - 1842]

Белинский В.Г. Письмо к Гоголю // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. Том II. – М., 1986. – С.410-418. [Полярная звезда - 1842]

Розанов В.В. О Гоголе. Пушкин и Гоголь (1891). Как произошёл тип Акакия Акакиевича (1894) // Розанов В.В. Мысли о литературе. – М., 1989. – С.158-176.

Мережковский Д.С. Гоголь и чёрт. Исследование // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., 1991. – С.213-309.

Эйхенбаум Б.М. Как сделана “Шинель” Гоголя // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. – Л., 1986. – С.45-63.

Виноградов В.В. Язык Гоголя // Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. – М., 1990. – С.271-330.

Белый А. Мастерство Гоголя. – М.; Л., 1934.

Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. – М., 1984. – 653 с.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1988. – 413 с.

Бочаров С.Г. Загадка “Носа” и тайна лица // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985. – С.124-160.

Бочаров С.Г. Переход от Гоголя к Достоевскому // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985. – С.161-209.

Турбин В. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. – М., 1978.

Маркович В. Петербургские повести Н.В.Гоголя. – Л., 1989. – 208 С.

Гоголь: история и современность. – М., 1985. – 496 с.

Купреянова Е.Н. Н.В.Гоголь // История русской литературы в 4-х томах. Том 2. – Л., 1981. – С.530-579.

Фридлендер Г.М. Гоголь: истоки и свершения // Русская литература. – 1994. – № 2. – С.3-26; 1995. – № 2. – С.3-31.

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988. – С.235-348.

Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М., 1978.

 

 

№ 6. “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Н.В.ГОГОЛЯ

 

Вопросы:

Литературная репутация Гоголя.

Какой замысел Гоголю передал Пушкин. Место “Повести о капитане Копейкине” в поэме. Проблема второго тома “Мёртвых душ”.

Жанровое своеобразие поэмы Гоголя. Особенности сюжета и композиции.

Нравственно-философская проблематика поэмы. Образ губернского города.

“Мёртвые души” и “Выбранные места из переписки с друзьями”.

Место Гоголя в истории русской литературы XIX века.

 

Литература:

Аксаков К.С. Несколько слов о поэме Гоголя “Похождения Чичикова, или Мёртвые души” // Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века. – М., 1982. – С.42-53. [1842]

Шевырёв С.П. Похождения Чичикова, или Мёртвые души. Поэма Н.Гоголя. Статья вторая // Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века. – М., 1982. – С.54-80. [Москвитянин – 1842]

Григорьев А.А. Гоголь и его последняя книга // Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века. – М., 1982. – С.106-125. [Московский городской листок – 1847]

Григорьев А.А. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина // Григорьев А.А. Сочинения в 2-х томах. Том 2. – М., 1990. – С.48-90. [Русское слово –1859]

Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. Том I. – М., 1986. – С.44-100. [Телескоп - 1842]

Белинский В.Г. Похождения Чичикова, или Мёртвые души // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. Том II. – М., 1986. – С.9-23. [Отечественные записки - 1842]

Белинский В.Г. Несколько слов о поэме Гоголя “Похождения Чичикова, или Мёртвые души” // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. Том II. – М., 1986. – С.24-30. [Отечественные записки - 1842]

Белинский В.Г. Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя “Мёртвые души” // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. Том II. – М., 1986. – С.31-56. [Отечественные записки - 1842]

Белинский В.Г. Письмо к Гоголю // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. Том II. – М., 1986. – С.410-418. [Полярная звезда - 1842]

Майков В.Н. Выбранные места из переписки с друзьями Николая Гоголя // Майков В.Н. Литературная критика. – М., 1985. – С.297-299 [Отечественные записки – 1847]

Мережковский Д.С. Гоголь и чёрт. Исследование // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., 1991. – С.213-309.

Белый А. Мастерство Гоголя. – М.; Л., 1934.

Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. – М., 1984. – 653 с.

Манн Ю.В. В поисках живой души. “Мёртвые души”: писатель – критика – читатель. – М., 1984. – 415 с.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1988. – 413 с.

Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Н.В.Гоголя “Мёртвые души”: Литературный комментарий. – М., 1964.

Турбин В. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. – М., 1978.

Гоголь: история и современность. – М., 1985. – 496 с.

Купреянова Е.Н. Н.В.Гоголь // История русской литературы в 4-х томах. Том 2. – Л., 1981. – С.530-579.

Фридлендер Г.М. Гоголь: истоки и свершения // Русская литература. – 1994. – № 2. – С.3-26; 1995. – № 2. – С.3-31.

Машинский С.И. “Мёртвые души” Н.В.Гоголя. – М., 1966.

№ 7. “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” И “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” В ОЦЕНКЕ В.Г.БЕЛИНСКОГО.

Задание:

 

Законспектируйте статьи В.Г.Белинского “Сочинения Александра Пушкина” (статьи 8 и 9) и “Герой нашего времени”. Соч. М. Лермонтова”.

 

Письменно ответьте на вопросы:

Что определяет методику анализа Белинского в каждой из этих статей? Каковы основные проблемы статей?

Как решаются и ставятся проблемы историзма, народности в статьях о романе “Евгений Онегин”?

Почему Белинский называет роман “актом сознания для русского общества”? Как в свете этой оценки рассматриваются характеры героев?

Какой смысл критик вкладывает в определение романа как “энциклопедии русской жизни”?

Какие социальные, нравственные и философские проблемы времени связывает Белинский с образом Печорина? (Выпишите все аргументы критика в защиту героя).

В чём смысл сравнения Онегина и Печорина в статье?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...