Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сентябрь. Варианты усложнения. Октябрь. В гости к детям приходит Незнайка. Он приносит с собой и пока­зывает ребятам свою любимую игрушку.




Сентябрь

Тема 1. Расскажи о любимых предметах

Задачи. Закреплять умение детей находить предметы рукот­ворного мира в окружающей обстановке; формировать умение описывать предмет, называя его название, детали, функции, ма­териал.

Материал. Алгоритм: символы природного или рукотворного ми­ра, формы, размера, частей, функции и т. д.

Методика проведения

В гости к детям приходит Незнайка. Он приносит с собой и пока­зывает ребятам свою любимую игрушку.

Педагог спрашивает у Незнайки, что это за игрушка, какая она, что у нее есть, для чего она нужна, из чего сделана и кто ее сделал. Незнайка рассказывает о своей игрушке.

Затем Незнайка спрашивает у детей, какие у них любимые пред­меты. Педагог предлагает ребятам найти в группе любимые предме­ты, принести их Незнайке и рассказать о них.

Воспитатель показывает детям подсказку (алгоритм) для описа­ния предмета и описывает свой предмет, например: «Это — игру­шечная машина, у нее есть кабина, кузов, четыре колеса; на ней можно перевозить груз; машина сделана из дерева, относится к ру­котворному миру».

Дети по очереди описывают свои любимые предметы.

Игровое задание считается выполненным, если все предметы опи­саны правильно.

Варианты усложнения

1. Предложить детям выбирать для описания предметы определен­
ной группы: игрушки, посуда, мебель, одежда.

2. Ребенок рассказывает о своем любимом предмете, не называя
его, а остальные дети отгадывают.


Тема 2. Моя семья

Задачи. Ввести понятие «семья». Дать детям первоначальные пред­ставления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одно­временно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа — дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к са­мым близким людям — членам семьи.

Материал. Матрешка с шестью матрешками-вкладышами, мяч, кор­зиночка, 3 комплекта картинок (бабушка, дедушка, мама, папа, сест­ра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки), 3 листа белой бумаги форма­та A3, текст стихотворения С. Маршака «Матрешки», фотографии членов семей детей и педагога, по одной общей семейной фотографии детей и педагога, планшет (наборное полотно) для размещения фотографий.

Предварительная работа. Разучивание пальчиковых игр «Кто жи­вет в семье», «Как у деда Ермолая». Рассказывание и чтение сказок «Три медведя», «Коза с козлятами», «Три поросенка»; стихотворения А. Барто «Две сестры глядят на брата». Альбом «Как я провел лето». Игры: сюжетно-ролевая игра «Семья»; дидактические игры «Накроем стол для чаепития», «Папино, мамино хозяйство», «Поможем маме». Беседа о том, как нужно называть родителей, бабушку, дедушку.

Методика проведения

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку, а отгадку найти в группе, на полке с игрушками.

В этой куколке-девице Прячутся сестрицы. Каждая сестрица — Для меньшей темница. (Матрешка)

Хвалит ребят за правильную отгадку, берет в руки матрешку. Спра­шивает, хотят ли дети познакомиться с гостьей Матрешкой.

Воспитатель от имени Матрешки знакомится с ребятами: «Меня зо­вут бабушка Матрена. Я кукла деревянная, круглолицая, румяная. В раз­ноцветном сарафане, с кружевным платком в кармане. Пришла я в гос­ти не одна. Со мной мой муж — дед Антон, две мои дочки Маша и Даша и мои внуки: Маришка, Иришка и Тимошка — чуть больше орешка».

Педагог интересуется, где же перечисленные родственники бабуш­ки Матрены. Предлагает ребятам поискать их.

Дети ищут и находят матрешки-вкладыши в большой матрешке. Все матрешки выставляются на столе.


Педагог. Ребята, можно ли сказать, что все матрешки — это од­на большая, дружная семья? Почему? (Рассуждения детей. ) Бабушка Матрена очень любит играть в разные игры со своими внучатами, а раньше играла с дочками, когда они были маленькие. Она хочет по­играть с ними и с вами.

Проводится дидактическая игра-рассуждение «Кто ушел? Кто пришел? »

Воспитатель называет действия и манипулирует игрушками, дети называют имена матрешек.

Педагог. Ушла бабушка... (Матрена. ) Пришла ее старшая дочь... (Маша. ) Ушла старшая дочь, прибежали две ее дочки... (Маришка и Иришка. ) Убежали девочки, пришел дед... (Антон. ) К деду Антону при­шла другая дочь... (Даша. ) Пришел и маленький Дашин сынишка... (Тимошка. ) Дед... (Антон), дочь... (Даша) и маленький внучок... (Ти­мошка) ушли, и снова пришла бабушка Матрена.

Бабушка Матрена. А какие семьи у вас, ребята? Кто есть в семье у Оли (Вовы, Олеси, Ксюши, Маши)? Предлагаю вам попробовать составить портрет своей семьи из картинок.

Проводится игра «Составь портрет своей семьи».

В игре принимают участие трое детей. На ковре лежат листы бе­лой бумаги формата A3 и три комплекта картинок (бабушка, дедуш­ка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки). Воспи­татель предлагает каждому ребенку составить из картинок портрет его семьи. Игра повторяется 2—3 раза.

Бабушка Матрена хвалит детей и говорит, что семья — самое до­рогое, что есть у человека. Все члены семьи любят друг друга, забо­тятся друг о друге.

Педагог (обращаясь к Матрене). Знаешь, Матренушка, нашим ре­бятам нравится рассматривать фотографии своей семьи. Давайте рас­скажем истории про наши семьи. Первую семейную историю расска­жу я. (Ставит фотографию на мольберт. ) На этой фотографии моя семья изображена летом на даче. Мы всей семьей любим выращивать овощи, купаться в реке, загорать, отдыхать, ловить рыбу. На этой фотографии мои самые близкие родственники: мой муж и наши дети — сын и дочь.

Далее желающие дети рассказывают по фотографии о своей семье. Все фотографии бабушка Матрена выставляет на мольберт, хвалит ре­бят за интересные рассказы о семье и обращает внимание на то, что на всех фотографиях члены семьи улыбаются, находятся близко друг к другу — им хорошо вместе.

Затем воспитатель показывает детям индивидуальные фотографии членов их семей и задает вопросы:


— Кто Ваня для своей мамы? (Ваня для мамы сын. )

— Чьи дети Ваня и Таня? (Дети мамы и папы. )

— Чьи они внуки? (Внуки бабушки и дедушки. )

— Чья это мама? (Мама Тани, дочки, девочки. )

— Чья это бабушка? (Бабушка Тани и Вани. )

— Кто сестра Вани? (Таня, девочка. )

Бабушка Матрена говорит, что очень любит своих ласковых вну­чат, и спрашивает, умеют ли ребята быть ласковыми.

Проводится игра с мячом «Назови ласково».

Дети встают в круг. В центре круга стоит воспитатель с мячом. Он бросает мяч ребенку и называет любого члена семьи, например: «Ма­ма» (папа, сестра, брат, бабушка, дедушка). Ребенок, поймавший мяч, должен назвать маму ласково (мамочка, мамуля, мамулечка, матушка).

Далее воспитатель обращает внимание ребят на корзиночку, кото­рую принесла с собой бабушка Матрена: «Кому на ладошку бабушка Матрена поставит корзиночку, тот должен положить в нее добрые де­ла, которые делает дома вся семья».

Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, ставит на ладони ребен­ка корзиночку, а тот называет добрые дела всей семьи (готовить вкус­ную еду, ходить в магазин, ухаживать за больным дедушкой, мыть посу­ду, стирать белье, пылесосить, гулять с собакой, трудиться на даче и т. д. ).

Матрена благодарит ребят за полную корзиночку добрых дел, ко­торые они назвали.

Воспитатель благодарит бабушку Матрену, детей и делает вывод: «У всех вас есть мамы, папы, бабушки, дедушки, у кого-то есть брат, сестра. Это — семья. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботят­ся друг о друге. Семья очень нужна каждому человеку. Семья может быть большая и маленькая. Главное — чтобы члены семьи любили друг друга, были внимательны и заботливы по отношению друг к другу».

В заключение бабушка Матрена приглашает свою большую семью и всех детей пить чай с пирогом.

Октябрь

Тема 3. Петрушка идет трудиться

Вариант 1

Задачи. Учить детей группировать предметы по назначению; вос­питывать желание помогать взрослым.


Материал. Картинки с изображением предметов, необходимых для игр и для труда на огороде, на кухне, в квартире; три макета: огород, кухня, комната.

Методика проведения

Воспитатель показывает детям письмо от Петрушки и читает его. В письме Петрушка сообщает, что гостит у бабушки. Он играет, ри­сует, гуляет, а еще помогает бабушке. Сегодня она дала ему три зада­ния: посадить на огороде морковь и полить цветы; сварить суп; на­вести порядок в комнате (убрать игрушки, вытереть пыль, пропылесосить). Но Петрушка запутался в орудиях труда, необходимых для выполнения заданий, и просит ребят помочь ему.

Воспитатель показывает детям макеты огорода, кухни и комнаты и объясняет задание: нужно взять одну картинку, посмотреть на нее внимательно, назвать предмет, рассказать, как им пользуются и для какого труда он нужен, а потом положить картинку к соответствую­щему макету. Например, пылесос используют для чистки ковра, его нужно включать и пылесосить, поэтому картинку с изображением пы­лесоса нужно положить к макету комнаты.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что среди картинок с орудиями труда есть картинки с игрушками. Их нужно отобрать и сложить в коробку. Задание считается выполненным, если все кар­тинки разложены правильно.

В конце игры педагог предлагает детям рассказать в письме Пе­трушке, какие предметы ему понадобятся для выполнения заданий бабушки.

Вариант 2

Задачи. Развивать умение группировать предметы по назначению; совершенствовать координацию и точность движений.

Материал. Картинки с изображением орудий труда (грабли, лопа­та, лейка) или игрушечные грабли, лопата, лейка; цветочный горшок; кукла Петрушка; ширма.

Методика проведения

В гости к детям приходит Петрушка и приносит картинки с изо­бражением орудий труда (грабли, лопата, лейка) или игрушечные граб­ли, лопату, лейку и цветочный горшок.

Педагог. Ребята, посмотрите и назовите, что принес Петруш­ка? (Грабли, лопату, лейку, цветочный горшок. ) Как вы думаете, за-


чем все это Петрушке? (Петрушка будет трудиться. ) Грабли отно­сятся к природному или рукотворному миру? (К рукотворному. ) А лопата? (К рукотворному. ) А земля? (К природному. ) А лейка? (К рукотворному. ) Давайте посадим какое-нибудь растение и Пет­рушку научим делать это. Сначала нужно полить землю, затем вы­рыть ямку, посадить растение, присыпать землей и еще раз полить. А теперь скажите, какими орудиями труда мы пользовались и для чего каждый предмет предназначен. (Лейка, чтобы поливать; лопа­та, чтобы копать; грабли, чтобы рыхлить; земля, чтобы в ней все росло; солнышко, чтобы все согревало. ) Теперь нарисуйте предметы, необходимые для труда, а мы с Петрушкой посмотрим, кто лучше нарисует.

Дети приступают к рисованию.

Вариант 3

Задачи. Формировать умение детей классифицировать предметы по назначению; закреплять названия профессий; воспитывать ин­терес к работе садовника, повара, врача, столяра, портного.

Материал. Картинки с изображением Петрушки в виде садовни­ка, повара, врача, столяра, портного. Предметные картинки (орудия труда и несколько лишних предметов).

Методика проведения

Педагог. Вы уже знаете, ребята, что наш друг Петрушка уехал к себе домой в сказочную страну, а сегодня прислал письмо. Вот что он пишет: «Здравствуйте, ребята! Пишу вам издалека. Мне здесь очень нравится. Я узнал много интересного о людях разных профес­сий и даже захотел работать вместе с ними. Так как я не скоро приеду к вам, посылаю картинки, на которых художник нарисовал меня за работой. А вы, ребята, угадайте, кем я хочу работать».

Как вы думаете, кем работает Петрушка? (Показывает картинку. ) Правильно, здесь он — врач. А здесь кто? (Повар. ) Кем изображен Петрушка на этой картинке? (Он садовник. ) Как вы догадались? (Он сажает цветы. ) На этой картинке Петрушка — портной, он шьет одежду для детей и взрослых. В руках у него сантиметр, с помощью которого можно узнать, сколько нужно ткани на брюки или юбку. Кто изображен на этой картинке? (Столяр. )

Петрушка просит вас помочь ему выбрать предметы, необходимые ему для работы. Я буду показывать картинки, а вы будете отгадывать, нужен Петрушке этот предмет для работы или нет.


Если ребенок правильно называет предмет, воспитатель отдает ему картинку. Выигрывает тот, у кого будет больше картинок. Игра рас­считана на пять игроков.

Возможен вариант усложнения игры: дети, которые уже знакомы с игрой, могут играть самостоятельно по 1—2 человека.

Тема 4. Мои друзья

Задачи. Формировать понятия «друг», «дружба». Воспитывать до­брожелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к до­брым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять забо­ту и внимание друг к другу.

Методика проведения

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Л. Квит­ко и сказать о ком оно.

Об этих ребятах

Не зря говорят:

«Они друг за дружку

Горою стоят».

Их двое, а кажется —

Топает взвод,

Когда подготовка

К сраженью идет.

Жуков изучают,

Сидят у реки

И очень охотно

Едят пирожки.

Один завздыхает —

Вздохнет и другой.

Один зачихает —

Чихнет и другой.

Они не дерутся

Почти никогда,

Ведь драка — не спорт,

Борьба — это да.

Где первый,

Там, стало быть, будет второй!

Стоят друг за дружку

Ребята горой!

Дети. Это стихотворение о друзьях.

Воспитатель уточняет: «Кто такой друг? Что значит дружить? »


 


Педагог подводит детей к выводу: настоящие друзья те, кто забо­тятся о своем друге или друзьях, помогают им во всем.

Затем воспитатель предлагает детям поиграть в игру, которая по­может проверить дружбу. Приглашает двух ребят — друзей.

Проводится подвижная игра «Перейди через болото».

На полу отделяется «болото» (участок длиной 3—4 метра). Педагог дает детям две дощечки.

Педагог. Кто быстрее перейдет болото, не замочив ноги? Но не забывайте, что вы друзья, а болото очень коварное.

Дети «переходят болото» по дощечкам, помогая друг другу в случае необходимости.

Педагог. Молодцы! Счастлив тот, кто имеет друга. Интересно, а у всех есть друзья? Давайте проверим.

Проводится дидактическая игра «Назови друзей».

Воспитатель достает карточки лото с изображением сказочных ге­роев, предлагает детям объединить карточки в группы и назвать ска­зочных героев — друзей:

— Чебурашка, крокодил Гена;

— Карабас-Барабас, Дуремар;

— Буратино, Мальвина, Пьеро, Арлекино;

— Кощей, Баба Яга, Леший, Змей Горыныч;

— Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.

Педагог. Хорошо! А почему у каждого героя свои друзья? Что их объединяет? (Высказывания детей. ) Правильно — общие интересы, цели, увлечения. Кто из вас хочет рассказать нам о своем друге (не называя его по имени), о ваших увлечениях, совместных играх? А мы отгадаем, кто это. Например: «Я дружу с мальчиком из нашей груп­пы. Он очень любит строить песочные города. И я всегда помогаю ему. Кто это? »

Дети (4—5 ребят) по желанию рассказывают по очереди о своих друзьях.

Педагог. Какие же вы молодцы! Всем хорошо, вы улыбаетесь, а знаете почему? Потому что мы говорили о друзьях. О друзьях говорить приятно и радостно. Кого можно назвать друзьями? (Высказывания де­тей. ) У кого из вас есть друзья — поднимите руку. Кто хотел бы сде­лать для других приятный сюрприз? Я предлагаю вам смастерить из бу­маги, пластилина подарок для своего друга или подружки, а затем подарить свою поделку дорогому вам человеку. Наше занятие подходит к концу. Но дружба остается с нами навсегда. Берегите дружбу, дорожите друж­бой — будьте настоящими друзьями друг другу.


Ноябрь

Тема 5. Петрушка идет рисовать

Задачи. Продолжать учить детей группировать предметы по назна­чению; развивать любознательность.

Материал. Большая картинка «Клоун рисует»; маленькие картин­ки с изображением инструментов и материалов для рисования.

Методика проведения

К детям в гости приходит Петрушка, достает из папки большую картинку «Клоун рисует» и просит ребят рассказать, что на ней изо­бражено.

Затем Петрушка показывает маленькие картинки и просит детей помочь ему подобрать инструменты и материалы для рисования. Де­ти отбирают картинки с инструментами и материалами для рисова­ния, называют предметы, рассказывают, как их используют и для че­го они нужны. Картинки с изображением предметов, не соответствующих заданию, дети откладывают в сторону.

Для того чтобы Петрушка мог правильно использовать инструмен­ты и материалы для рисования, воспитатель предлагает детям разло­жить картинки на три группы:

1) инструменты для рисования красками;

2) инструменты для рисования карандашами;

3) инструменты для рисования мелками.

Дети объясняют, почему отнесли предметы к данной группе. Иг­ровое задание считается выполненным, если ребята правильно клас­сифицировали предметы.

Затем воспитатель организует игру «Найди пару» с целью закреп­ления умения определять назначение и функции предметов. В игре используются картинки с изображением предметов, выполняющих одинаковые и разные функции.

Педагог. Ребята, вчера вечером мне принесли посылку и пись­мо. Хотите узнать, что в нем написано? Письмо пришло от ребят из другого детского сада. Они предлагают нам поиграть в игру «Найди пару» и описывают ее. А что в посылке? Здесь конверты с картинками. В каждом конверте четыре картинки, на которых изображены предметы. Все предметы выполняют какие-то функ­ции. Что значит «предмет выполняет какую-то функцию»? (Ответы детей. )


С помощью воспитателя дети объясняют, что делают с помощью данного предмета, как его используют.

Затем дети называют предметы, изображенные на картинках, и рассказывают об их функциях.

Воспитатель раздает ребятам по одной картинке.

Педагог. Послушайте задание: за первый стол сядут ребята, у ко­торых картинки с предметами для переноски тяжестей, за второй стол сядут дети, у которых картинки с предметами для рисования, за тре­тий стол сядут ребята, у которых картинки с предметами для освеще­ния комнаты. Теперь поднимите картинки, на которых нарисованы пред­меты, помогающие учиться, а затем картинки с изображением предметов, помогающих трудиться. Молодцы! Хорошо справились с заданием.

Тема 6.

Детский сад наш так хорош — лучше сада не найдешь

Задачи. Уточнить знания детей о детском саде. (Большое краси­вое здание, в котором много уютных групп, есть два зала (музы­кальный и физкультурный), просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывается помощь детям. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге. ) Расширять знания о людях разных профессий, работающих в дет­ском саду.

Материал. Фотографии: общий вид детского сада, групповых по­мещений, музыкального и спортивного залов, кухни, медицинского кабинета; фотографии детей, занимающихся разными видами деятель­ности; фотографии работников детского сада. Лист ватмана, клей, фломастеры, цветная бумага.

Методика проведения

Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они свой детский сад; нравится ли им играть, заниматься, трудиться; много ли у них в детском саду друзей. Предлагает ребятам сделать фотомонтаж о детском садике на общем стенде. Обращает их внимание на фотографии, просит найти среди них фотографию здания детского сада.

Вместе с детьми размещает фотографию здания детского сада на ли­сте ватмана и приклеивает ее.

Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы и уточняет, что каждый ответ представлен на фотографии. Обращает внимание на то,


что после каждого ответа они должны найти нужную фотографию и приклеить ее на общем стенде.

По ходу беседы с детьми все фотографии педагог приклеивает на лист ватмана.

Вопросы к детям:

— Чего в детском саду много? (Групп, детей, взрослых, игрушек и т. д. )

— Много групп — это хорошо или плохо?

— Какая наша группа? (Большая, светлая, красивая, уютная и т. д. )

— Что делают ребята в группе? (Играют с игрушками, читают кни­
ги, ухаживают за цветами, занимаются и т. д. )

— Какие помещения, кроме групповых комнат, хорошо вам зна­
комы? (Музыкальный и спортивный залы, кухня, медицинский каби­
нет и т. д. )

— Люди каких профессий работают в детском саду? (Воспитате­
ли, повара, медицинская сестра, заведующий, музыкальный руководитель,
плотник, сторож и т. д. )

— Какую работу выполняет воспитатель? Помощник воспитателя?
Повар? Работник прачки? И так далее.

— Что вы можете рассказать о воспитателях, поваре, медицинском
работнике, помощнике воспитателя? Какие они?

Воспитатель обобщает ответы детей и подводит их к выводу о том, что детский сад большой, красивый, его посещают много детей; в дет­ском саду работают люди разных профессий, их труд значим и важен.

В процессе беседы лист ватмана с фотографиями оформляют цвет­ной бумагой.

Декабрь

Тема 7. Петрушка — физкультурник

Вариант 1

Задачи. Совершенствовать умение группировать предметы по на­значению. Уточнить знания детей о видах спорта и спортивного обо­рудования. Развивать наблюдательность.

Материал. Картинки с изображением предметов, удовлетворяющих потребности в труде, рисовании, игре, спорте; спортивный инвентарь (мяч, скакалка, обруч, теннисная ракетка, лента, гантели, палочка, мешочек); набор картинок с видами спорта; два обруча; картинки «Зи­ма» и «Лето»; алгоритм описания предметов.


Методика проведения

Петрушка приходит в гости к ребятам и приносит картинки с изо­бражением предметов, удовлетворяющих потребности в труде, рисо­вании, игре, спорте. Петрушка сообщает, что все эти предметы нуж­ны для занятий спортом.

Воспитатель предлагает детям проверить это утверждение: отло­жить в сторону все лишние предметы. Дети откладывают лишние кар­тинки.

Петрушка просит детей показать ему настоящий спортивный ин­вентарь.

Дети приносят инвентарь, имеющийся в группе. Воспитатель пред­лагает алгоритм для описания предметов. Каждый ребенок называет свой предмет, описывает его, рассказывает о его назначении и при­менении.

Воспитатель спрашивает у детей, что объединяет эти предметы, кто их создал, какие качества они развивают у человека. Предлагает вспомнить разные виды спорта и рассказать Петрушке, какие виды спорта относятся к летним, а какие к зимним.

На полу лежат два обруча с картинками «Зима» и «Лето». Дети бе­рут картинки с разными видами спорта и относят их к соответству­ющим обручам.

Игровое задание считается выполненным, если дети правильно сгруп­пировали все предметы и картинки с изображением предметов.

Вариант 2

Задачи. Побуждать детей группировать предметы по назначе­нию. Закреплять умение различать предметы природного и рукот­ворного мира; определять функцию предмета по схематичному изо­бражению.

Материал. Спортивная форма, спортивное оборудование, скакал­ка, мячи, обручи; картинки со схематичным изображением человечка, выполняющего физкультурные упражнения.

Методика проведения

Дети в спортивной форме вместе с воспитателем входят в спор­тивный зал и садятся на стульчики. Следом появляется Петрушка.

Петрушка. Ух, успел! Здравствуйте, ребята! А почему вы так необычно одеты? Зачем вам одинаковые шорты и майки? (Чтобы заниматься спортом. ) Разве нельзя заниматься в обычной одежде? Мне и так удобно. Смотрите! (Прыгает через скакалку и падает. )


Действительно, в такой одежде нельзя заниматься спортом. Что мне делать?

Педагог. Мы можем тебе помочь, Петрушка. (Дает Петрушке спортивную форму, которую тот надевает. ) Как вы думаете, ребята, что нужно для занятий спортом кроме спортивной формы? (Мячи, об­ручи, гимнастические скамейки, лестницы и т. д. )

Петрушка выходит на середину зала и пытается отбивать обруч об пол, как мяч.

Педагог. Что ты делаешь, Петрушка? Ребята, какие действия мож­но производить с обручем? (Прокатывать, катать, пролезать через него, крутить. )

Дети помогают Петрушке выполнить упражнения с обручем. Пе­трушка пытается те же действия выполнить с мячом.

Педагог. Ребята, почему у Петрушки ничего не получается? Ка­кие упражнения можно выполнять с мячом? (Отбивать, бросать, пе­рекидывать, прокатывать. )

Дети вместе с Петрушкой выполняют эти действия.

Петрушка. Спасибо, ребята! Теперь я понял, что каждый пред­мет имеет свое назначение, свой способ использования.

Педагог. Петрушка, а еще ребята знают игру «Веселые человеч­ки». Правила в ней такие: нужно выполнить задание, которое выпол­няет человечек на картинке. Давайте поиграем.

Воспитатель раздает детям картинки со схематичным изображени­ем физкультурных упражнений, которые нужно выполнить.

Педагог. Что изображено на ваших картинках? Как вы думаете, не ошибаются ли человечки, выполняя свои упражнения?

Дети делятся на две команды и вместе с Петрушкой выполняют упражнения.

Петрушка. Молодцы, ребята! Все правильно выполнили. А те­перь давайте поиграем в игру «Угадай-ка». Я называю предмет, а вы поднимаете картинку, которая покажет, к какому миру он принадле­жит: к природному или рукотворному.

Дети играют в игру, предложенную Петрушкой. Задание считается выполненным, если они правильно определят принадлежность всех предметов.

Петрушка. Вы очень умные и сообразительные ребята. Много нового и интересного мне рассказали. Давайте поиграем еще в одну игру. Я буду начинать предложение, а вы — заканчивать его.

Спортом удобнее заниматься в... (Спортивной форме. )

Крутить вокруг себя можно... (Обруч. )


Гимнастическая лестница нужна для... (Лазанья. ) Молодцы! Теперь я пойду и расскажу все, что я узнал, своим друзьям, а вы растите ловкими и сильными.

Дети прощаются с Петрушкой и уходят в группу.

Вариант 3

Задачи. Побуждать детей группировать предметы по назначению. Материал. Спортивный инвентарь: теннисная ракетка, теннисный мяч, клюшка, шайба, футбольный мяч и др.

Методика проведения

На занятие приходит Петрушка в спортивном костюме и прино­сит спортивный инвентарь (теннисная ракетка, теннисный мяч, клюш­ка, шайба, футбольный мяч и др. ).

Педагог. Посмотрите на Петрушку, ребята. На нем необычная одежда. Какая? (Спортивная. ) А что Петрушка принес с собой? (Спор­тивный инвентарь. ) Сейчас я буду называть спортивную игру, а вы с Петрушкой — подбирать спортивный инвентарь, необходимый для этой игры.

Воспитатель называет футбол, хоккей, теннис и другие спортив­ные игры, а дети подбирают соответствующий инвентарь.

Тема 8. Целевая прогулка «Что такое улица»

Задачи. Формировать элементарные представления об улице; об­ращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тро­туар, проезжую часть. Закреплять знания о названии улицы, на ко­торой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут. Объяснить, как важно каждому ребенку знать свой адрес.

Материал. Флажки, схемы-символы: «Магазин», «Почта», «Аптека».

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций и фотогра­фий на тему «Улица города». Чтение стихотворения С. Маршака «На­ша улица».

Методика проведения

Воспитатель сообщает детям, что сегодня им предстоит необык­новенная прогулка: «Ребята, сегодня мы пойдем на улицу, которая на­зывается... »


Дети собираются, выходят на улицу. Воспитатель обращает их вн мание на красоту большой, красивой улицы.

Педагог. Посмотрите, какая красивая улица, как много домов нашей улице. Все они разные: одноэтажные, пятиэтажные и мног этажные. В этих домах живут люди. (Показывает жилые дома. ) Ч кроме жилых домов есть на нашей улице? (Магазины, киоски, depeei кусты, автостоянка, автобусная остановка и т. д. ) Есть здесь здани в которых люди работают? (Показывает на аптеку. ) Да, это здание аптека. Как вы об этом узнали? (Ответы детей. ) Здесь можно купи лекарства для больного.

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Куда мы идем? ».

Вставляет в снег на некотором расстоянии друг от друга схем! символы: «Магазин», «Почта», «Аптека» и говорит: «Мы взяли cyi ки, пакеты и пошли в магазин. (Дети выполняют действия и идут схеме «Магазин». ) Молодцы. Теперь мы собрали бабушке посыл* купили угощения и пошли на почту. (Дети выполняют действия идут к схеме «Почта». ) Пришли домой, а дома заболел дедушка, н; до сходить в аптеку». (Дети выполняют действия и идут к схеме «Ал тека». )

Педагог. Ребята, для чего нужна улица? (Чтобы дома стояли, ль ди гуляли, машины ездили. ) На какие две части можно разделить ул! цу? (Часть, где стоят дома и ходят люди, и часть, где ездят машх ны. ) Да, верно! Машины движутся по проезжей части улицы, которг называется дорога или шоссе.

Воспитатель предлагает детям пройти в безопасное место, чуть бл! же к проезжей части.

Педагог. Что вы можете сказать о проезжей части? Какая ош Большая или маленькая, узкая или широкая, тихая или шумна* (Большая, шумят машины, широкая. ) Верно, наша дорога длинна; широкая. Машины движутся по одной и по другой стороне дорс ги. А что нарисовано на дороге? (Это белая полоса. ) Для чего он нужна, может кто-то из вас знает? (Чтобы машины не наезжали др} на друга, чтобы не было аварий. ) Конечно, ребята! Чтобы не был столкновения транспорта, проезжую часть обязательно делят бело сплошной линией. Предлагаю вернуться на прежнее место. (Воз вращаются к зданиям и встают на тротуаре. ) Ребята, теперь вы зна ете, как называется часть улицы, где ездит транспорт. А как назы вается часть улицы, где ходят пешеходы и мы сейчас с вами стоим (Дорожка, асфальт, тротуар. ) Правильно, это тротуар. Давайте вме сте еще раз произнесем сложное слово «тротуар». Все пешеход]


должны соблюдать правила. Обратите внимание на то, что люди, как и машины, идут по одной стороне тротуара и по другой, что­бы не мешать друг другу. Давайте встанем парами и пойдем обрат­но в детский сад.

Воспитатель интересуется, знают ли дети, на какой улице находит­ся их детский сад, на каких улицах они живут. Если дети не знают, то педагог называет адрес детского сада.

Объясняет, что знать название улицы, номер дома, квартиры надо обязательно. Предлагает каждому ребенку спросить у родителей свой домашний адрес и запомнить его.

Педагог. А сейчас я расскажу вам о правилах для пешеходов.

— По улице надо идти спокойным шагом.

— Идти следует только по тротуару, по правой стороне.

— Проезжую часть дороги надо переходить только в определен­
ных местах, по переходам.

— На дороге нельзя играть, кататься на санках, коньках, велоси­
педе.

Когда вы станете постарше, то узнаете о других правилах и за­конах улицы. Может случиться так, что вы потерялись и не знаете, куда идти. Но назовите свой адрес, и взрослые помогут вам попасть домой.

Январь

Тема 9. Узнай все о себе, воздушный шарик

Задачи. Познакомить детей с качествами и свойствами резины. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования.

Материал. Воздушные шары (два надутых, один сдутый), резино­вые перчатки, резинка для волос.

Методика проведения

В гости к детям прилетает воздушный шарик. Он хочет, чтобы ре­бята рассказали о нем, так как сам о себе он ничего не знает.

Воспитатель предлагает детям помочь шарику узнать, из како­го материала он сделан. Дети объясняют, что шарик — резиновый. С помощью различных действий они выясняют, что резина мяг­кая, гладкая. Затем ребята показывают, каким шарик может быть


маленьким — сдувают воздух. Шарик возмущается, просит снова надуть его.

Воспитатель надувает шарик снова.

Далее педагог помогает детям выяснить, что резина эластичная -она растягивается.

Дети говорят шарику, что его называют воздушным, так как у не­го внутри воздух.

Шарик предлагает ребятам помыть его в воде. Дети моют ша рик, выясняют, что резина стала сверху мокрой. Сравнивают рези­ну с бумагой, тканью (бумага намокает, рвется; ткань намокает, но не рвется). Вытирают шарик, и он снова становится сухим. Смот­рят внутрь шарика, выясняют, попала ли туда вода (оказывается, не попала).

Воспитатель подводит детей к пониманию того, что резина не про­пускает воду, то есть она водонепроницаемая. Называет предметы, не пропускающие воду, которые человек сделал из резины: например, ре­зиновые сапоги носят в дождливую погоду, резиновые перчатки на­девают на руки, когда моют посуду, и руки остаются сухими и чис­тыми. Дети вместе с воспитателем проводят опыт с резиновыми перчатками: надевают их на руки и опускают руки в воду, затем сни­мают перчатки — руки остались сухими.

Шарик предлагает детям назвать его друзей, которые тоже сдела­ны из резины. Дети перечисляют резиновые предметы.

Шарик прощается с ребятами и «улетает».

Тема 10. Замечательный врач

Задачи. Дать детям представления о значимости труда врача и медсестры, их заботливом отношении к детям, людям. Отметить, что результат труда достигается с помощью отношения к труду (де­ловые и личностные качества). Показать, что продукты труда вра­ча и медсестры отражают их чувства, личностные качества, инте­ресы.

Материал. Кукла, медицинское оборудование, фотографии семей врача и медсестры.

Методика проведения

Воспитатель интересуется у ребят, что случилось с куклой Алисой, не заболела ли она.


Высказывает предположение, что вчера на прогулке она промочи­ла ноги. Зима холодная, сапожки недостаточно теплые, да и носочки забыли надеть. Видимо, кукла застудила ноги, у нее заболели горло и голова, начался насморк. Что же теперь делать?

Дети предлагают вылечить куклу, по просьбе воспитателя выска­зывают свои предположения о способах лечения: напоить чаем с ме­дом, попарить ноги, поставить горчичники, дать лекарство.

Воспитатель подчеркивает, что ни она, ни ребята не знают, какое лекарство необходимо дать Алисе, да и горчичников у них нет.

Педагог. Как же быть? К кому обратиться за помощью? (Надо вызвать врача и медсестру. )

Предлагает ребятам отнести Алису в медицинский кабинет.

В кабинете их встречают врач Валентина Михайловна и медицин­ская сестра Раиса Александровна. Дети здороваются и сообщают, что случилась беда — заболела кукла Алиса. Она застудила ноги и теперь кашляет, у нее насморк. Дети просят Валентину Михайловну помочь им вылечить куклу.

Врач соглашается, внимательно и заботливо осматривает куклу, слушает ее, сопровождая свои действия подробным рассказом. Ва­лентина Михайловна приходит к выводу, что Алиса действительно заболела. Но это не беда. Она предлагает «напоить» больную насто­ем из лекарственных трав и уложить в теплую постель. Предлагает медсестре выполнить назначения и кроме того дать детям витами­ны, чтобы они не болели. Врач рассказывает, что витамины укреп­ляют здоровье, и интересуется у ребят, что еще надо делать для ук­репления здоровья. (Заниматься физкультурой, делать зарядку, закаляться и т. д. )

Воспитатель благодарит врача и медсестру за чуткое сердце, за за­ботливое отношение, за умения и знания, за доброту и интересуется, что они делают дома после работы. Валентина Михайловна сообща­ет, что она заботится о своей маме: она старенькая, и без заботы близ­ких людей ей тяжело. Валентине Михайловне приходят на помощь ее взрослая дочь (она медсестра) и внучка. Раиса Александровна расска­зывает о своей семье, о внуке и внучке, о любимой даче, показыва­ет детям фотографии.

Педагог. Ребята, расскажите о медсестре и враче.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...