Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура диссертационного исследования предопределена предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы.




II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы, излагаются цели, задачи, предмет исследования, определяются его методологическая и теоретическая основы, формулируются научная новизна, основные положения, выносимые на защиту и практическое значение результатов исследования.

Глава 1. «Понятие права некоммерческих организаций» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Теоретико-правовые основы выделения права некоммерческих организаций в структуре российского права» отмечается, что право некоммерческих организаций есть совокупность норм права, определяющих место некоммерческих организаций в обществе, их правовое положение, порядок их организации и деятельности. Своеобразие названных организаций, взаимная связанность разных подвергающихся правовому регулированию сторон их деятельности ведет к определенному обособлению законодательства о некоммерческих организациях в структуре российского законодательства и соответствующего нормативного массива в структуре российского права. Данный нормативный массив мы и именуем правом некоммерческих организаций. Анализ общих теоретических представлений о системно-структурных характеристиках права показал, что указанный массив обладает признаками комплексного межотраслевого института. При этом мы исходим из понимания института права как структурного подразделения системы права, представляющего собой совокупность однородных правовых норм, являющихся либо не являющихся элементом конкретной отрасли права, связанных между собой единством предмета и метода регулирования, содержащих основополагающие политико-правовые конструкции (принципы, понятия, др.).

Комплексные институты являются одной из форм взаимодействия разных отраслей права и способны при определенных условиях перерастать в новые комплексные отрасли права. Это справедливо и для права некоммерческих организаций. В нем объединяются нормы самых разных отраслей права, связанные с деятельностью некоммерческих организаций. Право некоммерческих организаций способно со временем дорасти до уровня самостоятельной комплексной отрасли права, но это пока только перспектива развития законодательства о некоммерческих организациях и закрепляемого в нем правового материала.

Во втором параграфе «Право некоммерческих организаций как комплексный (межотраслевой) институт российского права» с опорой на материал первого параграфа отмечается,чтоправо некоммерческих организаций в качестве правового института вписывается в комплексную структуру права, а законодательство о некоммерческих организациях – в комплексную структуру законодательства.

Отраслевые нормы, нацеленные на регулирование деятельности некоммерческих организаций, объединяются вокруг конституционных норм, которые обеспечивают (должны обеспечивать) их общее согласованное, непротиворечивое воздействие на различные аспекты правового статуса некоммерческих организаций. Нормы Конституции Российской Федерации, иных актов конституционного законодательства определяют исходные цели, задачи, принципы деятельности некоммерческих организаций, базовые понятия права некоммерческих организаций, устанавливают основные права, обязанности граждан, реализуемые посредством некоммерческих организаций, порождают формы взаимодействия граждан с органами публичной власти, служат критерием оценки соответствия отраслевых норм о некоммерческих организациях Конституции Российской Федерации.

Итак, право некоммерческих организаций выступает по преимуществу как конституционно-правовой институт, в котором нормы самых разных отраслей права конкретизируют содержание конституционно-правовых предписаний. В то же время посвященные некоммерческим организациям отраслевые нормы остаются в системном единстве с иными нормами своих отраслей права.

Главным предметом закрепления со стороны права некоммерческих организаций в комплексной структуре права является правовое положение (статус) некоммерческих организаций (их отдельных видов). Выделение законодательства о некоммерческих организациях и права некоммерческих организаций имеет, по нашему мнению, статусную подоснову. При этом в связке таких предметов регулирования, как «статус некоммерческих организаций» и «отношения некоммерческих организаций» первичным является все-таки статус. Хотя бы потому, что нормы, закрепляющие права и обязанности некоммерческих организаций (статусные нормы), во многом определяют и отношения некоммерческих организаций с их внутренними и внешними субъектами, оставляя для организационных норм лишь дополнительные и вспомогательные участки правового регулирования.

Наряду с иными элементами обособления отдельных отраслей, институтов, теми же целями, принципами, право некоммерческих организаций как комплексный межотраслевой институт выделяют в первую очередь два особых инструмента: юридическая конструкция некоммерческой организации, включающая, в частности, определения некоммерческой организации и отдельных видов некоммерческих организаций; конституционное правограждан на объединение в некоммерческие организации.

Теоретико-правовая модель права некоммерческих организаций включает его понимание в объективном и в субъективном смысле. Право некоммерческих организаций в объективном смысле можно охарактеризовать как систему юридических норм, содержащихся в законодательстве о некоммерческих организациях. Право некоммерческих организаций в субъективном смысле есть конкретные возможности, права притязания лиц, объединяющихся в некоммерческие организации и самих некоммерческих организаций, задаваемые законодательством о некоммерческих организациях. Субъективное право некоммерческих организаций – это гарантированная законом мера возможного (дозволенного, разрешенного) поведения граждан, некоммерческих объединений в рамках указанной системы (человек – некоммерческое объединение - государство), очерчивающая юридические рамки свободы людей.

Существует мнение, согласно которому доминирующим способом регулирования в сфере деятельности некоммерческих организаций является императивное (односторонне властное) регулирование. С этим нельзя не согласиться. Законодатель императивно закрепляет определение некоммерческих организаций, порядок их создания, общие принципы деятельности, задавая необходимую меру, с одной стороны, единства правового поля деятельности некоммерческих организаций, с другой стороны, самостоятельности отдельных видов некоммерческих организаций. В то же время в правовом регулировании деятельности некоммерческих организаций присутствует и диспозитивное начало. Оно используется в первую очередь при закреплении статуса отдельных видов некоммерческих организаций. Однако точнее говорить в этом случае об использовании рамочного регулирования. Его суть в том, что императивным образом очерчиваются пределы усмотрения, в том числе нормативного, какого-либо субъекта.[3] В этих пределах названный субъект сам избирает линию собственного поведения. Рамочное регулирование в значительной мере используется в части конституционно-правового опосредования деятельности некоммерческих организаций.

Каждая некоммерческая организация - это, прежде всего, субъект права, реализующий свою правоспособность в различных сферах общественной жизни и в формах, не противоречащих Конституции РФ и законодательству. В связи с этим, очевидно, что институт права некоммерческих организаций вбирает в свое содержание не только конституционное право на объединение, но и целый ряд иных конституционных прав и свобод (право на свободную экономическую деятельность, свобода совести, свобода вероисповедания, свобода труда, свобода научно-технического творчества, др.). По организационно-правовым формам можно выделитьтри укрупненные группы некоммерческих организаций как субъектов анализируемого нами института: 1) общественные объединения (общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности); 2) некоммерческие организации, прямо указанные в законе, но не относящиеся к общественным объединениям (фонды, некоммерческие партнерства, учреждения, автономная некоммерческая организация и государственная корпорация); 3) некоммерческие организации, действующие на основе специального законодательства.

В литературе существуют разные трактовки объекта правоотношения. Однако в ходе длительной дискуссии сложились в основном две концепции - монистическая и плюралистическая. Применительно к объекту регулирования такого института, как право некоммерческих организаций можно сказать, что плюралистическая концепция в полной мере отражает многогранный спектр объектов, регулируемых нормами данного института.

Таким образом, право некоммерческих организаций представляет собой комплексный межотраслевой институт российского права, объединяющий нормы конституционного права и значительного числа иных его отраслей, нацеленный на закрепление правового положения некоммерческих организаций в разных сферах общественной жизни, регулирование взаимоотношений названных организаций с иными социальными субъектами. В числе системообразующих элементов указанного института выступают такие конституционно-правовые средства, как конструкция некоммерческой организации, право граждан на объединение, цели, принципы деятельности некоммерческих организаций.

Учитывая разнородность отношений, регулируемых правом некоммерческих организаций, представляется, при построении структуры данного комплексного института целесообразным использовать «блочную» систему – деление правовых норм на ряд больших групп (групп нормативных предписаний). Построение структуры Федерального закона «О некоммерческих организациях», обобщение практики применения законодательства о некоммерческих организациях позволяют выделять в праве некоммерческих организаций в наиболее общем виде следующие основные блоки. 1-й блок – общая часть права некоммерческих организаций. В него входят нормы, содержащие исходные начала права некоммерческих организаций, единые требования ко всем видам некоммерческих организаций. 2-й блок включает нормы, закрепляющие особенности положения отдельныхвидов некоммерческих организаций. Сюда входят нормы, в том числе содержащиеся в отдельных правовых актах, например в федеральных законах «Об общественных объединениях», «О политических партиях». 3-й блок объединяет нормыо порядке с оздания, реорганизации, ликвидации некоммерческих организаций, требованиях, предъявляемых к учредителям, учредительным документам, т.д. 4-й блок объединяет нормы о д еятельности, управлении некоммерческими организациями. В нем концентрируются основные правила деятельности некоммерческих организаций в РФ, определены критерии предпринимательской деятельности для некоммерческой организации, порядок формирования их имущества, способы и порядок принятия решений их органами управления. 5-й блок содержит нормы о взаимоотношениях некоммерческих организаций и органов государственной власти. Его нормы регулируют отношения по различным направлениям взаимодействия некоммерческих организаций и органов государственной власти, органов местного самоуправления (экономическая поддержка, отношения по социальному партнерству, контроль со стороны уполномоченных государственных органов, меры ответственности за нарушение некоммерческими организациями законодательства и др.).

Законодательство о некоммерческих организациях является внешней формой выражения права некоммерческих организаций как комплексного межотраслевого института статусного профиля. Данному аспекту исследования посвящен третий параграф «Законодательство о некоммерческих организациях». Указанное законодательствовключает все акты, в которых в той или иной мере решаются вопросы деятельности некоммерческих организаций, закрепляется правовой статус отдельных видов некоммерческих организаций, правовой режим отношений с участием некоммерческих организаций. Законодательство о некоммерческих организациях включает ряд групп нормативных правовых актов. Во-первых, это акты, определяющие правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации различных видов некоммерческих организаций. К таким актам следует отнести, например, федеральные законы «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «Об автономных учреждениях», др. Во-вторых, это акты, посвященные отдельным видам деятельности некоммерческих организаций и соответствующим особенностям последних. К таким актам можно отнести федеральные законы «О благотворительности и благотворительных организациях», «Об образовании», «О свободе совести и о религиозных объединениях», т.п. В-третьих, это акты, определяющие порядок и особенности финансирования деятельности некоммерческих организаций. К ним относятся федеральные законы «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», ряд др.

Следует отметить, что при наличии единого специализированного законодательного центра, распространяющего свое действие на все виды некоммерческих организаций (ФЗ «О некоммерческих организациях»), законодательство о некоммерческих организациях отличает наличие целого ряда крупных федеральных законов, регулирующих деятельность отдельных видов некоммерческих организаций, которые лишь формально находятся в иерархической «зависимости» от базового закона. Более того, в современном законодательстве о некоммерческих организациях существует такое же формальное «подпадание второго уровня». Например, федеральный закон «О политических партиях» по отношению к партиям «главнее», чем Федеральный закон «Об общественных объединениях», который, в свою очередь, применительно к общественным объединениям в целом по ряду позиций приоритетнее, чем федеральный закон «О некоммерческих организациях», распространяющий свое действие и на общественные объединения. Отношения названных законов лишь формально иерархичные. Это своеобразные «конфедеративные» отношения. Представляется, что при таком положении в более специализированных актах следует регулировать особенности положения соответствующих видов некоммерческих организаций, закреплять исключения из правил, закрепленных в актах с более широким предметом регулирования.

Глава 2 «Некоммерческие организации - форма объединения граждан и организаций в Российской Федерации» состоит из трех параграфов. Впервом параграфе «Понятие некоммерческой организации» выводится определение некоммерческой организации, выделяются ее сущностные признаки, в том числе посредством отграничения названных организаций от иных видов социальных объединений. Под некоммерческой организацией следует понимать объединение граждан и (или) организаций, создаваемое в порядке, предусмотренном действующим законодательством, обладающее правами и обязанностями, основной целью которого является не предпринимательская деятельность, а достижение общественных благ, представляющих взаимный интерес для объединившихся субъектов, общества в целом.

К основополагающим признакам некоммерческой организации по современному законодательству России относятся: 1) целевое предназначение ее создания и деятельности; 2) отсутствие распределения полученной прибыли между ее участниками.

Подход, предполагающий обособление некоммерческих организаций исходя из критерия основной цели деятельности (функционально-целевой критерий), не является отечественным изобретением: он известен многим зарубежным странам и состоит в том, что некоммерческая организация рассматривается как юридическое лицо, призванное реализовать те или иные общественно полезные цели негосударственного (не публично-властного) профиля. Сама по себе некоммерческая организация приобретает черты специфического института гражданского общества. Основным доводом законодателя, оправдывающим широкий перечень целей некоммерческих организаций, является развитие общественных отношений, новых сфер деятельности с участием некоммерческих организаций. Имеющийся российский вариант законодательного ограничения целей создания и деятельности некоммерческих организаций, по нашему мнению, не является оптимальным; он, как видится, чрезмерно ограничивает целевую направленность анализируемых объединений, сдерживая тем самым и развитие гражданского общества. С другой стороны, опираясь на первый критерий, крайне затруднительно рассматривать в качестве некоммерческих организаций государственные корпорации, что делает отечественный законодатель.

В основе второго критерия (отсутствие распределения полученной прибыли между участниками) лежит обособление друг от друга некоммерческой и предпринимательской деятельности, из которых вторая как раз и основана на присвоении полученной прибыли (в том числе путем ее распределения). Представляется, что второй критерий позволяет увидеть особое место некоммерческих организаций в совокупности негосударственных (немуниципальных) образований. Однако приходится констатировать, что в российском законодательстве о некоммерческих организациях четкая формализация названного критерия пока далека от завершения. Отсутствие закрытого перечня видов предпринимательской деятельности привело к тому, что статусом некоммерческих организаций стали наделяться объединения, которые по существу занимаются предпринимательством либо активно содействуют предпринимательству. Это, например, торгово-промышленные палаты, товарные и фондовые биржи, являющиеся неотъемлемыми элементами рыночной экономики.

Таким образом, два основных отличительных признака, указанные в российском законодательстве в качестве критериев обособления некоммерческих организаций от иных коллективных субъектов, требуют совершенствования. Необходимо уточнение границы между общественно полезной деятельностью негосударственного профиля и теми или иными вариантами государственной (муниципальной) активности, а также между деятельностью некоммерческой и деятельностью предпринимательской.

Во втором параграфе «Классификация некоммерческих организаций» подчеркивается, что раскрытие различных аспектов деятельности некоммерческих организаций наилучшим образом осуществляется посредством классификационного способа научного познания. Классификацию некоммерческих организаций проводят по различным основаниям. Безусловно, каждая классификация некоммерческих организаций обладает своей функциональной полезностью, но взятые в отдельности они не позволяют системно отразить и оценить уровень правового обеспечения реализации гражданами своих конституционных прав, в том числе и права на объединение путем создания различных видов некоммерческих организаций. Для комплексной классификации некоммерческих организаций необходимо соединить в единой классификационной схеме существенные признаки некоммерческих организаций. В целях реализации поставленной задачи в диссертации предложена комплексная классификация некоммерческих организаций по следующим критериям: источники закрепления правового положения некоммерческих организаций; особенности статуса участников; особенности учредительных документов; организационно-правовая форма, территория их деятельности, форма собственности, экономические предпосылки объединения, основной (преобладающий) вид и цель деятельности, источники финансирования, экономический характер деятельности; др.

В третьем параграфе «Некоммерческие организации как форма реализации конституционных прав и свобод индивидов» на основе анализа законодательства, конституционно-судебной практики, практики Европейского суда по правам человека раскрыта роль некоммерческих организаций как способа осуществления самых разных основных прав и свобод. Применительно к конституционному праву на объединение в работе обосновывается позиция, согласно которой данное право обладает свойством универсальности. Такая универсальность заключается в том, что указанное право выступает основой создания самых разных гражданских объединений, в том числе в известном смысле, – и коммерческих объединений. Так, например, А. Н. Кокотов ранее писал, опираясь на прежнюю российскую конституцию, что право на объединение, по сути, есть право на самостоятельный и свободный выбор гражданами любых форм негосударственной содеятельности. В связи с этим данное право, с его точки зрения, обладает качеством универсальности.[4] Следовательно, некоммерческие организации являются одной из форм реализации конституционного права на объединение. Но в настоящее время это все же главный организационный канал осуществления анализируемого конституционного права. Необходимо обратить внимание и на то, что некоммерческие организации пригодны для реализации не только права на объединение, но и иных конституционных прав и свобод индивидов, их объединений. В этой связи государство создает экономические, политические, правовые гарантии для конструктивной реализации гражданами, в том числе и через некоммерческие организации, своих конституционных и иных прав и свобод.

Гарантируя и признавая конституционные права, государство оставляет за собой право их ограничить федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данную позицию неоднократно подтверждал в своих решениях Конституционный Суд РФ (например, постановление от 18.02.2000 № 3-П). Такое понимание формы и оснований ограничения основных прав человека и гражданина вытекает и из требования о том, что ограничение свободы объединения допустимо лишь в том случае, если оно является необходимым в демократическом обществе. В соответствии со ст. 17 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ничто в Конвенции не может толковаться как означающее, что «какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой-либо деятельностью или совершать какие-либо действия, направленные на уничтожение любых прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции».

В заключение параграфа подчеркивается, что только комплексная правовая основа взаимосвязи некоммерческих организаций и основных прав и свобод личности, позволяет в полной мере оценить масштаб и значение некоммерческих организаций в построении институтов гражданского общества и государства, охарактеризовать проблемы правоприменительной практики в области реализации конституционных прав индивидов в РФ.

Глава 3 «Правовой статус некоммерческих организаций в Российской Федерации» состоит из пяти параграфов. В первом параграфе «Понятие правового и конституционно-правового статуса некоммерческих организаций» отмечается, что категория «правовой статус» довольно часто встречается в различных конституционно-правовых актах. Понятие «правовой статус» весьма предметно разбирается и в конституционно-правовой науке. В науке конституционного права содержание конституционно-правового статуса как физических, так и юридических лиц раскрывается неоднозначно. Одни ученые определяют содержание конституционно-правового статуса личности лишь через права и обязанности(Е. А. Лукашева), другие добавляют гарантии (Л. Д. Воеводин), законные интересы (Н. В. Витрук), юридическую ответственность (В. А. Кучинский), гражданство, правовые принципы (А. В. Малько).

Рассмотрение структуры правового статуса некоммерческих организаций предполагает выявление общих (родовых) признаков и черт (присущих элементам статуса различных субъектов), а также индивидуальных особенностей, свойственных структурным элементам статуса субъектов, осуществляющих деятельность публичного характера.

Обосновывая с этих позиций структуру и особенности конституционно-правового статуса некоммерческих организаций, прежде всего, нужно отметить роль и значение его правосубъектности. Конституционная (конституционно-правовая) правосубъектность некоммерческих организаций – это определенное юридическое свойство, свидетельствующее о наличии у данного субъекта способности быть участником конституционно-правовых отношений. Конституционная (конституционно-правовая) правосубъектность некоммерческой организации отражает такие его юридически значимые характеристики, как возможность обладания статусом юридического лица (частное начало) и одновременно олицетворение собой формы объединения граждан и организаций (публичное начало). Эта двойственная природа некоммерческой организации и обусловливает главную особенность ее правосубъектности, которая наиболее ярко проявляется через права, обязанности некоммерческой организации.

Набор внутренних элементов правового и конституционно-правового статуса некоммерческих организаций одинаков. Он включает в себя следующие элементы: принципы образования и деятельности некоммерческих организаций; права и законные интересы некоммерческих организаций и их учредителей, членов, участников; обязанности и ответственность некоммерческих организаций; гарантии соблюдения прав и свободной деятельности некоммерческой организации, в том числе и гарантии форм и методов взаимодействия государства и некоммерческих организаций. На основании выше изложенного, категорию «правовой статус некоммерческой организации» можно определить как систему принципов, прав, обязанностей, законных интересов, гарантий некоммерческой организации и ее членов (участников, учредителей), закрепленных правовыми нормами и гарантированных государством. Ядром правового статуса некоммерческих организаций является конституционно-правовой статус указанных организаций, поскольку, именно он является нормативной и теоретической основой для конструкции общего правового статуса.

Во втором параграфе «Принципы деятельности некоммерческих организаций» указывается на то, что системообразующими элементами деятельности некоммерческих организаций являются положенные в ее основу принципы. При этом в качестве принципов имеются в виду основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение некоммерческого сектора. Анализ законодательства о некоммерческих организациях показывает, что некоммерческие организации организуются и действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, равноправия участников некоммерческой организации и др.

Конституция РФ, отраслевое законодательства РФ выделяет ряд базовых принципов деятельности некоммерческих организаций. Принцип добровольности, основанный на ст. 30 Конституции РФ, предусматривающей, что каждый имеет право на объединение. Это означает, что объединяющиеся лица только добровольно выражая свою волю и желание, вступают в объединения либо воздерживаться от вступления в них. В части второй ст. 30 Конституции РФ устанавливается, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Всеобъемлющий характер слова «каждый» означает также, что свобода объединения должна распространяться на граждан других государств и лиц без гражданства. Ст. 16 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека признает возможность введения некоторых ограничений на политическую деятельность неграждан, что распространяется и на свободу объединений (например, относительно политических партий). Однако можно признать приемлемыми только такие ограничения, которые соответствуют целям Конвенции: политической демократии, свободе и принципу верховенства права.

Принцип равноправияозначает равенство в правах и обязанностях независимо от того, является ли лицо руководителем или рядовым членом (участником) этого объединения. Данный принцип базируется на ст. 19 Конституции РФ, которая закрепляет равенство прав и свобод людей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Конституция РФ запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Принцип самоуправления можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, он предполагает, что некоммерческие объединения осуществляют свою деятельность в рамках своей компетенции и действующего законодательства без вмешательства органов государственной власти.Во-вторых, он означает право членов и участников объединения на участие в делах объединения, что выражается в праве избирать и быть избранным в различные органы управления, обсуждать и участвовать в принятии решений, направленных на реализацию целей и задач объединения.

В соответствии с принципом законности объединение должно действовать в рамках имеющегося законодательства. Это означает, что объединения обязаны обеспечивать исполнение указанных нормативных актов как при осуществлении своей деятельности, так и при разработке внутренних актов. Квалифицируя те или иные цели как противоречащие закону, необходимо отметить, что при их оценке на предмет законности, не следует слишком широко трактовать смысл допускаемых международно-правовыми нормами. Как неоднократно подчеркивал Европейский суд по правам человека, государства не пользуются полной свободой объявлять незаконным то, что им приходится не по вкусу. Даже если определенные виды деятельности считаются в стране незаконными, это еще не значит, что данная деятельность не может в той или иной степени отражаться в провозглашенных целях предполагаемого объединения.

Принцип гласностив объединениях предполагает информационную открытость, что дает возможность лицам, изъявившим желание вступить в члены или принять участие в том или ином объединении, познакомиться с его целями и задачами, правами и обязанностями членов и участников. Этот принцип основан на п. 4 ст. 29 Конституции РФ, предусматривающей право каждого «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».

Перечень названных принципов не является исчерпывающим. В диссертации помимо вышеуказанных принципов выделены и обоснованны иные принципы: следование некоммерческих организаций, их внутренних субъектов общественным интересам; солидарность; профессионализм; демократия управления; недопущение конфликта интересов; самоконтроль; ответственная деятельность; общественный контроль за деятельностью некоммерческих организаций.

В третьем параграфе «Права и обязанности некоммерческих организаций» отмечается, что правовое положение некоммерческих организаций находится в прямой зависимости от объема прав и обязанностей, представленных данным объединениям в российском законодательстве. В работе также отмечается, что федеральный закон «О некоммерческих организациях» не содержит главы общего характера о правах и обязанностях некоммерческих организаций. Некоторые конкретные права и обязанности называются при регулировании правового положения различных видов некоммерческих организаций. В частности, глава о правах и обязанностях, нормы которой относятся ко всем общественным объединениям, содержится в федеральном законе «Об общественных объединениях».

Исходя из целей и задач диссертационного исследования, автором ограничено рассмотрение прав и обязанностей некоммерческих организаций лишь основными, значимыми их правами и обязанностями в сфере политической деятельности и публичного управления. В числе таких прав рассмотрены следующие основные права: 1) на свободное распространение информации о своей деятельности; 2) на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования; 3) на учреждение средств массовой информации и осуществление издательской деятельности; 4) на представление и защиту своих прав, законных интересов своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; 5) на выступление с инициативами по различным вопросам общественной жизни, внесение предложений в органы государственной власти и др. Данные права, как и иные права некоммерческих организаций, согласуются между собой, с правами иных субъектов путем их оснащения соответствующими обязанностями некоммерческих организаций, их внутренних субъектов, иных субъектов, взаимодействующих с некоммерческими организациями.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не содержит конкретной статьи, определяющей обязанности некоммерческих организаций. Лишь в целях усиления государственного контроля за деятельностью некоммерческих организаций, недопущения осуществления ими внеуставной деятельности, легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма, экстремистской деятельности в его ст. 32 предусмотрены обязанности, относящиеся ко всем некоммерческим организациям, структурным подразделениям иностранных некоммерческих неправительственных организаций. В частности, уполномоченный государственный орган может запретить направление денежных средств и иного имущества определенным получателям. Такое решение может быть принято в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, что соответствует положениям Конституции РФ об основаниях ограничения субъективных прав.

Государство, не закрепляя развернутым образом права, обязанности некоммерческих организаций в базовом законе «О некоммерческих организациях», решает эту задачу в специальных законах, регулирующих деятельность отдельных видов некоммерческих организаций. При этом зачастую в одних актах используются юридические категории, содержание которых раскрыто в других актах. В условиях невысокой правовой грамотности многих участников и руководителей некоммерческих организаций, контролирующих органов, это приводит к искаженному обеспечению конституционных прав людей и их объединений, реализуемых именно с помощью норм отраслевого законодательства.

В четвертом параграфе «Конституционно-правовые гарантии деятельности некоммерческих организаций» констатируется, что конституционализм предполагает не только провозглашение необходимости защиты прав и свобод человека и гражданина, но и нормативное закрепление их гарантий. Е. А. Лукашева утверждает, что юридические гарантии личных прав и свобод могут существовать только в рамках определенных правил.

В работе раскрываются ряд групп средств защиты некоммерческих организаций. Во-первых, это учредительные гарантии, связанные с государственной регистрацией анализируемых организаций и их включением в государственный реестр юридических лиц. Во-вторых, это экономические гарантии, заключающиеся в обеспечении органами публичной власти благоприятных финансовых, имущественных, иных условий для деятельности этих организаций. В-третьих, это задание органами публичной власти благоприятного политического, морального климата деятельности некоммерческих организаций. При этом политическая поддержка выражается в опоре органов публичной власти на некоммерческие организации, в частности, в стимулировании общественно-полезной деятельности некоммерческих организаций, в повышении их роли в общественно-политической жизни общества. В-четвертых, это стимулирование взаимного сотрудничества н

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...