Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статья 50. Права медицинских (фармацевтических) работников




Статья 50. Права медицинских (фармацевтических) работников

Медицинские (фармацевтические) работники при осуществлении своих должностных обязанностей имеют право на:

· обеспечение условий труда в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь о труде;

· защиту профессиональной чести и достоинства;

· присвоение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем профессиональных знаний и практических навыков;

· повышение квалификации и переподготовку за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также за счет средств нанимателей и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь;

· страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред жизни или здоровью пациента, не связанной с небрежным или халатным выполнением ими своих должностных обязанностей, которое осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

· создание медицинских (фармацевтических) общественных объединений в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

· иные права, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Статья 51. Обязанности медицинских (фармацевтических) работников

Медицинские (фармацевтические) работники обязаны:
квалифицированно выполнять свои должностные обязанности;
хранить врачебную тайну;
уважительно и гуманно относиться к пациентам, соблюдать их права;
соблюдать принципы медицинской этики и деонтологии;
повышать уровень профессиональных знаний;
выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Медицинские (фармацевтические) работники обязаны также оказывать скорую (неотложную) медицинскую помощь в пределах своих возможностей нуждающимся в ней лицам вне организации здравоохранения. В первую очередь следует понимать, что Правила направлены на повышение ответственности и эффективности медицинских и фармацевтических работников, а также доверия граждан к системе здравоохранения. По своей сути – это очередной инструмент воздействия пациента на работника системы здравоохранения.

Следующее, на что следует обратить внимание — это право организаций здравоохранения (в том числе и частных) создавать комитеты (комиссии) по вопросам медицинской этики и деонтологии. Комиссии создаются с целью защиты прав пациентов, а также рассмотрения вопросов, связанных с нарушением норм медицинской этики и деонтологии. В состав комитета (комиссии) должно входить не менее 5 (пяти) медицинских (фармацевтических) работников. Порядок и сроки рассмотрения вопросов, обжалование принятых решений и другие вопросы следует закрепить в соответствующем положении о комиссии. Очевидно, что в условиях небольших организаций с численностью до пяти работников этот инструмент становится не актуальным.

Также, Правила закрепляют принципы поведения медицинских (фармацевтических) работников. Непонятно, по какой причине принцип профессионализма в иерархии занимает последнее место. По всей видимости, вежливость и чуткость врача гораздо важнее его компетентности.

Обратите внимание, что Правила фактически обязывают медицинских работников оказывать скорую медицинскую помощь в пределах своих возможностей.

Подводя итог отметим, что документ вряд ли можно назвать удачным. Подход к регулированию труда медицинского работника категориями морали и этики приведет скорее к росту недовольства как с одной стороны (пациентов), так и с другой (медработников).

43. Врач и пациент: основные этические модели взаимодействия.

В медицинской деонтологии существуют две основные модели взаимодействия врача и пациентов: традиционная - патерналистская и более современная – автономная.

Патерналистская модель (от лат. pater – отец) – традиционная форма взаимоотношений врача и пациента, которая господствовала в медицине до середины ХХ века. Эта модель ориентировала врача на самостоятельный выбор тактики и методов лечения, исходя из пользы для пациента и непричинения ему вреда. Врач брал на себя ответственность за исход лечения, а также решал, в какой мере пациент может быть проинформирован о сути болезни, механизмах лечения и его последствиях. Пациент оказывался полностью зависимым от действий врача. Патерналистская модель предполагает, что врач берет на себя всю полноту решений, касающихся жизни и здоровья больных. К сожалению, признавая необходимость более демократичных взаимоотношений с больным, наша медицина в реальной жизни во-многом руководствуется принципом патернализма. Некомпетентность больного, его страх и растерянность перед непривычной обстановкой, инструментами, манипуляциями, непонятной терминологией, его угнетенное психосоматическое состояние и вместе с тем его порой наивная вера в силу медицины и надежда на врача – все это ставит больного в положение зависимости от него.

Автономная модель – современная форма взаимоотношений врача и пациента, получившая распространение с середины ХХ века. Эта модель предполагает равноправные отношения врача и пациента, которые строятся на основе признания автономии личности пациента, его информирования и согласия на медицинское вмешательство. Пациент самостоятельно решает, что для него является благом и наряду с врачом несет ответственность за принятое им решение. Автономная модель строится на признании моральной независимости пациента, его мнения о том, что является благом для него самого, когда врач не рассматривает собственные представления как единственно правильные, а умело подводит больного к «самостоятельному» выбору метода и средств лечения. Тем самым повышается и ответственность пациента в принятии решения о лечении, профилактике заболевания, медицинской реабилитации.

Вместе с тем возможны ситуации, когда состояние больного не позволяет ему участвовать в принятии решения в то время, когда требуется неотложное медицинское вмешательство (больной в бессознательном состоянии). Здесь более правомерна патерналистская модель поведения.

Кроме того, возможна третья, пограничная модель ослабленного патернализма, применяемая в ситуациях, вынуждающих медиков действовать, не заручившись предварительно согласием пациента. Это ситуации, связанные со снижением уровня автономии личности (например, у пациентов психоневрологических стационаров). Возможны и другие модели. Так, в Европе и Америке пользуется популярностью классификация моделей взаимоотношений между врачом и пациентом, разработанная американским специалистом по биоэтике Р. Витчем.

Р. Витч выделяет четыре модели, которые встречаются в современной медицине: инженерную, сакральную, коллегиальную и контрактную. Последнюю модель Р. Витч считает наиболее соответствующей современным реалиям. Ее определяют принципы свободы, личного достоинства, честности, исполнения обещаний и справедливости. В отношениях, основанных на контракте, врач осознает, что в случаях значимого выбора за пациентом должна сохраняться свобода управлять своей жизнью и судьбой. Если же врач не сможет жить в согласии со своей совестью, вступив в такие отношения, то контракт или расторгается, или не заключается.

Права пациентов. Для современной деонтологии характерен интерес к проблеме прав пациента, соблюдение которых является обязанностью врача. Права пациента в Республике Беларусь закреплены в различных нормативных документах (Закон Республики Беларусь «О здравоохранении», Кодекс врачебной этики) и предполагают его право на: уважительное и гуманное отношение со стороны медицинских работников; свободный выбор врача, получение полной информации о состоянии своего здоровья, методах обследования, лечения и его последствиях, квалификации медицинских работников, участвующих в оказании медицинской помощи; облегчение боли, связанной с заболеванием и медицинским вмешательством, доступными способами и средствами; согласие или отказ от оказания медицинской помощи и госпитализации; обжалование поставленного диагноза, применяемых методов обследования и лечения, организации оказания медицинской помощи; сохранение медицинскими работниками врачебной тайны; духовную поддержку священнослужителя.

44. Деонтология и права пациента. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» о правах и обязанностях пациента.

Права пациента в Республике Беларусь закреплены в Законе Республики Беларусь «О здравоохранении», других нормативно-правовых актах и предполагают право на:

- уважительное и гуманное отношение со стороны медицинских работников;

- свободный выбор врача, получение полной информации о состоянии своего здоровья, методах обследования, лечения и его последствиях, квалификации медицинских работников, участвующих в оказании медицинской помощи;

- облегчение боли, связанной с заболеванием и медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

- согласие или отказ от оказания медицинской помощи и госпитализации;

- обжалование поставленного диагноза, применяемых методов обследования и лечения, организации оказания медицинской помощи;

- сохранение медицинскими работниками врачебной тайны;

- духовную поддержку священнослужителя, и др.

Пациент имеет право на:

  • получение медицинской помощи;
  • выбор лечащего врача и организации здравоохранения;
  • участие в выборе методов оказания медицинской помощи;
  • пребывание в организации здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям и позволяющих реализовать право на безопасность и защиту личного достоинства;
  • уважительное и гуманное отношение со стороны работников здравоохранения;
  • получение в доступной форме информации о состоянии собственного здоровья, применяемых методах оказания медицинской помощи, а также о квалификации лечащего врача, других медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи;
  • выбор лиц, которым может быть сообщена информация о состоянии его здоровья;
  • отказ от оказания медицинской помощи, в том числе медицинского вмешательства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;
  • облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, всеми методами оказания медицинской помощи с учетом лечебно-диагностических возможностей организации здравоохранения;
  • реализацию иных прав в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Пациент обязан:

  • заботиться о собственном здоровье, принимать своевременные меры по его сохранению, укреплению и восстановлению;
  • уважительно относиться к работникам здравоохранения и другим пациентам;
  • выполнять рекомендации медицинских работников, необходимые для реализации избранной тактики лечения, сотрудничать с медицинскими работниками при оказании медицинской помощи;
  • сообщать медицинским работникам о наличии у него заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека, а также соблюдать меры предосторожности при контактах с другими лицами;
  • информировать медицинских работников о ранее выявленных медицинских противопоказаниях к применению лекарственных средств, наследственных и перенесенных заболеваниях, об обращениях за медицинской помощью, а также об изменениях в состоянии здоровья;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка для пациентов, бережно относиться к имуществу организации здравоохранения;
  • выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

45. Права, обязанности и социальная защита медицинских работников. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении».

Медицинские и фармацевтические работники при осуществлении профессиональной деятельности имеют право на:

- обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда

- работу по трудовому договору (контракту)

- защиту своей профессиональной чести и достоинства

- получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки

- совершенствование профессиональных знаний

- переподготовку за счет средств республиканского и местных бюджетов при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации организаций

+- страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред жизни или здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей

Медицинские и фармацевтические работники обязаны:

- надлежащим образом выполнять свои профессиональные обязанности

- сохранять врачебную тайну

- уважительно и гуманно относиться к пациентам

- постоянно повышать уровень профессиональных знаний

+- выполнять иные обязанности, определенные нанимателем.

Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:

1) обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;

2) работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом;

3) защиту своей профессиональной чести и достоинства;

4) получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;

5) совершенствование профессиональных знаний;

6) переподготовку при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятий, учреждений и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей;

8) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни;

46. Моральные проблемы в отношениях между врачом и пациентом в современной медицине.

· Проблема деперсонализации отношений врач – пациент. Высокая степень разделения труда в современной медицине приводит к тому, что расширяется круг лиц, с которым приходится контактировать пациенту, и становятся проблематичным непосредственное общение и личностный контакт пациента и врача.

· Проблема коммерциализации отношений врач – пациент. В рамках рыночной формы организации здравоохранения врачи играют роль производителей и продавцов медицинских услуг, а пациенты – роль покупателей. Возникают фундаментальные противоречия интересов врачей и пациентов. Врач заинтересован в том, чтобы продать больше и по возможно большей цене, что может неблагоприятно сказываться не только на финансах, но и на здоровье пациента.

· Проблема формализации отношений врач – пациент. В основе современного медицинского знания лежит естественнонаучный подход к человеку, абсолютизация которого приводит к тому, что разрушается целостное восприятие пациента как уникальной личности, и он становится для врача лишь объектом медицинских знаний и навыков.

· Проблема скептического отношения пациентов к рекомендациям врача. Повышение уровня информированности населения в области медицины, реклама медицинских услуг и фармацевтических препаратов формирует склонность пациентов к самолечению, недоверие и сомнение в правильности назначенного врачом лечения, обращение к нетрадиционной медицине.

47. Этические особенности поведения врача на основных этапах лечебного процесса.

Поведение врача во время обследования больного. Очень важной является первая встреча больного с врачом. Здесь нет мелочей, все имеет значение: внешний вид врача, его общая культура. Беседа врача с пациентом - это целая наука. Будущему врачу должны быть известны слова психиатра В. М. Бехтерева, ставшие афоризмом: «Если больному после беседы с врачом не становится легче - это не врач». Поэтому студенту медицинского вуза необходимо учиться вести беседу, знать определенные правила общения, коммуникации и им следовать (об этом см. раздел 4 пособия). Беседовать с пациентом нужно один на один. Недопустимо делать это в общей палате в присутствии других пациентов, в ординаторской - в присутствии других врачей и т. д. Нельзя поручать сбор анамнеза кому-либо (другому врачу, ассистенту, ординатору, студенту и т. д. ): анамнез должен собирать лечащий врач.

Лабораторные и диагностические исследования - первый этап собственно лечебного процесса. Основные этические правила, которые необходимо соблюдать в ходе них, следующие.

1. Никогда инструментальное исследование не должно быть опаснее болезни. То есть надо помнить о законе адекватности и по возможности пользоваться более простыми, неопасными методами исследования.

 2. Нужно проводить только те исследования, которые необходимы для установления диагноза. Все дополнительные исследования (например, для научных целей) могут производиться только по согласованию с пациентом в рамках информированного согласия.

 3. Между врачом и пациентом должен быть установлен психологический контакт. Необходимое условие этого контакта - доверие пациента к медицинскому работнику. Пациент должен быть уверен в том, что ему не навредят. Все манипуляции, выполняемые средним медицинским персоналом, врач обязан уметь делать на более профессиональном уровне и при необходимости заменить медицинскую сестру, если она неквалифицированно выполняет свою работу.

Второй этап лечебного процесса - установление диагноза. Греческое слово diagnosis означает «распознавание, определение», то есть установление причин страдания. Методологии установления диагноза обучают на пропедевтических кафедрах. С этических позиций важно лишь подчеркнуть, что ввиду высокой действенности современной терапии риск причинения вреда пациенту при неправильном диагнозе очень высок. Поэтому диагностика должна быть максимально ранней и точной. Лечащий врач не должен препятствовать желанию пациента уточнить диагноз у другого врача, а напротив, сам должен этому способствовать (консультироваться сам, устраивать консультации больного у других специалистов). Наконец, ему не следует воспринимать дополнительные консультации пациента у других врачей как личное оскорбление или недоверие.

Третий этап лечебного процесса - собственно лечение пациента. Лечить быстро, безопасно и приятно призывал коллег древнеримский врач Асклепиад (128-56 годы до н. э. ). Лечение должно быть своевременным, максимально ранним и максимально скорым. Врач должен ценить каждый день, каждый час и каждую минуту. Для эффективного лечения больного важно правильно определить, какая форма лечения − в условиях стационара или амбулаторная - для него является наилучшей. В современных условиях акцент делается на амбулаторном лечении, в стационарах все шире распространяется форма дневного пребывания пациента, а основное внимание уделяется обследованию, а не лечению, тогда как именно лечение - главная задача и смысл врачебной деятельности. Именно наблюдение врача-специалиста за динамикой состояния пациента, изменение схемы лечения важны для выздоровления. Для пациента очень важно чувствовать заинтересованность врача в его выздоровлении.

Лечить больного, а не болезнь - важнейшее правило. Его соблюдение очень важно потому, что пациент, как правило, страдает от нескольких недугов. В условиях стремительного развития медицины, медицинских технологий необходимо строго соблюдать принцип информационного согласия. Пациент должен быть уверен, что все назначенные ему препараты и процедуры необходимы для его лечения. Если врач назначает что-то сверх необходимого (с исследовательской целью, для уточнения действия каких-то препаратов, чтобы впоследствии назначать их другим пациентам), он обязан проинформировать больного об этом. Разъяснить ему все возможные последствия и получить не просто согласие, то есть расписку, а согласие на основе полной и достоверной информации, или так называемое информированное согласие. Пациент вправе такого согласия не давать.

В рамках информированного согласия и расширения прав пациента больной может корректировать лечение вплоть до отказа от него. Врач обязан с этим считаться. Но при этом он должен выполнить свою профессиональную обязанность - вылечить пациента или хотя бы улучшить его состояние. Хороший врач всегда найдет нужные слова для убеждения пациента, обратится за помощью к коллегам.

Обаяние врача - не искусственно созданный образ, а внешнее проявление его моральной сущности. Следует помнить, что нравственная культура врача - качество, определяющее его профессионализм.

48. Этика взаимоотношений в медицинском коллективе.

Моральный климат медицинского коллектива во многом определяет успешность профессиональной деятельности врача. Нравственные нормы предписывают врачу по отношению к своим коллегам:

- быть доброжелательным, порядочным, честным, справедливым, уважительно относиться к знаниям и опыту коллег, бескорыстно передавать им свой опыт и знания;

- сохранять благодарность и уважение к своим учителям и коллегам;

- постоянно учиться у более опытных коллег и при возникновении профессиональных затруднений, обращаться к ним за помощью, уметь признавать свои ошибки и заблуждения, обмениваться с коллегами профессиональной информацией;

- не препятствовать пациенту в выборе другого лечащего врача;

- не допускать негативных высказываний в адрес своих коллег в их отсутствие и тем более в присутствии пациентов, их родственников или посторонних лиц;

- препятствовать деятельности бесчестных и некомпетентных коллег, наносящих ущерб здоровью пациентов;

- уважительно и доброжелательно относиться к среднему и младшему медицинскому персоналу, передавать им свой опыт, содействовать повышению их профессиональных знаний и навыков.

49. Отношения между преподавателем и студентом в учреждениях высшего медицинского образования

быть доброжелательным, порядочным, честным, справедливым, уважительно относиться к знаниям и опыту коллег, бескорыстно передавать им свой опыт и знания;

- сохранять благодарность и уважение к своим учителям и коллегам;

- постоянно учиться у более опытных коллег и при возникновении профессиональных затруднений, обращаться к ним за помощью, уметь признавать свои ошибки и заблуждения, обмениваться с коллегами профессиональной информацией;

- не препятствовать пациенту в выборе другого лечащего врача;

- не допускать негативных высказываний в адрес своих коллег в их отсутствие и тем более в присутствии пациентов, их родственников или посторонних лиц;

- препятствовать деятельности бесчестных и некомпетентных коллег, наносящих ущерб здоровью пациентов;

- уважительно и доброжелательно относиться к среднему и младшему медицинскому персоналу, передавать им свой опыт, содействовать повышению их профессиональных знаний и навыков.

50. Врачебная тайна: этико-правовые аспекты.

«Врачебная тайна» в форме правила конфиденциальности зафиксирована во многих этических кодексах, начиная с «Клятвы Гиппократа», а также Законах РБ, которые защищают право на конфиденциальность и даже вводят наказание за ее нарушение.

Наряду с отказом в помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом грубейшим нарушением профессиональной медицинской этики является разглашение соответствующего диагноза.

Врач должен сохранить в конфиденциальности всю информацию, а не только ту, которая поступила от пациента и касается только болезни.

Предметом конфиденциальности является: сам факт обращения за мед. помощью, диагноз заболевания, состояние здоровья, прогноз и все те сведения, которые мед. работник получает в ходе обследования, при выслушивании жалоб.

Законодательством строго определен узкий круг ситуаций, когда сведения врачебной тайны могут быть разглашены без разрешений пациента:

1. Речь идёт о недееспособных, т. е. тех лицах, которые не способны выразить свою волю из-за нарушения сознания, несовершеннолетние.

2. При наличии угрозы распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений.

3. При наличии у врача оснований предполагать, что ущерб здоровью пациента явился следствием противоправных действий.

51. Врачебные ошибки и ятрогении в деятельности медицинских работников.

Одной из этических норм врачебной деятельности является признание врачом своих профессиональных ошибок и заблуждений (они присутствуют в деятельности любого врача) и непримиримое отношение к ним.

Под врачебной ошибкой принято понимать добросовестное заблуждение врача, имеющее в своей основе несовершенство современной науки, незнание или неспособность использовать имеющиеся знания на практике. Не являются врачебными ошибками действия врача, вызванные небрежностью, халатностью, невежеством.

К основным причинам врачебных ошибок следует отнести:

- объективные причины: несовершенство медицинской науки и практики; относительность медицинских знаний; вероятность нетипичного течения болезни у конкретного пациента, вызванная особенностями его организма; недостаточная оснащенность медицинских учреждений диагностической техникой, лекарственными средствами и др.

- субъективные причины: врачебное незнание, обусловленное недостаточной квалификацией, отсутствием опыта и спецификой мышления врача, т. е. его индивидуальными способностями к накоплению, пониманию, использованию медицинских знаний; неполноценный осмотр и обследование больного; отказ от совета коллеги или консилиума либо, напротив, желание врача прикрыться авторитетом консультантов и др.

Классификация врачебных ошибок может быть проведена по различным основаниям. В зависимости от того, в какой сфере или на каком этапе оказания медицинской помощи они были допущены, можно выделить: диагностические, лечебно-тактические, технические, организационные, деонтологические ошибки.

Наряду с понятием «врачебная ошибка» для анализа вреда, который врач может причинить пациенту, и его причин используется понятие «ятрогения». Под ятрогенными заболеваниями понимают все заболевания и патологические процессы, возникающие под влиянием медицинских воздействий, проведенных с профилактическими, диагностическими или лечебными целями. Ятрогенные заболевания могут быть вызваны как ошибочными и необоснованными, так и правильными действиями медицинского работника.

В зависимости от причин, выделяют следующие разновидности ятрогении: психогенные, лекарственные, травматические, инфекционные и др.

52. Моральные основы оказания медицинской помощи людям, имеющим заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ).

ВИЧ-инфекция – это медленно прогрессирующее вирусное заболевание иммунной системы, приводящее к ослаблению иммунной защиты от опухолей и инфекций. Стадия ВИЧ-инфекции, при которой из-за снижения иммунитета у человека появляются вторичные инфекционные или опухолевые заболевания, называется синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД).

Основными этическими проблемами, связанными с распространением ВИЧ-инфекции, являются:

˗ равный доступ к лечению;

˗ получение информированного согласия на диагностику инфекции;

˗ соблюдение конфиденциальности как в связи с оказанием медицинской помощи, так и в различных социальных ситуациях;

˗ стигматизация и дискриминация людей, живущих с ВИЧ/СПИД.

На примере отношения медиков к ВИЧ-инфицированным лицам, представляющим маргинальные группы, особенно хорошо видна важность принципа «делай благо», в соответствии с которым моральным долгом медицинского работника является оказание профессиональной помощи, проявление заботы и сострадания к таким лицам, а не оценка их образа жизни. Ещё одно требование биомедицинской этики – недопустимость со стороны врача, медсестры, медицинского психолога и т. д. навязывания своего мировоззрения, своих религиозных и философских взглядов, своих убеждений пациенту. Уважение автономии пациента – это и уважительное отношение к его системе ценностей, особенностям его индивидуальности.

Выделяются 7 основных аспектов автономии, которые следует учитывать при реализации этого принципа в медицинской практике:

1) уважение личности пациента;

2) оказание пациенту психологической поддержки в затруднительных ситуациях, а не упреки или морализующие рассуждения на тему «хорошее и плохое поведение»;

3) предоставление ему необходимой информации (о состоянии здоровья и предлагаемых медицинских мерах);

4) возможность выбора из альтернативных вариантов, например, полностью отказаться от употребления наркотика или получать его заменитель, назначенный врачом в виде поддерживающей терапии;

5) самостоятельность пациента в принятии решений;

6) возможность осуществления пациентом контроля за ходом исследования или лечения;

7) вовлеченность пациента в процесс оказания ему медицинской помощи («терапевтическое сотрудничество»).

Чрезмерная забота врача о здоровье ВИЧ-инфицированных и вмешательство в семейную и личную жизнь также нарушает приватность пациента, что естественно ведет к ухудшению сотрудничества и эффективности результатов лечения. Причиной этого зачастую является неприкрытый патернализм медработников: «ведь это я отвечаю за пациента и решаю как лучше ему помочь».

Острой проблемой во многих странах стало обеспечение равного доступа к лечению СПИД. Именно через равный доступ и реализуется этический принцип справедливости.

53. Этические нормы лечения ВИЧ-инфицированных детей.

Задачей врача является проявление внимательного, чуткого, гуманного отношения в процессе лечения детей с данной патологией. Врач должен тонко понимать психологию ребёнка и его родителей. Также необходимы влияние и помощь больничных и региональных этических комитетов. Подростковый возраст нужно рассматривать как фактор риска ВИЧ- инфицирования. Рискованные формы поведения, употребление инъекционных наркотиков, а также незащищенные сексуальные контакты среди подростков приводят к распространению не только ВИЧ, но и множества других инфекций, передающихся половым путём (ИППП). Требуется активная профилактическая работа с детьми и подростками по предупреждению заболевания. ВИЧ-положительные дети должны получать необходимую медицинскую, социальную и психологическую помощь.

1. Добровольное консультирование и экспресс-тестирование на ВИЧ.

2. Обеспечение доступности лечения и ухода за детьми, живущими с ВИЧ/СПИДом.

3. Наркологическая реабилитация наркозависимых.

4. Социально психологическая реабилитация, обучение, адаптация и жизнеустройство.

5. Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов и ИППП в уличной среде.

6. Обеспечить защиту от дискриминации и соблюдение прав детей, живущих с ВИЧ/СПИДом и уязвимых групп.

ВИЧ-инфекция не является препятствием для нахождения в детском учреждении совместно с неинфицированными детьми. Бытовые контакты с ВИЧ-инфицированным ребёнком безопасны.

Сохранение медицинской тайны в случае ВИЧ-инфекции у ребёнка имеет ещё большее социальное значение, чем в любом другом случае, т. к. окружающие и сверстники видят в этом ребёнке заразного больного. Это вынуждает родителей тщательно скрывать наличие ВИЧ-инфекции у ребёнка, что лишает их медицинской и социальной поддержки. Хотя дети с ВИЧ-инфекцией не представляют опасности для окружающих, в ряде случаев приходится ограничивать контакты таких пациентов со сверстниками. Это необходимо, если ребенок болен гемофилией, страдает носовыми кровотечениями, мокнущей экземой и т. п.

54. Проблема «спидофобии» и требования медицинской этики. Недопустимость дискриминации и стигматизации. Профессиональный риск медицинских работников.

Дискриминация − 1) ограничение или лишение прав определенной категории граждан по к. -л. признакам; 2) негативное отношение, ущемление и ограничение в правах, а также насилие и всяческое проявление неприязни по отношению к тем, кто обладает опасными «порочными» качествами («стигмами»).

Стигма − 1) в древние времена клеймо, наносившееся на тело раба или преступника; 2) последствия определенного ярлыка (диагноза), проявляющиеся в предубежденном отношении общества к его носителю.

Стигматизация − клеймение, нанесение «стигмы», навешивание социальных ярлыков − увязывание какого-либо качества (как правило, отрицательного) с отдельным человеком или множеством людей, является составной частью многих стереотипов. Стигматизация может вести к дискриминации, т. е. к реальным действиям, ограничивающим права какой-то группы.

«Спидофобия» − социально-психологический феномен (аналогичный «канцерофобии», «сифилофобии», «радиофобии» и т. п. ), наиболее тяжёлая форма стигматизации, панический страх людей перед болезнью и носителями ВИЧ.

Отказ в помощи ВИЧ-инфицированным и людям, живущим с ВИЧ/СПИД является грубейшим нарушением профессиональной медицинской этики!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...