Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В чем состоит уникальность Соединенных Штатов




1. В стране действует двухпалатный орган законодательной власти, причем по большинству вопросов палаты должны действовать совместно.

2. США ближе, чем какая-либо другая страна, к такому положению, когда в избирательной политике доминируют две (и только две) партии.

3. Противоборствующие партии не только имеют теоретическую возможность контролировать различные ветви власти, но и часто пользуются ею в реальной жизни.

4. Существующие там системы регистрации избирателей по большей части децентрализованы, отчего "основное бремя" регистрации лежит на самих избирателях.

5. Показатели активности избирателей относятся к числу самых низких в мире.

6. В США кандидаты на те или иные должности занимают их в результате прямых предварительных выборов, процедура которых регулируется нормами общественного права, а не партийными правилами.

7. Большая часть представителей исполнительной власти, особенно на уровне штатов и муниципалитетов, выдвигается и избирается на прямых предварительных выборах; из этого следует, что американский избиратель чаще участвует в выборах и должен чаще принимать решения о том, кому отдать свой голос, чем избиратели в любой другой демократической стране.

8. Деятельность ее политических партий строго регулируется законом.

9. Ее основные политические партии не контролируют тех, кто хочет вступить в них или выйти из них, а сами партии сравнительно со своими аналогами в политических системах других стран представляют собой децентрализованные структуры со слабой дисциплиной и солидарностью.

10. Поскольку кандидаты по большей части выступают на выбора: "от себя", а не в качестве местных представителей национальной партийной команды, и поскольку ни партиям, ни кандидатам не пре доставляется бесплатное (т.е. оплаченное государством) эфирное время, то сбор и распределение крупных денежных средств на проведение избирательной кампании приобретает в США большее значение, чем в любой другой демократической стране.

11. Количество политических вопросов, решаемых в суде, прево ходит аналогичные показатели в других демократических странах. С ответственно, юристы играют в американской политической систе роль более значительную, чем в системах других стран.

Заключение

Мы считаем уместным завершить главу, посвященную сравнению американской политической системы с системами других стран мира,

высказыванием лорда Брайса, одного из крупнейших зарубежных американистов, английского ученого и государственного деятеля:

Любой государственный строй далек от совершенства, и, подвергнув столь же тщательному анализу конституции Англии, Франции или Германии, мы обнаружим просчеты и упущения не менее серьезные, чем те, которые имеются в американской политической системе. Каждого, кто имеет представление о том, как функционируют на практике свободные правительства, не перестает удивлять, что они вообще функционируют.

Свободные правительства продолжают действовать лишь благодаря здравому смыслу и патриотизму народа, и Соединенные Штаты в большей степени, нежели любая другая страна, управляются общественным мнением, т.е. чувствами, присущими большинству народных масс, чувствами, к которым обязаны прислушиваться, которым должны повиноваться все органы национального правительства и правительств штатов [66].

Рекомендуемая литература

Abraham, Henry J. The Judiciary: The Supreme Court in the Governmental Process, 10th ed. New York: New York University Press, 1996.

Ansolabehere, Stephen, Roy Behr, Shanto lyengar. The Media Game American Politics in the Television Age. New York: Macmillan, 1993.

Bryce, James. The American Commonwealth. 2nd ed. London: Macmillan, 1889.

Davidson, Roger H., and Walter J. Oleszek. Congress and Its Members 6th ed. Washington: Congressional Quarterly Press, 1998.

Epstein, Leon D. Political Parties in the American Mold. Madison: University of Wisconsin Press, 1986.

Ginsberg, Benjamin, Martin Shefter. Politics by Other Means: The Declining Importance of Elections in America. New York: Basic Books, Inc., 1990.

Hamilton, Alexander, James Madison, John Jay. The Federalist Papers, Edited by Clinton Rossiter. New York: New American Library, 1961.

Jones, Charles O. Separate But Equal Branches Congress and the Presidency. Chatham, NJ: Chatham House, 1995.

King, Anthony S., ed. The Neu American Political System Washington: American Enterprise Institute, 1978.

King, Anthony S., ed. Running Scared: Why American Politicians Campaign Too Much and Govern Too Little. New York: Martin Kessler Books, 1997.

McClosky, Herbert, John Zaller. The American Ethos Public Attitudes Toward Capitalism and Democracy. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1984.

Mayhew, David R. Divided We Govern Party Control, Lawmaking, and Investigations, 1946-1988. New Haven, CT: Yale University Press, 1991.

Neustadt, Richard E. Presidential Power and the Modern Presidents: The Politics of Leadership from Roosevelt to Reagan. New York: Free Press, 1990.

Nicholas, Herbert G. The Nature of American Politics, 2nd ed. New York: Oxford University Press, 1986.

Peltason, Jack W. Corwtn & Peltason's Understanding the Constitution, 14th ed. Fort Worth, TX: Harcourt Brace, 1997.

Polsby, Nelson W. Congress and the Presidency, 4th ed. Englewood Cliffs NJ: Prentice Hall 1986.

Robinson, Donald L., ed. Reforming American Government The Bicentennial Papers of the Committee on the Constitutional System. Boulder, CO: Westview, 1985.

Rourke, Francis E. Bureaucracy, Politics and Public Policy. Boston: Little, Brown and Co., 1984.

Schlozman, Kay Lehman, John T. Tierney. Organized Interests and American Democracy. New York: Harper and Row, 1986.

Tocqueville, Alexis de. Democracy in America, 2 vols., The Henry Reeve text as revised by Francis Bowen and edited by Phillips Bradley. New York: Alfred A. Knopf, 1945.

Wildavsky, Aaron. The New Politics of the Budgetary Process, 2nd ed. New York: HarperCollins, 1992.

Примечания

  1. Первое четверостишие из стихотворения Р. Киплинга "Английский флаг".
  2. Строго говоря, понятие "Америка" включает все государства, расположенные на Американском континенте, - Канаду, страны Карибского бассейна, Центральной и Южной Америки. Однако так уж сложилось, что практически во всем мире слово "американский" употребляют для обозначения того, что связано только с одним государством этого региона - Соединенными Штатами Америки. Принося свои извинения гражданам других стран Западного полушария, я следую в этой главе общепринятой, хотя и технически некорректной, традиции.
  3. Seymour Martin Lipset, The First New Nations: The United States in Historical and Comparative Perspective (New York: Basic Books, 1963).
  4. Причинам, ходу и последствиям Гражданской войны посвящена обширная литература. См., например, блестяще написанное однотомное исследование James M. McPherson, Battle Cry of Freedom: The Civil War Era (New York: Oxford University Press, 1988)
  5. The World Almanac and Book of Facts 1998 (New York: World Almanac Books. 1998), p. 749, 752, 812, 832.
  6. H. G. Nicholas, The Nature of American Politics, 2 nd ed. (New York: Oxford University Press, 1986), p.4.
  7. О темпах иммиграции с 1901 по 1995 г. см.: Statistical Abstract of the United States, 1997, (Washington: Bureau of the Census, 1997), table 5, p. 10.
  8. Statistical Abstract of the United States, 1997, table 1347, p. 838.
  9. Statistical Abstract of the United States, 1997, table 515, p. 328.
  10. Двадцать первая поправка к Конституции отменяет действие Восемнадцатой ("сухой закон"), так что всего имеется лишь 25 поправок.
  11. Несколько слов о словоупотреблении: строго говоря, в Вашингтоне находится "национальное" правительство, тогда как вся разделенная на "зоны ответственности" структура исполнительной власти называется "федеральным правительством". Тем не менее большинство американцев, имея в виду "центр", употребляет оба термина, считая их взаимозаменяемыми. Я поступаю так же, но предупреждаю читателя о том, что это не совсем корректно.
  1. Следует иметь в виду, что в современном мире "парламентских" демократий значительно больше, чем "президентских". В настоящее время существует 110 государств с демократической формой правления, и из них только 15 - США, Франция и несколько стран Латинской Америки - являются "президентскими" системами, все прочие относятся к "парламентским". Почти все 15 республик, обретшие свою государственность после распада Советского Союза, еще вырабатывают свою форму правления, и большая их часть тяготеет к французской, а не к американской модели. Это прямые выборы президента, наделенного значительными полномочиями и независимостью и назначающего премьер-министра, который затем подлежит утверждению парламентом. Израиль ныне перешел на прямые выборы главы правительства, и политическая система этой страны называется "президентским парламентаризмом".
  2. По состоянию на 1998 г. в 21 штате существуют ограничения на срок пребывания депутатов в их законодательных органах. Ряд штатов пытался также ввести аналогичные ограничения и в отношении членов конгресса, но федеральные окружные судьи штатов Вашингтон (1994) и Миссури (1998) определили, что штаты, по конституции, не имеют права ограничивать срок национальных законодателей.
  3. Несколько лет назад с новой силой разгорелся давний спор: несколько политологов доказывали, что президентская демократия изначально уступает демократии парламентской, в связи с чем Соединенным Штатам следует установить у себя систему, аналогичную британской. Другие аналитики возражали им, утверждая, что, если судить по результатам (эффективность проводимой политики, законопослушание граждан, стабильность), американская система действует по крайней мере не хуже любой парламентской.
  4. Самое раннее и во многих отношениях самое глубокое исследование американской политической культуры ("Демократия в Америке" Democracy in America, New York: Alfred A. Knopf, 1945) принадлежит перу Алексиса де Токвиля. Два других классических исследования также созданы зарубежными авторами: James Bryee The American Commonwealth, 2 vols (London: Macmillan, 1889); and Gunnar Myrdal, An American Dilemma: The Negro Problem and Modern Democracy (New York: Harper, 1944). More recent studies include Samuel P. Huntington, American Politics: The Promise of Disharmony (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1981); Herbert McClosky and Alida Brill, Dimensions of Tolerance: What Americans Believe About Civil Liberties (New York: Russell Sage Foundation, 1883); and Michael S. Delli Carpini and Scott Keeler, What Americans Know About Politics and Why It Matters (New Haven, CT: Yale University Press, 1996).
  5. Gabriel A. Almond, G. Bingrum Powell Jr. and Robert J. Mundt, Comparative Politics: A Theoretical Frameuork (New York: HarperColllins, 1993), p. 55.
  6. Tocqueville. Democracy in America, p. 122.
  7. James Q. Wilson and John J. Dilulio, American Government, 6th ed. (Lexmgton, MA: Heath 1995), table 4.3, p. 81.
  8. Gabriel A. Almond and Sidney Verba, The Civic Culture: Political attitudes and Democracy in Five Nations (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1962), p. 186.
  9. Edmund Fawcett and Tony Thomas America and the Americans (London: Fontana/Collins, 1983), pp. 333, 347, 351.
  10. Statistical Abstract of the United States, 1997.
  11. New York Times v. Sullivan, 376 U.S. 254 (1964).
  12. К числу наиболее нашумевших судебных дел относятся "Эн-би-си против Соединенных Штатов", 319 U.S. 190 (1943) и "Телерадиокорпорация Ред Лайон против Федеральной комиссии по коммуникациям", 395 U.S.367 (1969).
  1. О последних веяниях в сфере избирательных технологий в США и других демократических государствах см.: David Butler and Austin Ranney, eds., Electioneering: A Comparative Study of Continuity and Change (New York: Oxford University Press, 1992).
  2. В 16 президентских избирательных кампаниях (1932-1992) средняя явка избирателей составила 56,6%. Она снизилась с 55,9% в 1992 г. до 49,0% в 1996 г. The World Almanac and Book of Facts 1998, p. 476
  3. David Glass, Peverill Squier, and Raymond E. Wolfinger, "Voter Turnout An International Comparison", Public Opinion (December/January 1984), pp. 49-55. О тенденциях избирательной активности в США и 23 других демократических странах (1950-1990) см. главу 9.
  4. Russell J. Dalton, Citizen Politics, 2nd ed., pp. 45-47.
  5. Соединенные Штаты никогда не выступали с законодательной инициативой и не выносили никаких вопросов на общенациональный референдум, однако в большинстве штатов то и другое происходит регулярно, а в 12 штатах от 15 до 30 вопросов вносятся в бюллетени на каждых выборах. Более подробно о процедуре и влиянии этих "прямых законодательных" выборов см.: David В. Magleby, Direct Legislation (Baltimore, MD: Johns Hopkms University Press, 1984), and Thomas E. Cronin, Direct Democracy (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989). Сопоставительному анализу прямого законодательства в различных странах посвящено исследование David Butler and Austin Ranney, Referenduns Around the World (Washington: AEI Press, 1994).
  6. Энтони Кинг, известный зарубежный исследователь американской политической системы, убедительно доказывает, что члены палаты представителей выходят на выборы чаще, чем их коллеги-парламентарии из других стран. И потому, считает он, на сбор средств для избирательных кампаний, поездок по округу, выступлений по телевидению и других форм подготовки к выборам им приходится тратить большую часть своего служебного времени. Его остается меньше, чем это необходимо для того, чтобы тщательно вникать в существо рассматриваемых в конгрессе вопросов и вырабатывать благотворный для общества политический курс. Anthony S King, Running Scared: Why America's Politicians Campaign Too Much and Govern Too Little (New York: Martin Kessler Books, 1997).
  7. Robert S. Erikson, Norman R. Luttbeg, and Kent L. Tedin, American Public Opinion 4th ed. (New York: Macmillan, 1991), table 1.2, p. 5.
  8. Во многих демократических странах избиратели могут вписывать в бюллетени имена кандидатов" не значащихся в партийных списках, однако пользуются этим правом редко, и "вписанный" кандидат набирает обычно лишь несколько голосов.
  9. Richard M. Scammon, Alice V. McGillivray, and Rhodes Cook, America Votes 22 (Washington: Congressional Quarterly, 1998), p. 10.
  10. Употребляя понятие "политический интерес", я имею в виду нечто, представляющее определенную ценность для индивидуума или группы и могущее быть приобретенным или потерянным в результате действия или бездействия правительства.
  11. Harold D. Lasswell, Politics: Who Gets What, When, How (New York: Meridian Books, 1936).
  12. См., например: Tocqueville, Democracy in America, vol. 1, pp. 191- 93; and Michel Crozier, The Trouble with America, trans. Peter Heinegg (Berkeley: University of California Press, 1984), p. 81.
  13. Euckleyv. Valeo, 24 U.S. 1 (1976).
  14. Sorauf and Beck, Party Politics in America, 7th ed., p. 377.
  15. Tocqueville, Democracy in America, vol. l,p. 280.
  16. Benjamin Ginsberg and Martin Shefter, Politics by Other Means The Declining Importance of Elections in America (New York: Basic Books, 1990), pp. 151-52.
  1. Harold W. Stanley and Rirhard G. Niemi, Vital Statistics on American Politics, 6th ed. (Washington: Congressional Quarterly, 1998), table 2.15, p. 99.
  2. New York Times, November 21, 1988, p.A10.
  3. По мнению Аренда Лейпхарта, США возглавляют список стран с наименьшим количеством эффективно действующих законодательных партий. Следом идут: Новая Зеландия, Соединенное Королевство, Австрия: Democracies: Patterns of Majoritarian and Consensus Governments in Twenty-One Countries (New Haven, CT: Yale University Press, 1984), table 7.3, p. 122. Применяя иную систему измерения "партийного фракционализма", я ввожу в число параметров и количество действующих партий, и то, насколько близкие результаты они получают на выборах. По моей системе классификации США занимают второе место, пропустив вперед Новую Зеландию. Governing: An Introduction to Political Science, 7th ed. (Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1996), table 10.2, p. 217.
  4. Scammon et al., America Votes, 22, pp. 6-7.
  5. Samuel J. Eldersveld, Political Parties in American Society (New York: Basic Books, 1982), pp. 133-136.
  6. David Mayhew, Divided We Govern (New Haven, CT: Yale University Press, 1991).
  7. Наиболее полное изложение этой доктрины содержится, разумеется, в The Federalist Papers, главным образом, в десятом номере "Федералиста". Clinton Rossiter, ed., The Federalist Papers (New York: New American Library, 1961).
  8. Tocqueville, Democracy in America, vol. 1, p. 167.
  9. Ginsberg and Shefter, Politics by Other Means. Авторы выдвигают предположение о том, что за последние годы в Америке обычный процесс формирования политического курса сменился другим, в котором исход избирательной кампании практически не имеет значения, а центр тяжести сместился почти полностью в межвыборные периоды в такие сферы, как парламентские расследования, переговоры между не выбранными, а назначенными президентскими помощниками и аппаратом конгресса, разоблачения в СМИ, судебное разбирательство гражданских исков и уголовных дел. Авторы считают, что основная причина такой перемены заключается в ослаблении лояльности избирателей по отношению к своей партии и постоянной тенденции избирать на пост президента представителя одной партии, а в конгресс - другой.
  10. См. "Anthony King, Running Scared: Why America's Politicians Campaign Too Much and Govern Too Little (New York: Martin Kessler Books, 1997). Проницательный зарубежный исследователь задавался вопросом: "Почему американские политические деятели так много внимания уделяют избирательным кампаниям и так мало - управлению государством?" Причина этого, по его мнению, крылась в том, что американские политики занимают свою должность на непродолжительный и фиксированный срок и поэтому вынуждены выходить на выборы чаще, чем их коллеги из любой другой страны, за исключением Швейцарии. Это побуждает их тратить большую часть времени и энергии на подготовку своих перевыборов, на сбор средств для новой избирательной кампании, а ведь время это они могли бы посвятить осмыслению и решению политических вопросов. Более того, добавляет Кинг, они зачастую вынуждены голосовать не в соответствии с собственными представлениями о том, что пойдет во благо нации, а с преференциями, доминирующими в их избирательном округе.
  11. Bryce, The American Commonwealth, vol. 1, p. 61.
  12. Сопоставительному анализу социальной политики США и других демократических государств посвящены сотни книг. Сошлюсь лишь на две: Arnold J. Heidenheimer, Hugh Heclo, and Carolyn Teich Adams, Comparative Public Policy, 3rd ed. New York: St. Martin's, 1990; и Harold Wilensky and Lowell Turner, Democratic Corporatism and Policy Linkages (Berkeley: Institute of International Studies, University of California at Berkeley, 1987).
  1. Statistical Abstract of the United States, 1998 (Washington: Bureau of the Census, 1998), table 497, p. 305.
  2. Heidenheimer et al., Comparative Public Policy, table 6.5, p. 198.
  3. The American Almanac 1993-1994 (Washington: Bureau of the Census, 1994), table 1398, p. 857.
  4. The American Almanac, 1993-1994, table 1432, p. 875.
  5. The American Almanac, 1993-1994, table 1383, p. 849.
  6. The American Almanac, 1993-1994, table 1384, p. 850.
  7. Более подробно об этом законе см.: Congressional Quarterly Almanac, 1996 (Washington: Congressional Quarterly, 1997), pp. 6-13-6-24.
  8. Heidenheimer et al., Comparative Public Policy, table 2.1, p. 30.
  9. Quoted in Heidenheimer et al., Comparative Public Policy, p. 29.
  10. Statistical Abstract of the United States, 1997, table 1342, p. 836.
  11. Cf. R. Burton Clark, ed., The School and the University An International Perspective (Berkeley: University of California Press, 1985). В 1995 г. обучение в американских университетах проходило 454 000 иностранных студентов, специализировавшихся главным образом в естественных науках, инженерии и бизнесе. Statistical Abstract of the United States, 1997, table 285, p. 182.
  12. Heidenheimer et al., Comparative Public Policy.
  13. The Addresses and Messages of Presidents of the United States, compiled by Edwin Williams (New York: Edward Walker, Publisher, 1846), vol. 1, p. 32.
  14. Address to Congress, December 1,1862, in Roy P. Basler, ed., The Collected Works of Abraham Lincoln (New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 1953), vol. 5, p. 537.
  15. Bryce, The American Commonwealth, vol. 1, pp. 300-1.

*На президентских выборах 2000 г. победу одержал Джордж У. Буш-младший.

*Предписание о представлении арестованного в суд для рассмотрения законности ареста. - Прим. пер.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...