Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закон композиции и пропорциональности




 

В окружающем нас мире все приспособлено для совместного существования. В процессе эволюции все лишнее постепенно исчезает, а то, чего не хватает, постепенно развивается, причем, система всегда стремится к некоторому равновесию – гармонии. Гармония предполагает наличие какого-либо количества элементов, ресурсов и их пропорциональность. На всех планетах Солнечной системы есть все необходимые элементы для жизни живых существ: тепло, кислород, водород, азот и т.д., однако, только на Земле эти элементы находятся в таком соотношении, что именно здесь развилась жизнь не только растений, но и животных, человека. Если же элементы этого соотношения существенно изменятся, например, повысится или понизится температура, то это отразится на благосостоянии всей системы – изменится флора и фауна планеты, растают ледники или, наоборот, все замерзнет.

В древнегреческой философии идеалом гармонии являлась космическая система с ее абсолютным порядком и организованностью.

Закон композиции и пропорциональности как раз и говорит о том, что каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (т.е. композицию), находящиеся в заданной относительности или заданном подчинении (т.е. пропорции).

Суть закона композиции в том, что функционирование всех без исключения организационных элементов, в той или иной степени, подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию, являются ее подцелями.

Закон композиции и пропорциональности (гармонии) требует сохранения пропорциональности между организацией и ее элементами при любых возможных изменениях, что позволяет в максимальной степени реализовать потенциал, которым они обладают и самосохраняться.

Так, под структурой управления организации подразумевают упорядоченную совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Между всеми элементами структуры существуют сложные отношения взаимозависимости, изменения в каждом из них вызывает необходимость пересмотра всех остальных. Развитие организации влечет за собой введение в организационную структуру управления новых органов, например, отдела маркетинга, отдела безопасности и т.п. Как правило, руководство таким отделом на первых порах будет поручено опытному работнику смежного подразделения, знающего эту работу поверхностно, т.е. объем и качество его работы не будут оптимальными. Однако, методом проб и ошибок, постепенно организация придет к необходимому набору элементов и оптимальной взаимосвязи (т.е. пропорциональности).

При раздутых штатах работники слоняются без дела и мешают друг другу; в тоже время при нехватке персонала организация оказывается не в состоянии выполнить даже необходимую работу. В обеих ситуациях неминуемо возникают экономические потери.

Г. Эмерсон, разработчик принципов производительности, подчеркивал важность пропорциональности и композиции для достижения успеха в управленческой деятельности: «Если бы могли объединить все цели и идеалы, вдохновляющие организацию сверху донизу, собрать их таким образом, чтобы все действовали в одном и том же направлении, то результаты получились бы колоссальные. Но поскольку на деле все они тянут в разные стороны, равнодействующая часто оказывается очень слабой, а иногда и просто отрицательной». Из этих суждений можно сделать вывод о необходимости в социальных системах осуществлять оптимальное сочетание и композицию общих, частных и индивидуальных целей.

Требования этого закона реализуются за счет использования таких принципов как планирование, координация, полнота.

Каждая организация должна иметь обоснованный план деятельности и развития (принцип планирования). Различают стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Стратегическое охватывает диапазон в 5-10 и более лет, тактическое – 2-4 года, оперативное – в течение одного года. Планирование связано с выработкой целей организации, согласованных с целями развития внутренней и внешней среды. Любая цель представляется в виде набора конкретных задач с механизмом выполнения.

Каждая организация должна следить за стратегическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм выполнения (принцип координации).

Каждая организация должна выполнять весь набор функций производства и управления на своем участке деятельности либо своими силами, либо с помощью привлеченных организаций (принцип полноты).

Согласно принципу планирования, руководитель должен составить бизнес-план, план развития организации; формулировать задачи (рубежи), на которые необходимо выйти на этапе внедрения, роста, зрелости, спада, краха и, возможно, и на этапы ликвидации и утилизации. Исходя из принципа координации, руководителю необходимо наладить хорошую информационную и оперативную службу для получения нужной информации в нужное время для принятия своевременных ко­ординирующих решений. Принцип полноты требует от руково­дителя, чтобы под каждый этап жизненного цикла была создана определенная инфраструктура с соответствующим обеспечением. Так, на этапе зрелости и насыщения необходимо активизировать работу маркетинговой службы, ослабив при этом некоторые конструкторские или технологические подразделения.

 

Принципы организации

 

Принципы представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим нача­лом их деятельности. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления и организации. В научной литературе существуют различные классификации принципов организации. Например, подразделяют на общие, частные и ситуационные принципы (рис. 4.).

Существует классификация А. Файоля, который выделил структурные принципы (разделение труда, соотношение централизации и децентрализации, власть и ответственность), принципы процесса (справедливость, дисциплина, вознаграждение персонала, корпоративный дух, единство команд, подчинение главному интересу) и принципы конечного результата (порядок, стабильность, инициатива).

Для лучшего управления современными организациями учеными и практиками предложены следующие принципы:

1) необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляе­мая система);

2) обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);

3) сочетания единоначалия и коллегиальности при принятии ре-шения;

4) ситуационного управления по прогнозированию возмущений;

5) программно-целевого обеспечения;

6) делегирования полномочий;

7) гуманизма и нравственности в управлении;

8) гласности в принятии решения.

Существуют также принципы организации организаций[17].

1) Для каждой организации существует наилучшая только ей присущая организационная структура.

2) Для каждой организации существует минимальный коэффициент полезного действия, при котором организация должна быть ликвидирована.

3) Для каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда как за счет повышения эмоционального уровня работника (улучшается качество продукции), так и за счет большего изобретательства (повышается производительность труда).

К принципам организации людей относят:

1) для каждого человека существует оптимальный объем загрузки работой, при котором в полной мере раскрываются его способности и возможности;

2) процессы восприятия и запоминания необходимо приближать к процессу мышления;

3) для эффективного осмысления нового необходимо иметь больше знаний по данной тематике;

4) любой человек видит в тексте или слышит в беседе ту информацию, на которую он настроился или к которой приготовился;

5) первая информация о каком-либо событии является более устойчивой, чем повторная о том же событии;

6) доходчивость сообщений будет выше при использовании нескольких форм подачи одной и той же информации.

Принципы приоритета:

1) в системе цель-задача-функция наивысший приоритет имеет цель, затем задача и далее функция (принцип приоритета цели);

2) создание новых организаций осуществляется для реализации определенного набора целей (принцип приоритета функций над структурой при создании организации);

3) в реально действующих организациях со временем отлаживаются взаимосвязи между элементами структуры, лишние постепенно отмирают, а недостающие постепенно появляются (принцип приоритета структур над функциями в действующих организациях);

4) при создании организации собственник или учредители должны подбирать «под себя» персонал, выпускаемую продукцию, местоположение организации (принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения);

5) руководители и главные специалисты организации должны подбираться под конкретные структурные подразделения с учетом их совместимости (принцип приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций).

Принципы соответствия:

1) каждой цели должен соответствовать набор материальных, финансовых и кадровых ресурсов, призванных обеспечить выполнение набора задач (принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами);

2) у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных (принцип соответствия распорядительства и подчинения);

3) для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами (принцип соответствия эффективности производства и экономичности);

4) очень маленькие и очень большие организации работают менее эффективно, чем их промежуточные по размеру аналоги (принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления);

5) производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути с минимальным количеством вспомогательных операций (принцип прямоточности);

6) производственные и информационные процессы должны идти равномерно и по заранее заданным временным интервалам (принцип ритмичности);

7) производственные информационные процессы должны идти по графику, чтобы не было простоев и затоваривания (принцип пропорциональности);

8) среди производственных и информационных процессов необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под который должна подстраиваться работа других подразделений (принцип синхронизации).

Перечисленные выше законы и принципы организации будут эффективно работать, если руководитель сумеет найти их разумное сочетание, выделить главный на текущий момент закон и обеспечить подчинение ему всех других для достижения глобальной цели организации.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое закон? Какими бывают законы?

2. Перечислите основные законы организации.

3. Дайте определение термину «синергия». За счет чего она проявляется?

4. Как влияют основные элементы организации на ее потенциал?

5. Что такое «энергия удержания», «энергия ликвидации»?

6. Сформулируйте закон развития. На какие принципы опирается этот закон?

7. Перечислите характеристики информации, употребляемые в управлении.

8. Сформулируйте закон единства анализа и синтеза. Приведите примеры единства анализа и синтеза в природе, в жизни человека, в организации.

9. Что понимается под термином гармония?

10. Дайте формулировку закона композиции и пропорциональности.

11. Какие принципы закона композиции и пропорциональности Вы знаете?

12. Какой вклад внес А.А. Богданов в развитие законов организации?

13. Что такое принципы организации? Их отличие от законов организации.

14. Какие существуют классификации принципов организации.

15. По каким признакам можно определить действие и силу того или иного закона в организации?

16. По какому правилу необходимо сочетать законы организации для ее эффективного функционирования и развития?

Рекомендуемая литература

1. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарики, 2000. – 528 с.

2. Мескон, М. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1999. – 800с.

3. Смолкин, А.М. Менеджмент: основы организации: учебник / А.М. Смолкин. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 248 с.

4. Хлызов, П.Г. Теория организации: Учебное пособие / П.Г. Хлызов, Т.И. Сапожникова. – Чита: ЧитГТУ, 2001. – 99 с.

5. Лавров, А.Ю. Теория организации: учебное пособие / А.Ю. Лавров. – Чита: Поиск, 2001. – С. 168 - 188.

6. Смирнов, Э.А. Основы теории организации: учеб. пособие для ВУЗов / Э.А. Смирнов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – С. 135 - 245.


Глава 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

4.1. Сущность и содержание структурного подхода

 

Организации создают структуры, для того чтобы обеспечивать координацию и контроль своих подразделений и работников. Структуры организаций отличаются друг от друга сложностью (т.е. степенью разделения деятельности на различные функции), формализацией (т.е. степенью использования заранее установленных правил и процедур), соотношением централизации и децентрализации (т.е. уровнями, на которых принимаются решения).

В упрощенном варианте структура организации – это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации и которые обеспечивают достижение поставленных целей. Ее можно понимать как установленную схему взаимодействия и координации технологических элементов и персонала. Схема любой структуры организации показывает состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц. Она так же отражает масштабы организации, направления деятельности, охват контролем. Однако организационная структура не учитывает такой фактор как человеческое поведение, которое влияет на порядок взаимодействия и его координацию. Как отмечает М.З. Мильнер, именно поведение персонала определяет эффективность функционирования организационной структуры в большей мере, чем формальное распределение функций между подразделениями.

То есть, в число факторов, влияющих на эффективность организации и ее структуру можно отнести:

1) реальные взаимодействия между людьми и их работой, отражаемые в схемах организационных структур и должностных обязанностях;

2) политику руководства и методы воздействия на поведение персонала;

3) полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления.

Рациональная структура организации предполагает комбинацию указанных факторов, обеспечивающую высокий уровень эффективности производства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...