Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Право и деятельность журналиста




Социалистическое государство через свои законодательные и исполнительные органы регламентирует деятельность всех граждан и гарантирует осуществление их прав. Закон обеспечивает правомочность многих действий и представителей прессы. Естественно, что он предусматривает и юридическую ответственность за те правонарушения, которые журналист может допустить в ходе выполнения своей профессиональной роли. Поэтому знание правовых норм - важное условие успешной творческой деятельности журналиста.

Однако практика свидетельствует о недостаточном использовании правовых норм в повседневной работе журналистов. Довольно точно охарактеризовал это положение известный советский журналист и писатель А. Бек: «Накоплен колоссальный опыт, который необходимо упорядочить, синтезировать... Твердое знание литератором, журналистом своих прав и обязанностей, несомненно, повысит его ответственность за свое творчество...».

Все чаще к данным проблемам обращаются и сами юристы, а также журналисты, специализирующиеся в области права. О важности их первоочередной разработки говорили участники состоявшейся в Московском государственном университете научно-практической конференции по проблемам журналистского мастерства.

Необходимость юридической ответственности прессы и ее представителей была признана нашими журналистами еще в первые годы становления советской журналистики. Для того чтобы печать могла выполнить свою роль в решении задач социалистического строительства,
считали они, ее нужно «поставить в такое же независимое положение, в какое поставлены суды, прокуратура, трибуналы, в положение, вполне независимое во всех отношениях, со строгой ответственностью по суду за сообщения «вредные», за сообщения, несоответствующие, действительности... За клевету и даже за ошибку печать должна отвечать перед судом так же, как и всякое частное лицо...».

Юридическая ответственность за злоупотребление свободой печати предусматривалась и в подписанном В. И. Лениным в 1918 г. Декрете Совета Народных Комиссаров «О Революционном трибунале печати», которым устанавливалось, что «к преступлениям и проступкам путем использования печати относятся всякие сообщения ложных или извращенных сведений о явлениях общественной жизни, поскольку они являются посягательством на права и интересы революционного народа, а также нарушения узаконений о печати, изданных Советской властью».

О нетерпимом отношении В. И. Ленина к тем, кто использовал прессу в антисоветских целях, свидетельствует еще один документ, подписанный им в декабре 1917 г., - «Ордер на арест и предание суду Революционного трибунала И. Г. Церетели, В, М. Чернова, Ф. Н. Дана и других за выпуск с провокационной целью клеветнической газеты «Революционный Набат».

Эта принципиальная позиция отражена в современном советском законодательстве, которое предусматривает уголовную ответственность граждан, и в том числе журналистов, за подобные действия.

Рассмотрим сначала те законодательные акты, которые обеспечивают сегодня правомочность профессиональной деятельности журналистов. Прежде всего следует отметить, что им, как и всем гражданам СССР, обеспечиваются свобода слова, творчества и реальные
возможности для развития и применения своих творческих сил, способностей и дарований (ст. 20 47, 50 Конституции СССР). Конституция СССР (ст. 47) и ряд статей Гражданского и Уголовного кодексов РСФСР и других союзных республик гарантируют осуществление таких прав работника советской прессы, как право на неприкосновенность произведения, на имя на опубликование, воспроизведение и распространение произведения, на получение вознаграждения, регламентируют отношения соавторов, защищают автора произведения от нарушения его авторских прав (плагиат, незаконное воспроизведение или распространение произведения, принуждение к соавторству), обеспечивают тайну дневников и заметок. Контроль за соблюдением авторского права осуществляют юридические органы, а также организованное в 1973 г. Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП). Журналист, как и любой гражданин СССР, имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их
деятельности, критиковать недостатки в работе (ст. 49 Конституции СССР).

Юридическое обоснование многих действий журналистов, авторов писем в редакцию, нештатных авторов и других лиц дает Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». В этом правовом акте, в частности, отмечено, что «поступающие из редакций газет и журналов предложения и жалобы граждан, а также связанные с их разрешением выступления и другие опубликованные в печати материалы рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Указом», т. е. в течение одного месяца, а если эти документы не требуют дополнительной проверки, то
он и должны быть рассмотрены безотлагательно.

Этот же Указ предусматривает дисциплинарную ответственность должностных лиц за бюрократическое отношение к заявлениям, жалобам и предложениям трудящихся и более суровую ответственность за злоупотребления при рассмотрении этих документов: «… деяния должностных лиц, причинившие существенный вред государственным или общественным интересам, их правам и охраняемым законом интересам граждан, а также преследование должностными лицами граждан в связи с подачей ими жалоб или заявлений влекут уголовную ответственность по соответствующим статьям уголовных кодексов союзных республик о должностных преступлениях». Эта правовая норма отражена и в ст. 49 Конституции СССР, в которой говорится, что преследование за критику запрещается.

Важной гарантией прав автора критического письма или журналистского материала является то, что данный Указ запрещает направлять письма и материалы для рассмотрения тем лицам в адрес которых направлены критические замечания. К необъективной оценке письма, журналистского выступления может провести участие в их разборе и других, лично заинтересованных людей. В связи с этим представляется обоснованным такое предложение. «В понятие „рассмотрение" („разбирательство", „разрешение") жалобы, - считает специализирующийся в области права очеркист А. Ваксберг, - должна входить и сама проверка, к которой не вправе быть привлечен тот, кто хоть как-то причастен к решению дела на предыдущих этапах. И за нарушение этого принципа закон должен установить ответственность. Конкретную и суровую, Чтобы отписка никогда, ни при каких обстоятельствах не смела назваться ответом».

В связи с тем что использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан (ст. 39 Конституции СССР), весьма важным в работе журналиста является знание и верное соблюдение правовых норм, определяющих его ответственность перед обществом. К сожалению, юридическая культура журналистов, рабочих и сельских корреспондентов, активистов стенной печати, их знание Основного Закона и правовых норм, его конкретизирующих, еще не вполне соответствует этим требованиям.

Журналисту важно знать, что к числу особо тяжких преступлений закон относит такие действия, как антисоветская агитация и пропаганда (ст. 70 УК РСФСР), пропаганда войны (ст. 71 УК РСФСР1), разглашение государственной тайны (ст. 75 УК РСФСР), нарушение национального и расового равноправия, состоящее в пропаганде или агитации с целью возбуждения расовой или
национальной вражды или розни (ст. 74 УК РСФСР, ст. 36 Конституции СССР), распространение заведомо ложных измышлений порочащих советский государственный и общественный строй (ст. 190-1 УК РСФСР».

Особое значение имеет для журналиста соблюдение правовых норм, обеспечивающих защиту чести и достоинства граждан. К этим нормам относятся статьи: 57 - Основного Закона СССР, 7 - Гражданского кодекса РСФСР, 130 и 131 - Уголовного кодекса РСФСР и др. Если ст. 57 Конституции СССР в общем устанавливает обязанность государственных органов, общественных организаций и должностных лиц уважать личность, охранять права и свободы советского человека, а также гарантирует ему право на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, имущество и личную свободу, на честь и достоинство, то другие из названных норм более конкретно определяют условия и порядок защиты этих прав. В частности, в ст. 7 ГК РСФСР говорится о том, что граждане или организации вправе требовать по суду опровержения порочащих их честь и достоинство сведении, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Если указанные сведения распространены в печати,
они в случае несоответствия их действительности должны быть опровергнуты также в печати.

Согласно ст. 7 ГК РСФСР, ответственность за распространение порочащих сведений наступает при наличии следующих условий: установлении факта распространения этих сведений; установлении того, что распространенные сведения действительно умаляют честь и достоинство личности; несоответствии распространенных порочащих сведений действительности.

Для автора критического материала важно иметь верное представление о том, какие сведения следует считать порочащими. В постановлении пленума Верховного Суда СССР от 17 декабря 1971 г. «О применении в судебной практике статьи 7 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик о защите чести и достоинства граждан и организаций» разъясняется, что умаление чести и достоинства граждан и организаций понимается с точки зрения соблюдения ими закона, правил социалистического общежития и принципов коммунистической морали. Это разъяснение можно дополнить мнением юриста И. Борисова: «Порочащие сведения, - отмечает он, - это сведения, порочащие репутацию человека, все равно касаются они его конкретных поступков (например, „дал взятку") или вообще его моральных качеств („он мошенник"). При этом отрицательное мнение подкрепляется ссылкой на факты или
содержит намек на них. Точке время нельзя считать порочащими отрицательные суждения об обычных способностях человека (например, «он - плохой актер»,
«он - безвольный человек»)».

К ответственности за клевету, т.е. за распространен заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений (ст. 130 УК РСФСР), журналист, рабочий или сельский корреспондент могут быть привлечены в том случае, если они опорочили кого-либо умышленно. И то, что в этих целях использована газета, усугубляет тяжесть преступления. Закон (ст. 1;31 УК РСФСР) защищает граждан и от оскорбления т. е. умышленного унижения чести и достоинства личности, выраженного в неприличной форме. Использование для этого средств массовой информации и пропаганды также влечет более строгое наказание виновного.

Один из самых сложных видов работы журналиста, рабкора - подготовка критического материала о лицах, обвиняемых в нарушении законов. Готовя такую публикацию, журналист должен стремиться, прежде всего, к тому, чтобы не подменять и не опережать своим материалом решения суда, не порочить человека, виновность которого еще не доказана. Более конкретно это требование выражено в ст. 160 Конституции СССР, где записано, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Именно по этой статье Основного Закона должен сверять обоснованность своих оценок автор критического материала о злоупотреблениях и других уголовно наказуемых действиях.

Предоставить же авторитетные доказательства в данной ситуации могут только следственные органы. Но, оберегая честь и достоинство граждан от преждевременных обвинений, закон и в данном случае ограничивает использование журналистом сведений. Поэтому при подготовке досудебной публикации журналисту, рабкору необходимо руководствоваться статьями 139 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и 184 Уголовного кодекса РСФСР. Первой из этих статей установлено, что данные предварительного следствия могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя или прокурора, и в том объеме, в каком они признают это возможным. Нарушение этой нормы наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев или штрафом до 50 рублей (ст. 184 УК РСФСР). Но даже и в том случае если журналист будет иметь разрешение на публикацию данных предварительного следствия, тот суд, которому он подвергает отрицательного героя в своем материале, должен быть судом лишь нравственным.

К ответственности за нарушение установленного законом порядка оглашения сведения журналист, нештатный автор редакции привлекаются и за разглашение «сущности предполагаемого открытия или изобретения до подачи заявки» и без согласия изобретателя (Положение, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР № 584 от 21 августа 1973 г., ст. 141 УК РСФСР).

Ряд правовых норм обеспечивает защиту информации о личной жизни граждан. Закон (ст. 56 Конституции СССР) охраняет от вмешательства в личную жизнь, тайну переписки (наказание за нарушение этой тайны предусмотрено ст. 135 УК. РСФСР), телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Запрещается разглашение и некоторых других сведениям жизни человека. Так, закон предусматривает наказание за разглашение тайны усыновления против воли усыновителя (ст. 124 УКРСФСР); тайны голосования (ст. 133 УК РСФСР). Не допускается разглашение сведений о вкладчиках и состоянии их счетов в сберкассах (ст. 25 Устава Государственных трудовых сберегательных касс СССР). Закон не допускает также огласки сведений о состоянии здоровья людей, интимной жизни больного (ст. 16 Основ
законодательства о здравоохранении).

В деятельности работников прессы и активистов печати, занимающихся подготовкой иллюстративных материалов, фото обвинений и т. д., важное значение имеет знание правовых норм, регламентирующих эту работу. К таким нормам, в частности, относится ст. 514 Гражданского кодекса РСФСР, которая предписывает: «Опубликование, воспроизведение и распространение произведения изобразительного искусства, в котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти - с согласия его детей и пережившего супруга. Такого согласия не требуется, если это делается в государственных или общественных интересах, либо изображенное лицо позировало автору за плату». Естественно, что действия журналиста, внештатного автора диктуются общественными интересами, но использовать свое право они должны только в том случае, если необходимость в публикации фото информации проявляется со всей очевидностью. Особенно строго должно быть взвешено решение о публикации фотографий, рисунков критического характера.

В связи с расширением международного сотрудничества, обострением идеологической борьбы и развитием технических средств информации все более актуальным становится вопрос о месте средств массовой информации и пропаганды, о правовых нормах их деятельности во взаимоотношениях между государствами. В разработке и обсуждении этих норм активное участие принимает и наша страна. С 1973г. Советский Союз - участник Всемирной конвенции по авторскому праву. СССР имеет двусторонние соглашения об охране авторских прав с
социалистическими странами.

Присоединение к конвенции вызвало необходимость внесения некоторых изменений и дополнений в гражданские кодексы союзных республик, в частности норм, регламентирующих порядок перевода произведений, выплаты гонорара советским и зарубежным авторам. Одной из мер, связанных с присоединением СССР к Всемирной конвенции по авторскому праву, явилось учреждение в сентябре 1973 г. Всесоюзного агентства по авторским правам, к основным функциям которого относится «обеспечение соблюдения прав и законных интересов советских и иностранных авторов, а также их правопреемников при использовании произведений литepaтуры, науки и искусства в СССР, советских авторов и их правопреемников при использовании произведений за рубежом; представительство авторских прав и связанных с ними законных интересов авторов и их правопреемников и принятие необходимых мер по предотвращению нарушений и восстановлению нарушенного авторского права».

Ряд сложных проблем международного права связан с новыми техническими возможностями средств массовой информации и пропаганды. Одна из них - проблема
непосредственного телевизионного вещания (НТВ), создавшая необходимость коллективной выработки правовых норм передачи информации, обеспечивающих защиту интересов государств, на которые может быть направлено НТВ. Активную роль в разработке таких норм играет наша страна. В 1972 г. по инициативе Советского Союза ООН была принята резолюция «О разработке
международной конвенции о принципах использования государствами искусственных спутников Земли для непосредственного телевизионного вещания».

«Инициатива нашей страны, направленная на урегулирование ряда проблем телевизионного вещания через спутники, - пишет специалист в области международного права Ю. Колосов, - отнюдь не означает попытки запретить непосредственное телевизионное вещание, как это пытались утверждать некоторые западные органы печати. Телевизионные передачи могут способствовать культурному прогрессу и сближению народов земного шара. Вместе с тем нельзя допустить, чтобы новое средство массовой информации использовалось для разжигания недоверия и вражды между народами, обострения международной обстановки. А такая вероятность не исключена: если некоторые радиостанции злоупотребляют возможностями радиовещания, то нет никакой гарантии, что в этих же целях не будет использоваться и телевидение».

Проблемы правового регулирования международного обмена информацией широко обсуждались и на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе. Они нашли отражение в подписанном его участниками Заключительном акте, в котором сотрудничеству в области информации и условиям работы журналистов посвящены специальные разделы. «Государства участники, - записано в Заключительном акте, — стремясь к улучшению условий, в которых журналисты одного из государств участников осуществляют свою профессиональную деятельность в другом государстве-участнике, имеют в виду, в частности: изучать в благожелательном духе в подходящие и разумные сроки просьбы журналистов о выдаче виз... облегчать на основе взаимности процедуры оформления поездок журналистов государств участников по стране... увеличивать возможность личного общения журналистов государств-участников с источниками их информации, включая организации и официальные учреждения; предоставлять журналистам государств участников право ввоза, лишь при условии последующего вывоза, технического оборудования... предоставлять журналистам других государств-участников, будь то постоянно или временно аккредитованным, возможность:передавать полностью, в обычном порядке через признанные государствами-участниками каналы в представляемые ими органы информации результаты их профессиональной деятельности, включая магнитофонные записи и не проявленную пленку, с целью опубликования или передачи по радио или телевидению...».

Отвергнув диверсионный лозунг «свободного потока информации и идей», наша страна выступает за такой обмен информацией, цель которого - не вмешательство во внутренние дела других стран и нарушение их равенства, а служение миру и взаимопониманию между народами.

Осуществляя принципы Заключительного акта, Советский Союз последовательно проводит в жизнь предусмотренные этим документом меры, и в частности те, которые касаются сотрудничества в области информации. Так, в Москве постоянно аккредитовано 270 зарубежных корреспондентов, представляющих 190 информационных агентств, газет, журналов, радио- и телекомпаний примерно 50 стран, для которых Отдел печати МИД СССР проводит в год более ста пресс-конференций, организует десятки групповых поездок по стране. Для них расширены возможности передвижения по стране, сокращены сроки рассмотрения вопросов о визах, упрощена процедура аккредитации, разрешен ввоз без пошлины технического оборудования и т. д.

Созданию более благоприятных условий для работы зарубежных корреспондентов служит и принятый Президиумом Верховного Совета СССР Указ «О порядке сношений министерств и ведомств СССР и союзных республик, центральных органов общественных организаций и их должностных лиц с иностранными журналистами» (1976 г.), которым устанавливается, что эти министерства, ведомства и должностные лица «могут непосредственно сноситься с иностранными журналистами в порядке, определяемом законодательством СССР». Так не на словах, а на деле Советский Союз участвует в реализации Заключительного акта. Такую позицию наша страна занимает и в отношении новых международных документов, определяющих нормы сотрудничества в области обмена информацией. В числе первых, например, СССР высказался за принятие членами ООН Декларации об основных принципах использования средств массовой информации для укрепления мира и международного взаимопонимания, для борьбы с пропагандой войны, расизмом и апартеидом.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...